В какую родительскую субботу можно поминать самоубиенных
Родительские субботы — дни бескорыстной любви. Почему недостаточно “откупиться” от наших покойных
Священник Александр Дьяченко
Две вселенские родительские субботы отличаются тем, что в эти субботы (Мясопустная и Троицкая) на службах не рекомендуется поминовение только своих родственников. Об это мало кто помнит и знает, но это дни памяти именно всех православных христиан, усопших за все время существования Церкви. Вселенская суббота называется так по времени и месту. А вот за своих родственников можно помолиться специально после вечерней службы на панихиде. На всех остальных субботах Великого поста уже идет акцент на поминовение всех своих родных и близких.
Наша Церковь единая, Святая, Соборная и Апостольская. Смысл поминальных богослужений — это преемственность и непрерывность. Мы говорим, что Церковь подразделяется на две части: на Церковь торжествующую, то есть Небесную, и Церковь воинствующую — это мы с вами. И мы молимся о тех наших христианах, которые прожили эту жизнь, быть может, не очень благочестиво, с нераскаянными грехами. Но это молитва — в преддверии Страшного Суда, когда рай исчезает и ад уже повержен. Когда наступит второе пришествие Господне, все придут на Суд, все человечество воссоединится вместе.
Если человек оставил после себя такую память, что о нем люди будут благодарно молиться, это пойдет ему “в род и в род”. И в этом есть элемент святости. Вспомним Зою Космодемьянскую и ее подвиг, самоотверженность, любовь к Родине! Если посмотреть, кто она такая, то выяснится, что она — внучка и правнучка священника. Даже фамилия у нее церковная, в честь Косьмы и Дамиана. То есть наши предки могут “посеять” для своих потомков семена как добра, так и зла. Существует неразрывная связь между теми, кто находится “там” и теми, кто есть “здесь”. У моего знакомого священника бабушка была настоящей праведницей, хоть и не прославленной святой. Он иногда просто приходит на ее могилку, молится, и потом понимает, что она ему помогла.
Языческие поверья неизживаемы
Существует народное поверье, что якобы во Вселенские родительские субботы можно поминать вообще всех людей, даже самоубийц. Это, кстати, очень хорошо описано в романе “Лавр” Евгения Водолазкина. Существовали так называемые “скудельницы” — ямы, в которых погребали людей, умерших неестественной смертью — из-за несчастного случая или в безвестности. Раньше вдали от сел и деревень строили храмы в честь Всех Святых. Именно там находились скудельницы. Такие храмы строились на местах бывших божедомок (там доживали свой век бродяги, бездомные, юродивые) И на седьмую субботу по Пасхе приходил священник и совершал отпевание всех, кто находился в скудельницах, чтобы покойники «урожай не портили, воду не выпивали”. А как их отпевать? Ведь даже имена этих людей были не известны. Тогда говорили: “Господь знает имя”. А на Вселенских субботах всех этих людей поминали на панихидах. Тем не менее самоубийц и некрещеных старались не поминать.
Конечно, во многих народных традициях всегда было и по-прежнему остается много языческого. Мы, священники, стараемся, чтобы все суеверия отходили, но они очень живучи. Сколько бы ты ни говорил, люди не перестанут верить во все эти приметы и поверья.
В эти дни человек для себя ничего не просит
Люди у нас в стране больше всего любят и почитают праздники двух планов: в честь Пресвятой Богородицы и дни поминовения усопших. В эти праздники в храм приходит больше всего народу. Скажем, усекновение главы Иоанна Предтечи или празднование дня Петра и Павла уже не так популярны. Нет почитания тех, кто ничего не лечит, не помогает в денежных и квартирных вопросах, в личной жизни, в работе, в вопросах здоровья. То есть потребительское отношение к Церкви, к святым у нас неизживаемо и оно будет всегда. Даже когда мы молимся за близких, друзей, покровителей, детей, мы все равно так или иначе молимся за свой комфорт. А вот поминовение усопших — это праздник, когда человек для себя ничего не требует. Это дни бескорыстной любви. Можно сказать, что именно по этой молитве формируется образ христианина.
Бывают случаи такие. Служба уже закончилась, и в храм вбегают запыхавшиеся люди, несут хлеб, продукты: “Ой, уже служба закончилась, да? Мы тут спим, и мамка во сне пришла. Говорит: “Вы что в такой день спите? А обо мне забыли? А какой сегодня день? А, Родительская. ” Это не редкость, когда усопшие сами о себе напоминают. Но тут опять наблюдается нечто языческое — бабушка ко мне во сне пришла, за плечи обняла и сказала: “Пойдем, внученька…” Значит, надо срочно в храм бежать и свечи поставить, а желательно сразу три, чтобы бабушка больше во сне не приходила. Это, получается, как бы хочется откупиться от нее…
Святитель Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, написал книгу “О поминовении усопших”. И вот там все эти вопросы он подробно разбирает. Рекомендую к прочтению.
Родительская суббота 22 февраля: чего нельзя делать и что нужно сделать обязательно
В Родительскую субботу усопших родных и близких поминают особым образом. Узнайте о церковных запретах и разрешениях в этот день. Что можно и нужно делать? Читайте также о том, что не делают 22 февраля.
Родительские субботы 2020: какие даты празднования?
Ежегодно даты Родительских суббот меняются, потому что они привязаны к великому церковному празднику Пасхи. В зависимости от её даты празднования и определяются дни Родительских суббот.
Всего их каждый год семь. Самая первая и ближайшая отмечается в субботу, 22 февраля. Её ещё принято называть мясопустной. На Великий пост этого года приходится три Родительских субботы: 14, 21 и 28 марта (вторая, третья и четвертая седмицы Великого поста соответственно).
Следующая Родительская суббота отмечается в конце апреля 2020 года, 28-го числа. Этот день принято называть в Украине Радоницей или Гробками. В некоторых населённых пунктах эта дата может отличаться.
В этот день практически все люди проведывают могилы усопших, массово посещая кладбища, съезжаются с разных уголков страны, чтобы проведать и помянуть усопших.
Чьи детки? В Киеве банда малолеток нападает на прохожих, — «избили и оплевали дедушку»
Потап отшлепал Настю Каменских в прямом эфире
Счета должников заблокируют мгновенно, кого коснутся изменения в банковской системе
Радикал-пенсионер Ляшко показал своего «мальчика» — «Похож на. «
Вселенскую Троицкую Родительскую субботу будут отмечать перед Троицей 6 июня. День святой Троицы приходится в этом году на воскресенье, 7 июня. И Троицкая Родительская суббота предшествует ей.
Последняя, Димитриевская, отмечается осенью, 7-го ноября. В 2020 году она приходится накануне дня великомученика Димитрия Солунского, 8-го числа, в честь памяти которого и названа.
Что надо делать в Родительскую субботу 22 января?
Как правило, каждая Вселенская Родительская суббота должна начинаться с молитвы за усопших. Православным стоит посетить церковь. Люди приходят в Родительскую субботу на службу в храм, чтобы попросить у Бога прощения за грехи усопших.
В православии считается, что и после смерти люди живут. И их души нуждаются в покаянии. Молитва за умерших помогает вымолить у Бога прощение за их греховные деяния при жизни.
В церкви православным стоит прислушаться к словам молитвы священнослужителей. Нужно вдуматься в смысл сказанных слов. Обратить внимание на песнопение. И стараться отстоять заупокойную Вселенскую службу в храме до конца.
На этой Родительской панихиде верующие должны искренне молиться об упокоении душ усопших. Испрашивайте во время заупокойного богослужения милосердия и прощения перед Всевышним.
Мясопустная суббота 22-го числа отмечается в субботу, за неделю до начала Великого поста. Такое название закрепилось за ней ввиду того, что следующая неделя – Масленица. Именно поэтому в старину Мясопустную субботу называли ещё Малой масленицей.
22-го февраля 2020 года можно поминать всех крещённых умерших родных и близких. В этот день в православных храмах Украины служится особая Вселенская панихида. Верующие поминают усопших, ставят заупокойные свечи. После посещения церкви стоит отправиться на кладбище.
В Родительскую субботу можно убирать на кладбище. Правда, 22-го января ещё холодно для уборки, поэтому её стоит отложить до ближайших тёплых дней. Самое главное – нужно посетить кладбище до обеда, после посещения церкви. В православии считается, что потом усопшие отдыхают. И в вечернее время их лучше не беспокоить.
Накануне родительской субботы, то есть вечером в пятницу, в православных храмах служат Великую заупокойную панихиду. Её справляют в православных храмах в 2020 году накануне Родительской субботы, в пятницу, 21-го числа.
А утром следующего дня будет служиться заупокойная Божественная литургия. И только после неё следует общая панихида. Придя в храм, важно написать заупокойные записки, где надо указать: «Об упокоении». И перечислить имена усопших рабов Божьих, за которых вы хотите подать записку об упокоении на парастас.
Зачем приносят продукты в храм?
В церковь принято идти в Родительскую субботу не с пустыми руками. Надо являть свою милость за умерших продуктами. Можно приносить на «канон» в храм хлеб, печенье, булочки, конфеты, фрукты, вино «Кагор» и другие постные продукты.
Некоторые люди не знают, зачем приносить еду на «канон» в храм за упокой. Это давняя церковная традиция поминовения усопших. Раньше прихожане после утренней службы садились за один общий стол. И поминали умерших принесенными продуктами. Сейчас еда, которую приносят христиане, идёт на нужды прихода и раздается малоимущим.
Считается, что, когда мы милосердны и раздаем милостыню, то наша помощь нуждающимся облегчает бремя усопших на том свете. Господь дарует им прощение и Царство Небесное. Вот почему в Родительскую субботу важно быть милосердными и добрыми.
На могилы также принято класть угощения для усопших. Зачастую это печенье, конфеты, яблоки, бананы, мандарины, вафли, которые впоследствии отдают кому-нибудь за упокой и Царство Небесное усопшей души раба Божьего.
Раньше в Родительские субботы было принято есть кутью. И до сих пор это блюдо — обязательное во время поминок. В Мясопустную субботу 22 января при поминании усопших кутья должна быть на столе православных. Она может быть с добавлением изюма, орехов, халвы, цукатов или меда.
Какой должна быть молитва в Родительскую субботу 22 февраля?
Молитва, которая читается христианином за упокой души ближнего, может начинаться словами: «Помяни, Господи Боже наш…» Но может читаться не только эта «Молитва об усопшем христианине», но и «Молитва вдовца» в случае, если ушла из жизни жена.
Супруге, которая потеряла мужа, стоит читать «Молитву вдовы». Если умерли дети или ребенок, — «Молитву родителей о почивших детях». За усопших отцов, матерей читают «Молитву детей об усопших родителях».
Умершие не могут читать за себя молитвы и каяться. А живые должны делать это за них. Вот почему важно провести утро Родительской субботы 22 февраля в молитве. Согласно церковным канонам, для душ усопших очень важна молитва живых и покаяние.
И помните о том, что главное 22-го февраля – не поехать с утра на кладбище. А отправиться сначала в храм на утреннюю службу. Ваши молитвы и покаяние гораздо важнее усопшим. А уже после этого можно проведать могилки. Убирать на них разрешается в любые дни, кроме церковных праздников.
Что категорически нельзя делать в Родительскую субботу 22 января?
С давних пор существуют определённые церковные запреты. Что касается посещения могил родных и близких в другие дни, то в большие церковные праздники этого делать нельзя. К примеру, категорический запрет на посещение кладбища на Рождество, Пасху, Благовещение, Троицу.
Издавна в христианстве принято считать, что на большие церковные праздники души усопших отправляются в церковь. В храмах они вместе с живыми радуются большому христианскому празднику.
Что касается запретов Мясопустной Родительской субботы 22-го февраля, то в этот день есть табу и приметы, которых православные придерживаются:
- Нельзя ставить заупокойные свечи и молиться за некрещённых усопших.
- Нельзя писать заупокойные записки за самоубийц.
- Нельзя громко разговаривать на кладбище, распивать алкогольные напитки, есть, веселиться, смеяться, вести праздные разговоры, говорить по мобильному телефону.
- Нельзя считать деньги на кладбище, говорить о них, доставать из карманов, давать или просить в долг.
- Нельзя ничего нести домой с кладбища: рвать какие-то растения, поднимать что-то. Иначе негативная кладбищенская энергия вместе с принесенным с кладбищем придет в ваш дом.
- Нельзя в этот день стирать, шить, резать, выполнять строительно-ремонтные работы.
- Нельзя отказывать в этот день в милостыни. Если нуждающийся человек просит о помощи, стоит протянуть ему руку помощи.
- Нельзя, уходя с кладбища, говорить покойному: «До свидания!» Считается, что в таком случае человек навлечёт на себя беду. И вскоре может умереть или погибнуть. Прощаясь с усопшими, стоит говорить: «Прощай!» или «Прощайте!»
- Нельзя оставлять на могиле усопшего сигареты или стаканчик (бутылку) с вином, водкой или любым другими спиртным. Некоторые люди ставят и говорят, что усопший любил при жизни выпить или покурить. Но этого не стоит делать.
- Нельзя поднимать на кладбище вещь, которую вы уронили. Считается, что оброненный предмет должен остаться мёртвым.
- Нельзя ругаться на кладбище, ссориться, выяснять отношения.
- Нельзя насмехаться над кем-нибудь, ёрничать и шутить.
Смерть близкого человека – это трагическое событие, которое нужно пережить, с которым стоит смириться. Главное – помнить хорошее об усопших и вспоминать только самое лучшее и доброе. А ещё – справлять панихиды и искренне молиться.
В православии считается, что оказывая таким образом дань усопшим, они обязательно услышат живых. Горячая мольба за близкого – это помощь умершему в очищении, спасении его души от грехов.
Для Всевышнего покаяния живых становятся плодом прощения грехов мёртвых. Господь слышит искреннюю мольбу и молитву о прощении грехов усопших сродников. И дарует им Царство Небесное.
Утешение для родственников самоубийцы.
Дорогие друзья. Нынешним летом (27 июля) произошло достаточно важное церковное событие: На заседании Священного Синода был утвержден Чин молитвенного утешения родственников самоубийцы.
Постоянно в храм приходят люди с просьбой совершить заочное отпевание сродника, наложившего на себя руки. Церковь издавна шла навстречу этой беде, и если человек был психически нездоров или находился на момент совершения самоубийства в состоянии алкогольного/наркотического опьянения, совершала заочное отпевание. Но тут встают вопросы:
Во-первых: с древности святые отцы запрещали молиться за того, кто самостоятельно отринул священный дар Божий – дар жизни.
Во-вторых: если мы согласимся с заочным отпеванием и последующим молитвенным поминовением человека, который действительно был «не в себе» (психические расстройства, опьянение), то что делать с теми, о ком мы не знаем: в себе они были или не в себе? Спрашивает священник: «А брат-то ваш состоял на учете у психиатра?» «Да, нет, вроде здоровый был». Вроде здоровый… Но в душу ведь чужую не залезешь…
В каких-то епархиях самоубийц отпевали. В каких-то, доводя людей до отчаяния, до слез, прогоняли: «С вашим самоубивцем и не суйтесь».
Исходя из всего этого Святейший Патриарх пошел на замечательный шаг. Он предложил привести этот вопрос к единообразию. Был составлен текст, который назван: «Чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшаго». Таким образом, это не отпевание, каковое, как я уже сказал, вступает в противоречие с древнейшей традицией самоубийц не отпевать и не поминать. Это другой чин. В то же время он очень молитвенен и назидательно глубок.
И этот чин можно совершить над всяким человеком, наложившим на себя руки. В уме он был или без ума… Церковь, как милосердная Мать, спешит всякому несчастному и его сродникам протянуть руку любви и молитвенной поддержки.
Теперь, если, не дай Бог, у кого-то возникнет нужда помянуть своего близкого, самовольно ушедшего из жизни, этому человеку не откажут. Не имеют права. Священный Синод принял к обязательному употреблению в Русской Православной Церкви этот чин.
Чин этот есть в храмах, у священников, а я хочу вас познакомить с интересным очерком на эту тему:
Архиепископ Костромской и Галичский Алексий
Новое чинопоследование: утешение для родственников самоубийц
Среди тяжких грехов Церковь всегда отличала грех самоубийства как грех в собственном смысле слова к смерти (1 Ин. 5:16), так как совершивший подобный грех не имеет уже возможности принести покаяния в нем.
Трудно сказать, насколько распространен он был в первые века христианства. Во всяком случае уже в IV веке святитель Тимофей Александрийский, отвечая на вопрос о возможности поминовения тех, кто сознательно лишил себя жизни, однозначно воспрещает церковную молитву о них. Позднее его ответ вошел в канонический корпус правил Вселенской Церкви как 14-е правило святителя Тимофея Александрийского. Руководствуясь им, Церковь на протяжении столетий вплоть до наших дней отказывала и отказывает самоубийцам в отпевании и поминовении, делая исключение только для лишивших себя жизни «во исступлении ума».
В то же время нельзя не признать, что по мере расцерковления общества проблема самоубийств становилась все более трагически значимой для Церкви.
Еще в начале XX века владыка Никон (Рождественский) писал в своем дневнике: «Вследствие упадка веры вообще и озлобления, как нравов, так и характеров, умножилось число самоубийств. Убивают себя юноши, убивают себя 90-летние старики. Опустошается душа, расхищаются из сердца последние остатки веры, идеализма, стираются последние следы образа Божия, замирает дух, не остается никакой опоры для борьбы с искушением, и — человек решает: нет смысла больше жить и страдать, и в озлоблении на все, как мятежник, самовольно уходит из жизни. Такова психология большинства случаев самоубийств. В ее основе лежит неверие в Промысел Божий, хула на благость Божию, отчаяние — смертные грехи, смертные потому, что не дают места покаянию, убивают дух, удаляют, гонят от человека спасающую Божию благодать».
Особенно вопрос об отношении к самоубийцам обострился и усложнился в наши дни, когда большая часть покончивших с собой — люди крещеные, но не получившие ни церковного воспитания, ни церковного окормления. Они прерывают свою жизнь не вследствие сознательного противостояния Богу и Церкви, а будучи «вне ума», хотя это не зафиксировано медицинскими свидетельствами. Священнику, который не знал умершего в его жизни, невозможно решить, как относиться к такой смерти, а родственники и близкие самоубийцы, встречая отказ священника совершить отпевание, еще далее отходят от Церкви, не получая утешения.
В связи с этим Святейший Патриарх Кирилл благословил Синодальную богослужебную комиссию составить молитвенный чин, который священник мог бы совершать для утешения тех, родственники или близкие которых самовольно ушли из жизни.
Руководствуясь резолюцией Святейшего Патриарха, комиссия составила чинопоследование, в основу которого положена евангельская мысль о том, что умножение беззаконий является следствием общего оскудения любви (ср. Мф. 24:12). А стало быть, в отчаянии, приводящем человека к добровольному уходу из жизни, повинны не только внешние обстоятельства жизни или его собственное маловерие, но и все мы, не оказавшие ему как страждущему члену Церкви должной христианской любви.
Поскольку приведенное выше правило святителя Тимофея Александрийского запрещает молиться о самоубийцах в храме, обычная ектения в чинопоследовании заменена антифоном, состоящим из псаломских стихов, припевом к которым служит принадлежащий преподобному Роману Сладкопевцу кондак Великого четвертка, выражающий упование на непостижимое человеческому разуму милосердие Божие.
Завершает чинопоследование молитва, в которой сводятся воедино обозначенные выше темы и испрашивается для сродников самоубийцы «в скорби их утешение».
Когда можно поминать самоубиенных?
Вопрос о том, когда можно поминать самоубиенных, редко поднимается в среде верующих. Отношение к человеку, совершившему суицид, в большинстве случаев негативное. Согласно примете, самоубийца губит не только свою душу. Грех перейдёт и на близких родственников.
Нарушение воли Божьей
Все монотеистические религии запрещают самостоятельно обрывать свою жизнь. Распоряжаться жизнью имеет право только её Создатель. Люди добровольно уходят из жизни из-за тяжёлых испытаний, выпавших на их долю: несчастная любовь, болезнь, смерть любимого человека, банкротство и т. д. Однако даже такие трагические события не могут оправдать самоубийство. Человеку были посланы испытания, которые он должен преодолеть. Не сдав «экзамена», невозможно перейти в следующий «класс». Людям, которые отказались от испытаний, не будет дана возможность перейти в лучший мир.
В 452 году христианская церковь постановила: самоубийство – самый тяжкий грех перед Богом. Но в те годы людей, совершивших суицид, хоронили как праведников. Через 111 лет отпевание самоубийц было запрещено окончательно. Если священнику известно, что человек ушёл из жизни добровольно, он откажется отпевать покойного. Родственники могут ввести батюшку в заблуждение. В таком случае родные умершего разделят с покойным его вину.
Семья самоубиенного может молиться за него келейно (дома). Прямого запрета на это нет. Просить прощения за близкого можно в любое время суток. Не стоит возносить молитвы за оборвавшего свою жизнь добровольно по большим церковным праздникам. Православные сами установили день, когда можно поминать самоубиенных. Это родительская суббота перед Троицей. Устраивать помины с большим количеством присутствующих не полагается ни на третий, ни на девятый, ни на сороковой дни, ни на одну из годовщин смерти. Несколько лет назад православная церковь разрешила проведение «чина молитвенного утешения сродников, живот свой самовольно скончавшаго». Чин представляет собой молебен, проводимый по просьбе родственников или близких людей покойного. Заказавшие молебен должны присутствовать при его проведении.
Кого не считают самоубийцей?
Иногда уход из жизни кажется добровольным. Однако такая гибель не признаётся церковью суицидом. К самоубийству не относятся:
-
Смерть по неосторожности. Человека не полагается считать самоубийцей, если смерть наступила из-за пренебрежения правилами техники безопасности. Добровольным уходом из жизни не признаётся гибель, наступившая в результате занятия опасными видами спорта или обычного хулиганства. Если покойный оказался на крыше поезда только ради того, чтобы сделать эффектный снимок, расценивать его действия в качестве самоубийства нельзя.
Церковь не определила дни, когда можно поминать самоубиенных. Однако родственникам не следует оставлять надежду на спасение души близкого человека. Искренняя молитва родных людей обязательно будет услышана Создателем.
Почему Церковь не молится за самоубийц
Приближается праздник Пятидесятницы, или, как его больше знают в народе, День Святой Троицы. В субботу перед Троицей в церковном календаре есть еще одна дата –Троицкая родительская суббота. В этот день помянуть своих усопших пойдут многие люди. В том числе придут те, кто «от кого-то в народе слышали», что родительская суббота перед Троицей – это единственный день, когда Церковь молится за самоубийц. И, как показывает опыт, таких людей достаточно много. Кстати, многие с явной обидой, а иногда и агрессией, воспринимают отказ принять «записку» с именем самоубийцы.
Откуда пошло
Да, есть такое суеверие, что на Троицкую родительскую субботу поминают самоубийц. Но это не правда – Церковь никогда не молится за самоубийц. Сложно сказать откуда произошло то или иное конкретное суеверие. Читаешь сайты с разными «полезными» и «духовными» советами и просто поражаешься неистощимости народной фантазии. Нельзя точно сказать откуда произошло то или иное суеверие, но можно предположить.
Само богослужение Троицкой родительской субботы подразумевает, что мы «память совершаем всех от века усопших благочестивых христиан, отец и братий наших» [1] . Выдающийся литургист и подвижник благочестия святитель Афанасий (Сахаров) в своей фундаментальной работе «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви» пишет, что День Святой Троицы – это особый день церковного календаря: «Церковь возносит усиленное просительное моление о своих живущих на земле чадах, о прощении грехов их, об очищении их действием Святаго Духа, о принятии их коленопреклоненных молений, с этого дня после продолжительного перерыва возобновляемых. Совершая такое нарочитое моление о живых, Святая Церковь не могла забыть об усопших. Посему в сей всесовершенный и спасительный праздник она трогательно и умилительно сплетает воедино и приносит общие умилостивления молитвенные и о живых, и вместе об умерших, и даже о держимых в аде» [2] .
И, действительно, это особый день, но даже в такой особый день Церковь все равно не молится за самоубийц. На каноне утрени родительской субботы поминаются очень многие «категории» усопших: «иже покры вода, и брань пожат, трус же яже объят, и убийцы убиша и огонь яже попали верные», а также «усопшия в мори или на земли» и многие другие усопшие. Но есть одно важное НО: не самоубийцы. Нигде в богослужении не говорится о тех, кто «самовольно живот свой оставивших». Рискну предположить, что народное сознание «домыслило» сюда еще и эту категорию.
Быть христианином
Обратите внимание на слова «от века усопших благочестивых христиан». А что это означает? Что вообще значит быть христианином? Быть православным христианином значит не просто быть крещеным и носить крестик и иногда заходить в храм за святой водой и освященными куличами. И уж ни в коем случае это не означает «верить в душе». Быть христианином означает в первую очередь реализовывать свою веру, жить по-христиански. И более того, не только жить по-христиански, но и умереть как христианин. Не случайно в богослужении часто встречаются прошения о даровании всем верующим христианской смерти. Прекрасным примером этого является просительная ектинья на вечерне: Христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове, просим».
А кто такие самоубийцы? Ведь их кончина не была такой христианской. Самоубийство – это грех против Божией воли. Это осмысленный отказ от великого дара –жизни. И, более того, это грех, который не прощается. Не прощается он потому, что в нем нельзя покаяться: ведь смерть наступает в сам момент совершения этого греха. Иными словами, самоубийцы – это те части церковного организма, которые сами себя «ампутировали».
Церковные каноны очень четко и строго говорят о церковном поминовении самоубийц: 14 правило Тимофея Александрийского гласит: «О таковом не подобает быти приношение» [3] .
А если?
Во всех правилах существуют исключения. Поэтому если какой-то человек совершил самоубийство в состоянии аффекта или страдал психическими заболеваниями, то теоретически его можно отпеть. Но только по благословению правящего архиерея. Родственники берут все справки и едут на прием к своему епископу и уже он сам решает можно ли учесть все обстоятельства и отпеть несчастного. Но ни один священник не имеет права самостоятельно принимать подобные решения и отпевать самоубийцу.
К тому же, еще одна важная деталь: само по себе отпевание – не магический обряд, само совершение которого дает «пропуск» в Царство Небесное. Один раз люди, родственник которых покончил жизнь самоубийством, спросили священника:
– А если бы мы Вас обманули? Не сказали бы, что самоубийца и все. Или вообще нашли бы какие-то способы отпеть этого человека. Что бы было тогда?
Ответ был простой:
– Бога обмануть нельзя.
Особый чин
В Церкви есть особый чин: «Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго». Но тут есть важный момент: это не отпевание, это вообще молитва не о самоубийце – это молитва о его родственниках. Вот что говорится в самом тексте: «Священный Синод Русской Православной Церкви благословляет, в целях духовного окормления паствы и единообразия пастырской практики предлагает, не совершая отпевания самоубийц и «приношения» о них, то есть поминовения в храме, преподавать близким и родственникам таких умерших следующие утешительные молитвы» [4] .
И тут самое главное – это само желание родственников помочь. Ведь от родственников требуется совершить настоящий подвиг христианской любви: молиться за самоубийц. А это тяжело! Неслучайно, в предисловии к «Чину» говорится об опыте святых, «которые, дерзая молиться за самоубийц, испытывали непреодолимую тяжесть и бесовские искушения» [5] .
Можно понять родственников, которые приходят в храм на Троицкую родительскую субботу и хотят как-то помянуть самоубийц. Но делать это нужно не в храме – делать это нужно дома. Читать молитву святому Уару и еще несколько молитв, которые существуют в сокровищнице православного Предания. Правда нужно быть готовым к большим скорбям и искушениям на своем собственном жизненном пути.