В тексте упоминается имя архитектора построившего храм

Т. И. Гейдор Барма-Постник

Богата древняя русская культура мастерами, чей самобытный талант воплотился в замечательных произведениях литературы, живописи, архитектуры. Но слишком мало имен сохранила нам древняя история.

Развитие русского зодчества в XVI веке отражало общегосударственный подъем, связанный с успешной борьбой за единство всей Русской земли, с ростом национального самосознания. Массовый рост городов и крепостей по всей территории государства, обширное внутригородское строительство способствовали численному и качественному росту строительных артелей. Почетным становится ремесло строителя, формируется личность зодчего. Их называют «государевыми мастерами», самых выдающихся даже упоминают в летописях. В XVI веке их насчитывается более десяти. Среди них встречаются еще имена-легенды, которые до сих пор таят загадку. К таким мастерам относятся авторы выдающегося произведения русской архитектуры XVI века – храма Покрова «на рву» (Василия Блаженного).

Это мастера Барма и Постник. Вот как сообщает о них русский летописец в XVII веке: «…дарова ему (Ивану Грозному) бог дву мастеров русских по реклу Постника и Барму и была нремудри и удобпи таковому чудному делу». Оба эти имени встречаются в летописных источниках в разной интерпретации. Есть упоминание только одного имени Бармы. А в одном из древних документов названо имя псковского «городовых и церковных дел мастера» Постника Яковлева, направленного Иваном Грозным в 1555 г. в числе других псковских строителей в Казань – «новый город Казань делати». Есть и такое летописное известие, где имя Постник и прозвище Барма совмещаются в одном лице – «сын Постникова, по реклу Барма».

При сопоставлении различных письменных источников и на основе изучения сохранившихся построек почти все исследователи сходятся на том, что зодчий Постник Яковлев, руководитель строительных работ в Казани и один из авторов Покровского собора в Москве, – одно и то же лицо. По второму вопросу – является ли он единственным автором знаменитого храма или же с соавтором – мастером Бармой – мнения расходятся. Наиболее распространенной и устоявшейся точкой зрения является та, которая признает авторство за двумя зодчими. Строительство храма, начатое совместно в 1555 г., через год после отъезда Постника в Казань продолжалось в течение четырех лет под руководством Бармы. Возможно, что основное композиционное и художественное решение тоже принадлежит последнему. Так это или нет, в настоящее время сказать с большой достоверностью трудно. Лишь в одном мнении сходятся все исследователи – созданное Бармой и Постником в середине XVI века произведение является величайшим творением.

Его возникновение связано с героическими событиями в русской истории – победой русских войск в 1552 г. под Казанью. Возвратившемуся из Казани войску была устроена триумфальная встреча, которая вылилась в народный праздник. Автор «Повести о Казанском взятии» с восхищением описывает народное ликование. Торжественное шествие русского войска во главе с царем Иваном Грозным запечатлено на иконе «Церковь воинствующая». А в центре древней столицы, у стен Кремля на Красной площади, вознесся храм, равного которому ни до, ни после него не было создано на Русской земле. Он должен был прославить победу русского оружия и увековечить память всех погибших на полях сражений.

Все это определило характер архитектуры храма. Необычная композиция вызвана конкретной задачей, поставленной перед зодчими, – соорудить восемь церквей во имя святых, в дни празднования которых происходили основные события Казанского похода. Но уже при закладке храма зодчие внесли свои изменения, чтобы добиться большей органичности и совершенства композиции. Восемь церквей, расположенных вокруг девятой, центральной, поставлены на высоком подклете. Через несколько десятилетий с восточной стороны был пристроен десятый придел над могилой юродивого Василия Блаженного, чтимого в народе. Центральная церковь посвящена празднику покрова, совпавшему по времени со взятием Казани. Храмы-приделы, расположенные по сторонам света, имеют форму восьмигранных столпов. Они значительно выше четырех других, поставленных между ними. Это постройки кубической формы с бесстолпным внутренним пространством. Они во многом напоминают маленькие посадские церкви, в обилии строившиеся в Москве в то время. Особенность четырех последних состоит в том, что два восточных придела не имеют алтарных выступов – апсид, а два других, у западной стены, примыкающей к центральной церкви Покрова, имеют диагональный скос. Отличительной чертой плана Покровской церкви является вытянутость внутреннего объема по оси запад-восток. Гармоничная композиция всей группы церквей, высотная соподчиненность их между собой создают сложный, но удивительно органичный архитектурный ансамбль. Снаружи все церкви, за исключением центральной, увенчаны рядами кокошников, взбегающих вверх к основаниям вытянутых барабанов. Иногда кокошники чередуются с архитектурной декоративной формой, напоминающей фронтоны. Центральная церковь перекрыта высоким граненым шатром, на звездчатом основании которого первоначально были поставлены восемь декоративных главок, как бы повторяющих общую архитектурную композицию. Все церкви богато и причудливо украшены. Цельность декоративного убранства достигается благодаря применению единого набора элементов, характерных для кирпичной архитектуры XVI века.

Читать еще:  Как правильно поминать на год после смерти

Первоначально в цветовом отношении собор был более простым – на краснокирпичных стенах выделялись белые детали. Пестрая раскраска глав и роспись фасадов появилась в XVII-XVIII веках; тогда же были сооружены крытые наружные галереи, окружающие собор, и шатровая колокольня.

Необычен интерьер храма. Небольшое внутреннее пространство, отсутствие алтарей в некоторых приделах свидетельствуют о второстепенности его церковного назначения. Обращают на себя внимание своды приделов, выложенные из маломерного кирпича; некоторые из них украшены необычной кладкой в виде спиралевидных звезд. По периметру основания шатра выложена из изразцовых плит надпись, рассказывающая о создании храма. Весь яркий облик памятника подтверждает предположение, что все внимание зодчих было сосредоточено на внешних формах постройки, на бросающихся в глаза конструктивных новшествах, на сочной скульптурности масс и живописности фасада.

Велико градостроительное значение этого храма. Он вынесен с территории государева двора за стены Кремля на торговую площадь. И размерами, и архитектурными формами храм господствовал над всем пространством площади и примыкающими к ней районами Китай-города и Замоскворечья.

Архитектура Покровского собора стоит особняком в ряду памятников XVI века. По сложности композиции, по художественной обработке фасадов и интерьеров храму близка церковь Иоанна Предтечи в Дьякове близ Коломенского, построенная предположительно в 1547-1553 (или 1554) гг. Это дало основание некоторым исследователям приписать авторство постройки строителям Покровского собора.

Как уже упоминалось, Постник Яковлев в 1556 г. в числе многочисленной артели псковских строителей по распоряжению Ивана Грозного был направлен в Казань для возведения новых крепостных стен. Имя его впоследствии многократно упоминается в Казанских писцовых книгах. Поэтому можно предположить, что он был руководителем строительных работ. Помимо построек в Казани по близкому сходству с ними псковским мастерам приписывается и создание двух храмов в Свияжске. Это два храма в Успенском монастыре – собор и Никольская трапезная церковь. Оба здания были значительно перестроены в последующие эпохи. Но и сейчас в них, как и в церкви Благовещения в Казанском кремле, можно видеть явно выраженные черты псковской архитектурной школы XVI века: завершение основного объема здания восьмискатным покрытием с трехчастным членением фасадов, оканчивающихся многолопастными арками, характерные декоративные мотивы из поребриков, бегунков, арочных тяг на апсидах, бровок над щелевидпыми окнами.

Читать еще:  Какого числа поминальный день 2018

Значение сооружений, созданных русскими мастерами Бармой и Постником, и особенно самого прекрасного из них – Покровского собора в Москве, переоценить нельзя. Оно прежде всего в том, что в них утверждается талант и большое мастерство зодчих национальной архитектурной школы древнего Русского государства.

Покровский собор (храм Василии Блаженного). Барма и Постник. 1555—1560

Альтернативный взгляд

«Альтернативная история, уфология, паранормальные явления, криптозоология, мистика, эзотерика, оккультизм, конспирология, наука, философия»

Мы не автоматический, тематический информационный агрегатор

Статей за 48 часов: 100

Сайт для здравомыслящих и разносторонне развитых людей

Время горизонта искривления Вселенной
Dm.Tau

Подписывайтесь на нас в социальных сетях:

  • Главная
  • Альтернативные новости
  • Загадки цивилизаций
  • Египетские Храмы Великого Архитектора Вселенной

Очевидец: Если Вы стали очевидцем НЛО, с Вами произошёл мистический случай или Вы видели что-то необычное, то расскажите нам свою историю.
Автор / исследователь: У Вас есть интересные статьи, мысли, исследования? Публикуйте их у нас.
. Ждём Ваши материалы на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, а также Вы можете зарегистрироваться на сайте и размещать материалы на форуме или публиковать статьи сами (Как разместить статью).

Египетские Храмы Великого Архитектора Вселенной

Откуда произошло масонство? От античных мистерий древности или от мистических учителей Египта? Происхождение масонства и по сей день одна из самых интересных тем. Существуют разные версии о происхождении масонов – «Вольных каменщиков»: от строителей Древней Греции и Рима; средневековых каменщиков, воздвигших кафедральные соборы в Европе; рыцарей — тамплиеров, которым удалось бежать в Шотландию от папы Климента V и короля Франции Филиппа Красивого. Одни ученые приписывают современное масонство сторонникам Пифагора, поскольку некоторые размышления этого философа, связанные с происхождением чисел, встречаются в эзотерических доктринах, которым обучают в масонских ложах. Томас Пейн и его сторонники называли основателями масонства друидов, поскольку они поклонялись Солнцу, Луне и звездам. По одной из версий, «родословная» масонов уходит корнями к библейскому Храму Соломона и его строителю — Хираму из Тира.

За последнее десятилетие ученым удалось расшифровать многие древние надписи на стенах старинных храмов в городах Африки, Азии, Северной, Центральной и Южной Америки. Они дали ключ к разгадкам древних таинств и помогли установить происхождение масонских знаков, символов и ритуалов. Поиски привели исследователей к культуре Древнего Египта, где и зародилось масонство.

Исследователи истории Древнего Египта считают, что основоположником создания группы «Свободных каменщиков» был архитектор Имхотеп. Древнеегипетский историк и жрец Манефон приписывал Имхотепу — первому архитектору и учёному, известному в мировой истории, изобретение каменной архитектуры Египта. Имхотеп построил первый масонский храма в Эдфу и первую ступенчатую египетскую пирамиду в Саккаре — усыпальницу фараона Джосера.

Для строительства пирамиды были привлечены лучшие каменщики Египта. Сохраняя принадлежность к древнегреческим богам, «Свободные каменщики» поклонялись единому богу, которого называли «Великим Зодчим Мироздания».

Постепенно родилась и символика «Свободных каменщиков» Имхотепа: фартук каменщика, камень, молот, пирамида с всевидящим оком, Феникс, Сфинкс, числа 3, 7, 13, 33 (количество людей, образующий определённый круг силы) и другие. Ставший популярным у «Вольных каменщиков» знак пентаграммы — равноугольная пятиконечная звезда — был одним из символов у «Свободных каменщиков». В Древнем Египте звездой в круге обозначали царство Дуат, как царство перерождений человеческих душ. Общепринятым символом масонов является треугольник, внутри которого изображается открытый глаз — «Лучезарная Дельта» — глаз древнеегипетского Бога Гора.

Читать еще:  Как поминать усопшего в день его рождения

Один из самых первых храмов древнего масонского братства был построен в Эдфу жрецами звездного культа, которые вытеснили древние языческие культы первобытных племен, живших в верховьях Нила. Они пришли в долину Нила с юга, основав тайное общество, именовавшееся «последователи Гора» или «кузнецы» и заселили город Эдфу, сделав его своим центром. Их потомки по сей день проживают в долине Нила. Эти племена входят в тайное братство, именуемое «кузнецами», их главным божеством – является Хор из Эдфу — Гор-Бехутет — Великий бог севера и юга — «Великий мастер обработки металла» — «Великий Вождь молота». Вытеснив пигмеев, первые масоны стали строить храмы для Великого Архитектора Вселенной по всему Египту. Помимо существующих на то время древнеегипетских ритуалов жрецы учредили семь мистерий, основывающихся на астральной мифологии. Впоследствии их число возросло до двенадцати.

Масонское братство ведет свое начало от древних мистических учителей Египта. Доказательства этому находятся по всему миру, там, где жили люди старого звездного и солнечного культа. Множество строений, схематично изображающих один или двойной топор, встречаются повсюду. Во время раскопок Кносса британским археологом Артуром Эвансом был обнаружен храм в форме двойного квадрата с тремя стоящими друг на друге кубами в центре. На каждом — идеограмма топора, условно изображающая Великого единого севера – Гора, Великого единого юга – Сета, Великого единого равноденствия – Шу или первичную троицу. Масонский квадрат (куб) изображен во многих древних храмах и также на Великой пирамиде. В египетском зале последнего Суда Осирис сидит на кубе и судит мертвых. Куб в виде углового камня здания считался «основанием Вечного закона в суде Божественной справедливости». Египтяне считали, что строить из квадратных камней – значит строить на века. Гладко обтесанный куб символически обозначал Истину — Маат.

Верховный жрец Манефон утверждал, что Великая пирамида «была построена последователями Гора в конце правления богов и героев… в ней отразилась архитектура небес, течение и времена небесных тел, времена года, дни года и Великий год, измерения времени, расстояния до Солнца и Луны, время их вращения…»

Архитекторы пирамиды воплотили в камне основополагающие принципы сакральной геометрии. Древние строители Египта возводили монументы с идеальной инженерной точностью и симметричностью. Конструкция Великой Пирамиды Гизы основана на пропорции Фи = 1,618.

В течение долгих лет жрецы Египта не допускали чужеземцев к священным тайнам своих мистерий. Лишь некоторые философы, отличавшиеся знаниями, были допущены к первой и второй ступеням. Инициированными были: философ Фалес, изучавший в Египте геометрию и астрономию, основатель зороастризма Заратустра, элевсинский царь Эвмол, учредивший элевсинские мистерии, греческий поэт Орфей, древнегреческий философ, математик и мистик Пифагор.

Как пишет историк, писатель-масон Альберт Черчвард: «В следующий ледниковый период Египет снова станет центром цивилизации… После того как ледяной период закончится, какой же великий масонский храм останется миру? Первый и величайший из всех – Великая египетская пирамида».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector