В какую субботу поминают самоубиенных

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • психология (674)
  • рукоделие (377)
  • ЖЗЛ (292)
  • цветы,сад и огород (182)
  • кулинария : блюда из курицы (170)
  • вышивка (169)
  • десерты (129)
  • мода (68)
  • кулинария рыба (31)
  • котоматрица (26)
  • игры (2)
  • блюда из мяса (65)
  • Выпечка (941)
  • вяжем (7892)
  • живопись (372)
  • здоровье (1694)
  • интересно (2653)
  • интересные события,факты (956)
  • кулинария (1931)
  • кулинария салаты (121)
  • мудры (1182)
  • музыка (700)
  • нужные нужности (2043)
  • полезные советы (3005)
  • поэзия (333)
  • путешествия (255)
  • разное (1222)
  • рецепты красоты (471)
  • советы по дому (196)
  • цитаты (73)
  • шитье (888)
  • юмор (766)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Радоница — день, когда можно поминать самоубийц и всех неупокоенных!

Среда, 26 Апреля 2017 г. 00:43 + в цитатник

Близится особый день — вторник, – Радоница или Радуница.

Наши предки славяне называли этот день Родоница. Встречаются и другие, похожие на эти, названия этого дня. Радоница – день особого поминовения усопших, особый поминальный день. Этот день выделяется во многих народах, с глубокой древности, и признается Радоница в том числе и христианством.

Радоница — это единственный день во всем году, когда по православным традициям возможно в храме поставить свечку за умершего некрещеным, самоубийцу и других умерших родственников или близких, поминовение которых церковью в другие дни не разрешается. Такие люди православной церковью не признаются «своими», и найти помощь у священников при желании родственникам чем-то помочь такому умершему часто оказывается практически невозможным.

Речь идет не только о самоубийцах, но и о людях, к примеру, утонувших при невыясненных обстоятельствах. О людях, пропавших без вести и при неизвестных обстоятельствах, о людях, чье тело не найдено. О людях, не похороненных по христианским обычаям. О неупокоенных мертвых.

Также речь идет о людях, которых было принято раньше хоронить вне пределов кладбища – убийц, маньяков, насильников и прочих, погрязших в грехах и не раскаявшихся перед смертью («злые души»). Иногда священники (согласно апостольским правилам) на отпевание не допускают иупокоившихся в свой срок и своей смертью, крещеных, называвших себя христианами при жизни, но не бывавших в церкви часто. К примеру, полгода до смерти не был в церкви – нет тебе отпевания. Считается, что человек этот также умер в безверии, нехристем, а следовательно он не «наш», не принадлежит к нашему эгрегору. Таковы правила православия, и не нам с вами их судить.

Вопрос в том, что же делать родным и близким, спрашивающим:

  • «Как помочь самоубийце?»
  • «Можно ли поминать самоубийц?»
  • «Как поминать утопленников?»
  • «Умер некрещеный, а я православная – как поминать» и прочие.

Возможно, ответ вы найдете в этой статье, и сможете продуктивно провести Радоницу в этом году.

Радоница, чтобы помочь самоубийце

Поминают ли самоубийц? Как и когда поминать самоубийц? Священники православной церкви советуют о таких молиться самостоятельно в домашних условиях, но считают это делом абсолютно безнадежным и, мало того, опасным для самого человека, который желает помочь такому умершему. Причем, речь не о Радонице, а вообще. «Конечно, вы можете попробовать дерзнуть на этот домашний молитвенный подвиг. Однако обязательно возьмите благословение у священника, и если тот откажет, не бесчинствуйте — это добром не закончится», — таков приблизительный ответ.

Православие обладает примерами того, что самоубийцы были прощены за этот страшный грех – имеются несколько примеров, когда святой при своей жизни вымаливал самоубийцу. Конечно, у святого большой запас милости Божьей, который он сам заслужил и который он может отдать в плату вместе со своей усердной молитвой за такого человека по своему желанию. К примеру, Серафим Саровский после того, как отмолил юношу-самоубийцу,сам заболел на несколько месяцев, но он знал, на что идет и сам желал помочь самоубийце.

Дело каждого лично решать, что делать с таким умершим, от которого церковь отказалась. Часто советуют просто забыть о них. Раньше таких умерших хоронили за пределами кладбища селения, в особо удаленных местах. Если кладбище располагали поближе, то хоронили таких людей, наоборот, подальше.

Причем, такие места старались обходить стороной, и без особой нужды не ходить на то удаленное кладбище.

Сейчас же самоубийц беспрепятственно можно захоронить вместе со всеми, что не совсем правильно. Почему это имеет значение? Там, куда попадают души самоубийц после смерти, скажем мягко, им не совсем хорошо. Также сильно мается и энергооболочка самоубийцы, остающаяся при теле возле могилы. Большая часть эмоций после смерти искажается, упрощается или отмирает вовсе, и очень часто как энергооболочка самоубийцы, так и его душа «обозляются», перерождаются в падших существ, становятся зверо- или демоноподобными и могут нападать на живых.

Душа самоубийцы, осознавшая свою посмертную участь, очень не хочет покидать землю, и по возможности старается всеми правдами и неправдами «зацепиться» на земле. К примеру, она может подселиться в человека, проходящего мимо ее могилы, вызвав таким образом одержимость, бесноватость. Энергооболочка находится возле могилы самоубийцы, а душа его может посетить могилу, места жизни и смерти лишь в этот единственный день в году – на Радоницу.

Если же этой душе не дозволено выходить вообще из мест ее посмертного пребывания (за особые проступки), то она может лишь на Радоницу услышать обращенные к ней слова, вопросы, молитвы о ней и иметь возможность ответитьспрашивающему. Лишь один день в году, на Радоницу! Это объясняется особой энергетикой этого дня и тем, что грань между «нижними» частями Нави и Яви на Радоницу особенно истончена

Итак, решение за вами, помогать ли такому умершему. Но если вы все-таки решили помочь самоубийце или утопленнику, или некрещеному, то не пропускайте Радоницу. На Радоницу сходите в церковь, помолитесь об этой душе, поставьте свечу за упокой этой души. Можете взять просфору и попробовать причастить такую душу, оставив ей просфору на могиле.

Единственное примечание, которое считаю важным для вашего понимания, такое.

Так называемые злые души не поминают у себя дома, тем более на Радоницу! К примеру, если самоубийство умерший свершил дома (в вашем доме или квартире, где вы живете), то не следует оставлять в этом же доме еду для него (хлеб, мед и прочее).

Не следует «прикармливать» его в доме; это особое место для такой души – место его смерти. Не допустите ошибку. Душа или энергооболочка окрепнет от предложенной ей еды, наберется сил и может начать мучать живых, нападать, «срывать свою злобу» на живущих в этом доме. В этом случае вам придется ее изгонять.

Если ваш покойный родственник или знакомый утонул при невыясненных обстоятельствах, или тело его не было найдено и не было захоронено, и вы желаете помочь душе утопленника, то также не пропускайте Радоницу.

Если могила есть, то идите в Радоницуна его могилу. Если же тело не нашли, то на Радоницу вам нужно сходить к тому водоему, в котором утонул ваш утопленник – озеро, речка, море. Или же к тому водоему, который имеет сообщение с тем; например, утонул в Черном море, но это море далеко от вас, зато у вас есть возможность сходить к берегу Днепра, Днестра или другой реки, впадающей в него, то вам туда легче и удобнее будет сходить помянуть утопленника.

К слову, также поминают на Радоницуи других умерших без найденного и захороненного по обычаям тела – если пропал в горах, то идут к подножию горы, если в лесу, то – к лесу, если в болоте, то к болоту и так далее. Итак, чтобы помянуть утопленника, в Радоницувы пришли к водоему.

Возможно передать еду мертвому двумя способами – на лодочке или без нее; это зависит от традиции и не умаляет сам результат.

1. Если без лодочки, то сначала пустите по волнам лепестки живых цветов, затем бросьте в воду скорлупу вареных яиц, после этого в воду кладут хлеб с медом. При этом думают о человеке, просят весточку от него.

2.Если у вас есть лодочка, то положите в нее лепестки живых цветов, поставьте зажженную свечу, раскрошите скорлупы вареных яиц, положите также хлеб с медом. Если утопленник курил при жизни, то можно поставить в лодочку зажженную сигарету. Также иногда кладут в эту лодочку записку с именем утопленника, а в новое время и его фотографию – это на ваше усмотрение.

Читать еще:  Воспоминания о великой отечественной войне

Почему именно такой «набор»? Считается, что лепестки цветов кладут для того, чтобы утопленник имел возможность слышать вас. Скорлупа вареных яиц нужна для того, чтобы он смог получить весточку от вас и ответить вам (это как «письмо водяному царю»). Хлеб с медом – это то, что жаждут мертвые, чтобы утолить свой голод. По старому обычаю без хлеба с медом к мертвым не шли.

Также вы можете помолиться на Радоницу в храме о таком мертвом, или же дома.

Можно также дома оставить для него воду, хлеб и мед, зажечь свечу. Лучший вариант — разжечь вечером на Радоницу костер, как было рассказано, и покормить таким образом.

Кстати, если на Навий день предпочтительно в костер бросать ветки ясеня, чтобы мертвый согрелся, то на Радоницу кидают тисовые ветки. Если не найдете таких, используйте имеющиеся. После костра ложитесь спать. Возможно, утопленник придет к вам с весточкой в сон.

Обычно они «отзываются» на обряд не в ту же ночь, а считается, что весть вашу они получат до Русалочьего дня и затем смогут ответить, дать вам весточку о том, как им там и чем вы можете им помочь, как облегчить их посмертную участь.

Кроме того, вечером перед сном на Радоницуу окна поставьте зажженную свечу – она укажет мертвому путь к вам домой, а также отгонит нечистую силу, которая может прийти, приняв облик мертвого.

Отмечу также отдельно о неупокоенных душах, которыми часто являются умершие не в свой срок, погибшие, убитые, павшие в бою и прочие.

Таким обрядом на Радоницу вы можете спросить у самой этой души, что же ей необходимо для ее упокоения. Часто оказывается, что есть у такой души какое-то незаконченное дело, из-за которого она не может обрести покой, и, возможно, вы единственный, кто сможет ей помочь. Это вполне может быть не сложно для вас, но очень важно для этой души. Сделаете то, что ее держит, закончите за нее это дело, и ей станет значительно легче. Узнать о том, что ее держит, можно описанным способом только на Радоницу.

Итак, теперь вы знаете, когда можно поминать самоубийц, некрещеных, утопленников и прочих.

Знаете, что для этого и есть Радоница или Радуница. Знаете, как помочь самоубийце, как поминать самоубийцу, как поминать утопленника. Добавлю еще, что обо всех умерших не так, «как должно», в одной статье не напишешь и однозначно все не скажешь, что и с кем после смерти.

Каждый случай неповторим и часто требует индивидуального подхода и рассмотрения. Но сделать на Радоницу такое поминовение можно для любого умершего без исключения.

Поминают ли в христианской религии самоубийц

Суицид – это противоестественное явление. Люди, прибегающие к нему, как правило, переживают сложный период, страдают или имеют психические расстройства. Православная церковь считает лишение жизни тяжким грехом. Поминать самоубиенных христиан церковью запрещено, родственники умершего сталкиваются с проблемами проведения традиционных ритуалов.

Отношение религий к поминовению самоубийц

Многие религии, в том числе христианство, негативно настроены к суициду:

  1. Ислам считает интихар (самоубийство) страшным грехом. Обряд джаназа-намаз для этих людей проводится: они не выходили из ислама. Смерть на войне во благо других мусульман не относят к намеренному лишению жизни. Поминать погибших на поле боя разрешено.
  2. Иудаизм, как и христианство, не приемлет самоубиению. По еврейским законам, тело принадлежит всевышнему. Никто не имеет права посягать на жизнь человека, данную Богом. Судмедэксперты внимательно изучают причину смерти. Если христианин, который умер, страдал психическим расстройством, греховность поступка снижается. Ввиду этого поминовение усопшего не запрещается.
  3. Буддизм называет акт самоубиения большой ошибкой. Если индивидуум прерывает свою жизнь, при следующем перевоплощении он не возродится человеком. Его страдания увеличатся. Христиане верят в реинкарнацию, но прерывание жизни считается неискупимым грехом, который запрещает отпевание и поминки.

Религиозный мир осуждает самоубийство за греховность, пренебрежение заповеди Всевышнего.

Почему нельзя поминать в православии

Жизнь дается Господом, христианин не может совершить самоубийство, посягать на Божественный замысел. Суицид показывает неверие во всемогущество Творца. Человек нарушает уготовленный план. В православии этот акт приравнивается к нарушениям главных заповедей.

Нельзя поминать самоубиенных христиан, отпевать их. Священник не проводит ритуалов, не читает молитвы. Если человек преждевременно уход из жизни, он нарушает Божью заповедь.

Самоубиенных запрещено отпевать. Нельзя заносить гроб в церковь, читать молитвы над телом. Покойнику нельзя класть венчик (атрибут мученика), иконку, крестик. Над могилой не устанавливают крест, не поминают почившего. Раньше запрещалось хоронить суицидников на кладбище с другими христианами. Их погребали вдоль дороги. Сегодня похорон проводят в отведенном месте. Могилы размещают при обычных кладбищах.

Причины запрета поминания в христианстве:

  • сотворение вселенского греха;
  • самоубийство — пренебрежительное отношение к собственной жизни;
  • нарушение христианских канонов, которые запрещают поминки суицидников;
  • презрение Господа и Божьих творений;
  • желание приравняться своим поступком к Богу.

В христианстве случаи поминание детей, совершивших суицида, православная церковь рассматривает индивидуально. Маленький ребенок не может пойти на самоубийство добровольно, без сторонних влияний. Инцидент принимают за несчастный случай. Поминание детей некоторые священнослужители могут проводить. Поступки подростков, решивших преждевременно прервать жизнь, приравнивают к греху взрослых.

Исключение составляют самоубиенные христиане, совершившие суицид в состоянии депрессии, алкогольного, наркотического опьянения, пациенты психиатрических диспансеров. Для поминания родственникам умершего необходимо предоставить священнослужителю документы, подтверждающие болезнь, свидетельства лечения покойного христианина. Это позволит провести отпевание, помянуть усопшего.

По благословению архиерея обряд отпевания самоубиенных может совершиться. В христианских летописях упоминаются святые мученицы, которые свершили акт смерти. Так они предотвращали насильническое надругательство над своим телом. Их прировняли к мученикам.

Спорным остается вопрос об утопленниках и людях, умерших от оружия: выяснить, является умерший христианин грешником или жертвой убийц сложно. Некоторые служители храма Господнего проводят поминки для них.

В какой день разрешено молиться за самоубийц и как это делать

Православная церковь категорична в отношении суицида верующими. В христианстве нет дня, посвященного молитвам об умерших не своей смертью. Запрещено поминать самоубийц в храме.

Существуют Вселенская Родительская суббота — служба перед Троицей, когда принято молиться за всех усопших. В песнопениях на Родительскую субботу есть строки, где просят Господа помиловать самоубийц. Этот текст используют для поминания суицидников. Имена усопших не возглашаются.

У христиан существует праздник – Радоница. Празднуется на второй вторник после Пасхи. Это родительский день. По древним верованиям, истончается граница между миром живых и мертвых. Поминать усопших можно дома с помощью беседы с Богом. Все умершие, самоубиенные находятся близко к родным местам. Молитва в этот день полезна для заблудшей души.

Близкие самоубиенного могут молиться дома, ставить свечи у икон, подавать милостыню, творить добрые дела от имени усопшего. Скорбящие христиане могут принять специальный Чин. Суть обряда заключается в молебне в поддержку горюющих близких. Действие ритуала приравнивают к поминанию. По предварительной договоренности Чин проводят в храме при родственниках.

Куда попадают самоубийцы после смерти

Христианин, совершивший суицид, не попадет в Рай. Определить нахождение души усопшего невозможно. Попадет он в Ад, Рай, будет скитаться между мирами – на все воля Божья. Поминать человека, который совершил страшный проступок, запрещено. Это переносит грех на них.

Христиане верят, что суицидник отправляется в Ад, где отбывает сложные испытания. Душа самоубиенного вечно блуждает без пристанища. Для грешника нет дороги к адским, райским вратам. Это объясняет категоричность запрета на поминание умерших такой смертью.

Творец милует близких, снимая тяжелую ношу. Искупление греха самоубиения требует от них терпения, стойкости.

Смерть – тяжелое испытание для семьи погибшего, преждевременный уход из жизни ранит близких, приносит боль от утраты. Христианская церковь запрещает поминание самоубиенных, но Бог милосерден и великодушный.

Советуемся со священником: порядок и правила проведения поминальной трапезы после похорон. А если умерший иноверец или самоубийца…

Какую бы жизнь ни прожил человек и какие бы поступки ни совершал, в Царстве Божьем мы все едины. Провожать в последний путь близких людей очень тяжело. Хочется ничего не упустить и сделать всё правильно, особенно если при жизни не успел.

Поминки после смерти

Сегодня многих людей интересует вопрос, как поминать усопшего, как лучше организовать застолье, раздавать ли калачи и платки и зачем закрывать зеркала в доме? Кто придумывает эти правила?

Читать еще:  Пасха 2010 года какого числа

Редакция Мир Путешествий очень долго изучала христианские традиции в православной библиотеке. Но, посоветовавшись с священнослужителями, мы узнали, где истинное учение, а где языческая предохранительная магия.

Мы предлагаем тебе ознакомиться с советами по проведению похоронного обряда. Ведь поминовение умерших означает желание помочь душе человека и облегчить ее страдания.

Вокруг поминок много народных примет, которые стали традициями. Мы привыкли беспрекословно следовать им, пребывая в незнании и шоковом состоянии. Многих людей можно понять, ведь они надеются, что таким образом отгонят беды от своей семьи. Вот некоторые из популярных суеверий.

Похоронные суеверия

  • На похоронах нельзя есть вилками.
  • Родные не несут гроб, чтобы покойный не подумал, что его смерти рады.
  • Все зеркала в доме, где находится покойник, нужно закрывать черной тканью.
  • На поминальном обеде умершему отводится отдельное место за столом, с рюмкой спиртного, прикрытой кусочком хлеба, и тарелкой с ложкой.
  • Детям до 6 лет и беременным нельзя ходить на похороны.
  • Если покойник лежит в доме, там нельзя убирать, пока тело не вынесут за пределы помещения.
  • Всем, кто был на похоронах, нужно дать хлеб и платок.

  • Лавку, на которой стоял гроб, необходимо перевернуть на сутки и положить возле нее топор. Это делается для того, чтобы в доме не появился еще один покойник.
  • Нельзя оставлять в доме вещи, которые входили в контакт с уже мертвым человеком.
  • Дверь и ворота дома, где умер человек, следует держать открытыми три дня.

    Верующие люди советуют не обращать внимание на суеверия, а советоваться с церковными служителями. Поминовение усопших — это, прежде всего, церковный молебен. «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Oтца Mоего Hебесного», — пишется в Eвангелии от Mатфея.

    Согласно церковным учениям, поминать умерших надо в третий, девятый, сороковой дни после смерти и на годовщину. День смерти всегда считается первым. Самое главное не поминальная трапеза, а совместная молитва. Если твоя семья решила организовать обед в память усопшего, запомни несколько правил.

    Как проводить поминальный обед

  • В особые дни поминовения (3-й, 9-й, 40-й и на годовщину) закажи в церкви панихиду и присутствуй на литургии, если она положена в этот день.
  • Посоветуйся со священником, на какой день можно перенести обед, если он приходится на большой праздник. Лучше всего проводить трапезу в субботу. Поминки в пост проводить тоже можно.

  • Не устраивай пышного застолья. «Если можешь помолиться за человека – помолись, не можешь помолиться – скажи о нём хорошо, не можешь сказать – подумай о нём хорошо».
  • В особый день поминовения следует зажечь свечу, купленную в церкви, и прочитать молитву: «Молитвами рождшия Тя Христе и Предтечи твоего, апостолов, пророков, иерархов, преподобных и праведных, и всех святых, усопшаго раба твоего упокой».

    Перед принятием пищи, каждый, кто сидит за обеденным столом, должен прочитать «Отче наш». После трапезы проси у Бога за всех умерших: «Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежди воскресения, отнем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память. Благословен еси. Господи, научи мя оправданием Твоим».
    На поминальном столе не должно быть много еды. Первым блюдом, которое гости едят на поминках, является кутья (коливо, или сочиво) — отваренные зерна пшеницы или риса с мёдом и изюмом. Зерно является символом воскресения, а мёд — сладостью праведников в Царстве Божьем. Кутью желательно освятить во время панихиды, но если не получается, надо окропить святой водой.

  • Пищу с поминок можно раздать нуждающимся, выбрасывать ее нельзя.
  • Приносить еду на могилу покойника неправильно, это языческая традиция.
  • Поминки на годовщину после смерти делают скромными. В этот день соберитесь в тесном кругу близких и помяните усопшего общей молитвой, можно без трапезы.
  • Церковь не одобряет употребления спиртного на поминках. Вино считается символом земной радости, а поминки — время для усиленной молитвы о человеке, который может тяжело страдать в загробной жизни. Оставлять на столе рюмку с водкой и кусок хлеба нельзя ни в коем случае, это пережиток язычества, и в верующих семьях так не делают.

    Но что делать, если умерший был неверующим, некрещеным, самоубийцей или следовал другим религиозным учениям? Вот как отвечает святой отец на этот вопрос:

    «В храмах за таких людей не молятся и их не отпевают, но в случае с самоубийцами по благословению священников следует читать домашнюю молитву, не возбраняются и поминальные трапезы с родственниками. Следует посетить храм в Tроицкую родительскую субботу — в этот день церковь молится обо всех “от века почивших”, в том числе и об “иже во аде держимих”.

    Подавать записки о самоубийце нельзя, а вот поучаствовать в службе и помолиться именно “обо всех” можно и даже нужно. B память об иноверцах, нужно молиться о них и раздавать милостыню. Так как они никогда не были в лоне православной церкви, записки о них не подают и свечи не ставят».

    Никто не живет на этой земле вечно, мы приговорены к летальному исходу. Но смерть — это рождение в новую жизнь, ведь умирает только физическое тело, а душа бессмертна. Людям суждено встретиться после кончины, но где, зависит от нас сейчас, от того, как мы проведем эту жизнь.

    Молись и кайся, живи по заповедям и не проливай бесполезных слез об умерших. Вспоминай их в домашней молитве или в храме.

    Если тебе знакомо чувство утраты, расскажи нам, как тебе удалось с ним справиться. Как ты считаешь, что делать с поминальными суевериями: следовать им, а вдруг сработает эта магия, или прислушиваться к библейским заповедям и мнению священнослужителей? Не забудь написать комментарий.

    Покажи статью друзьям в социальных сетях, ведь здесь именно та информация, о которой должен знать каждый.

    Родительские субботы — дни бескорыстной любви. Почему недостаточно “откупиться” от наших покойных

    Священник Александр Дьяченко

    Две вселенские родительские субботы отличаются тем, что в эти субботы (Мясопустная и Троицкая) на службах не рекомендуется поминовение только своих родственников. Об это мало кто помнит и знает, но это дни памяти именно всех православных христиан, усопших за все время существования Церкви. Вселенская суббота называется так по времени и месту. А вот за своих родственников можно помолиться специально после вечерней службы на панихиде. На всех остальных субботах Великого поста уже идет акцент на поминовение всех своих родных и близких.

    Наша Церковь единая, Святая, Соборная и Апостольская. Смысл поминальных богослужений — это преемственность и непрерывность. Мы говорим, что Церковь подразделяется на две части: на Церковь торжествующую, то есть Небесную, и Церковь воинствующую — это мы с вами. И мы молимся о тех наших христианах, которые прожили эту жизнь, быть может, не очень благочестиво, с нераскаянными грехами. Но это молитва — в преддверии Страшного Суда, когда рай исчезает и ад уже повержен. Когда наступит второе пришествие Господне, все придут на Суд, все человечество воссоединится вместе.

    Если человек оставил после себя такую память, что о нем люди будут благодарно молиться, это пойдет ему “в род и в род”. И в этом есть элемент святости. Вспомним Зою Космодемьянскую и ее подвиг, самоотверженность, любовь к Родине! Если посмотреть, кто она такая, то выяснится, что она — внучка и правнучка священника. Даже фамилия у нее церковная, в честь Косьмы и Дамиана. То есть наши предки могут “посеять” для своих потомков семена как добра, так и зла. Существует неразрывная связь между теми, кто находится “там” и теми, кто есть “здесь”. У моего знакомого священника бабушка была настоящей праведницей, хоть и не прославленной святой. Он иногда просто приходит на ее могилку, молится, и потом понимает, что она ему помогла.

    Языческие поверья неизживаемы

    Существует народное поверье, что якобы во Вселенские родительские субботы можно поминать вообще всех людей, даже самоубийц. Это, кстати, очень хорошо описано в романе “Лавр” Евгения Водолазкина. Существовали так называемые “скудельницы” — ямы, в которых погребали людей, умерших неестественной смертью — из-за несчастного случая или в безвестности. Раньше вдали от сел и деревень строили храмы в честь Всех Святых. Именно там находились скудельницы. Такие храмы строились на местах бывших божедомок (там доживали свой век бродяги, бездомные, юродивые) И на седьмую субботу по Пасхе приходил священник и совершал отпевание всех, кто находился в скудельницах, чтобы покойники «урожай не портили, воду не выпивали”. А как их отпевать? Ведь даже имена этих людей были не известны. Тогда говорили: “Господь знает имя”. А на Вселенских субботах всех этих людей поминали на панихидах. Тем не менее самоубийц и некрещеных старались не поминать.

    Читать еще:  Вспоминая о своей бабушке автор передает отношение

    Конечно, во многих народных традициях всегда было и по-прежнему остается много языческого. Мы, священники, стараемся, чтобы все суеверия отходили, но они очень живучи. Сколько бы ты ни говорил, люди не перестанут верить во все эти приметы и поверья.

    В эти дни человек для себя ничего не просит

    Люди у нас в стране больше всего любят и почитают праздники двух планов: в честь Пресвятой Богородицы и дни поминовения усопших. В эти праздники в храм приходит больше всего народу. Скажем, усекновение главы Иоанна Предтечи или празднование дня Петра и Павла уже не так популярны. Нет почитания тех, кто ничего не лечит, не помогает в денежных и квартирных вопросах, в личной жизни, в работе, в вопросах здоровья. То есть потребительское отношение к Церкви, к святым у нас неизживаемо и оно будет всегда. Даже когда мы молимся за близких, друзей, покровителей, детей, мы все равно так или иначе молимся за свой комфорт. А вот поминовение усопших — это праздник, когда человек для себя ничего не требует. Это дни бескорыстной любви. Можно сказать, что именно по этой молитве формируется образ христианина.

    Бывают случаи такие. Служба уже закончилась, и в храм вбегают запыхавшиеся люди, несут хлеб, продукты: “Ой, уже служба закончилась, да? Мы тут спим, и мамка во сне пришла. Говорит: “Вы что в такой день спите? А обо мне забыли? А какой сегодня день? А, Родительская. ” Это не редкость, когда усопшие сами о себе напоминают. Но тут опять наблюдается нечто языческое — бабушка ко мне во сне пришла, за плечи обняла и сказала: “Пойдем, внученька…” Значит, надо срочно в храм бежать и свечи поставить, а желательно сразу три, чтобы бабушка больше во сне не приходила. Это, получается, как бы хочется откупиться от нее…

    Святитель Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, написал книгу “О поминовении усопших”. И вот там все эти вопросы он подробно разбирает. Рекомендую к прочтению.

    Утешение для родственников самоубийцы.

    Дорогие друзья. Нынешним летом (27 июля) произошло достаточно важное церковное событие: На заседании Священного Синода был утвержден Чин молитвенного утешения родственников самоубийцы.

    Постоянно в храм приходят люди с просьбой совершить заочное отпевание сродника, наложившего на себя руки. Церковь издавна шла навстречу этой беде, и если человек был психически нездоров или находился на момент совершения самоубийства в состоянии алкогольного/наркотического опьянения, совершала заочное отпевание. Но тут встают вопросы:

    Во-первых: с древности святые отцы запрещали молиться за того, кто самостоятельно отринул священный дар Божий – дар жизни.

    Во-вторых: если мы согласимся с заочным отпеванием и последующим молитвенным поминовением человека, который действительно был «не в себе» (психические расстройства, опьянение), то что делать с теми, о ком мы не знаем: в себе они были или не в себе? Спрашивает священник: «А брат-то ваш состоял на учете у психиатра?» «Да, нет, вроде здоровый был». Вроде здоровый… Но в душу ведь чужую не залезешь…

    В каких-то епархиях самоубийц отпевали. В каких-то, доводя людей до отчаяния, до слез, прогоняли: «С вашим самоубивцем и не суйтесь».

    Исходя из всего этого Святейший Патриарх пошел на замечательный шаг. Он предложил привести этот вопрос к единообразию. Был составлен текст, который назван: «Чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшаго». Таким образом, это не отпевание, каковое, как я уже сказал, вступает в противоречие с древнейшей традицией самоубийц не отпевать и не поминать. Это другой чин. В то же время он очень молитвенен и назидательно глубок.

    И этот чин можно совершить над всяким человеком, наложившим на себя руки. В уме он был или без ума… Церковь, как милосердная Мать, спешит всякому несчастному и его сродникам протянуть руку любви и молитвенной поддержки.

    Теперь, если, не дай Бог, у кого-то возникнет нужда помянуть своего близкого, самовольно ушедшего из жизни, этому человеку не откажут. Не имеют права. Священный Синод принял к обязательному употреблению в Русской Православной Церкви этот чин.
    Чин этот есть в храмах, у священников, а я хочу вас познакомить с интересным очерком на эту тему:

    Архиепископ Костромской и Галичский Алексий
    Новое чинопоследование: утешение для родственников самоубийц

    Среди тяжких грехов Церковь всегда отличала грех самоубийства как грех в собственном смысле слова к смерти (1 Ин. 5:16), так как совершивший подобный грех не имеет уже возможности принести покаяния в нем.

    Трудно сказать, насколько распространен он был в первые века христианства. Во всяком случае уже в IV веке святитель Тимофей Александрийский, отвечая на вопрос о возможности поминовения тех, кто сознательно лишил себя жизни, однозначно воспрещает церковную молитву о них. Позднее его ответ вошел в канонический корпус правил Вселенской Церкви как 14-е правило святителя Тимофея Александрийского. Руководствуясь им, Церковь на протяжении столетий вплоть до наших дней отказывала и отказывает самоубийцам в отпевании и поминовении, делая исключение только для лишивших себя жизни «во исступлении ума».

    В то же время нельзя не признать, что по мере расцерковления общества проблема самоубийств становилась все более трагически значимой для Церкви.

    Еще в начале XX века владыка Никон (Рождественский) писал в своем дневнике: «Вследствие упадка веры вообще и озлобления, как нравов, так и характеров, умножилось число самоубийств. Убивают себя юноши, убивают себя 90-летние старики. Опустошается душа, расхищаются из сердца последние остатки веры, идеализма, стираются последние следы образа Божия, замирает дух, не остается никакой опоры для борьбы с искушением, и — человек решает: нет смысла больше жить и страдать, и в озлоблении на все, как мятежник, самовольно уходит из жизни. Такова психология большинства случаев самоубийств. В ее основе лежит неверие в Промысел Божий, хула на благость Божию, отчаяние — смертные грехи, смертные потому, что не дают места покаянию, убивают дух, удаляют, гонят от человека спасающую Божию благодать».

    Особенно вопрос об отношении к самоубийцам обострился и усложнился в наши дни, когда большая часть покончивших с собой — люди крещеные, но не получившие ни церковного воспитания, ни церковного окормления. Они прерывают свою жизнь не вследствие сознательного противостояния Богу и Церкви, а будучи «вне ума», хотя это не зафиксировано медицинскими свидетельствами. Священнику, который не знал умершего в его жизни, невозможно решить, как относиться к такой смерти, а родственники и близкие самоубийцы, встречая отказ священника совершить отпевание, еще далее отходят от Церкви, не получая утешения.
    В связи с этим Святейший Патриарх Кирилл благословил Синодальную богослужебную комиссию составить молитвенный чин, который священник мог бы совершать для утешения тех, родственники или близкие которых самовольно ушли из жизни.

    Руководствуясь резолюцией Святейшего Патриарха, комиссия составила чинопоследование, в основу которого положена евангельская мысль о том, что умножение беззаконий является следствием общего оскудения любви (ср. Мф. 24:12). А стало быть, в отчаянии, приводящем человека к добровольному уходу из жизни, повинны не только внешние обстоятельства жизни или его собственное маловерие, но и все мы, не оказавшие ему как страждущему члену Церкви должной христианской любви.

    Поскольку приведенное выше правило святителя Тимофея Александрийского запрещает молиться о самоубийцах в храме, обычная ектения в чинопоследовании заменена антифоном, состоящим из псаломских стихов, припевом к которым служит принадлежащий преподобному Роману Сладкопевцу кондак Великого четвертка, выражающий упование на непостижимое человеческому разуму милосердие Божие.

    Завершает чинопоследование молитва, в которой сводятся воедино обозначенные выше темы и испрашивается для сродников самоубийцы «в скорби их утешение».

  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector