Варлаамо хутынский монастырь требы вечное поминовение
Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь
Варлаа́мо-Ху́тынский Спасо-Преображенский монастырь — женский (ранее — мужской) монастырь Новгородской епархии Русской Православной Церкви, расположенный на правом берегу реки Волхов в Новгородском районе Новгородской области, на северной окраине деревни Хутынь, в 7 км от Великого Новгорода и 3 км (по прямой) от Кречевиц.
Содержание
История
Согласно народному преданию, место это находилось во власти нечистой силы и называлось «Хутынь», то есть худое место. Здесь уединился для молитвы монах Варлаам (в миру Алекса Михалевич). Однажды к нему прибыл князь Ярослав. Святой Варлаам, благословляя его, сказал «будь здоров, князь, и с благородным сыном твоим» Это приветствие изумило князя, не знавшего ещё о рождении младенца (это было в 1190 году). Срубив келию и одержав победу над нечистой силой, он поставил сначала деревянный, а затем каменный храм во имя Преображения Господня (церковь Спаса на Хутыни). Церковь была освящена 6 августа 1192 года архиепископом Григорием. Храм не сохранился. В 1515 году был построен Спасо-Преображенский собор. Самой известной постройкой монастыря считают церковь Григория Армянского.
В 1471 году в Хутынский монастырь приехал Иоанн Васильевич Третий, дабы поклониться святым мощам, и, по легенде, стал выпытывать у игумена, почему не вскрывают раки, чтобы все могли прикладываться к святым мощам. Когда по его повелению стали раскапывать могилу преподобного Варлаама, из земли вырвался огненный столб, опаливший стену и южную дверь иконостаса. Великий князь в ужасе побежал из церкви, ударяя посохом в землю, причём из земли выходил огонь не только в церкви, но и в монастыре. Бросив посох, великий князь в большом страхе покинул монастырь. Этот посох и опалённая дверь алтаря хранились в монастырской ризнице.
В 1553-1557 годах игуменом монастыря был крупный агиограф и самый видный распевщик новгородской школы XVI века Маркелл Безбородый.
В 1611 году монастырь стал резиденцией командования шведов, напавших на Великий Новгород.
Настоятелями Хутынского монастыря с середины XVIII века были викарии Новгородской епархии, носившие титул Кексгольмских и Ладожских (1759—1763), Старорусских (1787—1892), Кирилловских (1892—1907), Тихвинских (1907—1921).
В Спасо-Преображенском соборе Хутынского монастыря захоронен прах великого русского поэта Гавриила Романовича Державина и его супруги Дарьи Алексеевны. Державин скончался в 1816 году в своём доме в имении «Званка». Гроб с телом покойного на барже по Волхову отправился в своё последнее пристанище. В монастырском соборе погребены также архиепископ Антоний (Знаменский), епископ Старорусский Сильвестр (Цветков) и епископ Кирилловский Арсений (Иващенко).
Монастырь был закрыт в 1925 году, но до 1932 года в монастырском соборе ещё совершались богослужения. Титул архиепископа Хутынского носил Алексий (Симанский); в соборе в 1930—1932 годах пел и читал на клиросе будущий архимандрит Павел (Груздев).
Во время Великой Отечественной войны монастырь был разрушен и более 40 лет оставался в руинах. Пострадала и могила Державина. В 1959 году состоялось перезахоронение останков поэта и его жены в Новгородском Детинце. В 1993 году, в связи с 250-летием поэта, его останки были возвращены в монастырь.
Современное состояние
С 20 апреля 1994 года — действующий женский монастырь. Настоятельница: Игумения Алексия (Симдянкина). В монастыре проживает около 100 сестёр, есть подворье в деревне Быково Валдайского района.
Духовник обители — игумен Макарий (Шамсутдинов). По словам одной из паломниц: «Самое неизгладимое впечатление на меня произвел батюшка — игумен Макарий. В суетном мире, в котором мы живем, каждый раз поражаюсь, встречая таких удивительных людей. Я бы сравнила отношение отца Макария к другим людям с добротой и любовью Христа. Рядом с таким человеком начинаешь чувствовать в себе свет. Как ребенок учишься по-новому любить людей, и за это я ему благодарна. Образ его светящейся улыбки я буду нести с собой по жизни». По словам другой паломницы: «Он имеет от Господа дар любви и утешения. Сколько бы ни приехало паломников, для каждого у него найдется улыбка и доброе слово, на горочке каждого помажет маслицем после молебна, каждому уготовано ведро воды из колодца, причем независимо от погоды и времени года. Паломники в шутку зовут о. Макария гидромонахом». К о. Макарию едут за духовным советом и помощью люди из многих городов России, исповедь он принимает перед началом Литургии.
Преподобный Варлаам Хутынский и его обитель
Сегодня день памяти прп. Варлаама
Почитание святых, любовь к ним народа не уничтожить ни гонениями, ни разрушениями, ни страхами — об этом свидетельствует история обители прп. Варлаама Хутынского, Новгородского чудотворца. Почти тысячелетие в тихое, на десять километров отдаленное от города, живописное место на берегу Волхова, тянутся богомольцы. И, как и при жизни прп. Варлаама, так и спустя долгие века после его кончины, получают утешение, исцеление, радость.
Преподобный Варлаам родился в Новгороде Великом в начале XII столетия. Предание сохранило свидетельство даже о месте проживания подвижника в древнем городе — на этом месте благодарные почитатели поставили часовню — на Софийской стороне, в Неревском конце у земляного вала. Известно, что прп. Варлаам был сыном богатого новгородского гражданина Михаила и его жены Анны. После смерти родителей Алексей Михайлович роздал все свое имущество бедным и принял монашеский постриг в одном из новгородских монастырей. Однако, душа его жаждала полного уединения, и он стал искать место, где можно было бы скрыться от городской суеты.
Как и многие христианские подвижники, прп. Варлаам выбрал именно то место, которое в народе пользовалось дурной славой. Монашество — суть духовное ратоборство, потому многие наши преподобные начинали свой подвиг с поселения в тех местах, которые издавна были обиталищем злой силы. Знали о таком месте с дурной славой и новгородцы, — и недаром прозвали его «Хутынью», худым местом. Из жития преподобного мы знаем, что он получил Божие знамение на то, чтобы поселиться в Хутыни. Когда он шел по берегу Волхова, то увидел луч света, идущий из чащи леса. На том месте он и срубил себе келию, а потом «в память небесного света, который осенил его здесь», построил храм в честь Преображения Господня. Храм был освящен в 1192 году, прп. Варлаам был в этот день возведен в сан игумена, так как вокруг него уже собралась добрая братия. Об этом событии есть упоминание в Новгородской Летописи.
Всего лишь через год после освящения храма и получения игуменского сана, прп. Варлаам отошел ко Господу, назначив себе преемником прп. Антония, который впоследствии стал основателем новгородского Свято-Троицкого Дымского монастыря.
Немногословно житие прп. Варлаама, но есть в нем знаменательное повествование об одном событии, которое стало прообразовательным для посмертного почитания святого.
Это рассказ о том, как в первую пятницу Петрова поста (в июне месяце), по предсказанию прп. Варлаама великому князю, выпал снег, и святой приехал в Новгород навестить архиепископа не на коляске, а на санях. При этом, внезапное похолодание не только не погубило уже начавшую цвести в начале лета рожь, а наоборот способствовало богатому урожаю: так как мороз истребил вредных насекомых, поражавших в то время злаки.
В ознаменование этого чуда в Варлаамо-Хутынском монастыре в этот день (подвижный, так как первая пятница Петрова Поста каждый год бывает в разное время) было установлено совершать торжественное архиерейское богослужение с крестным ходом вокруг стен обители. Эта традиция восстановлена и в наши дни.
Так в народе установилось почитание прп. Варлаама, как ходатая о погоде, но не только о «благорастворении воздухов и о плодах земных», но и о. ниспослании холода и мраза на неприятеля. Так, по преданию, именно по молитвам к прп. Варлааму Господь навел страшные морозы на землю нашу в то время, когда ее осаждали немецкие захватчики. Непривычные к русским холодам вражеские солдаты, да и техника не могли выдержать этого природного испытания и сдавали позиции под Москвой и на ее подступах.
Сама обитель прп. Варлаама во время войны была сильно разрушена. Но и в этом разрушении, как и в разрушении всего Новгорода и в опустошении всей русской земли провидится грозное предупреждение, которое еще в XVI веке предрек прп. Варлаам. «В лето 1505-ое», повествует Летопись, прп. Варлаам явился пономарю Хутынской обители Тарасию и показал ему «три страшные кары» за грехи людские, уготованные Новгороду:«И прииде пономарь Тарасию сам Варлаам чудотворец, и глаголя ему: брате Тарасие, хочет Господь Бог погубити Великий Новгород, взри брате пономарю Тарасие, на самый верх церковный и узриши пагубу над Новгородом велику, что хочет Господь Бог сотворити». Предсказанные прп. Варлаамом «три пагубы» — пожар, мор и потоп унесли тысячи жизней новгородцев в XVI столетии. А как предупреждение будущим поколениям в то время была написана икона «Видение пономаря Тарасия». Списки с нее хранятся в Новгородском музее, в Русском музее в Петербурге и музее села Коломенское в Москве.
Ни один еще раз карал Господь землю русскую — в Смутное время, были разорены святые обители, города и веси. В том числе был разорен и Хутынский монастырь. В революционное лихолетье монастырь был превращен в психиатрическую лечебницу, а потом заброшен. В годы войны он стал объектом многочисленных бомбежек и артобстрела. Так посылал Господь, предсказанные прп. Варлаамом «три страшные кары» за грехи людские.
Но в то же время не прекращалось и народное почитание прп. Варлаама. Тяжелая каменная плита на месте упокоения преподобного, под которой почивали (и почивают) его святые мощи в поруганном Преображенском храме по прежнему привлекала паломников в отдаленную Хутынь. В день памяти прп. Варлаама на протяжении всего XX столетия здесь звучали молитвы о помощи, о небесном заступничестве угодника Божия за страдающих русских людей.
По молитвам прп. Варлаама в 1994 году на месте его святой обители начала налаживаться иноческая жизнь. Первые матушки во главе с игуменьей Алексией (Симдянкиной), насельницей Пюхтицкого Свято-Успенского монастыря, пришли на развалины, воодушевляемые любовью ко Господу. В первые несколько лет они трудились и жили в тяжелейших материальных условиях и сполна испытали те же трудности, что испытывал сам прп. Варлаам при устройстве своей обители. Старания и молитвы матушек скоро принесли и плоды — обитель стала принимать свой древний облик (каменные постройки здесь были возведены в XVI столетии). Нескончаемым потоком потянулись в Хутынский монастырь паломники, привлеченные известием об исцелениях на «горке Преподобного» и у его колодца.
«Горка» — это особое место в Хутынском монастыре. По преданию землю для этого небольшого холмика наносил в своей скуфейке сам прп. Варлаам. На этом месте стояла его первая келья, которая воссоздана ныне в виде часовни. Здесь он боролся с бесами, здесь одержал свою духовную победу, после которой стал разрастаться и благоустраиваться монастырь. Сейчас в монастыре существует замечательный обычай: паломники поднимаются на верх горки, ложатся на землю, а потом кубарем скатываются вниз — и многие болезни по свидетельствам, которые не раз слышали насельницы обители, отступают безвозвратно.
Колодец, по преданию ископанный самим прп. Варлаамом, находится за стенами обители. Здесь паломников обильно поливают водой из ведра после водосвятных молебнов, целебную водичку увозят с собой. И благодарят прп. Варлаама за его сострадание к нам грешным, которое не иссякает почти тысячу лет.
Помощь прп. Варлаама ощущается во всех делах обители: растет количество сестер, они притекают сюда из разных городов и весей России (сейчас из более 50). Восстановлены в былой красоте: Преображенский собор, надвратная церковь, церковь прп. Варлаама с трапезными палатами. Сияют белизной жилые корпуса, в одном из которых расположилась уютная гостиница для паломников, где готовы принять до 30 человек путешествующих. У обители большое хозяйство — огороды, сады, скотный двор.
В Хутынском монастыре, по заветам его святого настоятеля, аскетическое подвижничество (кроме больших физических трудов, это и молитвенный труд — утренняя молитва ежедневно начинается в 6.30 утра, вечерняя — в 18.00) соединено с милосердной открытостью миру. Здесь привечают детей и ветеранов войны, устраивают праздники для тех и других. Особенно торжественно отмечался день 60-летия Победы. В монастыре проходит ежегодная научная конференция «Новгородские чтения», которая собирает преподавателей со всей страны. Здесь рады гостям в любое время — и обогреют, и приютят, и накормят. А цены на требы и свечи в обители, наверное, самые низкие из всех наших монастырей. Потому тут всегда читаются беспрестанные сорокоусты, вечные поминовения, постоянно служатся молебны у раки прп. Варлаама и панихиды у могилы великого русского поэта Г.Р. Державина, который похоронен под сводами Преображенского храма.
В Варлаамо-Хутынском монастыре хочется воскликнуть: «Жизнь жительствует там, где почитают святость!». Прп. Варлаам через века хранит свою обитель и предстательствует за ее насельниц и притекающих в нее паломников.
Подать на поминовение в монастырь через сайт обители
Чтение Неусыпаемой Псалтири в храме Валаамской иконы Божией Матери
В наши дни развитие информационных технологий позволяет подавать на поминовение удаленно. На сайте Валаамского монастыря тоже появилась такая возможность – подача записок через интернет.
Пожертвование
Рекомендуемое пожертвование за 1 имя:
- Молебен, панихида, проскомидия (1 день) — 5 рублей
- Проскомидия, сорокоуст (40 дней) — 300 рублей
- Проскомидия (1 год) — 1000 рублей
- Неусыпаемая Псалтирь (1 год) — 1000 рублей.
Для существования монастыря и его насельников необходимы материальные средства. Поэтому мы просим у Вас добровольное пожертвование на нужды монастыря. В форме автоматически рассчитывается рекомендуемое пожертвование. Его размер Вы можете изменить по своему усмотрению.
В случае, если Вы находитесь в тяжёлом материальном положении, не позволяющем оказать пожертвование обители, напишите нам письмо на адрес и объясните ситуацию. Решение будет приниматься индивидуально.
Записка почтой или электронно?
Обращаем ваше внимание на то, что по-прежнему сохраняется возможность заказать требы почтовым переводом по адресу: 186756, Республика Карелия, Сортавальский район, остров Валаам, Спасо-Преображенский мужской монастырь, Жердеву Владиславу Петровичу. Отправляя записку по почте, надо иметь в виду, что Валаам – это остров, и почтовые поступления приходят не ранее, чем через неделю, а в периоды ненастья – с еще большей задержкой.
Если раньше нужно было проделать достаточно длинный путь для того, чтобы попасть в монастырь самому, или же найти человека, собирающегося в паломническую поездку, и все это занимало не один день, то теперь процесс подачи записки занимает считанные минуты.
Теперь, благодаря тому что в монастыре разработан специальный модуль по приему пожертвований, требы могут исполняться намного раньше. Каждое имя аккуратно заносится в специальный список. Это особое послушание в обители, к соблюдению которого относятся очень строго и неукоснительно наблюдают, чтобы имена прочитывались в положенное время. Подробнее
Если есть вопросы
Дорогие друзья! Если у вас есть затруднения и вопросы по заполнению записок или правилам их подачи, не смущайтесь, пишите по адресу. Насельник монастыря, ответственный за прием поминовений, даст вам разъяснение в ближайшие дни.
Особый чин – чтение Неусыпаемой Псалтири
Во время непрерывного чтения Псалтири списки с именами поминаются по порядку на каждой кафизме. Отдельные помянники (синодики) ведутся для молитвы о здравии и спасении живущих, отдельные – об упокоении душ усопших православных христиан. Заздравные и заупокойные синодики вычитываются поочередно.
В монастыре молятся о здравии священноначалия, о насельниках и трудниках обители, о благодетелях и их сродниках, жертвователях и обо всех труждающихся в монастыре.
По существующему уставу Валаамского монастыря, саму книгу Псалтири никогда не закрывают. Днем чтение Псалтири в храме Валаамской иконы Божией Матери. Привратники на Святых вратах монастыря строго следят, чтобы чтецы, чередуясь, вовремя заступали на чтение Неусыпаемой Псалтири, аккуратно подменяя друг друга. Ночью чтение Псалтири передается на Никольский скит, где уже в домовом храме, закрытом для посещения паломников, продолжают чтение монахи, живущие в монастыре более всех. На каждый день и каждую ночь составляется расписание, каждая смена длится один – два часа.
Чтение Неусыпаемой Псалтири любимо среди насельников Валаамской обители. Оно протекает в тишине, благоговейной настроенности и умиротворяет душу. Псалтирь воспринимается как неотъемлемая часть молитвенной монастырской жизни. Совершение чтения Псалтири означает проявление любви к ближним – и родным, и совсем чужим людям. Особенно трогает, когда упоминаются «тяжкоболящие», «страждущие», «заблудшие», «без вести пропавшие».
Сорокоуст
Особо следует сказать о сорокоусте за здравие и упокой. В молитвенной практике Православной Церкви широко распространен обычай молиться в храме в течение определенного количества времени о болящих, недужных или об уже скончавшихся чадах Церкви.
Почему число сорок? Потому что оно знаменательно и часто встречается в Святом Писании. 40 лет скитался иудейский народ в пустыне. 40 дней постился пророк Моисей. 40 дней после Своего Крещения провел в пустыне Иисус Христос. 40 дней после Своего Воскресения Спаситель преподавал Апостолам тайны Царства Божьего. Как писал святой Симеон Солунский, сорокоуст совершается еще и в воспоминание события Вознесения Господня, которое произошло на сороковой день после Его Воскресения, с тем, чтобы и усопшие, «восстав из гроба, вознеслись в сретение, то есть навстречу». Обычай молиться об усопших 40 дней узаконили в Церкви первые Апостолы. С тех пор Церковь, следуя традиции, возносит в течение 40 дней свои молитвы к Богу и за живых, и за усопших. Вот так и получается, что заказывая сорокоуст для совершения каждодневной церковной молитвы, нам надо помнить, что все люди, поминаемые в ней, в том числе и усопшие, тоже участвуют в Литургии.
Сорокоуст «О здравии» заказывают не только за здоровье близких, о болящих, но и за их успехи, материальное благополучие, душевный покой, решение важных житейских и духовных вопросов. Ведь понятие «о здравии» весьма широкое и включает не только физическое, но и духовное состояние человека.
Будучи христианами, не забывайте молиться и за врагов ваших. Ведь если мы молимся о здравии человека, который сделал много зла, то это не значит, что мы молимся о том, чтобы он и в дальнейшем пребывал в таком же состоянии, – нет, мы молим Бога, чтобы Он переменил его намерения и внутреннюю неустроенность, сделал так, чтобы наш недоброжелатель или даже враг стал пребывать в гармонии с Богом, с Церковью, с окружающими.
Варлаамо-Хутынский монастырь в Великом Новгороде
Новгородская земля славится великолепными христианскими святынями, Спасо-Преображенская женская обитель на берегу речки Волхов с высоты птичьего полета напоминает небесный Иерусалим сиянием куполов и белоснежностью храмов.
Проехав всего семь километров от Новгорода, можно окунуться в мир особой Божественной благодати и неповторимой архитектурной красоты.
История основания новгородской святыни
Варлаамо-Хутынский монастырь — христианская святыня, основанная в начале 12 века, ныне женская обитель. Прежде здесь обитал мужской монастырь, где хранятся чудотворные мощи святителя Варлаама Хутынского.
Преподобный Варлаам является одним из почитаемых святых русского севера. Он родился в богатой семье Михалевичей, был крещен именем Алексием. Мальчик с ранних лет проявлял любознательность в познании Слова Божьего, впитывая в себя его откровения.
Родители Алексия рано покинули этот мир, оставив большое наследство, которое юношей было роздано малоимущим, а сам он принимает постриг с именем Варлаам.
Однажды во время молитвы преподобный увидел яркий свет из глухого леса, который местные жители считали нечистым. На указанном с Небес месте, в глубине непроходимой чащи, святой проводил все время в молитве. В память о божественном явлении первый храм будущей Хутынской обители освятили, как Свято-Преображенский.
Освящение церкви состоялось 19 августа 1192 года, и в этот же день архиепископом Григорием Варлаам был рукоположен на игумена, однако, по состоянию здоровья он всего 2 месяца был наставником монастыря, передал любимое детище под руководство отцу Антонию. 19 ноября того же года преподобный Варлаам мирно почил.
Интересно! Посеянное святителем помазание на обители принесло плоды, после молитвы у могилы святого начались чудеса исцеления, народ все прибывал и прибывал к месту покоя преподобного Варлаама.
История хранит несколько преданий как при жизненных служениях, так и после смерти чудотворца.
Св.Варлаам предсказал снег в Новгороде на Петров пост, после чего, по словам преподобного, мгновенно настанет лето, принесшее богатый урожай. Так оно и случилось. Это чудо было ознаменовано торжественной службой торжественным ходом вокруг монастырских стен.
В 15 веке великий князь Московский Иван ІІІ пожелал открыть могилу, чтобы убедиться в нетленности мощей, но был остановлен внезапным пламенем, исходящим из гроба. Огненные языки сопровождали царя во время его бегства от святыни. Опаленный царский посох долгое время хранился в Преображенском храме.
В 16 веке Варлаамская мужская обитель — центр как церковной, так и политической жизни.
В 1611 году шведы, взявшие в осаду Великий Новгород, обосновали в монастыре свою резиденцию.
Викарии Кексгольмские и Ладожские, Старорусские и Кирилловские, Тихвинские каждый в свое время был настоятелем Хутынской обители.
К концу 19 века здесь похоронены знаменитые люди России:
- великий русский поэт Гаврила Державин и его жена Дарья;
- архиепископ Антоний;
- епископ Сильвестр (Цветков);
- архимандрит Арсений (Иващенко) и другие.
Время закрытия и разрушений
Монастырь сохраняет этот статус до Октябрьской революции 1917 года. Несмотря на официальное закрытие, в 1925 году в монастырских храмах ведутся службы архиепископом Алексием (Симанским), до 1932 года исполняются на клиросе богопения будущим архимандритом Павлом (Гузеевым).
До войны в монастырских стенах находилось военное училище, а позже, как поругание над святыней, лечебница для психически больных людей.
Великая Отечественная война разрушила Варлаамскую святыню, оставив ее лежать в руинах на долгие сорок лет, при этом пострадало и надгробие Державина, останки которого позже перезахоронили, затем в 1993 году вернули в монастырь.
Возвращение святыни
В конце 20 века начинается восстановление Новгородской святыни, здесь действует уже женский монастырь.
В 1998 году завершаются ремонтные работы в обоих пределах:
- южном — Покрова Богородицы;
- северном, освященном в том же году в честь Иоанна Богослова.
В 2003 году окончательно восстанавливается Варлаамовский храм, трапезная колокольня, в которой освящена церковь Новомучеников и Исповедников Российских.
Современное состояние обители
Преображенский собор остается хранителем мощей преподобного Варлаама, над которыми обустроили серебряную раку. Под мудрым руководством настоятельницы обители игуменьи Алексии (Симдянкиной) проживает более ста насельниц.
Духовное наставничество женского монастыря осуществляется игуменом Макарием (Шамсутдиновым), обладающим поистине духовным даром любви к людям и огромного терпения. После общения с батюшкой многие прихожане уходили, освещенные светом его улыбки, унося с собой помазание и совет.
Исповедаться и получить совет у отца Макария можно перед Литургией. Прихожане и паломники могут помолиться в Хутынской часовне, расположенной на горочке, по преданию наношенной самим преподобным Варлаамом при помощи скуфьи, напиться воды из колодца, вырытым самим святым.
Святыни и престольные праздники
Основной святыней монастыря являются мощи преподобного Варлаама, к ним съезжаются паломники со всего мира.
Престольными праздниками считаются:
- 19 августа, в день Преображения Господнего, тысячи паломников пребывают в женскую Хутынскую обитель разделить престольный праздник.
- 19 ноября — день памяти святого Варлаама Хутынского, который почил в этот день много столетий тому назад.
В помощь паломникам и туристам
Варлаамо-Хутынский монастырь открыт для посещения с 9.00 утра до самого вечера. В 20.00 его ворота закрываются.
Богослужения начинаются в 7.30 — утреня, в 18.00-вечерня ежедневно по будням.
В выходные дни время службы меняется. Утреня начинается в 9.00, вечерня — 18.00.
Паломники, желающие провести в монастыре несколько дней, должны связаться с паломническим центром, открытым при обители.
Проще всего добраться до Хутынской святыни с автовокзала Великого Новгорода, откуда курсирует автобус 121, доставляющий туристов до монастыря.