В каком году родились кирилл и мефодий

Биография святых Кирилла и Мефодия

Славяне — многонациональная общность, являющаяся одной из самых многочисленных в Европе раннего Средневековья. Они имели развитые культурные традиции, на которые сильное влияние к концу первого тысячелетия нашей эры оказало христианство. Его утверждению среди славянских народов способствовала деятельность святых братьев Кирилла и Мефодия. Они не только несли славянам Слово Божие, но и создали церковнославянский язык и первую азбуку.

Житие святых

О жизни святых проповедников сохранилось множество сведений, по которым можно восстановить их биографию с детских лет до окончания земного пути.

Происхождение

Братья Мефодий и Кирилл родились в городе Салоники, расположенном на территории современной Греции, в семье богатого византийского военачальника по имени Лев. У него было семь детей мужского пола, среди которых старшим ребёнком был Михаил, а младшего сына звали Константин. Дед будущих просветителей занимал высокую должность при дворе византийского императора.

Точных данных о национальности братьев в источниках не указывается. Большинство исследователей считают их греками.

Интересно: Салоники был многонациональным городом, в котором жили не только греки, но и представители различных славянских племён, говоривших на солунском диалекте. Многие исследователи считают, что равноапостольные братья владели обоими языками, распространёнными на их родине.

Мефодий

Старший из братьев, названный при рождении Михаилом, получив прекрасное домашнее образование, пошёл по пути военной карьеры. Дослужившись до звания стратига провинции Славинии, он покинул мирскую жизнь.

Он удалился в монастырь на горе Малый Олимп, где принял монашеский постриг под именем Мефодий. Впоследствии он стал настоятелем этой обители.

Кирилл

Младший из братьев — Константин, обладающий большими способностями в изучении языков и различных наук, прослыл одним из выдающихся учёных своего времени. В юном возрасте он отправился в Константинополь, где обучался наукам совместно с малолетним императором Михаилом под руководством священника Фотия, который позднее станет константинопольским патриархом, и известного учёного Льва Математика.

Закончив учёбу, талантливый юноша выбрал церковное служение. Он принял сан диакона и получил должность патриаршего библиотекаря. Через некоторое время по непонятной причине молодой человек покинул византийскую столицу, удалившись в монастырь. Но по настоятельной просьбе императора и патриарха вынужден был вернуться и принять должность преподавателя философии в Магнаврском университете.

До 856 г. Константин совмещал деятельность преподавателя со службой на благо государства. После смерти логофета Феоктиста — родственника, оказывавшего покровительство учёному — он вместе с несколькими учениками отправился в обитель своего старшего брата.

Поездка в Хазарию

Первое совместное путешествие равноапостольных братьев началось в 860 г., когда по повелению императора талантливый философ и оратор Константин, должен был отправиться в Хазарию. Её правитель пригласил представителей крупнейших религий, чтобы после беседы принять одну из них.

К ответственной встрече учёный муж готовился в городе Херсонес, где он выучил иврит и арамейский язык. А также братья участвовали в чудесном обретении мощей святого Климента, четвертого епископа римского, принявшего мученическую смерть в древнем причерноморском городе.

Интересно: хазарская поездка братьев закончилась неудачей, так как правитель выбрал иудейскую веру, но в то же время она имела большое значение для дальнейшей жизни просветителей.

Моравская миссия

С возвращением братьев в столицу совпал приезд моравского правителя Ростислава, просившего императора прислать к ним человека, способного перевести священные христианские тексты на славянский язык. Этим человеком стал философ Константин, которому помогали брат игумен Мефодий и ученики.

Перед поездкой в Великую Моравию они провели огромную работу звуковому анализу языка славян, на основе которой появилась глаголица — первая славянская азбука. В неё было 38 букв, с помощью которых Кирилл записал, переведённые с греческого языка основные христианские книги. Это событие произошло в 863 г. Четыре года Кирилл и Мефодий путешествовали по моравским землям, переводя богословские тексты, обучая людей чтению и письму, переводя христианские богослужения на славянский язык.

На заметку! Братья выступали лишь в роли проповедников и переводчиков, не имея права назначать местных священников и утверждать проведение церковных служб на церковнославянском языке.

Для этого следовало получить благословение византийского или римского церковного главы.

Римские события

Деятельность братьев вызывала недовольство немецких священнослужителей, которые распространить своё влияние на славян. Перевод богослужений на славянский язык, по их мнению, являлся отступлением от укоренившейся традиции, по которой читать священные тексты можно только на греческом, еврейском и латинском языке. Под влиянием западных священников Константина и Мефодия в Риме объявили еретиками и потребовали их приезда к папскому престолу.

Папа Андриан II с почестями встретил людей, доставивших в 868 г. в Священный Город мощи святого Климента. Римский первосвященник разрешил проводить в славянских землях богослужения на национальном языке и повелел положить священные книги, на нём написанные в римских храмах.

Активная жизнь рано подорвала силы Константина, в начале 869 г. он тяжело заболел. Приняв монашеский постриг под именем Кирилл, он завещал старшему брату продолжить их великое дело. Его похоронили в соборе святого Климента в феврале этого же года. А Мефодий, получивший сан епископа с учениками отправился в земли славян, чтобы продолжить своё служение.

Деяния Мефодия

После смерти брата, выполняя данное ему обещание, Мефодий вернулся к славянам. Но на территории Моравии усилилось влияние немецкого священства, которое активно препятствовало распространению церковнославянского языка.

  • В 872 г. Мефодия заточили в немецкую крепость. Папа Иоанн VIII повелел выпустить проповедника, но идя на уступки западному духовенству, запретил ведение богослужений на славянском языке.
  • С 875 по 879 гг. славяне слушали на родном языке только церковные проповеди.
  • С 884 г. Мефодий с учениками обосновался в Велеграде — столице Моравии. Здесь закончился земной путь святого Мефодия Моравского.

После смерти просветителей

Смерть Мефодия послужила активатором для деятельности противников новой письменной системы. Применение славянского языка во время богослужений и проповедей запрещается по всей территории Моравии. Гонениям подверглись ученики святых проповедников. Некоторых из них казни, но большинство были выдворены из страны и обосновались в Болгарии, Хорватии и южнославянских землях. В 890 г. римская церковь объявила анафему церковным книгам и богослужениям, проводимым на славянском языке.

Но, несмотря на это, деятельность Мефодия и Кирилла продолжалась. Глаголица и кириллица укоренились в землях южных и восточных славян.

Интересно: по свидетельствам источников равноапостольные братья оставили после себя богатейшее литературное наследие. Но до настоящего времени не дошёл ни один подлинник их сочинений. Это объясняется уничтожением всех трудов святых просветителей во время гонений в моравских землях.

Почитание

Братьев Мефодия и Кирилла начали почитать в первые годы после их кончины. Вскоре они были прославлены в лике святых равноапостольных мужей ещё единой Христианской Церковью.

В современной православной традиции днями их поминовения являются:

  • 27 февраля — кончина Кирилла;
  • 19 апреля — преставление Мефодия;
  • 24 мая — общая дата поминовения равноапостольных братьев, установленная в конце XIX в. Святейшим Синодом.

На заметку! 24 мая — во многих странах Восточной Европы являются днём проведения праздника славянской культуры и письменности.

Славянские азбуки

Кирилл и Мефодий являются разработчиками первой славянской азбуки — глаголица. Уже после смерти просветителей их ученик Климент Охридский создал кириллицу — алфавит, основанный на трудах святых братьев и греческого письма. Название новый труд получил в честь человека, выполнившего подготовительную работу, лежащую в основе составления любого нового письменного языка.

Некоторые учёные утверждают, что славянские азбуки не являлись новым видом письменности, а были лишь разновидностью греческой буквенной системы. Самостоятельность детища равноапостольных мужей подтверждается следующими факторами:

  • все мировые письменные системы возникали на основе предшествующих образцов;
  • глаголица и кириллица полностью соответствует звуковой системе славянского языка;
  • графическое начертание букв обеих азбук не копирует греческое письмо, а является глубокой творческой переработкой авторов.

Работа святых Кирилла и Мефодия имела большое значение не только в деле крещения славянского населения Европы, но и в сохранении в его процессе национальной самобытности и культуры славян. Единый алфавит — одно из звеньев, объединяющих все славянские народы.

Создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий

Кирилл (имел прозвище Философ) 827 − 869 г. г. и Мефодий 815 − 885 г. г. — христианские проповедники, родом из Византии, создавшие старославянскую азбуку и церковно-славянский язык.

Уже после смерти оба были канонизированы и с тех пор почитаются как Святые. Почитание было заслужено созданием Кириллом и Мефодием славянской письменности.

Читать еще:  Игры про пасху

Биография просветителей

Биография Кирилла и Мефодия — создателей славянской азбуки, начинается с их рождения в городе Солуни (Византия). Их отец по имени Лев был военным, имел звание офицера, а мать звали Марией. Всего в семье было 7 мальчиков, при этом Мефодий был самым старшим, а Кирилл (первый знаменитый основатель славянской письменности) — самым младшим.

Предположительно, что отец по национальности был греком, а мать — славянкой. Эта информация не является подтвержденной, поэтому ученые до сих пор спорят о том, к какой национальности принадлежали Кирилл и Мефодий.

Родители позаботились о хорошем образовании своих детей. Так, старший сын изначально пошел по стопам отца, выбрав для себя военную карьеру. Но позже постригся в монахи. Младший Кирилл выбрал духовно-ученый путь. Возможно, что на такое решение повлиял один случай: юноша был на охоте и потерял ястреба.

Это произвело на него такое впечатление, что по возвращении он нарисовал на стене в своей комнате крест и с тех пор занялся изучением религий. С раннего детства он отличался прекрасной памятью и хорошими умственными способностями.

Создание письменности

В Моравии просветитель Кирилл, при поддержке брата, составил азбуку, а также перевел с греческого языка на болгарский богослужебные книги. В этом деле братьям помогали их ученики:

  • Горазд Охридский;
  • Климент Охридский;
  • Константин Преславский;
  • Лаврентий и некоторые другие.

Создание славянской азбуки Кириллом и Мефодием относится к 863 году по Александрийскому летоисчислению. Ученые до сих пор спорят о том, авторами какой именно азбуки (глаголицы или кириллицы) были братья.

В Моравии братья продолжали свою деятельность по продвижению славянского языка. Эта миссия продолжалась более 3 лет. А также за этот период был подготовлен проект Крещение Болгарии (864 г.).

Смерть братьев

В 867 году братья уехали в Рим. Там Кирилл заболел и умер 14 февраля 869 года. Он прожил недолгую жизнь (42 года), но при этом сделал великое дело.

В 870 году Мефодий в окружении учеников направился в Паннонию, откуда потом поехал в Моравию.

Там духовная деятельность протекала достаточно сложно из-за смены власти. Через 3 года Мефодий попал в заключение в монастырь Райхенау, поскольку действующая власть не разделяла его взглядов насчет славянского языка.

В 874 году он был освобожден, но уже в 879 году против него был организован новый процесс. Но, несмотря на это, Мефодий оправдался в Риме и получил разрешение на совершение богослужений на славянском языке.

В 881 году Мефодий был приглашен в Константинополь. Там он продолжил свою деятельность и через 3 года снова вернулся в Моравию, где также переводил с греческого церковные книги. В 885 году он тяжело заболел.

Предчувствуя скорую кончину, он попросил отнести его в храм, где совершил богослужение в Вербное Воскресение 4 апреля. Свой земной путь он закончил в тот же день. Его отпели на трех языках: латинском, греческом и славянском. За несколько дней до смерти он назначил своим преемником одного из учеников — Горазда Охридского.

Почитание святых

В русском православии равноапостольных Кирилла почитают 27 февраля (14 февраля — по старому стилю), а Мефодия 19 (6 апреля). В католицизме Днем Святых считается 14 февраля. За всю историю было создано много портретов, икон и памятников этих Святых. Про братьев были сняты художественные фильмы:

  • Константин Философ (1983);
  • Солунские братья (1989);
  • Кирилл и Мефодий — Апостолы славян (2013).

Также 24 мая отмечается День славянской письменности.

Кирилл и Мефодий никогда не были женаты, оба приняли монашество и посвятили свою жизнь богослужению, а также создали славянскую азбуку. Память о них сохранилась до наших дней. Церковью браться были удостоены высокой награды — их приравняли к Святым.

В каком году родились кирилл и мефодий

«КИРИЛЛИЦА»
Так вот они — наши истоки,
Плывут, в полумраке светясь,
Торжественно-строгие строки,
Литая славянская вязь.
Так вот где, так вот где впервые
Обрел у подножия гор
Под огненным знаком Софии
Алмазную твердость глагол.
Великое таинство звука,
Презревшее тленье и смерть,
На синих днепровских излуках
Качнуло недвижную твердь.
И Русь над водой многопенной,
Открытая вольным ветрам,
«Я есмь!» — заявила Вселенной,
» Я есмь!» — заявила векам.

Краткая биография

Видео YouTube

Создатели славянск ой азбуки братья Кирилл (до принятия монашества Константин) (827-869) и Мефодий (815-885) происходили из византийского города Солуни, в котором проживало многочисленное славянское население. Ныне это город Салоники в Македонии. Отец братьев был богат и «доброго рода», занимал в Солуни значительную до лжность – помощник военачальника. По национально сти отец Константина и Мефодия был болгарином, а мать – гречанкой, поэтому с детства для братьев родными языками являлись греческий и славянский.

Константин и Мефодий до принятия монашества.

Константин начал посещать школу в восьмилетнем возрасте. Он отличался способностями, скромностью, терпением. Прилежно учился, осваивал греческий язык, счет, овладевал верховой ездой и воинскими приемами. Но любимым его занятием было чтение книг. Можно сказать, что знания, книги стали для него смыслом всей жизни.

Для продолжения образования Константин отправился в Константинополь, столицу Византийской империи. Он был взят в товарищи по учению к сыну императора Михаила III. Под руководством лучших наставников — в том числе Фотия, будущего знаменитого константинопольского патриарха — Константин изучил античную литературу, риторику, грамматику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку. Он хорошо знал иврит, славянский, греческий, латинский и арабский языки. Интерес к наукам, упорство в учении, трудолюбие – всё это сделало его одним из самых образованных людей Византии. Не случайно его за великую мудрость прозвали Философом.

По окончании учения, отказавшись от выгодного брака, а также от предложенной императором административной карьеры, Константин стал патриаршим библиотекарем в соборе Святой Софии. Но, пренебрегая выгодами своего положения, вскоре он удалился в один из монастырей на черноморском побережье. Некоторое время жил в уединении, а по возвращении стал преподавать философию в университете.

Мудрость и сила веры еще совсем молодого Константина были столь велики, что ему удалось победить в прениях вождя еретиков-иконоборцев Анния. После этой победы Константин был послан императором на диспут для прений о Святой Троице с мусульманами и также одержал победу.

Примерно в 850 году император Михаил III и патриарх Фотий направляют Константина в Болгарию, где на реке Брегальнице он обращает в христианство многих болгар.

После этого Константин удалился к брату своему Мефодию на Олимп, проводя время в непрестанной молитве и чтении творений святых отцов.

Мефодий был старше брата на 12 лет. Он рано поступил на военную службу. В течение 10 лет был управителем одной из населённых славянами областей. Около 852 года принял монашеский

Именно в этом монастыре вокруг Константина и Мефодия сложилась группа единомышленников и зародилась мысль о создании славянской азбуки.

В 860 году император вызвал Константина и Мефодия из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской проповеди.

Д испут Константина с мусульманским имамом и еврейским раввином, состоявшийся в присутствии кагана, согласно «Житию» кончился победой Константина. Каган веру не поменял, но по просьбе Константина отпустил на волю всех греческих пленников – более 200 человек.

Братья вернулись в Византию. Константин остался в столице, а Мефодий отправился в монастырь, где служил прежде.

Вскоре Константин, хорошо знавший не только греческий, арабский и латинский, но и язык славян, был отправлен в Болгарию с просветительской миссией. Но просвещение славян оказалось невозможным без книг на их родном языке. Поэтому Константин приступил к созданию славянской азбуки. Мефодий стал ему помогать. 24 мая 863 года они огласили изобретение славянского алфавита.

Придумав азбуку, братья стали переводить основные богослужебные книги (Евангелие, Апостол, Псалтирь и др.) с греческого на славянский язык.

Своей просветительской деятельностью Константин и Мефодий способствовали утверждению христианской веры в Болгарии. А из Болгарии христианская вера и письменность распространились в соседнюю Сербию.

В том же 863 году моравский князь Ростислав, притесняемый немецкими епископами, обратился к византийскому императору Михаилу III с просьбой помочь ему ввести в Моравии церковную службу на славянском языке. Ростиславу это было необходимо потому, что западные славяне находились под гнетом римской католической церкви, и им разрешалось проводить службу только на латинском языке, а в государственных делах использовать исключительно немецкий язык. Эти ограничения, безусловно, были препятствием на пути национальной самоидентификации западных славян.

Читать еще:  Как поминать в день рождения

Ростислав просил прислать в Моравию священнослужителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке. «Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучал нас, и толковал святые книги…пошлите нам учителей, которые могли бы рассказать о книжных словах и о смысле их».

Император призвал Константина и сказал ему: «Необходимо тебе идти туда, ибо лучше тебя никто этого не выполнит». Константин с постом и молитвой приступил к новому подвигу. Мефодий по просьбе брата поехал вместе с ним.

В том же 863 году братья прибыли в Моравию с созданной азбукой.

Они были приняты с великой честью, и до весны 867 года обучали моравских жителей чтению, письму и ведению богослужения на славянском языке. Деятельность Константина и Мефодия вызвала злобу немецких епископов, совершавших в моравских церквах богослужение на латинском языке, и они восстали против святых братьев, утверждая, что церковная служба может проводиться лишь на одном из трех языков: еврейском, греческом или латинском. Немецкие епископы восприняли Кирилла и Мефодия как еретиков и подали жалобу в Рим. Солунским братьям пришлось отправиться к римскому папе. Они надеялись найти поддержку в борьбе против немецкого духовенства, препятствовавшего распространению славянской письменности.

Путешествие в Рим.

По дороге в Рим Константин и Мефодий посетили ещё одну славянскую страну — Паннонию, где находилось Блатенское

После того, как Константин передал папе Римскому Адриану II обретённые им в своём херсонесском путешествии мощи святого Климента, тот утвердил богослужение на славянском языке и приказал положить переведённые книги в римских церквях. По велению папы, Формоз (епископ Порто) и Гаудерик (епископ Веллетри) посвятили в священники трех братьев, путешествовавших с Константином и Мефодием, а Мефодий был рукоположён в епископский сан.

Как видим, солунские братья смогли добиться разрешения вести службу на славянском языке у самого папы римского.

Напряжённая борьба, годы странствий, чрезмерный труд подорвали жизненные силы Константина.

В Риме он занемог, и в чудесном видении извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму с именем Кирилл. Через 50 дней после принятия схимы, 14 февраля 869 года, равноапостольный Кирилл скончался в возрасте 42 лет и был похоронен в Риме в церкви св. Климента.

Отходя к Богу, святой Кирилл заповедал брату своему Мефодию продолжать их общее дело – просвещение славянских народов светом истинной веры. Перед смертью он сказал Мефодию: «Мы с тобой, как два вола; от тяжёлой ноши один упал, другой должен продолжать путь».

Святой Мефодий умолял папу римского разрешить увезти тело брата для погребения его на родной земле, но папа приказал положить мощи святого Кирилла в церкви святого Климента, где от них стали совершаться чудеса.

Просветительская деятельность Мефодия после смерти Кирилла.

После кончины Кирилла римский папа, следуя просьбе славянского князя Коцела, послал Мефодия в Паннонию, рукоположив его в сан архиепископа Моравии и Паннонии. В Паннонии святой Мефодий вместе со своими учениками продолжал распространять богослужение, письменность и книги на славянском языке.

Мефодий стойко переносил нападки латинской церкви: по наговору латинских епископов его на два с половиной года заточили в тюрьму, в лютый мороз возили волоком по снегу. Но просветитель не отрекся от служения славянам, а в 874 году был освобожден Иоанном VIII и восстановлен в правах епископства. Папа Иоанн VIII запретил Мефодию совершать литургию на славянском языке, но Мефодий, посетив в 880 году Рим, добился отмены запрета и продолжил своё служение.

В 882-884 годах Мефодий жил в Византии. В середине 884 года вернулся в Моравию и занимался переводом Библии на славянский язык.

В последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славянский язык те книги, которые намечал еще перевести Кирилл: весь Ветхий Завет, а также Номоканон и святоотеческие книги (Патерик).

Предчувствуя приближение кончины, святой Мефодий указал на одного из своих учеников – Горазда как на достойного себе преемника. Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 (19) апреля 885 года в возрасте около 70 лет. Он был погребен в соборной церкви Велеграда.

Всю свою жизнь солунские братья посвятили учению, знаниям, служению славянам. Они не придавали особого значения ни богатству, ни почестям, ни славе, ни карьере.

Святые равноапостольные Мефодий и Кирилл, учители словенские

Родные братья Кирилл и Мефодий происходили из благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни (в Македонии). Они были дети одного воеводы, родом болгарского славянина. Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (Кирилл — его монашеское имя) — самым младшим.

Святой Мефодий сначала служил, как и отец его, в военном звании. Царь, узнав о нем, как о хорошем воине, поставил его воеводой в одно славянское княжество Славинию, бывшею под греческой державой. Это случилось по особому усмотрению Божию и для того, чтобы Мефодий мог лучше научиться славянскому языку, как будущий впоследствии духовный учитель и пастырь славян. Пробыв в чине воеводы около 10 лет и познав суету житейскую, Мефодий стал располагать свою волю к отречению от всего земного и устремлять свои мысли к небесному. Оставив воеводство и все утехи мира, он ушел в монахи на гору Олимп.

А брат его святой Константин с юности своей показал блестящие успехи как в светском, так и в религиозно-нравственном образовании. Он учился вместе с малолетним императором Михаилом у лучших учителей Константинополя, в том числе у Фотия, будущего патриарха Константинопольского. Получив блестящее образование, он в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, особенно прилежно изучал он творения святителя Григория Богослова, за что получил прозвание Философа (мудрого). По окончании учения святой Константин принял сан иерея и был назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме святой Софии. Но, пренебрегая всеми выгодами своего положения, удалился в один из монастырей при Черном море. Почти насильно он был возвращен в Константинополь и определен учителем философии в высшей Константинопольской школе. Мудрость и сила веры еще совсем молодого Константина были столь велики, что ему удалось победить в прениях вождя еретиков-иконоборцев Аниния.

Затем Кирилл удалился к брату Мефодию и несколько лет разделял с ним иноческие подвиги в монастыре на Олимпе, где впервые стал заниматься изучением славянского языка. В обителях, бывших на горе, было много иноков-славян из разных соседних стран, почему Константин мог иметь здесь для себя постоянную практику, что для него было особенно важно, так как он, почти с детства, все время проводил в греческой среде. Вскоре император вызвал обоих святых братьев из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской проповеди. На пути они остановились на некоторое время в городе Корсуни, готовясь к проповеди.

Здесь же святые братья узнали, что мощи священномученика Климента, папы Римского, находятся в море, и чудесным образом обрели их.

Там же в Корсуни святой Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами», и человека, говорящего по-русски, и стал учиться у этого человека читать и говорить на его языке. После этого святые братья отправились к хазарам, где одержали победу в прениях с иудеями и мусульманами, проповедуя Евангельское учение.

Вскоре пришли к императору послы от моравского князя Ростислава, притесняемого немецкими епископами, с просьбой послать в Моравию учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке. Император призвал святого Константина и сказал ему: «Необходимо тебе идти туда, ибо лучше тебя никто этого не выполнит». Святой Константин с постом и молитвой приступил к новому подвигу. С помощью своего брата святого Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра он составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение: Евангелие, Псалтирь и избранные службы. Некоторые летописцы сообщают, что первые слова, написанные на славянском языке, были слова апостола Евангелиста Иоанна: «Вначале бе (было) Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово». Это было в 863 году.

Читать еще:  Кара богов примеры упоминания

После завершения перевода святые братья отправились в Моравию, где были приняты с великой честью и стали учить Богослужению на славянском языке. Это вызвало злобу немецких епископов, совершавших в моравских церквах Богослужение на латинском языке, и они восстали против святых братьев и подали жалобу в Рим. В 867 году св. Мефодий и Константин вызваны были папою Николаем I в Рим на суд для решения этого вопроса. Взяв с собой мощи святого Климента, папы Римского, святые Константин и Мефодий отправились в Рим. Когда они прибыли в Рим, Николая I уже не было в живых; его преемник Адриан II, узнав, что они несут с собой мощи св. Климента, встретил их торжественно за городом. Папа Римский утвердил Богослужение на славянском языке, а переведенные братьями книги приказал положить в римских церквах и совершать Литургию на славянском языке.

Находясь в Риме, святой Константин, в чудесном видении извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму с именем Кирилл. Через 50 дней после принятия схимы, 14 февраля 869 года, равноапостольный Кирилл скончался в возрасте 42 лет. Перед смертью он говорил брату: «Мы с тобой как дружная пара волов вели одну борозду; я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору». Папа приказал положить мощи святого Кирилла в церкви святого Климента, где от них стали совершаться чудеса.

После кончины святого Кирилла папа, следуя просьбе славянского князя Коцела, послал святого Мефодия в Паннонию, рукоположив его во архиепископа Моравии и Паннонии, на древний престол святого апостола Антродина. При этом Мефодию немало приходилось переносить неприятностей от инославных миссионеров, но он продолжал Евангельскую проповедь среди славян и крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу (память 16 сентября), а также одного из польских князей.

В последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик).

Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в возрасте около 60 лет. Отпевание святителя было совершено на трех языках — славянском, греческом и латинском; он был погребен в соборной церкви Велеграда — столицы Моравии.

К лику святых равноапостольные Кирилл и Мефодий причислены в древности. В Русской Православной Церкви память равноапостольных просветителей славян чествуется с XI века. Древнейшие службы святым, дошедшие до нашего времени, относятся к XIII веку.

Торжественное празднование памяти святых первосвятителей равноапостольных Кирилла и Мефодия было установлено в Русской Церкви в 1863 году.

В Иконописном подлиннике под 11 мая сказано: «Преподобных отец наших Мефодия и Константина, нареченного Кирилла, епископов Моравских, учителей Словенских. Мефодий — подобием стар, власы седы, брада долга аки Власиева, ризы святительские и омофор, в руках Евангелие. Константин — ризы преподобнические и в схиме, в руках книга, а в ней написана русская азбука А, Б, В, Г, Д и прочие слова (буквы) все по ряду. ».

Указом Св. Синода (1885 г.) празднование памяти славянских учителей отнесено к средним церковным праздникам. Тем же указом определено: в молитвах на литии, по Евангелии на утрени перед каноном, на отпустах, а равно во всех молитвах, в коих поминаются вселенские святители Русской Церкви, поминать после имени святителя Николая архиепископа Мирликийского чудотворца, имена: иже во святых отец наших Мефодия и Кирилла, учителей Словенских.

Для православной России празднование свв. первоучителям имеет особое значение: «Ими бо начася на сроднем нам язьще словенстем Литургия Божественная и все церковное служение совершатися, и тем неисчерпаемый кладезь воды текущия в жизнь вечную дадеся нам».

В каком году родились кирилл и мефодий

Кирилл и Мефодий

Дата рождения:

Кири́лл и Мефо́дий, братья из г. Солуни (Салоники) — славянские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства.

Содержание

Происхождение

Кирилл (ок. 827—869; до принятия в 869 монашества — Константин, Константин Философ) и Мефодий (ок. 815—885) происходили из знатной греческой семьи. В семье было семь сыновей, причем Мефодий — старший, а Кирилл — младший из них.

Монашество

Мефодий, после десяти лет «светской жизни», принял монашество в одном из монастырей на горе Олимп в Малой Азии вблизи Мраморного моря. Кирилл обучался у лучших учителей Константинополя философии, диалектике, геометрии, арифметике, риторике, астрономии, а также разным языкам, где за свой ум и выдающиеся познания получил прозвание Философа. Окончив учение, Константин принял сан священника и поступил на службу библиотекарем при соборе Святой Софии в Константинополе. Умело вел богословские споры с мудрецами, но стремился к благоверной жизни. Некоторое время жил в уединении, а затем удалился в монастырь к брату Мефодию.

Славянский язык

В 862 году братья были приглашены из Византии князем Ростиславом в Великоморавскую державу для введения богослужения на славянском языке. Кирилл здесь начал работу над переводом на славянский язык текстов Священного Писания. В 863 году с помощью брата Мефодия и учеников он составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык с греческого основные Богослужебные книги.

Начиная с VII века, под влиянием высказываний Исидора Севильского, на латинском Западе сложилось убеждение, что хвала Богу может воздаваться только на трёх «священных языках»: еврейском, греческом и латинском. Поэтому Кирилл и Мефодий, проповедовавшие христианство в Моравии, были восприняты как еретики и вызваны в Рим. После того, как Кирилл убедил папу Римского Адриана в истинности своих с братом трудов, тот утвердил богослужение на славянском языке, и переведённые книги приказал положить в римских церквях. Братья были рукоположены в епископский сан.

Последние годы жизни

Находясь в Риме, после возвращения из Блатенского княжества, Константин заболел, принял схиму с именем Кирилла и через 50 дней скончался. Он был похоронен в церкви Святого Климента. Исполняя завет Кирилла, Мефодий продолжал просветительскую деятельность в славянских землях. После захвата Великой Моравии правителем Восточно-Франкского королевства Людовиком Немецким в 870 году, немецкие епископы добились ареста Мефодия, который был освобождён только в 873 году. Последние годы жизни Мефодий провел в столице Моравии — Велеграде. С помощью трёх учеников он перевёл на славянский язык Ветхий Завет, Номоканон и святоотеческие книги. Перед смертью своим преемником назначил ученика Горазда. Отпевание Мефодия происходило на трёх языках — славянском, греческом и латинском.

После смерти

Моравский князь Святополк в 873 году изгнал немецких епископов, но в 874 году вновь принял их и начал гонения на последователей Кирилла и Мефодия. По его инициативе Мефодия обвинили в ереси, и уже в 885 году папа Римский Стефан V запретил славянское богослужение. Начались преследования учеников «солунских братьев»: часть из них продали в рабство, остальные бежали в Болгарию, Сербию и Хорватию. В 973 году был установлен запрет на поставление в епископы представителей болгарского, русского или славянского языков. Только в Болгарии и в Киевской Руси наследие Кирилла и Мефодия нашло поддержку.

Наследие

В первую очередь, благодаря Кириллу и Мефодию, славяне обрели азбуку, которую использует и сегодня болгары, сербы, хорваты, украинцы, белорусы, русские. Длительное время считалось, что Кирилл и Мефодий создали кириллицу, названную их именем. В настоящее время большинство учёных сходятся во мнении, что они создали более древнюю азбуку глаголицу, а кириллицу позднее создал их ученик Климент Охридский.

Во-вторых, Кирилл и Мефодий первыми перевели на славянский язык Священное Писание и Богослужебные книги. К наследию Кирилла относится перевод Паримийника (чтений из Ветхого Завета и Нового Завета в православном Богослужении), Псалтири, Евангелия и Апостола, а также Четвероевангелия. Мефодий закончил перевод Библейских книг, Номоканона и святоотеческих книг.

В-третьих, немаловажной заслугой братьев является обретение мощей и прославление в славянских землях папы Римского. В ранней славянской литературе культ Климента занимает почётное место. Кроме того, в раннем русском христианстве культ Климента также имеет большое значение. В XI веке Климент Римский считается первым и главным заступником всей Русской земли и русского народа.

В честь Кирилла и Мефодия в Болгарии и России празднуется День славянской культуры и письменности. Правительство Болгарии и Русская Православная Церковь учредили ордена Кирилла и Мефодия.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector