Великие поминальные субботы 2018

Родительские субботы в 2018 году

Из этой статьи Вы узнаете, какого числа будут православные родительские субботы в 2018 году. Также Вы узнаете о смысле этого Вселенского богослужения.

Родительские субботы в 2018 году

Нередко эти особые дни поминовения усопших называют «вселенскими родительскими субботами». Это неверно. Вселенских поминальных суббот две: Мясопустная (в субботу, предшествующую Неделе о Страшном суде) и Троицкая (в субботу, предшествующую празднику Пятидесятницы, или называемому еще праздником Пресвятой Троицы – дню рождения Церкви Христовой).

Основной смысл этих «вселенских» (общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений – в молитве за всех преждепочивших православных, независимо от их личной близости нам. Это дело любви, не разделяющей мир на своих и чужих. Основное внимание в эти дни – всем тем, кто соединен с нами высшим родством – родством во Христе, и в особенности тем, кого некому помянуть.
Родительские субботы в 2018 году выпадают на следующие даты:
Вселенская родительская суббота (мясопустная) – 10 февраля 2018 года.
Суббота 2-й седмицы Великого поста – 3 марта 2018 года.
Суббота 3-й седмицы Великого поста – 10 марта 2018 года.
Суббота 4-й седмицы Великого поста – 17 марта 2018 года.
Поминовение усопших воинов – 9 мая 2018 года.
Радоница – 17 апреля 2018 года.
Троицкая родительская суббота в 2018 году – 26 мая 2018 года.
Димитриевская родительская суббота – 3 ноября 2018 года.
Родительские субботы в 2019 году выпадают на следующие даты:
Вселенская родительская суббота (мясопустная) – 4 марта 2019 года.
Суббота 2-й седмицы Великого поста – 23 марта 2019 года.
Суббота 3-й седмицы Великого поста – 30 марта 2019 года.
Суббота 4-й седмицы Великого поста – 6 апреля 2019 года.
Поминовение усопших воинов – 9 мая 2019 года.
Радоница – 7 мая 2019 года.
Троицкая родительская суббота в 2019 году – 15 июня 2019 года.
Димитриевская родительская суббота – 2 ноября 2019 года.
Родительские субботы в 2020 году выпадают на следующие даты:
Вселенская родительская суббота (мясопустная) – 24 февраля 2020 года.
Суббота 2-й седмицы Великого поста – 14 марта 2020 года.
Суббота 3-й седмицы Великого поста – 21 марта 2020 года.
Суббота 4-й седмицы Великого поста – 28 марта 2020 года.

Поминовение усопших воинов – 9 мая 2020 года.
Радоница – 28 апреля 2020 года.
Троицкая родительская суббота в 2020 году – 6 июня 2020 года.
Димитриевская родительская суббота – 31 октября 2020 года.
Родительские субботы в 2021 году выпадают на следующие даты:
Вселенская родительская суббота (мясопустная) – 8 марта 2021 года.
Суббота 2-й седмицы Великого поста – 27 марта 2021 года.
Суббота 3-й седмицы Великого поста – 3 апреля 2021 года.
Суббота 4-й седмицы Великого поста – 10 апреля 2021 года.
Поминовение усопших воинов – 9 мая 2021 года.
Радоница – 11 мая 2021 года.
Троицкая родительская суббота в 2021 году – 19 июня 2021 года.
Димитриевская родительская суббота – 6 ноября 2021 года.
Для преимущественного поминовения лично нам дорогих людей существуют другие родительские субботы. В первую очередь это 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста, и кроме них – установленная в Русской Православной Церкви Димитриевскаяродительская суббота, которая изначально была предназначена для поминовения воинов, павших в Куликовской битве, но постепенно стала общим поминальным днем.
Эта поминальная служба выпадает на субботу, предшествующую памяти св. вмч. Димитрия Солунского – святого покровителя кн. Дмитрия Донского, по предложению которого после Куликовской битвы и было установлено ежегодное поминовение воинов. Но со временем память воинов-освободителей была вытеснена в народном сознании, что весьма прискорбно, и Димитриевская поминальная суббота превратилась в один из «родительских дней».
Почему «родительские»? Ведь мы поминаем не только родителей, но и других людей, зачастую никакими родственными узами с нами не связанных? По разным причинам. В первую очередь даже не потому, что родители, как правило, вперед своих детей покидают этот мир (и поэтому тоже, но не это главное), а потому, что вообще первоочередной долг наш молитвенный – за наших родителей: из всех людей, чья временная земная жизнь окончена, мы в первую очередь должны тем, через кого мы этот дар жизни получили – родителям и прародителям нашим.
Разумеется, поминовение покойных не ограничивается несколькими днями. Панихиды служить можно, за редким исключением, круглый год, но есть такие субботние дни, в которые Церковь призывает всех своих чад объединяться в молитве о своих усопших. Чего греха таить – мы иной раз подзабываем поминать своих покойных даже на домашней молитве (родителей еще помним, но чем старше становимся, тем больше таких людей, которые оставили след в нашей жизни, да и покинули этот мир, а память наша, наоборот, слабеет), я уж не говорю о том, чтобы пойти в храм и на панихиду за них подать. Вот и нужны такие дни, когда больше некогда откладывать.
Есть и другой аспект заупокойного поминовения, отразившийся в наименовании этих суббот «родительскими»: родовая традиция, родовая связь поколений, связь живых и усопших, связь между собой живых, объединенных общими усопшими предками, общезначимыми для рода личностями, событиями, памятными местами. Это аспект общечеловеческий, дохристианский, находивший в древности мифологическое и ритуальное оформление в различных языческих культах, реминисценции которых поныне проглядывают в «народном православии».
И тут очень важно с одной стороны не путать христианскую традицию с вплетенным в нее языческим наследием, аккуратно выявляя и удаляя последнее, с другой же – бережно относиться к родительским субботам как средству единения людей именно потому, что христианская традиция поминовения усопших помогает осмыслить единство человеческого рода в Отце Небесном, к усыновлению Которому мы все призваны.
Люди осознают, «чьих они будут» в ограниченном плане близких и дальних родственников, задумываются (во всяком случае, получают повод задуматься) о том, что было в их роду достойного принятия и передачи, а что стоит помнить лишь для того, чтобы по наследственной предрасположенности не повторить.
Однако это – лишь начало, отправная точка осознания единства человеческого рода, произошедшего от прародителей, сотворенных Богом по Своему образу и подобию. Осмысление всечеловеческого родства по плоти должно возводить к осмыслению родства в Боге; ограниченное единство по плоти – опорная точка для стремления обрести всечеловеческое единство во Христе. И если этого не происходит, нет речи о единстве христианском. Это единство языческое, даже если осуществляется оно между людьми, принадлежащими к Церкви Христовой. Оно языческое по духу.
Кровь, родственные узы, национальная идентичность, геополитическое единство – все это прекрасно, пока не становится приоритетной ценностью, а то и самоцелью. А вера православная, религия, Церковь как институт низводятся тогда на уровень «главной государственной скрепы», которую защищают, да, но защищают в соответствующем духе – языческом, кощунственно используя православную атрибутику, подстраивая ее постулаты под абсолютизированные ценности преходящего мира.
Родительские субботы, посвященные нашим покойным – людям, опередившим нас в преставлении от мира суетного к жизни вечной, напоминают нам о главном: род наш – Божий (во-первых, по происхождению человека, по сущности его богоподобной природы, во-вторых, по родству во Христе, в Которого мы крестились и в Которого облекаемся жизнью по Его заповедям, освящаясь в Таинствах), и отечество наше – на небесах (Флп. 3:20), а все земное ценно настолько, насколько оно способствует исцелению души, ее преображению по образу Создавшего (Кол. 3:10).
Суббота – последний день седмицы. Да-да, день, завершающий седмичный цикл, который начинается не понедельником, как это принято считать в быту, а воскресеньем, или «неделей», по-славянски – днем, когда ничего не делают. По первому дню – название всей седмицы: «неделя». Понедельник, соответственно, – первый день по неделе, вторник – второй и т.д., а суббота (слово, сохраняющее схожесть с еврейским «шаббат») – заключительный день седмицы, как это и было в ветхозаветную эпоху, с той лишь разницей, что «неделание» перенесено на «неделю», т.е. на День Господень – на воскресенье. Но в память о субботнем покое именно в этот последний, завершающий, заключительный день седмицы принято по Уставу поминать усопших.
Субботой заключается седмичный цикл, но за этим днем – воскресный день – восьмой (число, символизирующее вечность) по отношению к предыдущему воскресенью – первому дню. Вот так: от Воскресения Христова к всеобщему Воскресению всех от века почивших – всех: праведных и грешных, верующих и неверующих… для разной участи в вечности в зависимости от того, кто кем оказался Христу по жизни (как сказал когда-то прот. Владимир Цветков: «Мы на Страшном суде будем не ужасаться, а удивляться»).


Смерть по плоти – лишь «промежуточная станция» на пути к всеобщему воскресению из мертвых. Главный смысл заупокойных текстов – преодоление во Христе смерти вечной в устремленности к всеобщему Воскресению.
Этот смысл подчеркнут самим установлением Димитриевской субботы, изначальное предназначение которой – в заботе о душах воинов, которые пали в сражении за достоинство жизни, понимаемое в свете Откровения – того достоинства, которое человек обретает по мере осознания себя образом Божиим, посильно уподобляясь Первообразу.
Хорошо бы не забывать изначальный смысл установления этой поминальной субботы и хоть сколько-нибудь оправдывать принесенную за нас жертву, прилагая усилия в становлении христианами, помня, что христианство (угроза которому на Руси возрастала по мере исламизации Орды), согласно свт. Василию Великому, это «уподобление Богу в той мере, в какой это возможно для природы человеческой».

Читать еще:  Календарь пасхи с 2000 по 2050 годы

Родительские субботы в 2018 году: календарь

Церковные каноны считают, что вспоминать усопших можно в любой день, кроме Светлой Пасхи, потому что в этот Праздник можно только радоваться и прославлять Господа. Самое действенное поминание, по мнению Церкви – это не непременно вознесенная в церкви молитва, но исполненная искренних эмоций и просьб о снисхождении и прощении ушедших всех, кто бесконечно дорог.

Для тех, кто хочет сделать это во внеурочный день, есть слова для самостоятельного вознесения либо заказанные в церкви. Сторонники строгого соблюдения церковных канонов могут дожидаться родительского специального дня.

Родительские субботы и их значение

Церковный календарь, предусматривает специальные, святые дни, предназначенные для поминовения тех, кого нет в этом мире. Они обычно приурочены к большим церковным Праздникам. В Православии есть несколько дат, приуроченных к праздникам или датам, их условно можно поделить на три категории.

Вселенские родительские субботы – основные дни, предусмотренные богослужебным уставом для поминальных мероприятий.

Великопостные (субботы, специально отведенные во время Великого Поста), частные родительские дни, определенные для поминовения безвременно почивших родителей, воинов, отдавших жизни за любимую Родину, пресвятых великомучеников.



Важно!
В день светлой Пасхи поминать усопших не следует. Традиция идти на кладбище на Пасху – наследие советских времен, когда люди не особенно придерживались церковных канонов. Для понимания усопших существует специальный праздник, Радоница. Он приходится на 9 день после Главного Церковного Праздника. В нынешнем, 2018 это было 17 апреля. Родительские субботы, именуемые Вселенскими, есть только дважды за церковный год. Одна, названная мясопустной – перед Масленицей, точнее за 2 дня до нее.

Это первая родительская суббота в богослужебном святоцерковном уставе, ставшая органическим продолжением народных верований. Славяне, пребывая в язычестве, именовали эту семидневку Пестрой и своих покойных чествовали в день на неделе предпоследний субботний. 1-я вселенская суббота – наследие далеких предков, закрепленное канонами православной веры.

В 1018 первая возможность вознести молитвы за дорогих и любимых пришлась на 10 февраля. 2-я суббота, так же именуемая в канонах, неизменно проводится перед святым Днем Триединого Бога, и это суббота перед ним. В нынешнем году она приходится на двадцать шестое мая, но это не календарная дата, а число, определяемое отсчетом Пасхи по лунному календарю.

Для справки! Великопостные субботние дни, когда необходимо воздавать дань памяти родственникам и друзьям — предвоскресные дни 2, 3 и 4 на великопостных неделях. Для них тоже нет календарного числа, но люди искренне верующие и соблюдающие пост всегда могут подсказать дату его начала. В 2018 году они пришлись на 2, 10 и 17 марта.

Наличие суббот, официально определенных уставом церковного богослужения не означает, что беспокоиться о душах, умерших следует только когда предписано. Кроме церковных поминальных дней существуют еще и частные предвоскресенья, в которые лучше вознести горячие слова молитвы, можно помолиться и погоревать, следуя православным канонам.

Светскими и духовными возможностями вспомнить о погибших и умерших считаются 9 мая – (служат панихиду памяти павших в ВОВ и 11 сентября: поминальная служба посвящается всем православным воинам, павшим во славе для любимого Отечества, за веру православную).

Другие поминальные даты, присутствующие в нынешнем году

Ближайшая родительская суббота – 26 мая, день перед Святой Троицей. На праздник Святой Троицы, отмечаемый в воскресенье, и посвященный трем ипостасям Триединого Бога – Отцу, и Сыну, и Святому Духу, можно помянуть своих близких, которые умерли не своей смертью. Это можно сделать не только в субботу, но и в Духов День. Это пятидесятый день после Пасхи. В этом году он пришелся на 26 майский день.

Совет!
В великий и значимый церковный Праздник считается необходимым вспомнить неоднократно всех, кто сложил голову на чужбине, умер без креста и покаяния, кто лишен места успокоения, и обратиться, мысленно, или вслух, к тем, кто упокоился в мире, был неправедно убит или ушел преждевременно.

Еще одна значимая веха для православных – 3 ноября 2018 года. Еще одна, родительская суббота, именуемая Дмитриевской, последняя официальная возможность вспомнить обо всех кого нет. Однако допустимо подать записку в церковь и вознести молитвы о далеких и близких 8 ноября, когда Церковь служит дань памяти великомученика Дмитрия Солунского.

У славянских народов он считался покровителем воинов, боровшихся с внешним врагом, и в его честь принято называть первенцев. Его славные деяния сделали святого самым почитаемым после Георгия Победоносца, и в Дмитриев день можно вознести молитвы за безвременно почивших, которые будут благосклонно приняты.

Свято Троицкая поминальная суббота — Это Вторая Вселенская родительская суббота, официально определенная церковными канонами. Она посвящается не только родным и близким. В эту Вселенскую субботу поминают всех, кто умер с незапамятных времен, начиная с прародителя Адама и вплоть до последнего дня.

Заупокойная служба, определенная уставом богослужений, в этот день (26 мая, в 2018 году, и в другие годы в строго определенную дату), молятся обо всех почивших православных христианах, отцах и братьях, даровании вечной и бесконечной жизни, о памяти почивших во все века.

Церковнослужители считают уместным в любую субботу, (если не приходится большого Церковного Праздника) удобным временем вспомнить о родителях и других безвременно утраченных близких и родных. Не стоит ждать особого случая для того, чтобы вспомнить о них добрым словом, помолиться в церкви, заказать отдельную службу.

Православного человека принято поминать и в день его рождения, и в День Ангела, а родителей можно вспомнить и в годовщину свадьбы. Собрав в этот день за столом только своих близких, помолившись в церкви и раздав милостыню, можно сделать тот же значимый шаг, что и в специально отведенные дни.

Православный календарь 2018 года: праздники, посты, родительские субботы

В церковные праздничные даты со временем превращались события, которые в течение многих сотен лет происходили в Церкви

Православный церковный календарь — это расписание праздников на весь год.

Церковные православные праздники бывают великие, средние и малые – между собой они различаются торжественностью богослужения.

Православный календарь содержит два годичных круга событий – один неподвижный, все даты которого твердо установлены в богослужебных книгах, второй — Пасхальный, в котором все события установлены относительно дня празднования Пасхи.

Пасха — самый главный праздник по православному календарю. Дата празднования Светлого Воскресения Христова ежегодно рассчитывается по специальному церковному календарю и приходится на весну. Пасху в 2018-м православные отпразднуют 8 апреля.

Празднуют Пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния, но не раньше весеннего дня равноденствия (21 марта) – такое общее правило приняли в 325-м на Никейском Соборе.

Двунадесятые праздники

В православном календаре таких праздников двенадцать — они посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, поэтому одни называются Господними и посвящены Спасителю, а другие Богородичными и посвящены Божией Матери.

Девять из них в православном календаре имеют фиксированную дату празднования, то есть непереходящие. К ним относятся: Крещение Господне – Богоявление, которое ежегодно празднуют 19 января, Сретение Господне —15 февраля, Благовещение Пресвятой Богородицы – 7 апреля, Преображение Господне – 19 августа.

К непереходящим православным праздникам также относятся Успение Пресвятой Богородицы – 28 августа, Рождество Пресвятой Богородицы – 21 сентября, Воздвижение Креста Господня – 27 сентября, Введение во храм Пресвятой Богородицы – 4 декабря, Рождество Христово – 7 января.

Дата переходящих двунадесятых праздников зависит от дня празднования Пасхи, соответственно каждый год меняется в календаре.

В число таких праздников, согласно православному календарю, входят Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресение, который в 2018-м празднуют 1 апреля, Вознесение Господне – 17 мая, День Святой Троицы (Пятидесятница) – 27 мая.

Великие праздники

Пять праздников в православном календаре относятся к великим недвунадесятым — Обрезание Господне, которое празднуют 14 января, Рождество Иоанна Предтечи – 7 июля, Святых первоверховных апостолов Петра и Павла – 12 июля, Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11 сентября, Покров Пресвятой Богородицы – 14 октября.

В православный церковный календарь входят даты почитания христианских Святых, чудотворных образов и другие памятные дни.

Посты

Пост — это время молитв и покаяния, духовного совершенствования, добровольного самоограничения в пище, развлечениях, общении с миром, а также с воздержанием от супружеской жизни, страстей и пороков.

Православной церковью установлены однодневные и многодневные посты — они известны с апостольских времен и относятся к самым первым временам православной церкви.

От поста освобождаются военные, путешественники, рабочие, тяжело больные, люди, занимающиеся тяжелым физическим трудом, беременные женщины, кормящие матери, а также дети до семи лет.

Великий пост

Великий пост — первый из многодневных постов православной церкви в году. Он готовит христиан к достойной встрече главного праздника – Светлого Воскресения Христова. Самый строгий и продолжительный пост в 2018-м начался 19 февраля и продлится до 8 апреля.

Великий пост на сегодняшний день состоит из двух частей — Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы, и в общей сложности длится 48 дней.

Читать еще:  Блины на 2 яйца

Святая Четыредесятница установлена в память о сорокадневном посте Иисуса Христа в пустыне и длится шесть недель, а Страстная седмица — последним дням земной жизни и крестной смерти Спасителя.

Петров или Апостольский пocт

Петров (Петровский) пост — летний многодневный пост, который ежегодно начинается в понедельник через неделю после праздника Святой Троицы (Пятидесятницы). В 2018-м начало выпадает на 4 июня.

Пост готовит христиан к дню памяти Святых первоверховных апостолов Петра и Павла, который православная церковь празднует 12 июля.

Длительность этого поста в разные годы различная и зависит от дня празднования Пасхи. Самый короткий пост длится 8 дней, самый длинный – 6 недель.

Успенский пост

В честь успения Пресвятой Богородицы установлен Успенский пост. Начинается пост ежегодно 14 августа и длится две недели. По церковному уставу, по своей строгости Успенский пост приравнивается к Великому.

Пост завершается в праздник Успения Пресвятой Богородицы, который православный мир отмечает 28 августа.

Успенский пост – единственный пост, посвященный Божией Матери. Пост известен с самых первых веков христианства, но окончательно его установили на Константинопольском Соборе в 1166 году.

Рождественский пост

Последний многодневный пост в году – Рождественский, который длится 40 дней, поэтому в церковном уставе, как и Великий пост, он называется еще Четыредесятницей.

Пост призван подготовить православных к одному из самых важный церковных праздников — Рождеству Христову, чтобы люди очистили себя покаянием, молитвой и постом и с чистым сердцем встретили явившегося в мир Спасителя.

Рождественский пост в 2018-м, как и ежегодно, начнется 28 ноября и завершится в канун Рождества Христова — 6 января

Родительские субботы

Родительскими субботами называют дни особого поминовения усопших, в которые умершие, по молитвам Церкви, могут получить облегчение или освобождение от загробных наказаний.

Поминальные дни называют «родительскими» от традиции называть покойных «родителями», то есть отошедшими к отцам. А еще потому что христиане молитвенно в первую очередь поминали своих почивших родителей.

В церковном календаре семь родительских суббот – в эти дни в православных церквях совершается особое поминовение умерших православных христиан.

Все, кроме одной родительской субботы — Поминовение усопших воинов (9 мая), имеют переходящую дату.

Среди родительских суббот особо выделяют Вселенские – православная Церковь в эти дни молитвенно поминает вообще всех усопших. В церковном календаре две Вселенские родительские субботы — Мясопустная и Троицкая (накануне праздника Пятидесятницы, в 2018-м выпадает на 26 мая).

В эти родительские субботы совершаются особые богослужения — вселенские панихиды. Панихида в переводе с греческого значит «ходатайство». Это заупокойное богослужение, на котором верующие молятся об упокоении умерших, испрашивают у Господа для них милосердия и прощения грехов.

Остальные родительские субботы к вселенским не относятся и отведены специально для частного поминовения дорогих нашему сердцу людей.

В православном календаре Радоница – день особого поминовения усопших, первый после Светлого Воскресения Христова. В 2018 году Радоница или Родительский день выпадает на 17 апреля.

Православным календарем предусмотрен и День поминовения усопших православных воинов, который в 2018-м отмечают 11 сентября.

Родительские субботы в 2018 году

Из этой статьи Вы узнаете, какого числа будут православные родительские субботы в 2018 году. Также Вы узнаете о смысле этого Вселенского богослужения.

Родительские субботы в 2018 году

Нередко эти особые дни поминовения усопших называют «вселенскими родительскими субботами». Это неверно. Вселенских поминальных суббот две: Мясопустная (в субботу, предшествующую Неделе о Страшном суде) и Троицкая (в субботу, предшествующую празднику Пятидесятницы, или называемому еще праздником Пресвятой Троицы – дню рождения Церкви Христовой).

Основной смысл этих «вселенских» (общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений – в молитве за всех преждепочивших православных, независимо от их личной близости нам. Это дело любви, не разделяющей мир на своих и чужих. Основное внимание в эти дни – всем тем, кто соединен с нами высшим родством – родством во Христе, и в особенности тем, кого некому помянуть.
Родительские субботы в 2018 году выпадают на следующие даты:
Вселенская родительская суббота (мясопустная) – 10 февраля 2018 года.
Суббота 2-й седмицы Великого поста – 3 марта 2018 года.
Суббота 3-й седмицы Великого поста – 10 марта 2018 года.
Суббота 4-й седмицы Великого поста – 17 марта 2018 года.
Поминовение усопших воинов – 9 мая 2018 года.
Радоница – 17 апреля 2018 года.
Троицкая родительская суббота в 2018 году – 26 мая 2018 года.
Димитриевская родительская суббота – 3 ноября 2018 года.
Родительские субботы в 2019 году выпадают на следующие даты:
Вселенская родительская суббота (мясопустная) – 4 марта 2019 года.
Суббота 2-й седмицы Великого поста – 23 марта 2019 года.
Суббота 3-й седмицы Великого поста – 30 марта 2019 года.
Суббота 4-й седмицы Великого поста – 6 апреля 2019 года.
Поминовение усопших воинов – 9 мая 2019 года.
Радоница – 7 мая 2019 года.
Троицкая родительская суббота в 2019 году – 15 июня 2019 года.
Димитриевская родительская суббота – 2 ноября 2019 года.
Родительские субботы в 2020 году выпадают на следующие даты:
Вселенская родительская суббота (мясопустная) – 24 февраля 2020 года.
Суббота 2-й седмицы Великого поста – 14 марта 2020 года.
Суббота 3-й седмицы Великого поста – 21 марта 2020 года.
Суббота 4-й седмицы Великого поста – 28 марта 2020 года.

Поминовение усопших воинов – 9 мая 2020 года.
Радоница – 28 апреля 2020 года.
Троицкая родительская суббота в 2020 году – 6 июня 2020 года.
Димитриевская родительская суббота – 31 октября 2020 года.
Родительские субботы в 2021 году выпадают на следующие даты:
Вселенская родительская суббота (мясопустная) – 8 марта 2021 года.
Суббота 2-й седмицы Великого поста – 27 марта 2021 года.
Суббота 3-й седмицы Великого поста – 3 апреля 2021 года.
Суббота 4-й седмицы Великого поста – 10 апреля 2021 года.
Поминовение усопших воинов – 9 мая 2021 года.
Радоница – 11 мая 2021 года.
Троицкая родительская суббота в 2021 году – 19 июня 2021 года.
Димитриевская родительская суббота – 6 ноября 2021 года.
Для преимущественного поминовения лично нам дорогих людей существуют другие родительские субботы. В первую очередь это 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста, и кроме них – установленная в Русской Православной Церкви Димитриевскаяродительская суббота, которая изначально была предназначена для поминовения воинов, павших в Куликовской битве, но постепенно стала общим поминальным днем.
Эта поминальная служба выпадает на субботу, предшествующую памяти св. вмч. Димитрия Солунского – святого покровителя кн. Дмитрия Донского, по предложению которого после Куликовской битвы и было установлено ежегодное поминовение воинов. Но со временем память воинов-освободителей была вытеснена в народном сознании, что весьма прискорбно, и Димитриевская поминальная суббота превратилась в один из «родительских дней».
Почему «родительские»? Ведь мы поминаем не только родителей, но и других людей, зачастую никакими родственными узами с нами не связанных? По разным причинам. В первую очередь даже не потому, что родители, как правило, вперед своих детей покидают этот мир (и поэтому тоже, но не это главное), а потому, что вообще первоочередной долг наш молитвенный – за наших родителей: из всех людей, чья временная земная жизнь окончена, мы в первую очередь должны тем, через кого мы этот дар жизни получили – родителям и прародителям нашим.
Разумеется, поминовение покойных не ограничивается несколькими днями. Панихиды служить можно, за редким исключением, круглый год, но есть такие субботние дни, в которые Церковь призывает всех своих чад объединяться в молитве о своих усопших. Чего греха таить – мы иной раз подзабываем поминать своих покойных даже на домашней молитве (родителей еще помним, но чем старше становимся, тем больше таких людей, которые оставили след в нашей жизни, да и покинули этот мир, а память наша, наоборот, слабеет), я уж не говорю о том, чтобы пойти в храм и на панихиду за них подать. Вот и нужны такие дни, когда больше некогда откладывать.
Есть и другой аспект заупокойного поминовения, отразившийся в наименовании этих суббот «родительскими»: родовая традиция, родовая связь поколений, связь живых и усопших, связь между собой живых, объединенных общими усопшими предками, общезначимыми для рода личностями, событиями, памятными местами. Это аспект общечеловеческий, дохристианский, находивший в древности мифологическое и ритуальное оформление в различных языческих культах, реминисценции которых поныне проглядывают в «народном православии».
И тут очень важно с одной стороны не путать христианскую традицию с вплетенным в нее языческим наследием, аккуратно выявляя и удаляя последнее, с другой же – бережно относиться к родительским субботам как средству единения людей именно потому, что христианская традиция поминовения усопших помогает осмыслить единство человеческого рода в Отце Небесном, к усыновлению Которому мы все призваны.
Люди осознают, «чьих они будут» в ограниченном плане близких и дальних родственников, задумываются (во всяком случае, получают повод задуматься) о том, что было в их роду достойного принятия и передачи, а что стоит помнить лишь для того, чтобы по наследственной предрасположенности не повторить.
Однако это – лишь начало, отправная точка осознания единства человеческого рода, произошедшего от прародителей, сотворенных Богом по Своему образу и подобию. Осмысление всечеловеческого родства по плоти должно возводить к осмыслению родства в Боге; ограниченное единство по плоти – опорная точка для стремления обрести всечеловеческое единство во Христе. И если этого не происходит, нет речи о единстве христианском. Это единство языческое, даже если осуществляется оно между людьми, принадлежащими к Церкви Христовой. Оно языческое по духу.
Кровь, родственные узы, национальная идентичность, геополитическое единство – все это прекрасно, пока не становится приоритетной ценностью, а то и самоцелью. А вера православная, религия, Церковь как институт низводятся тогда на уровень «главной государственной скрепы», которую защищают, да, но защищают в соответствующем духе – языческом, кощунственно используя православную атрибутику, подстраивая ее постулаты под абсолютизированные ценности преходящего мира.
Родительские субботы, посвященные нашим покойным – людям, опередившим нас в преставлении от мира суетного к жизни вечной, напоминают нам о главном: род наш – Божий (во-первых, по происхождению человека, по сущности его богоподобной природы, во-вторых, по родству во Христе, в Которого мы крестились и в Которого облекаемся жизнью по Его заповедям, освящаясь в Таинствах), и отечество наше – на небесах (Флп. 3:20), а все земное ценно настолько, насколько оно способствует исцелению души, ее преображению по образу Создавшего (Кол. 3:10).
Суббота – последний день седмицы. Да-да, день, завершающий седмичный цикл, который начинается не понедельником, как это принято считать в быту, а воскресеньем, или «неделей», по-славянски – днем, когда ничего не делают. По первому дню – название всей седмицы: «неделя». Понедельник, соответственно, – первый день по неделе, вторник – второй и т.д., а суббота (слово, сохраняющее схожесть с еврейским «шаббат») – заключительный день седмицы, как это и было в ветхозаветную эпоху, с той лишь разницей, что «неделание» перенесено на «неделю», т.е. на День Господень – на воскресенье. Но в память о субботнем покое именно в этот последний, завершающий, заключительный день седмицы принято по Уставу поминать усопших.
Субботой заключается седмичный цикл, но за этим днем – воскресный день – восьмой (число, символизирующее вечность) по отношению к предыдущему воскресенью – первому дню. Вот так: от Воскресения Христова к всеобщему Воскресению всех от века почивших – всех: праведных и грешных, верующих и неверующих… для разной участи в вечности в зависимости от того, кто кем оказался Христу по жизни (как сказал когда-то прот. Владимир Цветков: «Мы на Страшном суде будем не ужасаться, а удивляться»).

Читать еще:  От пасхи до пасхи 2018 2019


Смерть по плоти – лишь «промежуточная станция» на пути к всеобщему воскресению из мертвых. Главный смысл заупокойных текстов – преодоление во Христе смерти вечной в устремленности к всеобщему Воскресению.
Этот смысл подчеркнут самим установлением Димитриевской субботы, изначальное предназначение которой – в заботе о душах воинов, которые пали в сражении за достоинство жизни, понимаемое в свете Откровения – того достоинства, которое человек обретает по мере осознания себя образом Божиим, посильно уподобляясь Первообразу.
Хорошо бы не забывать изначальный смысл установления этой поминальной субботы и хоть сколько-нибудь оправдывать принесенную за нас жертву, прилагая усилия в становлении христианами, помня, что христианство (угроза которому на Руси возрастала по мере исламизации Орды), согласно свт. Василию Великому, это «уподобление Богу в той мере, в какой это возможно для природы человеческой».

Родительские субботы в 2020 году по православному календарю

В 2020 году согласно православному календарю намечено 9 родительских суббот. О том, какие субботы называются родительскими, почему возникает такая разница, подробно рассказывается далее.

Когда православные поминают усопших родных

Конечно, человек всегда хранит память об умерших предках, близких, друзьях и просто хороших знакомых. Вместе с тем, по православной традиции принято особенно поминать усопших несколько дней в году. Все они называются родительскими субботами.

И действительно, в большинстве случаев даты выпадают именно на шестой день недели, хотя и не всегда это так. Если говорить о том, какого числа будут родительские субботы и особые дни поминания усопших в 2020 году, то получается такой список:

  1. Вселенская Мясопустная родительская суббота — отмечают 22 февраля.
  2. Во время Великого поста выпадает сразу 3 родительских субботы – на 2, 3 и 4 неделях: в этом году — 14 марта, 21 марта и 28 марта.
  3. А дальше делается перерыв, связанный со Страстной неделей и празднованием Пасхи. Следующий день – Радоница (его часто называют родительским), которая выпадает на 28 апреля 2020 года.
  4. Затем вспоминают всех павших, сражавшихся за Родину в годы Великой Отечественной войны, т.е. 9 мая.
  5. После этого поминают усопших в день Троицкой субботы – 6 июня. Это вторая Вселенская родительская суббота, которая является особо почитаемой.
  6. Затем отдают честь всем павшим воинам за Царя и Отечество — 11 сентября.
  7. Последняя родительская суббота в 2020 году отмечается 7 ноября (ее называют Димитриевская).

Даты этих дней тесно связаны с важнейшими церковными событиями (Великим постом, Пасхой и праздником Святой Троицы). Поэтому все даты являются переходящими – они меняются из года в год. Исключение составляет только день памяти 9 мая, который по понятным причинам отмечается только в эту дату.

ПОЧЕМУ ИМЕННО СУББОТА

На этот счет существует несколько версий. Заслуживают внимания по крайней мере две из них.

Прежде всего, Библия описывает сотворение мира за 6 дней, после чего Бог отдыхал от всех своих трудовых дней и назвал его субботой (долгое время именно она и была 7 днем недели, а не воскресенье). Состояние покоя хорошо гармонирует с настроем человека, который желает помянуть усопшего. В таком деликатном вопросе нет места суете, да и рутинные дела лучше отложить на потом.

А еще есть мнение, что само слово суббота дословно означает «ходатайство» (перевод с древнегреческого). И в этом случае тоже все становится на свои места: поминая покойных, люди пытаются ходатайствовать об усопшем перед Богом.

Вот почему принято усиленно молиться за бессмертную душу, покинувшую наш мир, а еще – раздавать милостыню, чтобы оказать умершему духовную помощь.

Вселенские родительские субботы

Важно знать не только о том, в какие даты у православных осуществляется поминание усопших в 2020 году, но и чем отличаются между собой родительские субботы. Они разделяются на три группы – в первую попадают так называемые вселенские субботы:

  1. Мясопустная (22 февраля 2020) отмечается ровно за неделю начала Великого поста. Название связано с тем, что после нее наступает так называемая Мясопустная неделя, когда можно кушать разные блюда из мяса.
  2. Троицкая (6 июня 2020) – накануне праздника Святой Троицы.

Вселенскими эти субботы называются потому, что во всех православных храмах совершается Вселенская панихида в память обо всех крещеных христианах, которые оставили наш мир. То есть поминаются не только родители, но и вообще все православные – наши друзья, знакомые, коллеги и другие.

Субботы Великого поста

Во время Великого поста Церковь также установила три дня поминовения усопших – это родительские субботы 2, 3 и 4 недели (седмицы). Если говорить, когда именно по православному календарю наступают эти дни, то в 2020 году это субботы:

В церквях совершаются панихиды, и верующим людям особенно важно побывать в храме именно в такие дни. Священники отмечают, что каждый верующий должен по возможности прийти в церковь лично. Дело в том, что следующее поминовение наступит только после Пасхи – на Радоницу.

Частные родительские субботы

К частным относят те дни, когда поминают не всех усопших, а именно родителей или же предков, которые пали в боях:

  1. Основной день – это Радоница (она всегда выпадает на второй вторник после Пасхи), которую в этом году отмечают 28 апреля 2020. Поэтому если говорить, когда именно родительская суббота в мае, следует назвать эту дату. Традиционно отмечать Радоницу принято так: сначала посетить церковь и затем отправиться на кладбище, чтобы навести полный порядок на могиле. А вот оставлять там еду и тем более водку, да еще и самому принимать алкоголь крайне не рекомендуется.
  2. 9 мая – не только День Победы, но еще и день скорби. Мы вспоминаем обо всех жертвах чудовищной и страшной войны. Служат панихиды и в церквях, поэтому каждый человек может совершить заупокойную молитву и раздать милостыню.
  3. Еще один частный поминальный день – это 11 сентября. История этой даты уходит в далекий 18 век, когда императрица Екатерина Великая издала указ о поминовении погибших в Русско-турецкой войне. Принято отдавать последнюю дань уважения всем православным солдатам.
  4. Также к этим датам относится и Димитриевская родительская суббота (7 ноября 2020), которая приурочена к дню памяти великомученика Димитрия Солунского. Интересно, что традиция сложилась еще со времен Дмитрия Донского, который помянул своего павшего товарища после Куликовской битвы 1380 года.

Таким образом, в году достаточно много дней, чтобы мы могли выразить свое уважение и вспомнить об ушедшем из жизни родителе или другом близком человеке. Конечно, поминовение – это очень деликатное дело, и оно нередко вызывает множество вопросов.

Если убедительных ответов так и не находится, можно просто обратиться за советом к тому человеку, которому вы особенно доверяете. А еще один простой вариант – поговорить со священником, чтобы освободиться от груза сомнений.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector