Волнуемый воспоминаниями я забылся

В помощь ученикам

Подготовка к сочинениям: Анализ эпизода

Печорин и контрабандисты

Анализ главы «Тамань» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Григорий Александрович Печорин – одна из самых загадочных фигур русской классической литературы. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» сохраняет лучшие черты его романтических произведений и стоит у истоков русского психологического реализма. Поставив своей задачей изображение героя времени с сильной волей и могучей душой, но с трагической судьбой, исследование отрицательных и положительных сторон своего поколения, автор создает удивительное произведение. «История души человеческой едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа»,- пишет Лермонтов. Логике психологического анализа подчинена композиция произведения, построенная на нарушении хронологии. О Печорине мы узнаем из уст простого и наивного Максима Максимыча, знакомимся с его психологическим портретом, который создает сам автор-рассказчик, но ведущим способом организации повествования о герое времени становится самоанализ, представленный в журнале Печорина.

Журнал Печорина открывает новелла «Тамань», с нее начинается «самораскрытие» героя. Начало новеллы, на первый взгляд, не предвещает того романтического мира, который будет создан потом: «Тамань – самый скверный городишка из всех приморских городов России. Я там чуть-чуть не умер с голода, да еще вдобавок меня хотели утопить». Однако пейзаж уже первых страниц новеллы отличается своим романтизмом: «Полный месяц светил на камышовую крышу… Берег обрывом спускался к морю… Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию…» С помощью олицетворения автор создает лиричную картину. Поэтика новеллы контрастна: романтические пейзажи сменяются точным воссозданием быта, изображение экзотического мира «честных контрабандистов» — выражением авторской позиции.

Войдем вместе с героем в хату. «…две лавки и стол да огромный сундук возле печи составляли всю ее мебель». Эту бытовую зарисовку прерывает совершенно романтическая фраза: «В разбитое окно стекло врывался морской ветер». На самом деле в этой фразе – затаенное желание героя окунуться в романтику приключений, и он будет удовлетворен.

Все в жизни людей, у которых остановился Печорин, настораживает его. Он имеет «предубеждение» против калек, а здесь живет слепой мальчик. В хате «на стене ни одного образа – дурной знак». Однако Печорин будто бы действует вопреки. Он уже готов окунуться в таинственную жизнь контрабандистов, вместо того чтобы отстраниться от чуждого ему мира, и даже рад случаю, предоставленному ему судьбой. Да и мир «честных контрабандистов» оказывается вовсе не чуждым для героя. Не случайно, спускаясь по тропинке за слепым, Печорину на ум приходит вдруг фраза Евангелия: «В тот день немые возопиют и слепые прозрят». Ситуация в новелле романтическая, и у героя появляется некоторая приподнятость настроения. Его душа, мятежная, страстная, родственна морской стихии, он готов к опасности и жаждет житейских бурь.

В новелле Печорин (ведь именно он – автор текста, по мысли Лермонтова) создает удивительный образ ундины, русалки. В действительности героиня новеллы – простая бедная девушка. Но Печорин, постоянно ищущий за явлениями мира скрытый смысл, видит в ней образ, навеянный романтической немецкой поэзией. «Необыкновенная гибкость стана», «длинные русые волосы», «что-то дикое и подозрительное» в ее взглядах, «загадочные речи», «странные песни» – вот составляющие образа печоринской ундины. Он запоминает песню русалки «от слова до слова», потому что она – о людях вольных, людях риска, людях действия. Такие люди и близки нашему герою!

Правда, во время их поединка в лодке, ундина превращается в совершенно реального и опасного противника: «она как кошка вцепилась в мою одежду, и вдруг сильный толчок едва не сбросил меня в море». Печорин осознает даже, что уступает ей в ловкости, однако благодарен за радость поединка. В этом поединке обращает на себя внимание деталь, которая вроде бы дискредитирует сильного Печорина – он не умеет плавать! Но мы уже подготовлены предыдущим повествованием к странностям и противоречиям натуры героя.

Символические образы главы «Тамань»: море, парус – продолжают романтическую тему произведения. Эти поэтические образы воплощают в себе идею свободы, вольности, к которой стремится герой. Ему чужды игра, притворство, позерство, царящие в светском обществе, он ищет возвышенный идеал. Потому и близок ему мятежный Янко, которому, по его собственным словам, «везде дорога, где только ветер дует и море шумит». Янко живет вольной жизнью в гармонии с миром, а ее-то и недостает Печорину. Но свободолюбивый Янко уходит под белым парусом вместе с прекрасной ундиной. Символична финальная сцена «Тамани»: идеал, к которому так стремится душа Печорина, неуловим и недостижим. Действительность вновь разрушает романтический мир. Вернувшись в хату, Печорин обнаруживает, что «честные контрабандисты» его банально обокрали. Возможно, поэтому разочарованно и иронично звучит последняя фраза «Тамани»: «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности».

Первая часть журнала Печорина раскрывает перед читателем именно романтическую сторону его натуры. Перед нами предстает герой мятежный, личность незаурядная, жаждущая бурь и тревог, человек безрассудной храбрости, ищущий свой идеал. В то же время мы видим, как действительность, обыденность жизни разрушает романтический мир, создаваемый героем в его воображении. Этот вечный конфликт романтической поэзии!

В художественном отношении «Тамань» представляет собой образец высокого искусства. Лаконичность, точность и простота повествования, сочность языка делают новеллу непревзойденным образцом романтической прозы. В.Г. Белинским сравнивал повесть с лирическим стихотворением. А.П. Чехов признавался, что влюблен в эти лермонтовские страницы. Да и как не восхититься поэтическим мастерством, с которым написано прозаическое произведение Лермонтова! «Я завернулся в бурку и сел у забора на камень, поглядывая вдаль; передо мной тянулось ночною бурею взволнованное море, и однообразный шум его, подобный ропоту засыпающего города, напомнил мне старые годы, перенес мои мысли на север, в нашу холодную столицу. Волнуемый воспоминаниями, я забылся…» Забудемся и мы, читая прелестные строки Лермонтова и наслаждаясь Словом…

Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения

1. История, то есть бессознательная общая роевая жизнь человечества, всякой минутой жизни царей пользуется для себя как орудием для своих целей. 2. В ней было много породы. порода в женщинах, как и в лошадях, великое дело; это открытие принадлежит юной Франции. Она, то есть порода, а не юная Франция, большею частью изобличается в поступи, в руках и ногах. 3. Это Александр Тимофеич, или попросту Саша, гость, приехавший из Москвы. 4. Вечером в военную гавань медленно вошла галера под шведским военно-морским флагом — золотой крест на синем поле. 5. Он был первым помощником Сильвестру Петровичу по оснастке брандеров — поджигательных судов. 6. Бабушка, или, как её называли в доме, — бабуся, очень полная, некрасивая, с густыми бровями и с усиками, говорила громко. 7. Можно сказать решительно, что в это время, то есть до двенадцати часов, Невский проспект не составляет ни для кого цели, он служит только средством. 8. Время стояло самое благоприятное, то есть было темно, слегка морозно и совершенно тихо. 9. Я не стал бы вспоминать это время, но другой и милый образ встаёт передо мною — тётя Даша. 10. Таков был мой первый полёт вниз по прямой с высоты пяти метров — без парашюта.

Читать еще:  Когда будут родительские дни поминовения усопших

1. Вода, даже в бочках, наутро замёрзла. 2. Некоторые казаки, и Лукашкин в том числе, встали и вытянулись. 3. Рудин заговорил о самолюбии, и очень дельно заговорил. 4. Почти все съедобные грибы, в первую очередь боровые, годны для сушки. 5. По ночам, особенно в грозу, поминутно озарялись в зале лики образов. 6. Время летело быстро, далее слишком быстро, так что первоначально задуманные грандиозные планы приходилось всё время сокращать. 7. Весь народ, включая и начальника экспедиции, был сильно деморализован гнусными паукообразными. 8. Преобладала вулканическая порода, в особенности базальт. 9. Все, в том числе и генерал Панфилов, затаили дыхание.

1. Много раз я встречал в книгах упоминание о чесночном грибе, или чесночнике (одиночное приложение с союзом или, имеет уточняющее значение). 2. Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку высокого роста (дееприч. оборот), в длинном балахоне с кистями (обособл. определение после определяемого слова), только что вышедшему из тарантаса (причастный оборот после определяемого слова), крепко стиснул его обнаженную, красную (однород. определения) руку, которую тот ему не сразу подал. 3. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заострённым носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету (обособленные определения, относящиеся к личному местоимению), оно [лицо] оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум. 4. Да! всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба (обособл. дополнение с предлогом кроме). 5. Читая его [Пушкина] творения (дееприч. оборот), можно превосходным образом воспитать в себе человека. 6. Моська — самый плохой солдат и стрелок роты (обособл. приложение, имеет уточняющее значение) — служил вот уже больше года. 7. Блестят лужи, тёмные, грязные, в белых рамках ещё не везде растаявшего снега (обособл. согл. и несогл. определения после определяемого слова). 8. Волнуемый воспоминаниями (прич. оборот, относящийся к личному местоимению), я забылся. 9. В это лето я узнал наново — на вкус, на запах, на ощупь — (уточн. обстоятельства) много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далеко не пережитыми (прич. оборот после определяемого слова). 11. Я отпустил свидетельницу — старуху Ларину — (обособл. приложение со значением уточнения) и вызвал Татьяну. 11. Белый гриб водится в лесах почти всех основных типов, то есть сосновом, еловом, дубово-широколиственном и берёзовом (уточн. определения). 12. Протяжный, заунывный (однород. определения) напев, полный затаённой тоски и грусти, (обособл. определение после определяемого слова), понёсся, подхваченный ветром (прич. оборот после определ. слова).

Электронная библиотека
BooksBurg.net

Во всякой книге предисловие есть первая и вместе с тем последняя вещь; оно или служит объяснением цели сочинения, или оправданием и ответом на критики. Но обыкновенно читателям дела нет до нравственной цели и до журнальных нападок, и потому они не читают предисловий. А жаль, что это так, особенно у нас. Наша публика так еще молода и простодушна, что не понимает басни, если в конце ее не находит нравоучения. Она не угадывает шутки, не чувствует иронии; она просто дурно воспитана. Она еще не знает, что в порядочном обществе и в порядочной книге явная брань не может иметь места; что современная образованность изобрела орудие более острое, почти невидимое и тем не менее смертельное, которое, под одеждою лести, наносит неотразимый и верный удар. Наша публика похожа на провинциала, который, подслушав разговор двух дипломатов, принадлежащих к враждебным дворам, остался бы уверен, что каждый из них обманывает свое правительство в пользу взаимной нежнейшей дружбы.

Эта книга испытала на себе еще недавно несчастную доверчивость некоторых читателей и даже журналов к буквальному значению слов. Иные ужасно обиделись, и не шутя, что им ставят в пример такого безнравственного человека, как Герой Нашего Времени; другие же очень тонко замечали, что сочинитель нарисовал свой портрет и портреты своих знакомых… Старая и жалкая шутка! Но, видно, Русь так уж сотворена, что все в ней обновляется, кроме подобных нелепостей. Самая волшебная из волшебных сказок у нас едва ли избегнет упрека в покушении на оскорбление личности!

Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии. Вы мне опять скажете, что человек не может быть так дурен, а я вам скажу, что ежели вы верили возможности существования всех трагических и романтических злодеев, отчего же вы не веруете в действительность Печорина? Если вы любовались вымыслами гораздо более ужасными и уродливыми, отчего же этот характер, даже как вымысел, не находит у вас пощады? Уж не оттого ли, что в нем больше правды, нежели бы вы того желали.

Вы скажете, что нравственность от этого не выигрывает? Извините. Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины. Но не думайте, однако, после этого, чтоб автор этой книги имел когда-нибудь гордую мечту сделаться исправителем людских пороков. Боже его избави от такого невежества! Ему просто было весело рисовать современного человека, каким он его понимает, и к его и вашему несчастью, слишком часто встречал. Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить – это уж бог знает!

Часть первая


I. Бэла

Я ехал на перекладных из Тифлиса. Вся поклажа моей тележки состояла из одного небольшого чемодана, который до половины был набит путевыми записками о Грузии. Большая часть из них, к счастию для вас, потеряна, а чемодан с остальными вещами, к счастью для меня, остался цел.

Уж солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину. Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей, чтоб успеть до ночи взобраться на Койшаурскую гору, и во все горло распевал песни. Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею.

Подъехав к подошве Койшаурской горы, мы остановились возле духана. Тут толпилось шумно десятка два грузин и горцев; поблизости караван верблюдов остановился для ночлега. Я должен был нанять быков, чтоб втащить мою тележку на эту проклятую гору, потому что была уже осень и гололедица, – а эта гора имеет около двух верст длины.

Читать еще:  Пасхальный стих для детей

Нечего делать, я нанял шесть быков и нескольких осетин. Один из них взвалил себе на плечи мой чемодан, другие стали помогать быкам почти одним криком.

За моею тележкою четверка быков тащила другую как ни в чем не бывало, несмотря на то, что она была доверху накладена. Это обстоятельство меня удивило. За нею шел ее хозяин, покуривая из маленькой кабардинской трубочки, обделанной в серебро. На нем был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду. Я подошел к нему и поклонился: он молча отвечал мне на поклон и пустил огромный клуб дыма.

– Мы с вами попутчики, кажется?

Он молча опять поклонился.

– Вы, верно, едете в Ставрополь?

– Так-с точно… с казенными вещами.

– Скажите, пожалуйста, отчего это вашу тяжелую тележку четыре быка тащат шутя, а мою, пустую, шесть скотов едва подвигают с помощью этих осетин?

Он лукаво улыбнулся и значительно взглянул на меня.

– Вы, верно, недавно на Кавказе?

– С год, – отвечал я.

Он улыбнулся вторично.

– Да так-с! Ужасные бестии эти азиаты! Вы думаете, они помогают, что кричат? А черт их разберет, что они кричат? Быки-то их понимают; запрягите хоть двадцать, так коли они крикнут по-своему, быки все ни с места… Ужасные плуты! А что с них возьмешь. Любят деньги драть с проезжающих… Избаловали мошенников! Увидите, они еще с вас возьмут на водку. Уж я их знаю, меня не проведут!

Урок русского языка в 11 классе на тему: «Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособление определений».

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ П.В. КИРЕЕВСКОГО»

ОРЛОВСКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

302501, Российская Федерация, Орловская область, Орловский район,

п. Биофабрика, ул. Киреевского, д. 17. Телефоны: +7 (4862) 40-94-49, 40-94-99

Урок русского языка в 11 классе

Тема: «Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособление определений».

Цель: Повторение материала об обособлении, выделении второстепенных членов предложения в устной речи интонационно, на письме с помощью запятых и тире, графическом обозначении обособленных членов предложения

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы поговорим об обособленных членах предложения и знаках препинания при них. Запишите в тетрадях число, «Классная работа» и тему урока. А начать наш разговор я предлагаю с орфоэпической минутки. Посмотрите на доску. Перед вами слова, в которых ударения не поставлены. Прочитайте вслух, как правильно произносятся слова, записан­ные на доске.

БАртер, брИфинг, брОкер, в эту пОру, дИлер, догналА, квартАл, кОнусов, кормЯщий, кремЕнь, кренИтся, лИзинг, мАльчиковый и мальчикОвый, мАркетинг (доп. маркЕтинг), мЕнеджер, недУг, ободрИшься, ободралА, обозвалА, обострённый, ОблИл, облилА, Ожил, ожилА, пОслушник и послУшник, прогрЕсс [р’], рЕйтинг [р’] и [р], смягчИтся, тОрты, хОлдинг, цепОчка.

Молодцы! Такие тренировочные упражнения помогут вам при сдаче ЕГЭ, и вы сможете правильно выбрать слово, в котором ударение поставлено неверно. Откройте пособия для занятий по русскому языку авторов Грекова, Крючкова и Чешко на странице 272 и прочитайте задание к упражнению №414.

Учащиеся читают предложения, находят обособленные члены, объясняют пунктуацию:

1) Тёмно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохранив­шем последний отблеск зари. В этом предложении есть однородные обособленные определения изрытые морщинами и покрытые слоями снега, которые стоят после определяемого слова вершины и потому обособляются. А также в предложении есть обособленное определение ещё сохранив­шем последний отблеск зари, которое также стоит после определяемого слова небосклоне и потому на письме выделяется запятыми.2) Волнуемый воспоминаниями, я забылся. В этом предложении обособлено определение волнуемый воспоминаниями, потому что оно относится к личному местоимению я. 3) Мы с Печориным сидели на почётном месте, и вот к нему подошла меньшая дочь хозяина, девушка лет шестнадца­ти, и пропела ему. В этом предложении обособлено распространённое приложение девушка лет шестнадцати, которое относится к определяемому слову – нарицательному существительному дочь. 4) Из угла комнаты на неё смотрели другие два глаза, неподвижные, огненные. В этом предложении обособлены одиночные согласованные определения неподвижные, огненные, потому что их два и стоят они после определяемого словосочетания два глаза. 5) Изредка набегал прохлад­ный ветер с востока, приподнимая гриву лошадей, покрытую инеем. В этом предложении обособлено обстоятельство приподнимая гриву лошадей, которое выражено деепричастием с зависимыми словами, и согласованное определение покрытую инеем, которое находится после определяемого слова гриву. 6) Возвратясь, я нашёл у себя доктора. В этом предложении обособлено одиночное деепричастие возвратясь, потому что оно не имеет значения наречия и стоит впереди глагола. 7) Вопреки пред­сказанию моего спутника, погода прояснилась. В этом предложении обособлено обстоятельство уступки с предлогом вопреки (вопреки предсказанию моего спутника).

(М. Лермонтов. «Герой нашего времени»)

Молодцы ребята! Вы правильно указали обособленные члены предложения, объяснив пунктуацию. А сейчас я попрошу учащегося напомнить всему классу основные условия для обособления и необособления определений. Также нужно вспомнить о графическом обозначении обособленных и необособленных определений. После ответа необходимо сделать вывод о том, что случаев для обособления или необособления определений много, и все они требуют внимания.

Следующий этап нашего урока – работа у доски. Учащийся выполняет на доске упражнение №415, а остальные учащиеся работают в тетрадях. Следует обратить внимание на то, что обособленные члены предложения выделяются интонацией, чем подчёркивается их особое значение среди других второстепенных членов как средства усиления выразительности речи. Интонация обособления выражается усилением ударения, паузами, убыстрением темпа.

Перепишите, расставляя знаки препинания и объясняя их употреб­ление. Обособленные согласованные и несогласованные определения обозначьте.

1) Только люди, способные сильно любить, могут испыты­вать и сильные огорчения; но та же потребность любить служит для них противодействием горести и исцеляет их. (Л. Т.) 2) Улица, ведущая в город, была свободна. (Н. О.) 3) Они вступили в ко­ридор, узкий и тёмный. (Г.) 4) Ленивый от природы, он [Захар] был ленив ещё и по своему лакейскому воспитанию. (Гонч.) 5) Страстно преданный барину, он, однако ж, редкий день в чём-нибудь не солжёт ему. (Гонч.) 6) Мужчина лет тридцати, здоро­вый, красивый и сильный, лежал на телеге. (Кор.) 7) Земля, и небо, и белое облачко, плывущее в лазури, и тёмный бор, невнятно шеп­чущий внизу, и плеск невидной во мраке речки – всё это знакомо, всё это ему родное. (Кор.) 8) Рассказы матери, более живые и яр­кие, производили на мальчика большое впечатление. (Кор.) 9) Покрытые инеем, они [скалы] уходили в неясную озарённую даль, искрящиеся, почти прозрачные. (Кор.) 10) Ударил мороз в 30, 35 и 40 градусов. Потом на одной из станций мы уже видели замёрзшую в термометре ртуть. (Кор.) 11) Ржавая осока, всё ещё зелёная и сочная, склонялась к земле. (Ч.) 12) Песня, тихая, тягу­чая и заунывная, похожая на плач и едва уловимая слухом, слы­шалась то справа, то слева, то сверху, то из-под земли. (Ч.) 13) При виде Калиновича лакей, глуповатый с лица, но в ливрее с галунами, вытянулся в дежурную позу (Писем.) 14) Борису не спалось, и он, в лёгком утреннем пальто, вышел в сад. (Гонч.) 15) Сама Бережкова, в шёлковом платье, в чепце на затылке, си­дела на диване. (Гонч.)

Читать еще:  Дмитровская родительская суббота 2018

Переходим к следующему заданию. Сейчас вы получите карточки с тестами по теме. Ваша задача – найти ошибки и исправить их. Работать вы будете по вариантам.

Обведите в кружок номера тех предложений, в которых запятые поставлены неправильно:

1) Отставшие, льдины стукались о борт парохода.

2) Разморенные жарой, люди двигаются медленно, вяло.

3) Машина долго кружила по улицам похожим на сады.

4) Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю.

5) Полный раздумья шел я однажды по большой дороге.

6) Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам.

7) Оглушённый тяжким гулом Теркин никнет головой.

8) Изумленный, он не сразу нашел подходящий ответ.

9) На лестнице показался парень заспанный и опухший в красной рубашке выпущенной из-под жилета.

10) Мать, помолодевшая, похорошевшая, хлопотала на террасе.

Найдите ошибки, запишите исправленный вариант.

1) Деревья, которые растут в аллее и украшающие парк, были совсем молодые.

2) Проявленная инициатива ребятами помогла отстаю­щим.

3) Собрание, состоявшееся на прошлой неделе, приня­ло важное решение.

4) Рабочие осматривают станок, который они быстро отремонтировали и приготовленный к отправке.

Найдите ошибки, запишите исправленный вариант.

1) Узкая дорога была покрыта проваливающимся сне­гом под ногами.

2) Туристы делились полученными впечатлениями о Кавказе во время похода.

3) Товарищ, который указал на этот пример и оказав­шийся большим знатоком вопроса, привел ряд убедитель­ных доводов.

4) Старому миру противостоят новые люди, попытавшиеся порвать с прошлым.

Проверяя это задание, необходимо обратить внимание на второй и третий варианты, т.к. примеры подобраны сложные, а в некоторых случаях возможна двойная замена.

Ребята! Наш урок подходит к концу. Сегодня мы успели сделать много: провели орфоэпическую работу, повторили обособление определений, выполнили упражнения, закрепив знания на практике, поработали с тестами. Оценки за работу на уроке и за тесты получат, безусловно, все отвечавшие. На следующем уроке мы продолжим разговор об обособленных членах и поговорим об обособлении приложений и дополнений. На дом вы получаете упражнение №416, в котором вам надо будет заменить обособленные определения на необособленные и наоборот.

Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения

1. История, то есть бессознательная общая роевая жизнь человечества, всякой минутой жизни царей пользуется для себя как орудием для своих целей. 2. В ней было много породы. порода в женщинах, как и в лошадях, великое дело; это открытие принадлежит юной Франции. Она, то есть порода, а не юная Франция, большею частью изобличается в поступи, в руках и ногах. 3. Это Александр Тимофеич, или попросту Саша, гость, приехавший из Москвы. 4. Вечером в военную гавань медленно вошла галера под шведским военно-морским флагом — золотой крест на синем поле. 5. Он был первым помощником Сильвестру Петровичу по оснастке брандеров — поджигательных судов. 6. Бабушка, или, как её называли в доме, — бабуся, очень полная, некрасивая, с густыми бровями и с усиками, говорила громко. 7. Можно сказать решительно, что в это время, то есть до двенадцати часов, Невский проспект не составляет ни для кого цели, он служит только средством. 8. Время стояло самое благоприятное, то есть было темно, слегка морозно и совершенно тихо. 9. Я не стал бы вспоминать это время, но другой и милый образ встаёт передо мною — тётя Даша. 10. Таков был мой первый полёт вниз по прямой с высоты пяти метров — без парашюта.

1. Вода, даже в бочках, наутро замёрзла. 2. Некоторые казаки, и Лукашкин в том числе, встали и вытянулись. 3. Рудин заговорил о самолюбии, и очень дельно заговорил. 4. Почти все съедобные грибы, в первую очередь боровые, годны для сушки. 5. По ночам, особенно в грозу, поминутно озарялись в зале лики образов. 6. Время летело быстро, далее слишком быстро, так что первоначально задуманные грандиозные планы приходилось всё время сокращать. 7. Весь народ, включая и начальника экспедиции, был сильно деморализован гнусными паукообразными. 8. Преобладала вулканическая порода, в особенности базальт. 9. Все, в том числе и генерал Панфилов, затаили дыхание.

1. Много раз я встречал в книгах упоминание о чесночном грибе, или чесночнике (одиночное приложение с союзом или, имеет уточняющее значение). 2. Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку высокого роста (дееприч. оборот), в длинном балахоне с кистями (обособл. определение после определяемого слова), только что вышедшему из тарантаса (причастный оборот после определяемого слова), крепко стиснул его обнаженную, красную (однород. определения) руку, которую тот ему не сразу подал. 3. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заострённым носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету (обособленные определения, относящиеся к личному местоимению), оно [лицо] оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум. 4. Да! всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба (обособл. дополнение с предлогом кроме). 5. Читая его [Пушкина] творения (дееприч. оборот), можно превосходным образом воспитать в себе человека. 6. Моська — самый плохой солдат и стрелок роты (обособл. приложение, имеет уточняющее значение) — служил вот уже больше года. 7. Блестят лужи, тёмные, грязные, в белых рамках ещё не везде растаявшего снега (обособл. согл. и несогл. определения после определяемого слова). 8. Волнуемый воспоминаниями (прич. оборот, относящийся к личному местоимению), я забылся. 9. В это лето я узнал наново — на вкус, на запах, на ощупь — (уточн. обстоятельства) много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далеко не пережитыми (прич. оборот после определяемого слова). 11. Я отпустил свидетельницу — старуху Ларину — (обособл. приложение со значением уточнения) и вызвал Татьяну. 11. Белый гриб водится в лесах почти всех основных типов, то есть сосновом, еловом, дубово-широколиственном и берёзовом (уточн. определения). 12. Протяжный, заунывный (однород. определения) напев, полный затаённой тоски и грусти, (обособл. определение после определяемого слова), понёсся, подхваченный ветром (прич. оборот после определ. слова).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector