В ожидании пасхи

В ожидании Пасхи

Православный храм во имя святой мученицы Параскевы Пятницы (в просторечии Пятницкая церковь) в Вильнюсе вошел в историю сразу двумя выдающимися событиями.

В этой церкви царь Петр Первый в 1705 г. слушал благодарственное молебствие за одержанную победу над войсками Карла XII и крестил в ней африканца Ганнибала, деда знаменитого поэта А. С. Пушкина. В наши дни Пятницкая церковь известна тем, что вот уже 10 лет здесь идут православные богослужения на литовском языке. Накануне православной Пасхи «ЛК» беседует с настоятелем храма, протоиереем Виталием Моцкусом.

– Как возникла идея проведения православных богослужений на литовском языке?

– Идея появилась очень давно – более ста лет назад. Мы нашли перевод на литовский язык литургии святителя Иоанна Златоуста, которая была опубликована в 1887 году в Санкт-Петербурге. Правда, мы не обнаружили нигде упоминания того, что богослужения совершались на литовском языке, но перевод был. То есть идея уже присутствовала.

Я сам по национальности литовец, и когда стал православным, мне очень хотелость, чтобы православная молитва звучала и на моем родном языке. Став священником, я для себя, как говорят, «в стол» занялся переводом, при этом еще не зная о существовании того раннего перевода. Удивительный случай помог мне утвердиться в моем желании: на одном из праздников в храме ко мне подошла женщина и передала конверт со словами: возьмите, может быть, это вам понадобится. В конверте я обнаружил копию той самой литургии на литовском языке. Я так до сих пор и не узнал, от кого был этот конверт. Получается, что таким чудесным образом Господь послал мне этот текст.

К сожалению, мы не могли использовать тот перевод, поскольку сам язык, на котором он был написан, уже устарел – это язык XIX века, который в плане богословской терминологии был очень скромным. Кроме того, при переводе использовался гражданский шрифт (в просторечии «гражданка»), введенный еще Петром Первым, при котором латинские слова (в данном случае литовские слова) писались русскими буквами. Но этот текст стал последней каплей в осуществлении самой идеи перевода молитв на литовский язык.

Тогдашний митрополит Виленский и Литовский Хризостом благословил меня совершать богослужения на литовском языке пока только по воскресеньям и предоставил для этого храм святой Параскевы.

– Почему именно этот храм?

– Потому что в нем практически не совершались богослужения. Поэтому предоставлением храма для богослужений на литовском языке была решена весьма деликатная тема – поскольку у храма не было своей общины, не было своих прихожан, мы никого не обидели, лишив людей богослужений на русском языке.

Можно сказать, что в Пятницкой церкви община создавалась с нуля и за десять лет (23 января 2005 года прошло первое богослужение на литовском языке) сформировалась новая община. Начинали с пяти-семи прихожан, а сегодня их уже 30 человек. В основном – это православные из смешанных семей, которые дома говорят на литовском языке. Есть литовцы, которые не связаны с православием родственными узами – просто когда-то они приняли православие. Кроме того, к нам на службу регулярно приходят и католики, которые тоже являются друзьями нашего прихода, и таких друзей у нас 14 человек. Так что на сегодняшний день наша община является полноценным приходом.

– Отец Виталий, есть ли различия в традициях празднования Пасхи у католиков и православных? Может быть, какие-то обычаи или элементы празднования здесь в Литве православные переняли у католиков, и наоборот?

– Если говорить о Пасхе, то я не выделил бы ни одного момента, где что-то православие взяло от католичества, а католичество от нас. Потому что смысл празднования этого события, этого чуда и праздника – один и тот же в обеих церквах. Одинаковыми также остаются и традиции, которые произошли из древнего христианства – это крашение яиц и богослужения.

Богослужения во всех православных церквях, в том числе и в Литве, проходят ночью, но исходя из практики и потребности людей, дополнительные богослужения еще совершаются и утром. Так, в Пятницкой церкви как обычно пройдет Пасхальная всенощная служба, а утром в 11 часов будет совершен Пасхальный молебен с причастием для тех, кто не смог прийти ночью. Потом во дворе церкви (надеемся, что погода позволит) будем катать яйца, играть с детьми, а в гостевом доме устроим чаепитие.

– Катание яиц – это обязательный элемент Пасхи?

– Это пасхальная игра. На Пасху яйца не только красят и едят, но еще и придумывают веселые забавы и развлечения, как то: катание яиц или стукание яйцами. Эти игры не имеют никакого религиозного смысла. Дело все в том, что Пасхе предшествует довольно продолжительный Великий пост, во время которого следует воздерживаться от игр, пиршеств, развлечений – в общем, от всего того, что нас отвлекает. Зато в Пасхальный день, помолившись, возрадовавшись Воскресшему Христу, можно и поиграть.

– Всем ли следует придерживаться поста или «держать пост или нет» каждый определяет для себя сам?

– Поста надо придерживаться. А если каждый начинает для себя определять – надо или не надо – то это уже попытка выкрутиться и показатель того, что мы теряем свои традицию и культуру. Потому что Великий пост, равно как Пасха, Рождество, другие религиозные праздники, особенным образом с духовным смыслом, с молитвой вплетены в культуру народа страны, региона, вообще христианства. Если мы говорим о православных, живущих в Литве, то абсолютное их большинство – русскоязычные люди. С несоблюдением религиозных традиций, в том числе и поста, теряется очень важный пласт русской культуры.

Казалось бы, какая связь между культурой и религией? А что такое культура вообще, не с христианской точки зрения? Литература, книги, памятники не только зодчества, но и народные песни, музыка – все то, что мы можем передать другим поколениям – это и есть культура. К ней мы можем отнести и веру наших праотцов, которые жили ею, а мы ее не передаем. Мало того, вся последующая культура была создана на христианской основе и воззрениях. Какой пласт культуры ни возьми, она вся пропитана христианскими ценностями. Это сейчас в нашем секулярном мире мы разделяем культуру и религию, а тогда ведь она не разделялась. Чем бы ни занимался человек – он все делал с молитвой, которая была частью его культуры. В наши дни, увы, мы эту культуру теряем, причем очень стремительно.

Казалось бы, что сейчас мешает людям молиться? Ничего. Но не молятся. Потому что нет той основы, прервалась традиция. Наши родители воспитывались уже в атеистической среде, где свои религиозные возрения и чувства нужно было прятать, потому своих детей религиозным традициям уже не научили. Но это не их вина: возможно, и хотели научить, да не могли, были на то определенные препятствия. Таким образом, у основной части народа была прервана передача духовных ценностей. И последующие поколения выросли уже без этой основы. А сейчас мы разделяем свою христианскую принадлежность от обыденной части своей жизни. Я пошел в храм, в котором должен быть благочестивым, вышел – и началась другая жизнь. Возможно, я скажу некрасиво, но мы живем двойной жизнью.

Даже традиция освящения куличей превратилась в фарс, в этом есть что-то не настоящее. Спросите у большинства людей, знают ли они, для чего мы освящаем яйца, куличи, пасхи? Думаю, затруднятся ответить.

– Объясните.

– Затем освящаем, что после продолжительного поста мы наконец-то порадуемся яйцу, творогу, мясу. Но ведь найдутся и те, кто не соблюдал пост, ел, ни в чем себя не ограничивая. В этом и есть фарс: хоть я и не воздерживался, но все равно приношу освящать. Вот здесь мы должны четко осознавать и говорить это в первую очередь себе – мы теряем свою культуру, теряем православие, осознание того, что принадлежим христианскому народу и хотим представлять его.

– А что делать тем православным, кто живет в смешанных семьях? Нужно ли отмечать католическую Пасху, если православная Пасха еще не наступила и продолжается Великий пост?

– Отмечать Пасху и католическую и православную – это хорошо. Мы живем в стране, где большинство населения исповедует католицизм, и у нас, действительно, очень много смешанных семей. Как я разделю радость Пасхи со своей супругой или супругом-католиком, так потом и они разделят со мной эту радость. Мы вместе садимся за стол, скромно, не переедая, просто угощаемся, тем самым вместе радуемся Воскресшему Христу. Но потом на завтрашний день начинаем строго поститься, ожидая православной Пасхи.

Во время поста тоже бывают ситуации, когда в силу объективных обстоятельств, у людей просто нет возможности выбора постной пищи (например, на работе). Этот вопрос можно решить очень просто: если и правда выбора нет, и моя совесть мне подсказывает, что я не могу отложить прием пищи на неопределенное время, тогда я ем то, что есть. Но зато дома вечером я продолжу поститься.

В период Великого поста важно не только воздержание от скоромной пищи, но и воздержание от гневных, плохих слов и помыслов. Стараться не произносить ни одного слова с раздражением, и не важно по отношению к кому, и не важно, что или кто провоцирует – ситуация или человек. И если нет возможности вообще поститься, то тогда не говори плохих, раздражительных слов. Проявляй терпение. Пост – это школа, в которой мы учимся терпению, смирению, молитве и другим добродетелям. Вот главная цель поста – а пища только помогает нам в этом. На сытый желудок не очень-то хочется заниматься интеллектуальным трудом. Когда воздерживаешься от определенной пищи, тогда легче молиться.

Читать еще:  40 й день после пасхи

– Надо ли свечу, зажженную во время освящения куличей, оставлять в храме?

– Во-первых, свеча – это жертва храму. Те деньги, которые человек оставил в храме за покупку свечи, и есть жертва. Во-вторых, есть люди, которые живут за чертой бедности, считая последние центы, и не идут в храм только потому, что им не за что купить свечу. Это ошибочное мнение: приходи, благочестивый христианин, и молись, ибо Бог примет твою молитву и время, которое ты пожертвовал ради Господа, а не центы, которые ты оставил в церкви. Потому и не важно: поставил человек свечу на освящаемый кулич или не поставил, забрал ее домой и зажег на пасхальном столе или оставил в храме – это его право и выбор.

– Когда можно разговляться?

– После пасхального богослужения утром в воскресенье. Опять подчеркиваю: разговляться той пищей, от которой человек воздерживался в течение всего поста. При этом не надо столы заставлять горами мяса и каких-то изысков, радоваться надо уметь малому. Крашеные яйца на столе уже радуют глаз. А тем, кто не постился, им, действительно, надо придумывать что-то особое в праздник, чтобы угодить чреву. У них праздник и так был каждый день. А вообще, застолье надо начинать с молитвы, прославить опять Воскресшего Христа и тогда садиться за стол. Обычно весь пасхальный период поется «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!»

– А пасхальное приветствие «Христос воскресе!» сколько времени можно произносить?

– До конца Пасхи, которая празднуется 40 дней. Праздник Вознесения Господня отмечается на 40-й день после Пасхи и всегда выпадает на четверг. День до Вознесения (среда) является последним днем Пасхи. В этот день утром в храмах служат такое же пасхальное богослужение, как и на всенощную. Так что в среду еще «христосаемся», а в четверг уже нет.

– Надо ли на Пасху ходить на кладбище?

– Нет, не надо. В Пасху мы думаем о Воскресшем Христе, а для того, чтобы ходить на кладбища, православная церковная традиция и православная культура установила день – 10-й день после Пасхи, который мы называем Радоница.

– Сегодня Великий четверг. До Пасхи осталось несколько дней. Что хотите пожелать нашим читателям?

– Великий четверг – день, когда Господь установил евхаристию. Первый раз, когда он протянул своими руками апостолам и ученикам свое тело и кровь. И потому христиане в Великий четверг (или по-другому Чистый четверг) очищают души свои, а не квартиры убирают. (Квартиры убирают до Страстной Седмицы). В этот день мы исповедуемся на богослужении и причащаемся. Хочу пожелать, чтобы эти дни мы пережили достойно, глубоко осознали, что случилось, что для нас Господь сделал, и тогда Пасха для нас будет самым счастливым днем во всем году. И достойно встретить Пасху, чтобы она принесла радость, мир, успокоение, мир между людьми, народами и мир человека с Богом.

Надежда ГРИХАЧЕВА.
Фото автора

Проект «В ожидании Пасхи»

Eкатерина Eськова
Проект «В ожидании Пасхи»

Проект: «В ожидании Пасхи».

Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать наши традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций.

Цель проекта:

Знакомство детей с христианским праздником Светлой Пасхи и его обычаями.

Объектом исследования: дети подготовительной группы.

Предметом исследования – является праздник «Пасха».

Целью исследования – в народные традиции – разукрашивание пасхальных яиц.

Продолжать формировать у детей представления о народный традициях русского народа;

формировать представления о празднике Пасха;

обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

воспитывать уважительное отношение и любовь к народным традициям;

воспитывать уважение к труду своих товарищей.

Интеграция образовательных областей:

4. чтение художественной литературы,

5. художественное творчество

Тип проекта:

ребенок- субъект проектирования;

-внутри детского сада – дома;

-при участии детей и взрослых;

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации, эффективно развивает творческое и познавательное мышление дошкольников, и привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников.

Дети: участвуют в познавательной деятельности, применяя полученные ранее знания.

Родители: совместно с детьми ведут подготовку к празднику в домашних условиях, применяя полученные знания при реализации проекта.

Особенности проекта:

1. Опора на личный опыт детей, полученный ими в семье;

2. Доступность материала для детей дошкольного возраста.

3. Максимальная включенность родителей и оказание им практической помощи в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями;

4. Интеграция совместной деятельности детей и родителей дома с их деятельностью в дошкольном образовательном учреждении.

Проблемы, на решение которых направлен проект:

Утрата семейной функции передачи детям народных традиций и жизненных ценностей;

Недостаток знаний у дошкольников о празднике Пасха;

Разобщенность между семьей и детским садом.

Гипотеза исследования: Предположить о том, что в результате изучения праздника у детей восполнится пробел относительно народных традиций и установится с родителями более тесная связь во взаимоотношениях.

1. теоретические: анализ литературы, моделирование общей гипотезы исследования и проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах работы;

2. эмпирические: беседы, анализ творческих работ, наблюдения,

3. статистические: оценка статистической значимости гипотезы.

владеть понятием «Пасха»;

знать информацию о празднике;

иметь представления о том как в старину праздновали праздник Пасхи;

уметь с родителями выполнять совместные поделки.

Творческое самовыражение воспитанников и их родителей в процессе реализации проекта.

В исследование включить три этапа:

1Этап: АПРЕЛЬ 1 неделя

Первый этап проектирования – подготовительный, за период данного этапа:

1. Определили тему проекта, тип проекта;

2. Поставили цель и разбили ее на задачи;

3. Педагог изучил методическую литературу по теме проекта; подобрал материал по данной теме;

4. Определили этапы работы над проектом;

5. Определили продукты проектирования.

6. Подбор наглядного и информационного материала по теме проекта.

7. Проведена беседа с детьми, на определение актуальности данного проекта, при подготовке детей к занятию по художественному творчеству.

8. Составлен план основного этапа проектирования.

2этап: Продуктивный: апрель – 2-4 неделя.

1. Предложить детям и родителям написать рассказ «Как мы празднуем Пасху», выставка рисунков и поделок «Светлая Пасха»

2. Занятия: «Христово Воскресенье – праздник и торжество», «Расписное яичко», «Открытка к Пасхе»; (см. Приложение)

3. Беседы: «Пасха – праздник торжества»; «Как праздновали Пасху на Руси», «Почему на Пасху красят яйца», «Как готовятся к Пасхе».(см. Приложение);

4. Подвижные игры: «Солнышко-вёдрышко», «Медком или сахарком», «Крашенки». (см. Приложение).

5. Заключительное мероприятие: «Весна-красна». (см. Приложение).

3 этап: Заключительный: Составление портфолио проекта. Отчёт.

Как люблю я праздник Пасхи!

Приготовлюсь к четвергу

Бабушка яички красит,

Я ей тоже помогу.

На скорлупке хрупкой, тонкой

Для людей, для красоты

Крашу кисточкой тихонько:

Крестик, солнышко, цветы.

В светлый праздник Воскресенья

Подарю своим друзьям

По яичку, с поздравленьем

Приближается праздник Пасха. Издавна на Руси весь народ торжественно готовился к Святому дню. К этому празднику весь дом убирали до сверкающей чистоты, красили и расписывали яйца, готовили пасху, пекли куличи и мелкие мучные изделия в виде барашков, петушков, голубков. Пасхальный стол отличался праздничным великолепием. Яйцо – главный пасхальный символ воскресения, так как из яйца рождается новое существо. При пасхальном приветствии верующие дарили друг другу красные яйца. Считалось, что добрые дела, совершаемые в пользу других, помогают снять с души грех.

Прикреплённые файлы:

foto-otch-t-v-ozh > | 1357,85 Кб

«В ожидании чуда». Новогодний проект с использованием адвент-календаря (фотоотчет) Чем ближе зима,тем чаще в группе встает вопрос:»А через сколько дней Новый год?»как сделать процесс ожидания любимого праздника более увлекательным?.

«В ожидании Пасхи!» Фотоотчёт мастер-класса для родителей Предпасхальная неделя началась! И все активно готовятся к празднованию Светлой Пасхи! Детки вместе с воспитателями готовят пасхальные поделки,.

Ах, эти цветики-цветочки! В ожидании лета Здравствуйте, дорогие коллеги! Поздравляю Вас всех с окончанием учебного года. Сданы отчеты, диагностики, мониторинги, проведены выпускные.

Информационно-творческий проект в старшей группе «Праздник Пасхи» Цель: познакомить детей с праздником Пасхи. Задачи: продолжать знакомить детей с главным православным праздником Пасхи, его происхождением.

Проект на тему «Праздник Светлой Пасхи» Проект на тему «Праздник Светлой Пасхи» Праздник Пасхе-светлый, чистый. День, когда Христос воскрес… Радость солнышком лучистым Улыбается.

Проект «Праздник Пасхи» для детей второй младшей группы. Проект «Праздник Пасхи». Вид: краткосрочный, творческий. Участники проекта: дети, педагоги, родители. Целевая аудитория: дети второй.

Проект «Праздник Пасхи — светлый праздник» Проект «Праздник ПАСХИ -светлый праздник Вид проекта: групповой, познавательно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный 06.04.2015.

Читать еще:  Выходной день после пасхи

Проект «Праздник Пасхи — светлый праздник» Вид проекта: групповой, познавательно — творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный 06.04.2015 — 10.04.2015. Участники: дети.

В ожидании Светлого Христова Воскресения В ожидании Светлого Христова Воскресения Совсем скоро заканчивается Великий Пост, и все мы с нетерпением ожидаем самый большой православный.

Фотоотчёт «В ожидании 22 Зимних Олимпийских игр» 60 дней до начала Зимних игр в Сочи. Весь детский сад участвовал в спортивно-массовом мероприятии с девизом : Мы заслужили эти игры, мы.

Пост принят: чем обедали на Руси в ожидании Пасхи

«Мы довольно часто бывали на великопостных трапезах и не могли достаточно надивиться изобретательности человеческого ума. Господи! чего, чего только нет на этих трапезах!» — писал Александр Ушаков в «Очерках Москвы» (1862–1868). В предыдущей публикации «Известия» разбирали рождественскую трапезу русского боярина середины XVII века, изобиловавшую мясными блюдами. Настало время обратиться к другой стороне русской кухни того времени — постному столу.

Соблюдайте умеренность

Василий Левшин писал в «Русской поварне»: «Стол постный русский имеет три разделения: собственно постный стол, в котором не подают рыб; стол рыбный и полупост, в котором подают рыбу, молочные, яичные и с маслом коровьим пищи». Согласно православному календарю, постных (и полупостных) дней в году — около половины, а посты в исторической России «наблюдали» строго. Представители же черного (монашествующего) духовенства вовсе не употребляли мяса и редко ели другие скоромные продукты.

Высшего развития русская постная кухня XVI–XVII веков достигла в патриарших трапезах. К счастью, у нас сохранились подробные, каждодневные описания столового обихода русских патриархов: Филарета Никитича в 1623–1624 годах и Адриана в 1698–1699 годах. Мы обратимся к анализу великопостных трапез из «Столовой книги Патриарха Филарета Никитича».

Патриарх Филарет был отцом первого царя из династии Романовых — Михаила Федоровича. Боярин Федор Никитич Романов-Юрьев попал в опалу при царе Борисе Годунове и был насильно пострижен в монахи под именем Филарета. В миру, по свидетельству голландского купца Исаака Массы, Федор Никитич был красивым, статным мужчиной и ловким наездником. В Смутное время на его долю выпало немало испытаний, включая пятилетнее монастырское заточение и восьмилетнее пребывание в плену у поляков. Однако вскоре после воцарения Михаила Федоровича Филарет Никитич становится Патриархом Московским и всея Руси и вместе с тем Великим Государем — официальным соправителем своего сына.

«Въ пятницу 1-я недѣли Великаго Поста, февраля въ 13 день. Того дни у Великаго Государя, Святѣйшаго патріарха Филарета Никитича Московскаго и всеа Русіи, кушенье было въ Крестовой палатѣ и въ кушенье Государю патріарху ѣствы подавали: шти съ цѣлымъ лукомъ да съ перцомъ, а квашены уксусомъ, а капуста сѣчена мелка, грибки тяпоныя безъ масла, грибки цѣлики безъ масла, горошикъ хлѣбанецъ безъ масла, лапша гороховая безъ масла, ядра миндальныя, орѣхи грецкіе, взваръ медвеной квасной со пшеномъ да съ изюмомъ, съ шафраномъ да съ перцомъ, горшечикъ мазуней съ перцомъ, горшечикъ мазуней съ инбиремъ, горшечикъ мазуней съ шафраномъ, греночки, рѣпа пареная рѣзана въ ломтики съ уксусомъ да съ хрѣномъ, 2 блюда ягодъ винныхъ на рожникахъ, полоса дынная, полоса арбузная, патоки, яблоки, вишни».

Квашенные уксусом щи встречаются в столовой книге единственный раз. Обыкновенно щи для патриарха готовили из квашеной или свежей капусты. Свежую капусту могли смешивать пополам с репой, а по весне к капустным щам добавлялись «шти борщевые» — по-нашему зеленые, сваренные из борщевика обыкновенного (не перепутайте его с ядовитым борщевиком Сосновского). В данном случае щи были «простыми», но чаще всего «в подвару» шли сушеные снетки. Вплоть до начала XX века эта мелкая разновидность европейской корюшки была основополагающим продуктом в пост. В иные скоромные дни щи со снетком забеляли сметаной и подавали с яйцами («шти с забелою да с яйцы»), встречаются в росписях и «шти с соком» (конопляным или маковым молочком).

Методическая разработка «В ожидании Пасхи» для занятий по внеурочной деятельности .

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Пасхальные сувениры и подарки

Учебно – методическая разработка часа общения

( беседа с презентацией по декоративно – прикладному творчеству )

Копейск , 2019 г.

Автор : М. Д. Токарчук , учитель технологии

Рецензент : Бахман Т. А. , зам. директора по УВР

И так, на столе у нас стоит красивый пасхальный букет,

и перед каждым из ваших гостей стоит яйцо в веселой под-

ставочке, но стол станет еще праздничнее, если он будет

украшен подарками и сувенирами – особыми, неповторимыми,

изготовленными своими руками, для своих близких и друзей.

Для этого предлагается приложение и мастер – класс.

1. Презентация : Крашенки и писанки

Мастер – класс по подготовке пасхальных яиц в электронном виде.

2. Рецепты для пасхального стола.

3. Пасхальные сюрпризы :

— веселые подставки для яиц;

— забавные кухонные грелки для яиц и чайников;

— вышитые скатерти и салфетки;

— вязанная курочка, гнездо и яйц

Счастливой Святой Пасхи!

Презентация занятия.( Автор Токарчук М. Д.) ……………………….. Диск

Приложения. Мастер – класс. ( исполнитель Токарчук М. Д. )……. Стр. 5 -15

Беседа — это 1. Разговор деловой или задушевный ;

2. Сообщение на какую – либо тему с участием слушателей; в обмене

3. Собрание, общество людей

Словарь русского языка.

« Час общения» в форме беседы с презентацией выбран не случайно.

В настоящее время искусству прикладного творчества отводится огромное значение.

На Руси церковные христианские каноны наложились на русские обряды и обычаи,

прочно переплелись с ними, обогатившись необычным, ярким колоритом.

Русская Пасха сопровождается народными гуляниями игрищами, хороводами и песнопениями.

Обычно на Пасху мы красим луковой шелухой яйца, печем кулич и покупаем сырковую

массу. Многие ходят в гости или принимают гостей у себя дома.

Как же сделать этот праздник на самом деле «Светлым Христовым воскресением»?

Как украсить дом и какие подарки подарить близким?

На все эти вопросы и многие другие найдутся ответы на этом занятии.

Сегодня в преддверии Светлого дня Святой Пасхи мы проводим открытое занятие

в виде с презентацией по теме « В ожидании Пасхи … Пасхальные сувениры и подарки»

Предлагается также мастер – класс по изготовлению этих сувениров.

. Обобщение , закрепление и контроль знаний по теме: « В ожидании Пасхи…»

. Сплочение ученического коллектива

. Приемственность народных традиций.

. Развитие у обучающихся интереса к историческим и религиозным традициям ;

. Содействие развитию познавательных и творческих способностей ;

. Способствовать поддержанию интереса к декоративно – прикладному творчеству,

Светлый Праздник Весны

« Все начинается с яйца», — говорили древние. Не случайно, что оно является символом и неизменным атрибутом весеннего праздника Пасхи. « Пасхальная трапеза

— это крашенные яйца, куличи, творожная пасха. Эти старинные блюда имеют глубокую

связь со смыслом всего праздника. Традиция праздновать Пасху и окрашивать куринные яйца появилась больше 2000 лет назад. Тогда Мария Магдалина пришла в палаты римского императора Тиберия с благой вестью о Великом Воскресении Христовом.

Император высмеял ее слова, что Иисус Христос, подобно таящемуся в курином яйце цыпленку, сумел разрушить оковы смерти и воскрес сам. Тиберий заявил, что такое невозможно, как невозможно белому яйцу в ее руках стать красным. И в этот же миг простое белое куриное яйцо, которое Мария Магдалина держала в своих руках, стало красным.

По другой легенде следует:

Иисуса Христа предал его ученик Иуда и он был распят на кресте. В ногах Христа

голубка свила гнездо и отложила яйца . Кровь Великомученика стекала по телу в гнездо и

яйца окрасились в красный цвет.

В древних рукописях сохранилось толкование этого образа богословом Дамаскином

Яйцо олицетворяет собой Вселенную. Желток – это Земля, белок – Воздух , тонкая пленка вокруг яйца – Облака. По правилам, пасхальное яйцо должно быть красным, как

цвет крови Христа. Оно должно быть вареным, так как воскрешение Иисуса « сгустило»,

укрепило Вселенную. Стоит добавить, в любом толковании яйцо является символом начала мира, начала жизни. У славян яйцо олицетворяет плодородие.

На иудейскую Пасху готовили ягненка с горькими травами и пресным хлебом в память

о странствиях евреев по пустыне. Образом новой, христианской праздничной трапезы –

бескровной и сладкой – стала творожная пасха с изюмом. Пасхальный хлеб – кулич –

должен обязательно « квасным» , то есть на дрожжах. Христиане объясняют это тем, что

учение Иисуса дало миру новую « закваску». Кулич также должен быть медово – сладким

и выпекаться с добавлением пряностей и ароматов. Пасхальное угощение освящается

верующими людьми в церкви, не имеет в себе ни капли горечи, своим благоуханием и

сладостью напоминает о радости спасения. Пасха занимает центральное место во время

празднования праздника и символизирует собой Гроб Господень а яйца символизируют

разрушение оков смерти и греховности, а церковное провославное вино кагор – кровь

Ииусуса Христа. Съедая пасхальные яйца, люди символически разрушают оковы физи-

ческой смерти и приближаются к вечному духовному бессмертию в Царствие небесном.

С праздником Пасхи связан и один из важнейших поминальных дней. Он приходится на

вторник через неделю после Пасхи и называется Радоницей, то есть радостью воскрешения Христа люди делятся со своими усопшими предками. До этого «родительского» дня церковь не разрешает поминать мертвых и посещать кладбище. Ничто не должно омрачать в эту неделю всеобщего ликования.

Читать еще:  Каждый день поминать

Нередко люди оставляют на могилах крашенные яйца и куличи. С точки зрения церкви

это неправильно, так как освященная еда не должна быть брошена, а мертвые в ней не нуждаются. Подобная практика – остаток древней традиции, так как в это время в древности проходили языческие заупокойные тризны.

У крестьян существовало поверье, что на Пасху «солнце играет». И многие старались

подкараулить это мгновение, приносящее счастье. В Тамбовской губернии верили что

мороз или гром на первый день Пасхи предвещает хороший урожай льна. В Пинежье

считали, что если в этот день идет дождь, то дождливой будет вся весна. А если кто

разобьет что – нибудь в первый день Пасхи, то может умереть в тот же год.

Во время пасхальной службы девушки шептали свою «молитву»: «Воскресение

Христово! Пошли мне жениха холостого в чулчонках да в парчонках !»

Или: «Дай бог жениха хорошего, в сапогах да скалошами, не на корове а на лошади!»

Все девичьи приметы об одном : если девица ушибет локоть – значит ее вспоминает

милый . Если в щи упадет таракан или муха – к свиданию. Девушки умывались с

красного яйца, чтобы быть румяными, становились на топор, чтобы быть крепкими.

В пасхальные дни очень популярны среди молодежи были «целовальные» и хороводные игры. Любимым детским развлечением было катание яиц с красной горки.

Но самым распространенным пасхальным «аттракционом» были качели. Их устанавливали на деревенской площади, на на ближайшем выгоне, в каждом дворе.

С утра до позднего вечера парни и девушки, мужики и бабы, старики и дети раскачивались под пение «качельных» песен.

Древние традиции празднования Пасхи сохранились и до наших дней. Множество людей заполняют храмы во время пасхальных богослужений. Во многих семьях в четверг

на стастной неделе красят яйца, а в пятницу дома наполняются ароматом приготовленных куличей. Даже люди,далекие от церковной жизни, не остаются в стороне от этого весеннего праздника.символизирующего тожество возрождения жизни.

1. Светлый праздник Пасхи : Возрождение Урала . – 2001 . – Апрель . – с 6.

2. В ожидании Пасхи : Сандра — журнал по рукоделию : 1998. — март . — С. 42 – 46.

3. По всему свету по совету : журнал по кулинарии . — № 7 ( 032) . – апрель. – 2011.

4. Словарь русского языка: в 4 – х т. / АН СССР. – Ин – рус. яз. -: под ред. А. П.

Евгеньевой – 2 –е изд. , испр. и доп. – М. : Русский язык , 1981. – т. 1 . А – Й. –

Страсти и Воскресение: в ожидании Пасхи

В мир входит весна, приветствуя главное событие истории — Воскресение Христово. Именно так к празднику Пасхи относятся христиане — как к освобождению каждого человека от греха и смерти и дарованию вечной жизни.
Седьмая неделя Великого поста — Страстная седмица — напоминает нам о последних днях земной жизни Христа.

Понедельник, вторник, среда
Предчувствие Пасхи — шестые суббота и воскресенье Великого поста. В субботу вспоминают воскрешение Лазаря — он четыре дня пролежал во гробе, прежде чем Иисус Христос воскресил его. В воскресенье отмечается Вход Господень в Иерусалим — Господа приветствовали как царя, входящего в столицу. Тысячи людей посещают в этот день храмы, молясь Христу — Победителю смерти, а затем уносят домой освященные веточки вербы.
Воскресным вечером настроение меняется. В храмах три дня будет петься трогательное песнопение «Се, Жених грядет в полунощи» — призыв к душе духовно собраться и молиться Богу о прощении грехов и встрече с Ним в Его Царствии.
Великий Понедельник посвящен герою Ветхого Завета Иосифу. Он из зависти был продан братьями в рабство в Египет, прошел через испытания и унижения, но благодаря своей вере и честности стал правой рукой фараона. Когда в годы неурожая с просьбой о помощи пришли в Египет и братья Иосифа, он не только помог им, но и простил.

Великий Четверг
В этот день Церковь вспоминает одно из самых важных евангельских событий — Тайную Вечерю, на которой было установлено Таинство Евхаристии. В нем верующие соединяются с Иисусом Христом за совместной трапезой. Для православных христиан важно в этот день принять участие в Тайной Вечере и причаститься Святых Христовых Тайн утром за Божественной Литургией.
Согласно Евангелию от Иоанна после трапезы Иисус Христос омыл ноги Своим апостолам. Ноги омывали господам и уважаемым гостям слуги и рабы. Христос, таким образом, оказал Своим ученикам огромное почтение. К этому же призываются все верующие: «Кто хочет быть первым, пусть будет всем слугою» (Мк.10:44).
В память об этом событии во многих епархиях архиереи омывают ноги двенадцати священникам. В Русской православной церкви в XX веке этот обряд почти нигде не совершался, но в 2009 году был восстановлен Святейшим Патриархом Кириллом.
В нашей епархии Чин омовения ног совершит архиепископ Якутский и Ленский Роман в Преображенском кафедральном соборе сразу после Божественной Литургии.
Вечером в Великий Четверг в храмах соберутся верующие для воспоминания Страстей Христовых. Служба «Двенадцать Евангелий» долгая, печальная и проникновенная. Именно на ней наконец воскресает омертвевшая совесть Иудушки Головлева в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»: «Каждогодно, накануне Великой Пятницы, он… выслушивал евангельское сказание, вздыхал, воздевал руки, стукался лбом в землю, отмечал на свече восковыми катышками число прочитанных евангелий и все-таки ровно ничего не понимал. И только теперь… он понял впервые, что в этом сказании идет речь о какой-то неслыханной неправде, совершившей кровавый суд над Истиной…».
По традиции молящиеся уносят из храма горящие свечи, которыми дома зажигают лампадку перед иконами, чертят кресты над дверьми, освящая жилища.
По еще одной традиции в Великий Четверг принято убираться, красить яйца и печь куличи. Добрый обычай: хорошо разделить светлый праздник с близкими в уютном доме за щедрой трапезой. Но стоит помнить: главное в этот день — молитва. Лучше уборку и готовку закончить пораньше, но церковные службы не пропустить.

Страстная Пятница
В Великую Пятницу Сам Христос, Сын Божий, Бог, сошедший с неба на землю и ставший человеком, за грехи мира умер на кресте на Голгофе. Утром в память об этих событиях в храмах читаются Царские часы — богослужение с фрагментами из пророчеств и Евангелия об искупительной жертве Спасителя. В середине дня на середину храма выносится Плащаница — изображение Иисуса Христа во Гробе. Затем читают «Плач Пресвятой Богородицы» — скорбный канон, посвященный материнским страданиям Девы Марии у креста и гроба Ее сына.
Вечером совершается Чин Погребения, и крестным ходом священники и миряне идут с Плащаницей вокруг храма. Вот как писал об этом Борис Пастернак:

Сады выходят из оград,
Колеблется земли уклад:
Они хоронят Бога.
И видят свет у царских врат,
И черный плат, и свечек ряд,
Заплаканные лица —
И вдруг навстречу крестный ход
Выходит с плащаницей,
И две березы у ворот
Должны посторониться.
И шествие обходит двор
По краю тротуара,
И вносит с улицы в притвор
Весну, весенний разговор
И воздух с привкусом просфор
И вешнего угара…
(На Страстной)

Даже тем, кто редко ходит в храм, стоит посетить службы Великой Пятницы и Великой Субботы — пожалуй, самые красивые в году.
Воскресение Христово
Преддверие Пасхи — Великая Суббота. Днем, после Божественной Литургии, во время которой священники переоблачаются из великопостных темных облачений в праздничные светлые, во дворах храмов освящаются куличи и яйца. До вечера хочется сохранить в душе предпраздничную тишину… Вечером перед службой в храмах будут читать книгу Деяний апостолов — а затем начнется святая ночь Воскресения Христова. Зазвучат поздравления: «Христос Воскресе!», облачения священников станут уже не белыми, а красными (или золотыми).
Пасхальные богослужения продолжаются неделю. На этих службах много поют и мало читают — так переполнена Церковь радостью!
Воскресение Христово — праздник победившей Жизни. Поэтому панихиды (богослужения по усопшим) в эти дни не служат и кладбища не посещают, и если кто-то умирает, его отпевают особым радостным чином. Лишь на девятый день после Пасхи (в 2016 году — 10 мая), на Радоницу, впервые совершается поминовение усопших. Принято в этот день приходить на кладбище, навещать могилы близких, просить священника отслужить по ним панихиду или литию. Ведь связь с родными не прекращается после земной жизни.

Кроме богослужений Якутская епархия предлагает всем — верующим и ищущим путь к Богу — посетить праздничные мероприятия. В день праздника, 1 мая, в 13.00 в гипермаркете «Айгуль» всех желающих будут поздравлять с Пасхой Христовой и угощать Самым большим куличом — таким образом мы напоминаем о необходимости делать добрые дела, нести радость окружающим нас людям во имя Христа Воскресшего.
С 1 по 8 мая в Якутске и других населенных пунктах республики состоятся концерты, театральные представления и поэтические вечера XV Республиканского пасхального фестиваля искусств «Золотые купола». 2 по 4 мая на площадках Якутска пройдут кинопоказы, встречи, концерты в рамках первого епархиального фестиваля «Доброе кино».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector