Великомученик феодор тирон

Житие Феодора Тирона

Великий христианский мученик, который пострадал за свою веру в IV веке и был прославлен в сонме святых. Безграничная вера в Иисуса Христа, смелость и упование на волю свыше не дали ему сломаться духовно под давлением страшных пыток и перед лицом смерти. За этот подвиг слава о нем увековечена в канонах и акафистах Православной Церкви.

Служение Богу

Святой Феодор родился в знатной семье, в городе Евхаитах, на территории современной Турции. По достижению взрослого возраста вступил в армейские ряды. Полк, в котором нес службу Феодор, находился в Амасии Понтийской области.

Великомученик жил во времена жестоких гонений на христиан. Он долгое время скрывал свое вероисповедание. Но не из малодушия, а потому что ждал знамения свыше для того, чтобы принять мученичество. Однажды, пребывая с полком в окрестностях Евхаиты, Феодору стало известно о проблеме местных жителей — их пугал огромных размеров змей, живущий поблизости в лесу.

Воин пришел в покинутую людьми деревню и решил, во что бы то ни стало расправиться с чудовищем. Одна христианка, остававшаяся в селении, указала ему логово зверя. Феодор перекрестившись, бесстрашно пошел навстречу опасности и убил змея ударом копья в голову.

Интересно! Этот случай укрепил его веру в то, что если он с Божией помощью смог преодолеть видимого змея, то сможет сделать то же самое и с невидимым — дьяволом. Святой Феодор вернулся в лагерь полка и больше не скрывал своей принадлежности к христианскому миру.

Испытание верой

Император Галерий издал указ о принуждении всех христиан к жертвенному идолопоклонству. Когда приказ стал известен в полку, где находился Феодор, воин отказался покидать свою палатку для жертвоприношения языческим богам. Военачальник по имени Вринк приказал вывести юношу и приступил к допросу.

Святой Феодор смело отвечал на каверзные вопросы и не скрывал того, что является исповедником христианства. Ему дали несколько дней на раздумье, но позиция Феодора оставалась непреклонной. Как раз в это время на глазах у будущего подвижника провели колонну христиан, которых велено было обратить в язычество. Это было тягостное зрелище.

Той же ночью Феодор поджег жертвенник языческой богини. Кто-то из жрецов увидел его и доложил градоначальнику о произошедшем. Феодора схватили и отвели к игемону Публию, который решил выяснить, чего ради парень сделал это. Дерзкие ответы Феодора вызвали у него приступ неукротимой ярости. В результате воин был заперт в темнице и обречен на голодную смерть.

Интересно! Феодор непрестанно молился, и в темнице ему явился сам Христос, укрепив его в вере и утешив. Продолжая воспевать хвалу Творцу, великомученик вызвал смятение у стражников, охранявших его у дверей. Ведь камера была опечатана, но из нее доносилось прекрасное многоголосое пение.

Заглянув в окно, конвоиры увидели Феодора в окружении мужей в белых одеждах. Об этом тут же доложили игемону Публию. Градоначальник прибыл в темницу, но открыв дверь, увидел только связанного заключенного.

После этого случая все были в страхе и ужасе. Феодору приказали выдавать небольшие порции хлеба и воды. Но святой отказывался от еды, говоря, что его питает Святой Дух.

Смерть мученика

Убедившись в бесполезности дальнейшего удержания Феодора в заключении, его вновь привели на судилище. Судья увещевал его предложениями принести жертву и избавить себя от страшных мук и смерти. Ему даже предлагали место главного жреца языческого храма. Но такое предложение вызвало только смех у верного христианина. Он сказал, что не боится мучений и смерти, большая радость для него пострадать за Христа, ведь в Царстве Небесном ему уготована жизнь вечная.

Палачи повесили Феодора вниз головой на дереве и начали истязать его плоть железными когтями. Но он оставался твердым в вере своей. Тогда игемон еще раз спросил — хочет ли остаться Феодор с ними или со своим Богом, на что получил следующий ответ: «Со Христом моим и есть, и буду, а прочее твори как хочешь». Услышав это, Публий велел сжечь узника на костре. Когда Феодора привели на место казни, он со смирением и спокойствием осенил себя крестным знамением и вошел в пламя.

Вознося хвалу Богу, он стоял среди огня, но языки пламени не касались его тела — оно обступило святого триумфальной аркой. А он тихо предал свою душу Всевышнему. Все, кто смотрел на казнь, видели, как его чистая душа, подобно молнии, взметнулась в небеса.

Тело святого выкупила для погребения одна благочестивая христианка, Евсевия. Она помазала мощи миром, обернула их белой чистой плащаницей и погребла дома, в Евхаитах.

Дни памяти и почитание

Память великомученика почитается в православии 17 февраля и в первую субботу Великой седмицы.

По преданию, через полвека после мученической кончины святой Феодор своим явлением спас всех христиан от осквернения жертвенной кровью идолов.

Во времена своего правления Юлиан Отступник всячески пытался возродить язычество. Но действовал он с хитростью и скрытно, больше полагаясь на тактику подкупа или тайного вредительства. В дни Великого поста Юлиан решил подло надругаться над христианами. Он отдал приказ епарху тайно окропить все продукты на рынках Константинополя идоложертвенной кровью.

Константинопольскому епископу Евдоксию во сне явился великомученик Феодор и сказал предупредить всех христиан о замысле императора. Вместо рыночных продуктов он велел питаться коливом — вареной пшеницей с медом.

Важно! С тех пор в православном мире это событие отмечается в первую субботу Великого поста — во всех храмах читается молебный канон святому и верующим раздается коливо.

Мощи

Мощи Феодора Тирона были перенесены в храм его имени, в Константинополь. С 1555 года большая часть мощей попала на хранение в Сербию, в женскую обитель Ново-Хопово. Его глава находится в итальянском городе Гаэте. Частицы мощей попали во многие монастыри Греции.

Верующие получают по своим молитвам к святому помощь в разных ситуациях. Как и при жизни, он помогает укрепиться в вере, обрести утраченное, избавиться от недугов телесных и духовных.

Великомученик ФЕОДОР ТИРОН (†306)

В субботу первой седмицы Великого Поста Православная Церковь чтит святого мученика Феодора Тирона (†ок. 306; память 17 февраля). Поскольку вечернее Богослужение субботы творится накануне, то уже в пятницу после Литургии Преждеосвященных Даров совершается молебен, на котором читается особый канон мученику Феодору Тирону, после чего освящают праздничную кутью.

Согласно житию, Фео́дор, по прозвищу Ти́рон, т.е. новобранец, был воином мармаритского полка в городе Амасии (Понт, Малая Азия — территория современной Турции).

Тогда у власти был император Максимиан, яростный язычник. В ту пору солдаты были обязаны приносить жертвы римским божествам. Император желал, чтобы и его самого народ почитал, как бога. Воинов это касалось в первую очередь. Ведь армия была опорой императорской власти. Жертвоприношение считалось не столько религиозным действом, сколько доказательством верности правителю. За отказ от поклонения идолам любой человек обрекался на казнь.

Когда военачальник по имени Вринк стал требовать от своих воинов принести жертву римским богам, Феодор решительно отказался. Это было равносильно подписанию собственного смертного приговора. Но военачальник, надеясь на вразумление своего подчиненного, дал ему несколько дней на размышление.

Эти дни Феодор усердно молился и по истечении срока вновь твердо заявил об отказе поклониться языческим богам. После этого его обвинили в сожжении языческого храма Кибелы (в то время в Римской империи был очень популярен культ «великой матери богов» богини Кибелы) и бросили в темницу, где он был обречён на голодную смерть.

Через несколько дней стражники, отворив темницу, были удивлены, что юноша был ещё жив и продолжал исповедовать веру в Христа. Более того, узник рассказывал, что во время молитвы ему явился сам Сын Божий и укреплял его.

Тогда Феодора привели на суд к градоначальнику Публию, который вновь предложил ему совершить жертвоприношение. После отказа Феодора подвергли пытке — строгали его тело железными зубцами, но святой продолжал исповедовать Христа.

В итоге юноша, как злостный мятежник, был приговорен к сожжению на костре. Феодор сам взошел на костер, и с молитвой предал душу Богу, которому остался верен.

По преданию, его останки, не повреждённые огнём, попросила христианка Евсевия и погребла в своём доме в городе Евхаитах, недалеко от Амасии. Позднее его мощи были перенесены в Царьград (Константинополь), в храм, освященный во имя его, а глава — сначала в Бриндизи, а затем в Гаэту (Италия).

Чудо святого Феодора

Спустя почти 50 лет после мученической кончины святого Феодора, император Юлиан Отступник (361 — 363), желая надругаться над христианами (согласно Деян. 15:29, христианам предписано «воздерживаться от идоложертвенного и крови»), приказал градоначальнику Константинополя в 1-ю седмицу Великого поста тайно окропить всю еду, продаваемую на городских рынках, идоложертвенной кровью.

В ту же ночь во сне константинопольскому архиепископу Евдоксию явился Феодор Тирон и предупредил его о замысле императора. Святой повелел употреблять в эти дни в пищу вареную пшеницу с медом — коливо (кутью).

В память об этом Православная Церковь установила празднование в честь святого великомученика Феодора Тирона, совершаемое в 1-ю субботу Великого поста. В навечерие субботы (в пятницу) после Литургии Преждеосвященных Даров читается молебный канон великомученику Феодору (составлен Иоанном Дамаскином) и происходит благословение колива и раздача его верующим.

Фео́дор Ти́рон почитается в лике великомучеников в Православной и Католической церквях. Память в Православной церкви совершается 17 февраля (1 марта) в високосный год, 17 февраля (2 марта) в невисокосные годы, и в 1-ю субботу Великого поста .

О значении явления мученика Феодора Тирона

В явлении мученика Феодора сказывается его особое заступничество, смысл которого заключается в следующем. В 362 году Пасха была 31 марта (дату 362 год, приводит протоиерей Г. Дебольский), а первое воскресение Великого Поста пришлось на 17 февраля, когда Церковь отмечает память мученической кончины мученика Феодора Тирона. Таким образом, святой мученик явился Предстоятелю Византийской Церкви с предупреждением верующим людям о грозящем им бедствии в день своей памяти.

Явление мученика Феодора при Юлиане Отступнике, несомненно, способствовало распространению его почитания. Память Феодора Тирона — хронологически первая триодная память святого, и она открывала первое воскресение Великого Поста.

Триодное поминовение мученика Феодора Тирона знаменовало собой торжество Православия над коварством язычества. В IX веке (с 843 года) в первое великопостное воскресение стали отмечать победу Православия над иконоборчеством, а память мученика Феодора была перенесена на предыдущий день, однако идея первого великопостного воскресения сохранилась — это Торжество Православия.

Читать еще:  Лучшие рецепты куличей

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Молитва святому великомученику Феодору Тирону
О, Преславне, великомучениче Феодоре Тироне. Услыши моление нас верных, величающих тя и в смирении своем взывающих к тебе от всея души. От юности показавый пламенную веру во Христа Господа и ради нея жизнь свою положивый, подаждь и нам молящимся тебе душевныя силы, во еже блюсти во вся дни чистоту правыя веры. Запечатлевый мученичеством исповедание веры в пещи огненней, буди нам образом в ревности проповедывания Истины Христовой. Оградивый верных от греха язычества и отступничества, соблюди и нас чистыми от еретических козней и всякого диавольскаго навождения. О, Преблаженне, великомучениче Феодоре, своим предстательством у Престола Всевышняго умоли Господа Бога, да подаст нам благодатныя силы, во еже направити пути жизни нашея по Слову Божию во спасение душ наших. Яко да твоими молитвами получивше благодать и милость, прославим всех благих Источника и Дароподателя Бога, Единаго, в Троице Святей Славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь великомученика Феодора Тирона, глас 2
Велия веры исправления, во источнице пламене, яко на воде упокоения, святый мученик Феодор радовашеся: огнем бо всесожжегся, яко хлеб сладкий Троице принесеся. Того молитвами, Христе Боже, спаси души наша.

Кондак великомученика Феодора Тирона, глас 8
Веру Христову, яко щит, внутрь приим в сердце твоем, противныя силы попрал еси, многострадальче, и венцем Небесным венчался еси вечно, Феодоре, яко непобедимый.

СТРАДАНИЕ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ФЕОДОРА ТИРОНА

День памяти — 16 марта 2019 года

Нечестивые цари Максимиан и Максимин разослали по всему царству своему повеление, чтобы все, принявшие закон Христов, были освобождены от казни, если только они вкусят от идольских жертв, тех же из них, кто откажется от сего, предать суду. В то время святой Феодор Тиро н , незадолго перед тем избранный в воины, был назначен в мармаритский полк, бывший под начальством препозита по имени Вринка; сей полк стоял тогда в Амасии, городе Понтийском. Когда святой Феодор был приведен в тот полк, то неверующие стали принуждать его, чтобы он принес жертву идолам; истинный же воин Христов Феодор, верный Богу, исполнившись Духа Святого, сказал во всеуслышание:

– Я – христианин, и мне велено не приносить жертвы мерзким языческим богам, ибо я поклоняюсь Иисусу Христу, Истинному Богу и небесному Царю.

Тогда препозит Вринка стал убеждать святого:

– Послушай меня, Феодор, возьми с собой всё свое оружие и, как воин, приди и принеси жертву богам.

Святой Феодор отвечал ему:

– Я воин моего Царя Христа, и не могу быть воином какого-либо другого царя.

На сие препозит Вринка сказал:

– Вот эти все воины – христиане, и однако же они – воины римского царя».

– Каждый знает, кому он служит, – ответствовал святой Феодор, – я же служу моему Небесному Царю и Владыке – Богу и Единородному Сыну Его – Иисусу Христу.

Тогда сотник Посидоний, стоявший тут, спросил:

– Разве твой Бог, Феодор, имеет и Сына?

Святой Феодор отвечал:

– Он воистину имеет Сына, Слово Истины, чрез Которое Он сотворил всё.

Препозит спросил его:

– Можем ли мы познать Его?

На сие святой ответствовал:

– Я желал бы, чтобы Бог дал и вам такое разумение, дабы вы познали Его.

Тогда Посидоний спросил его:

– Если мы познаем Его, то можем ли мы оставить царей наших и приступить к Нему?

– Ничто не препятствует вам, – отвечал святой Феодор, – оставив тьму и временных земных царей, приступить к живому Богу, Царю и Владыке вечному и быть воинами Его, подобно мне.

Тогда препозит Вринка сказал сотнику:

– Оставим его (Феодора) на несколько дней, пусть он поразмыслит и сам решит, что ему делать.

Во всё то время, которое дано было Феодору для размышления, он молился непрестанно и славословил Господа; а нечестивые, дыша яростью на некоторых других граждан, веровавших во Христа, взяли их и отвели в темницу; когда их вели, святой Феодор, идя вслед за ними, поучал их вере и терпению, и убеждал, чтобы они не отвергались своего Небесного Царя – Христа. Когда они были заключены в темнице, святой Феодор, выбрав удобное время, зажег ночью капище матери богов. Некоторые граждане видели, как святой поджигал храм, и донесли на него властям. Тогда градоначальник Кронид, боясь, как бы ему не пришлось отвечать за Феодора, взял его, привел к игемону Публию и сказал:

– Господин мой, сей муж, избранный недавно в воины, человек вредный; с злым умыслом он пришел в наш город, сжег храм матери богов наших и обесчестил богов; взяв его, я привел к твоему величеству, чтобы он по божественному повелению владык вселенной – по приказанию царей, воспринял вполне достойную казнь за свою дерзость. Игемон, призвав препозита Вринку, спросил его:

– Ты ли позволил воину Феодору сжечь храм матери богов наших?

– Часто я увещевал его, и наконец назначил ему срок, чтобы он, поразмыслив, принес жертву богам. И если он поступил таким образом, то, значит, он совершенно отвратился от богов наших и презрел царское повеление; посему ты, как судия, исполни то, что приказали цари.

Тогда игемон, воссев на судилище, призвал к себе блаженного Феодора и спросил его:

– Почему, когда нужно было принести богине жертву и кадило, ты принес ей огонь?

Святой Феодор ответствовал:

– Не стану скрывать, зачем я сделал это. Я зажег дрова, чтобы огонь опалил камень. Неужели так бессильна ваша богиня, что огонь может касаться ее и опалять ее?

Разгневанный этими словами, игемон велел бить его, сказав:

– Моя кротость делает тебя дерзким. Но советую тебе не многословить. Ибо если ты не исполнишь царское повеление добровольно, то мы принудим тебя исполнить его жестокими муками.

На сие святой отвечал:

– Я не боюсь ни тебя, ни твоих мук, как бы люты они ни были. Делай, что хочешь; я надеюсь на Господа моего, уповаю получить от Него награду себе на небесах и готов пострадать за Него.

– Принеси жертвы богам, Феодор, – сказал судия, – и ты будешь свободен от предстоящих тебе мук, иначе тебя ждет ужасная смерть.

Но святой Феодор мужественно возразил ему:

– Твои муки мне не страшны. Ибо предо мною – Господь и Царь мой Иисус Христос. Он избавит меня от твоих мук. Но ты не можешь Его видеть, так как ты не можешь смотреть духовными очами.

Судья, исполнившись, подобно дикому зверю, ярости, приказал ввергнуть святого в темницу и, запечатав двери, оставить его там на голодную смерть. Но Святой Дух подкреплял блаженного Своею благодатью. Сверх того, однажды ночью ему явился Господь Иисус Христос и сказал:

– Дерзай, Феодор, Я с тобою; не принимай пищи или пития земного, ибо для тебя уготована жизнь вечная со Мной на небесах.

После сего Господь сокрылся из глаз святого. Утешенный видением, блаженный Феодор начал воспевать псалмы и возвеселился душою. Великое множество святых Ангелов внимало ему. Темничные стражи, услыхав сие сладкопение, подошли к дверям темницы. Увидев, что двери заперты и печать цела, они посмотрели через окно и увидели множество мужей в белых ризах, воспевающих вместе со святым Феодором. В страхе они возвестили о сем игемону Публию. Он тотчас же отправился поспешно к темнице и, придя на место, увидел, что двери на запоре и замок с печатью целы. А так как игемон слышал голоса поющих внутри вместе со святым Феодором, то он приказал вооруженным воинам со всех сторон обступить темницу. Он думал, что вместе с Феодором находятся в темнице некоторые из христиан. Но войдя в темницу, он никого не нашел там, кроме верного раба Божия святого Феодора, который был связан. Страх и трепет напали на игемона и на всех бывших с ним. Выйдя из темницы, они снова затворили двери и ушли. Судья приказал давать каждый день святому небольшую часть хлеба и немного воды. Но в подтверждение слов Священного Писания: «праведный своею верою жив будет» (Авв.2:4). Святой Феодор не восхотел принимать хлеба и воды, сказав:

– Господь и Царь мой – Иисус Христос питает меня.

Утром судья приказал привести святого на судилище и сказал ему:

– Послушайся моего совета и не заставляй меня приказывать, чтобы тебя пытали и мучили: принеси жертву великим богам. Я тогда напишу о тебе нашим царям – властителям вселенной, и они сделают тебя главным жрецом богов, так что ты получишь тогда почести равные со мной.

Воззрев на небо и осенив себя знамением креста, святой Феодор отвечал своему мучителю:

– Жги мое тело огнем, предавай меня разным мукам, секи меня мечами, отдай меня на съедение зверям, но я не отвергнусь Христа моего, до конца моей жизни.

Посоветовавшись с препозитом, мучитель повелел повесить святого на дереве и строгать тело его железными зубцами. Святого мучили так до тех пор, пока не стали видны кости. Блаженный при сем ничего не говорил своему мучителю, но только воспевал:

«В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет» (Рим. 1:17). «Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих» (Пс. 33:2). «Приобретение мудрости гораздо лучше золота, и приобретение разума предпочтительнее отборного серебра»(Притч. 16:16).

Мучитель, удивляясь такому мужеству и терпению святого Феодора, сказал ему:

– Неужели ты, сквернейший из всех людей, не стыдишься уповать на Человека, названного Христом, Который Сам был казнен бесчестной смертью? Неужели ты ради Сего Человека так безрассудно подвергаешь себя мукам?

Христов мученик отвечал на это:

– Пусть выпадет на мою долю и на долю всех призывающих имя Господа Иисуса Христа такое же бесчестие!

Тогда народ стал кричать и требовать, чтобы скорее была совершена казнь над святым Феодором. Слыша вопль народный, судья через глашатая спросил Феодора:

– Хочешь ли ты принести жертву богам или же намерен претерпевать еще большие мучения?

Читать еще:  В какие дни поминают после похорон

Смело отвечал на сие Христов мученик:

– Нечестивый, всякие скверны и лести исполненный, слуга диавола, разве ты не боишься Бога, давшего тебе такую власть и силу: ибо – Им «цари царствуют и повелители узаконяют правду» (Прит.8:15). Как ты можешь принуждать меня оставить живого Бога и поклониться бездушному камню?

Подумав, судья сказал Феодору:

– Чего хочешь ты: быть ли с нами или с твоим Христом?

С великой радостью святой ответствовал:

– Со Христом моим я был, есмь и буду; ты же делай, что хочешь.

Судья, видя, что ничто не может одолеть твердости Феодора. произнес смертный приговор.

– Феодор, – сказал он, – который не повинуется власти великих царей, не признает великих богов и верует в Иисуса Христа, распятого, как говорят иудеи, при Понтийском Пилате, я повелеваю предать огню.

Сие приказание мучителя было быстро исполнено: слуги его собрали из ближайших домов и бань много дров, сложили огромный костёр и привели к костру святого Феодора. Подожженный со всех сторон костер разгорелся ярким пламенем. Войдя на костер, святой Феодор перекрестился, и вот внезапно сошел Дух Святой и посреди пламени дал прохладу святому страстотерпцу. Святой же, воспевая и славословя Бога, в мире предал Ему дух свой.

– И мы видели, – пишет один очевидец блаженной кончины великомученика, – его честную и святую душу, вознесшуюся как молния на небеса.

Одна благочестивая и добродетельная женщина, по имени Евсевия, просила тело святого славного великомученика Феодора. Когда ей отдали честные мощи святого, она помазала их благовонным миром и, обвив чистой плащаницей, погребла в своем доме в городе Евхаитах, в митрополии Амасийской, и ежегодно совершала святую память мученика. Скончался святой великомученик Христов Феодор 17 февраля около 306 года, в царствование императора Максимиана.

О чуде святого великомученика Феодора Тирона.

После сына Константина Великого, Констанция, на царский престол вступил Юлиан Отступник. Он отрекся от Христа, стал поклоняться идолам и воздвиг на христиан великое гонение. Юлиан преследовал христиан не столько открыто, сколько тайно; ибо он не решался явно подвергать жестоким и бесчеловечным мучениям всех христиан, так как боялся, чтобы многие из язычников, видя мужественное терпение мучимых христиан, не обратились бы сами ко Христу. Посему сей нечестивый царь замыслил тайно осквернить христиан. Он знал, что в первую седмицу великого поста христиане соблюдают особенную чистоту и каются в своих согрешениях. И вот он призвал к себе константинопольского градоначальника и повелел ему ежедневно в продолжение первой седмицы, осквернять припасы, продаваемые на торжищах, кровью идольских жертв, от которых христиане всегда обязаны воздерживаться (Деян.15:29). Приказание царя было исполнено, и на всех торжищах были положены яства, оскверненные неверующими. Но Всеведущий Господь, посрамляя язычников и заботясь об истинных рабах Своих, разорил сие тайное коварство. Он послал к константинопольскому архиепископу Евдоксию, святого страстотерпца Своего Феодора, за много лет пред тем пострадавшего за Христа и пребывавшего во славе в небесном Царствии. Святой Феодор явился Евдоксию не во сне, но наяву и сказал ему:

– Собери немедленно Христово стадо и прикажи всем православным, чтобы никто из них не покупал на торжищах яств, ибо они, по приказанию нечестивого царя, осквернены идоложертвенной кровью.

Архиерей в недоумении стал спрашивать, чем же заменить покупаемые на торжищах яства людям бедным, имеющим недостаток в домашних запасах:

– Дав им коливо, ты избавишь их от затруднений!

Но епископ продолжал выказывать недоумение, так как, не знал, что такое коливо. Тогда святой Феодор сказал:

– Коливо – это вареная с медом пшеница. Так называется это кушанье в Евхаитах. Тогда епископ спросил святого:

– Кто ты и почему так заботишься о православных христианах?

На сие святой отвечал:

– Я – мученик Христов Феодор; я, по Божию повелению, послан вам на помощь.

Сказав это, святой стал невидим. Епископ тотчас же собрал всех христиан и рассказал им, что видел и слышал. Приготовив коливо, он сохранил свое стадо от вражеского коварства. Нечестивый царь, видя, что козни его разрушены, весьма устыдился и приказал доставлять на торжища неоскверненные яства. А христиане, благодаря Господа за его неизреченное милосердие и восхваляя Христова великомученика святого Феодора, в субботу первой седмицы великого поста совершили празднование святому великомученику, благословив в честь и память его коливо в пищу для употребление верным. И с того времени даже доныне Церковь творит в первую субботу великого поста освящение колива в память бывшего при архиепископе Евдоксии чуда и прославляет страстотерпца Христова Феодора, чтобы дать верующим постоянное напоминание о милостивом Промысле Божием о рабах Своих – и о помощи святого великомученика Феодора христианам.

Святитель Димитрий Ростовский, «Жития святых»

Великомученик Феодор Тирон

Святой Феодор жил в начале IV века и был воином в г. Амасии. Когда император Максимиан начал гонение на христиан, Феодора стали принуждать принести жертву языческим богам, но он во всеуслышание исповедал себя христианином и отказался участвовать в жертвоприношении. Его осудили на сожжение.

Перекрестившись, святой сам мужественно взошел на костер и с молитвой и благодарением предал душу Богу.

Через пятьдесят лет после кончины святого мученика император Юлиан Отступник, ненавидевший христиан и знавший, как строго они постятся в первые дни святой Четырехдесятницы, велел правителю Константинополя тайно убрать с городских рынков всю обычную снедь. Взамен же положить ту, что накануне была принесена в жертву идолам и считалась христианами оскверненной.

Повеление императора было исполнено, но успеха не имело. В ограждение святого поста Господь явил знамение: Константинопольскому Патриарху Евдоксию явился во сне святой великомученик Феодор Тирон и повелел всем верующим не покупать на рынках оскверненную пищу, а тем, кто не имеет пищевых запасов, сделать коливо (вареную пшеницу с медом).

Коливо

Христиане всю неделю ели коливо и сохранили себя от осквернения. Святая Церковь до сих пор совершает в пятницу первой недели Великого поста молебный канон святому Феодору Тирону и благословляет в его честь коливо.

Коливом, также именуемым сочиво или кутья, принято поминать усопших и употребляют в сочельник Рождественский или Крещенский. Готовят его из распаренных зёрен пшеницы, риса и других круп с мёдом, орехами, сухофруктами и маком. В конце первой седмицы Великого поста коливом не поминают усопших, а вспоминают чудо, которое совершил святой Феодор Тирон в IV веке при императоре Юлиане Отступнике.

Более полутора тысяч лет отделяют нас от тех событий, но Церковь неизменно напоминает нам о них. Христиане, которых Феодор Тирон спас от осквернения, в знак благодарения благодетелю совершили ему празднование, приготовив коливо. И с тех пор, доныне мы, возобновляя чудо, чтобы столь славное дело мученика со временем не было забыто, почитаем память великомученика Феодора освящением колива.

В эти святые дни Великого поста полезно будет еще раз задуматься о необходимости его соблюдения.

Издревле православные христиане чтили пост как божественное установление, признавая его нарушение одним из тяжких грехов. А сейчас говорят, что пост не нужен и вреден для здоровья. Да и много ли сегодня соблюдающих пост среди тех, кто считает себя православным? Предки наши строго постились и были вполне здоровы, и сил хватало им на многие дела и многие годы. Все подвижники Церкви питались очень скудно, но, тем не менее, подвизались в самых великих подвигах и доживали до весьма преклонных лет.

Однако, сам по себе телесный пост не приводит нас ко спасению. «Пища не приближает нас к Богу, – научает нас апостол Павел, – ибо, едим ли мы, ничто не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор. 8, 8). «Царствие Божие, – говорит он же, – не пища и питие, но праведность и мир, и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17). Но пост телесный необходим для обуздания нашей чувственности. Этим средством пользовались все великие подвижники, праведники и угодники Божии. Например, святой царь Давид свидетельствует о себе, что он «постом изнурял душу» свою (Пс. 34, 13).

Вот какое поучение, касающееся значения поста и, соединенных с ним других добродетелей, содержится в святоотеческих сказаниях. Однажды к преподобному Пимену собралось много простолюдинов, послушать его душеполезные беседы.

Обратившись к одному из них, святой старец сказал: «Теперь ты скажи нам что-нибудь назидательное». Тот сначала не знал, что сказать, а затем вспомнил одну притчу, слышанную им некогда от некоего старца.

«Один человек пожелал увидеть царя и просил одного из друзей проводить его к нему. Друг согласился, но сказал, что может проводить только до половины пути. Тогда этот человек обратился к другому другу, который согласился довести его до царского дворца. Наконец, он обратился к третьему другу, и тот согласился ввести его к самому царю».

«Что же значит эта притча?», – спросили простолюдины у рассказчика.

«Первый друг – это пост, который доводит нас до половины спасительного пути; второй – целомудрие или чистота души, доводящая до небес; третий друг – послушание, которое вводит нас к Самому Богу». Из этого все поняли, что пост необходим, но чтобы им угодить Богу, он должен быть соединяем с другими добродетелями.Будем же, в установленное святой Церковью время, поститься так, чтобы этим способом достигать победы над своей чувственностью, плотоугодием, самолюбием и гордостью.

великомученик Феодор Тирон

Но не один пост плоти будем соблюдать, но наложим этот пост на все наши чувства; чтобы глаза наши не взирали с похотью, чтобы уши не слышали ничего нецеломудренного, чтобы язык не произносил слов осуждения, клеветы, брани и, наконец, чтобы все наше тело не предавалось изнеженности, лености, но упражнялось в трудах, молитвенном стоянии и во всякой угодной Богу деятельности.

А слова: «Бог у меня в душе» — сказать легко, не совершая при этом никакой работы над собой, никакого подвига – это пустые слова, и глубокое непонимание того, о чем мы говорим, когда произносим: «Бог у меня в душе», в лучшем случае у человека память о Боге, но не сам Бог. Бог в храме, а чтоб он был в душе – это весь смысл жизни. Чтобы быть христианином человек должен себя духовно обогащать, что немыслимо без молитвы и без поста.

И так, праздник святому великомученику Феодору Тирону связан с тем, что христиане смогли не осквернить себя и соблюсти пост в полноте. «Тирон» переводится с латыни как новобранец. Он и есть воин Христов и, действительно, был римским легионером, который, как истинный христианин, отказался принести жертву идолам, за что был истязаем и сожжен на костре, но тело воина осталось неповрежденным. Тело святого мученика Феодора Тирона покоится в Константинополе, в храме его имени.

Читать еще:  Информация про пасху

Будем же верить и наеяться,, что великомученик Феодор Тирон будет нам помогать, когда мы обратимся к нему за помощью, чтобы не осквернить себя никаким прикосновением к идоложертвенному, а служение страстям: чревоугодию, сребролюбию… и есть идолы. Пост – это труд и даже подвиг, но, несмотря на это, все верующие христиане пост ждут, он желанный. Святые отцы называют его «весной для души», когда человек окрыляется, отрывается от земных забот, от суеты мирской и погружается вглубь себя, отдаваясь покаянию и молитве, борьбе со страстями. В этот период актуализируется духовная жизнь верующего человека. Поздравляю всех православных христиан с началом Великого поста!

ФЕОДОРУ ТИРОНУ

Тропарь, глас 2

Велия веры исправления, / во источнице пламене, яко на воде упокоения, /
святый мученик Феодор радовашеся: / огнем бо всесожжегся, /
яко хлеб сладкий Троице принесеся. / Того молитвами Христе Боже / спаси души наша.

Кондак, глас 8

Веру Христову яко щит внутрь прием в сердцы твоем, /
противныя силы попрал еси многострадальче: /
и венцем небесным венчался еси вечно Феодоре, / яко непобедимый.
Святый великомучениче Феодоре, моли Бога о нас!

И песнь 6, глас 6

Стра́нному ужаса́яся виде́ния твоего́, / архиере́й проти́во рече́: / ты кто еси́, го́споди, глаго́ляй мне? / Вразуми́ и научи́, ка́ко обря́щем скоре́йшую по́мощь?

Фео́дор рече́: аз есмь я́вственно страстоте́рпец, и слы́ши: / пшени́цу свари́в раздели́ лю́дем, / и та́ко спасу́тся от скве́рных бра́шен преле́стника.

Слава: Коль ве́лие чу́до твое́, / и пресла́вное твое́ заступле́ние, Фео́доре! / Те́мже дерза́юще вси чи́сто к тебе́ прибега́ем, / и мо́лимся, спаси́ рабы́ твоя́.

И ныне, Богородичен: Све́та жили́ще, и прия́телище чи́стое Сло́ва была́ еси́, / Отца́ благоволе́нием, и к Тебе́ посеще́нием Ду́ха Свята́го, / те́мже мя просвети́.

Святой великомученик Феодор Тирон

Предание Православной церкви связывает с Феодором Тироном следующее чудо.

Через 50 лет после кончины святого Феодора император Юлиан Отступник (361-363 гг.), возжелал осквернить христианский Великий пост. (В 361 году власть ненадолго перешла к племяннику Константина Юлиану, «прославившемуся» своим отречением от Христа и попыткой вернуть империю к исповеданию язычества. За это он получил прозвание Апостат, в переводе с греческого «Отступник»).

В 362 году, желая посмеяться над христианами, Юлиан приказал градоначальнику Константинополя окропить в Великий пост все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью. Так он хотел вовлечь ничего не подозревающих христиан в языческое жертвоприношение и «уничтожить» все их великопостные подвиги.

Святой Феодор в ночном видении явился Константинопольскому архиепископу Евдоксию и велел ему объявить христианам, чтобы они не покупали на рынках оскверненные припасы и употребляли в пищу коливо (кутью), то есть вареную пшеницу с мёдом. В память об этом событии Православная церковь до сих пор ежегодно отмечает память великомученика Феодора Тирона в первую субботу Великого поста. Накануне, в пятницу, после литургии Преждеосвященных Даров читается молебный канон великомученику Феодору (составлен святым Иоанном Дамаскиным) и благословляется кутья, которая затем раздаётся верующим.

В память об этом событии в Православии установлено празднование в честь святого Феодора Тирона, совершаемое в первую субботу Великого поста.

Согласно житию, святой Феодор Тирон жил в начале IV века и был воином в городе Амасии Понтийской области, расположенной в Малой Азии у побережья Понта Эвксинского (Черного моря). Его прозвание Тирон идёт от воинского звания «молодой воин» (новобранец), – в отличие от святого великомученика Феодора Стратилата, почитаемого как покровитель православного воинства, – несущий преимущественно караульную службу.

Во времена последних гонений на православную веру, по указанию императора Максимиана, проводилась кампания по принуждению христиан к принесению жертв языческим богам. Из Рима вышел Указ проверять и всех воинов на благонадежность. Был организован целый ритуал их поклонения языческим богам. Феодор отказался проходить этот ритуал, поскольку был христианином. Он пришёл к своему военачальнику Вринку и сказал: «Не могу поклоняться идолам, поскольку поклоняюсь Христу». Начальник не стал притеснять верного воина, ответив: «Поступай, как сам знаешь». Феодор вышел на улицу, где увидел целую вереницу солдат-христиан, ведомых с избиениями и оскорблениями в темницу, но не отрекшихся от Христа. Феодор стал их утешать, подбадривать и укреплять в вере. Жрецы же самодовольно говорили, что они всё равно искоренят христианство, и скоро останутся только одни их идолы, которым будет поклоняться весь, без исключения, народ. Феодор решил опровергнуть это самодовольное заявление языческих жрецов и поджёг их храм Кибелы, наполненный языческими идолами. Храм сгорел дотла. Жрецы были поражены: как так мог моментально полностью сгореть столь величественный их храм со всеми идолами, казавшийся непоколебимым?! Жрецы поняли, кто это сделал и уговорили градоначальника Публия бросить Феодора в тюрьму и уморить голодом. В темницу к Феодору, обреченному на голодную смерть, но не перестающему возносить свои молитвы к Богу, явился Сам Господь Иисус Христос, укреплял, и утешал узника. Феодор, вдохновляемый Господом, не умер от голода и продолжал проводить свои дни в молитвах, ещё сильнее укрепляясь в вере.

Феодору вновь предложили совершить жертвоприношение, но он снова отказался. Мученика вывели из темницы и разными пытками принуждали отречься от Христа. Строгали его тело и железными зубцами, но Феодор продолжал исповедовать Христа. Мучитель, удивляясь такому мужеству и терпению святого Феодора, сказал ему:

— Неужели ты, сквернейший из всех людей, не стыдишься уповать на Человека, названного Христом, Который Сам был казнён бесчестной смертью? Неужели ты ради Сего Человека так безрассудно подвергаешь себя мукам?

Христов мученик отвечал на это:

— Пусть выпадет на мою долю и на долю всех призывающих имя Господа Иисуса Христа такое же бесчестие!

Тогда народ стал кричать и требовать, чтобы скорее была совершена казнь над святым Феодором.

Видя непреклонность мученика, правитель приговорил его к сожжению.

Святой Феодор сам бестрепетно взошел в пламень костра, не переставая возносить молитв ко Господу. И здесь, с молитвой ко Христу, предал свою душу Богу. Это случилось около 305 года.

Так Феодора сожгли на костре. Его останки, по преданию, неповреждённые огнём, попросила христианка Евсевия и погребла в своём доме в городе Евхаитах, недалеко от Амасии. Позднее его мощи были перенесены в Константинополь (Царьград), а глава святого – сначала в Бриндизи, а затем в город Гаэте (Италия), где она и находится. До перенесения в Венецию мощей апостола Марка покровителем города считался Феодор Тирон.

Предание Православной церкви связывает с Феодором Тироном следующее чудо.

Через 50 лет после кончины святого Феодора император Юлиан Отступник (361-363 гг.), возжелал осквернить христианский Великий пост. (В 361 году власть ненадолго перешла к племяннику Константина Юлиану, «прославившемуся» своим отречением от Христа и попыткой вернуть империю к исповеданию язычества. За это он получил прозвание Апостат, в переводе с греческого «Отступник»).

В 362 году, желая посмеяться над христианами, Юлиан приказал градоначальнику Константинополя окропить в Великий пост все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью. Так он хотел вовлечь ничего не подозревающих христиан в языческое жертвоприношение и «уничтожить» все их великопостные подвиги.

Святой Феодор в ночном видении явился Константинопольскому архиепископу Евдоксию и велел ему объявить христианам, чтобы они не покупали на рынках оскверненные припасы и употребляли в пищу коливо (кутью), то есть вареную пшеницу с мёдом. В память об этом событии Православная церковь до сих пор ежегодно отмечает память великомученика Феодора Тирона в первую субботу Великого поста. Накануне, в пятницу, после литургии Преждеосвященных Даров читается молебный канон великомученику Феодору (составлен святым Иоанном Дамаскиным) и благословляется кутья, которая затем раздаётся верующим.

В память об этом событии в Православии установлено празднование в честь святого Феодора Тирона, совершаемое в первую субботу Великого поста.

В явлении мученика Феодора сказывается его особое заступничество, потому что он явился архиепископу Евдоксию в день своей памяти (в 362 г. Пасха была 31 марта, и первое воскресенье Великого Поста приходилось на 17 февраля. Память св. Феодора по неподвижному (минейному) календарю – 17 февраля / 2 марта). Так, наряду с минейной памятью святого Феодора, появилась в православном календаре и его триодная память. «Оттоле убо вернии даже и до ныне чудо обновляюще, да не забвено толикое дело мученика временем будет, великаго Феодора коливами почитаем», — напоминает нам Постная Триодь.

Триодное поминовение мученика Феодора знаменовало собой торжество Православия над коварством язычества. В IX столетии в первое великопостное воскресенье стали праздновать победу Православия над иконоборчеством, и память мученика Феодора была перенесена на предыдущий день, однако идея первого великопостного воскресенья сохранилась: это – Торжество Православия.

Вскоре после кончины св. Феодора христианство стало дозволенной религией (с 313 г.), и императоры, начиная с Константина Великого (306–337), были христиане.

Молитва святому великомученику Феодору Тирону

Святый великомучениче Феодоре! Призри с небеснаго чертога на требующих твоея помощи и не отвергни прошений наших, но, яко присный благодетель и ходатай наш, моли Христа Бога, да, человеколюбив и многомилостив сый, сохранит нас от всякаго лютаго обстояния: от труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани. Да не осудит нас грешных по беззаконием нашим, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от Всещедраго Бога, но во славу святаго имене Его и в прославление крепкаго твоего заступления. Да молитвами твоими даст нам Господь мир помыслов, воздержание от пагубных страстей и от всякия скверны и да укрепит во всем мире Свою Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, юже стяжал есть честною Своею Кровию. Молися прилежно, святий мучениче, да благословит Христос Бог державу, да утвердит во святей Своей Православней Церкви живый дух правыя веры и благочестия, да вси члены ея, чистии от суемудрия и суеверия, духом и истиною покланяются Ему и усердно пекутся о соблюдении Его заповедей, да мы вси в мире и благочестии поживем в настоящем веце и достигнем блаженныя вечныя жизни на небеси, благодатию Господа нашего Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь и держава со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector