Воскресенье значение и происхождение

День рождения воскресного дня

7 марта 321 года воскресенье стало днем отдыха

Воскресенье – день субботний?

У почитания воскресенья довольно долгая и сложная история. Существуют разногласия по поводу того, каким днем недели является воскресенье – первым или седьмым. Иногда говорят, что воскресенье и вовсе подменило собой субботу.

Если мы обратимся к тексту Ветхого Завета, то найдем такие слова: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт 2:3). Получается, что суббота – седьмой день недели, день отдыха, воздержания от мирских дел, день покоя. Среди Заповедей Моисея, которые он получил от Господа на горе Синай, прочитаем: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней Господь создал небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх 20:8-10).

Также мы помним, что убийство Христа состоялось в пятницу – «день перед субботою» (Мк 15:42). Прийти ко гробу Учителя жены-мироносицы смогли только про прошествии субботнего дня – дня, когда Господь был в аду. И уже после этого, на третий день свершилось чудо Воскресения: «Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов» (Мк 16:9).

Вера в Воскресение Христа является основой веры во Христа вообще. Апостол Павел в Первом Послании Коринфянам говорит: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор 15:14).

В этот день свершилось все то, что ждали люди Ветхого завета – поэтому в почитании Воскресения нет забвения четвертой заповеди, а есть ее переосмысление: день, посвященный Богу теперь тот, в который свершилось Спасение.

День рождения воскресенья как выходного дня

Статус праздничного выходного дня воскресенье получило благодаря святому императору Константину Великому. Именно он издал Миланский эдикт о веротерпимости, согласно которому христианство обрело статус государственной религии.

В 323 году, когда Константин стал править всей Римской империей, он распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи.

7 марта 321 года император Константин издал указ, по которому воскресный день (в римской языческой традиции это был день Солнца) стал днем отдыха. Теперь в этот день нужно было отложить все мирские дела: рынки закрывались, государственные учреждения прекращали свою работу. Только земельные работы не облагались никакими ограничениями.

Важность воскресного дня подтверждалась и дальнейшими указами. В 337 году принят закон об обязательном участии солдат-христиан в воскресной литургии. Позже императором Феодосием был издан эдикт, запрещавший устраивать публичные зрелища по воскресеньям. Этот указ не сохранился, но эдикт 386 года запретил судопроизводство и торговлю по воскресеньям.

Кто как называет воскресенье?

День Солнца

В языках многих народов день, соответствующий воскресению, носит название дня Солнца. Это традиция наглядно видна в языках германской группы. В Древнем Риме название дня — dies Solis — «день Солнца» было заимствовано от греков и является дословным переводом греческого heméra helíou. Латинское название в свою очередь перешло к германским племенам. Так, по-английски воскресенье будет «Sunday», а по-немецки – “Sonntag”, на датском и норвежском — “søndag”, на шведском — “söndag”, что дословно и значит «день Солнца».

В большинстве языков Индии воскресенье именуется — Равивар (от «Рави») или Адитьявар (от «Адитья») — происходящих от эпитетов солнечного божества Сурьи и одного из Адитьи.

В китайском для обозначения всех дней недели используются иероглифы, обозначающие числа от одного до шести, а воскресенье пишется с иероглифом «солнце».

В Японии дни недели также именуют при помощи иероглифов, при этом значение их связано скорее с традициями, бытом, историческим прошлым японцев, чем с какой-то конкретной системой (пятницу пишут с иероглифом «деньги», а субботу – с иероглифом «земля»). Однако в написании воскресенья, как и у китайцев, присутствует иероглиф «солнце».

В ряде языков дни недели называются по порядку и сохраняется традиция почитания воскресенья как первого дня. На иврите воскресенье называют «йом ришон» – день первый.

День Господа

В греческом все названия дней понедельника, вторника, среды, и четверга переводятся как «второй», «третий», «четвертый» и «пятый». Воскресенье когда-то именовали «началом», но сегодня за ним закрепилось название «Кирьяки», то есть «день Господа». Так же и в армянском – понедельник – уже «второй день», а воскресенье – «кираки».

Выделяется и группа наименований, которые происходят от латинского слова Dominica (Господь). Так, на итальянском воскресенье звучит как «la domenica», на французском – «dimanche», а на испанском – «domingo».

В русском языке день недели «воскресенье» назван в честь Воскресения Иисуса Христа. Слово произошло из старославянского въскрьсениѥ, въскрѣшениѥ и в русский язык пришло через церковнославянский.

День «неделя»

В других же славянских языках сохранились названия, происходящие от славянского ne dělati «не делать» и тем самым знаменуют «день отдыха»: на украинском этот день называется «неділя», на белорусском – «нядзеля», на польском – «niedziela», на чешском – «neděle». Подобные названия существуют во всех славянских языках. В русском языке такого значения за словом «неделя» не сохранилось, однако оно присутствует в церковном обиходе: когда мы говорим «Неделя о Блудном сыне», «Фомина неделя» и т.п. – подразумевается как раз день недели.

Место воскресенья в календаре

В настоящее время в большинстве стран Европы воскресенье считается завершающим днём недели. Существует международный стандарт ISO 8601, согласно которому первым днём недели является понедельник, а воскресенье — последним. Однако воскресенье официально продолжает оставаться первым днём недели в Польше, США, Израиле, Канаде и некоторых африканских странах.

Воскресенье – малая Пасха

Каждое воскресенье для христианина – это малая Пасха. Главное дело этого дня – присутствие на литургии в храме. Именно с этим связно правило не делания (см. выше происхождение слова неделя) обычных житейских дел в этот день – они не должны помешать молитве. Воскресенье – всегда праздничный день. При этом в православной традиции сохраняется память и о особом статусе субботы.

Праздничность этих дней отражается в церковных канонах. Некоторые из них неизвестны даже многим воцерковленным людям – так, например, в воскресенье и субботу не положено делать коленопреклоненные поклоны.

Наиболее ярко это видно на примере порядка богослужений в Великий пост, главной тональностью которых становится покаяние.

Воскресные и субботние дни выделяются из дней Великого Поста. В них совершается праздничное, не постовое богослужение. Служится полная Литургия, а не литургия Преждеосвящённых даров, не читается покаянная молитва Ефрема Сирина, не делаются земные поклоны.

Почему дни недели так называются?

В первую очередь стоит разобраться, почему неделя называется «неделей». Оказывается раньше, задолго до принятия христианства, неделей именовали воскресный день. И был он первым днем недели. Но позже воскресенье стали считать последним днем, завершающим неделю. Почему? Давайте разберемся.

Слово «неделя» произошло от сочетания «не делать», то есть отдыхать. Разумнее все-таки отдыхать после работы (вспомните русскую пословицу «Сделал дело – гуляй смело!»), поэтому самый «лоботрясный» день стал последним. В наши дни начало недели с понедельника регламентируется Международной организацией стандартизации.

Но сначала именно «неделя» (день недели, ставший впоследствии «воскресеньем») начинал семидневник. Судя по всему, прежде неделю (в современном значении) называли не «неделей», а «седмицей» (по-болгарски, кстати, и сейчас «неделя» называется «седмицей»). А потом прозвали седмицу «неделей» (семь дней от недели до недели – от воскресенья до воскресенья).

Читать еще:  Можно ли есть в пост кальмары

ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЙ ДНЕЙ НЕДЕЛИ

Почему понедельник называется понедельником? Слово «понедельник» образовано от «после недели». Понедельник был первым днем после воскресенья, которое в древности называлось «неделей». Корень слова – понедель. Образовано оно суффиксальным способом (суффикс –ник-).

Почему вторник называется вторником? Вторник – от слова «второй». Второй день после «недели» (нынешнего воскресенья). Заметьте – не второй день недели, а второй после недели. Корень – втор, суффикс – ник.

Почему среда называется средой? Это слово тоже пришло из старославянского (как и «неделя», «понедельник», «вторник»). Имеет общий корень со словами «сердце», «середина». Обратите внимание: среда является серединой недели лишь в том случае, если неделя начинается с воскресенья. Этот день стоит между первыми тремя днями недели и последними. В наше время, когда неделя начинается с понедельника, «среда» не соответствует своему названию.

Почему же среду не назвали «третником» (по аналогии со «вторником») или «третейником» (хотя, по некоторых данным, именно «третейником» и называлась среда в древности)? А вспомните названия пальцев! Тот, что находится посередине, так и называется – средний палец, а не третий или еще какой-нибудь. В давние времена середине придавалось особое значение (не зря ведь «средний» и «сердце» являются однокоренными словами).

Интересно, что и в некоторых других языках день недели «среда» переводится буквально как «середина» (например, на немецком Mittwoch).

Некоторые исследователи утверждают, что среда – это середина не семидневной недели, а пятидневной. Якобы сначала неделя состояла из пяти дней, а потом, в связи с влиянием христианской церкви, в ней прибавилось два дополнительных дня.

Почему четверг называется четвергом? Как и «вторник», слово «четверг» образовано в соответствии с порядковым номером дня недели после воскресенья. «Четверг» образовано от общеславянского слова «четвьртъкъ», которое, в свою очередь, суффиксальным способом образовалось от слова «четвертый». Скорее всего, со временем выпал звук «т» – остался «четверк», а постепенно звук «к» «озвончился», так как он следует за сонорным (всегда звонким) звуком «р». В итоге мы имеем день недели под названием «четверг».

Почему пятница называется пятницей? С пятницей все немного сложнее. Конечно, слово образовано от цифры «пять» (пятый день после начала недели). Но почему не «пятник» или «пятак»? Дело в том, что еще до принятия христианства почиталась славянская богиня Пятница (имеющая отношение к пятому дню). Поэтому пятый день назвали в честь богини именно Пятницей, а не Пятником.

Почему суббота называется субботой? Слово пришло из старославянского языка. Когда-то оно было заимствовано из греческого языка (от греч. Sabbaton). А в греческий язык оно попало из древнееврейского языка (от sabbath – «седьмой день, когда нужно воздерживаться от работы»). Шаббат – так произносится это еврейское слово, означающее буквально «покой», «отдых».

Кстати, слово «шабаш» имеет те же корни, так что «суббота» и «шабаш» – родственные слова. Интересно еще и то, что не только в русском языке название этого дня недели произошло от еврейского «шаббат»: и в испанском, и в итальянском, и во французском языках слово, обозначающее субботу, имеет одно происхождение. Впрочем, и во многих других языках. Объясняется это просто – распространение христианской религии повлияло на словари многих языков.

Почему воскресенье называется воскресеньем? Воскресенье – это слово, как уже было сказано, пришло на смену слову «неделя». Возникло оно, конечно же, после принятия на Руси христианства. Слово является производным от «въскресити». Образовано суффиксальным способом (суффикс –ениj-). Это день, когда, согласно писаниям, воскрес Иисус.

Воскресный день: что в нем особенного?

Нет, я имею в виду не работников сферы обслуживания, больниц и прочих предприятий, где заведен сменный график. Сегодня воскресенье все чаще становится шестым или седьмым рабочим днем даже для обычных офисных сотрудников, которые, имея удаленный доступ к корпоративной почте или стопку распечатанных документов, по собственной воле предпочитают в спокойной домашней обстановке доделать то, что не успели завершить в трудовые будни. Кто-то подрабатывает или берет сверхурочные, а кто-то только в воскресенье может найти время для обдумывания серьезного нового проекта. Даже воскресное общение в социальных сетях как-то незаметно переходит в «работу в социальных сетях», и тут уж будни окончательно сливаются с выходными.

Словом, многовековая христианская традиция посвящать день седьмой отдыху и духовным практикам, прерванная у нас в 20–40-е годы ХХ века, а потом возвращенная в виде семидневной рабочей недели с выходным в воскресенье, как-то постепенно расшатывается.

Конечно, Россия никогда не походила ни на викторианскую Англию, где в воскресные дни нельзя было ни отправить письма, ни зайти в ресторан, ни на другие европейские страны, где магазины в «день солнца» стабильно закрывают на замок. Но и для россиян всех сословий, и для советских граждан выходной был днем, наполненным особым смыслом.

«Относимся мы к верующим или нет, этот день все равно не похож на остальные, – утверждает Жослин Бонне (Jocelyne Bonnet), этнолог и автор исследования на эту тему*. – Он занимает особенное место в европейском самосознании и культуре. Он помогает регулировать нашу общественную жизнь, но также и жизнь нашей души. Лишение себя еженедельного дня отдыха и покоя может вызвать сильный внутренний дисбаланс».

«Когда в семье возникают проблемы, мы знаем, что зачастую это связано с недостатком общения и времени, которое дети и родители проводят вместе. И мы сами спешим это время сократить? – удивляется психоаналитик Светлана Федорова. – Вспомните, этимология слова «воскресенье» предполагает, что в этот день нам дается возможность воскреснуть, вернуться к себе, обратиться к своей душе, понять и сделать то, что нам действительно хочется. Превращение воскресенья в еще один рабочий день – это шаг на пути культурного и социального регресса!»

Давайте же попытаемся вернуть воскресенью утраченный смысл и вновь научимся им наслаждаться.

Культивировать символы

«Воскресенье, в отличие от смены дней и времен года, – не природная данность, а достижение культуры», – объясняет Жослин Бонне. Изобретенная вавилонянами семидневная неделя имела вначале религиозные основания. Религия учит нас, что Бог создал небо, землю и море за шесть дней, а на седьмой день отдыхал. Так случилось, что евреи отвели для служения Богу и духовных забот субботу, в то время как мусульмане выбрали пятницу, а христиане – воскресенье. «Мифология воскресного отдыха – важная отличительная черта культуры всей христианской Европы», – отмечает этнолог. Этот день отдыха, в начале своей истории бывший одной из составляющих религии, а в эпоху промышленной революции ставший социальным завоеванием, мифологичен постольку, поскольку он – часть культурного наследия. И самосознания: «Работать пять-шесть дней означает быть человеком, – продолжает Жослин Бонне. – Работать семь дней – рабом. Нам стоило бы снова возродить культ воскресенья как дня несуетного, наполненного душеполезными делами, не отягощенного ни работой (насколько это возможно), ни потребительством!»

Воссоздать ритуалы

«Когда-то воскресенье было отмечено совершенно особенными общественными ритуалами: церковная служба, семейный обед, воскресная прогулка…» – напоминает социолог Жан-Клод Кауфман (Jean-Claude Kaufmann). «Даже для тела были свои ритуалы, – рассказывает Жослин Бонне. – Каждый приводил себя в порядок, надевал лучшие одежды, «воскресные». «Сегодня мы наблюдаем не исчезновение ритуалов, но, скорее, их специализацию, – добавляет Жан-Клод Кауфман. – Каждый из нас заводит свои порядки, и воскресенье одних не похоже на воскресенье других». Некоторые традиции сохраняются, как, например, воскресная прогулка: выбраться куда-нибудь на природу, за город, в лес или даже просто побродить по улицам… Другие меняются: воскресный обед стремится превратиться в пятничный или субботний ужин, церковную службу дополняют или заменяют поездки на выставку, в кино или театр. Наконец, некоторые воскресные ритуалы появились лишь недавно, как, например, бранч или воскресная пробежка. Или как поход в торговый центр – отметят ехидно настроенные читатели…

Читать еще:  Можно ли католика поминать в православном храме

Так или иначе, есть нечто главное, что призвано выделить этот день среди шести остальных, а именно: воскресные занятия должны отличаться от всего того, что мы делаем в другие дни. Неважно, мастерим мы стулья, готовим что-то необычное или садимся за руль – в любом случае мы без стеснения предаемся занятиям, которые на это короткое и блаженное время вырывают нас из обыденной повседневности.

Освободить воскресенье

Вообще-то очень удачно сложилось, что воскресенье – это лишь часть уик-энда. Который начинается довольно бодро в субботу с выполнения неприятных накопившихся дел, продолжается более расслабленным воскресеньем и завершается грустью воскресного вечера. Поэтому, чтобы насладиться воскресеньем в полной мере, нужно освободить себя от покупок, уборки, френдленты и детских уроков – словом, от всего того, что не получилось сделать за неделю. Постарайтесь заполнить этими делами конец пятницы и субботу и максимально разгрузите свой выходной день. Иначе грусть воскресного вечера грозит посетить вас гораздо раньше…

Не требовать слишком многого

Воскресенье – день, когда вся семья собирается вместе, но это еще и время, когда каждый может себе позволить расслабиться и… выплеснуть на близких все, что накопилось – усталость, агрессию, тревогу. Среди тысячи причин, способных вызвать раздражение, может оказаться и давление стереотипа о счастливом воскресенье, поддержанное глянцевыми рекламными картинками. Вот как это объясняет Жан-Клод Кауфман: «Чем труднее была неделя, тем больше мы ожидаем, что воскресенье поможет восстановить силы. Мы пытаемся реализовать амбициозную и при этом противоречивую программу, сделав как можно больше для своего спутника жизни, как можно больше для семьи и как можно больше для себя».

На самом же деле при том, что нам обычно удается немного позаниматься спортом с утра и прогуляться с детьми после обеда, отношениям в паре чаще всего уделяется недостаточно времени. «Ведь больше всего мы мечтаем в конце дня расслабиться, валяясь, например, перед телевизором, – замечает социолог. – А это мало совместимо с усилиями, которые порой необходимо предпринять партнерам в семейной паре, чтобы обрести второе дыхание». В результате воскресенье, в принципе предназначенное для совместных удовольствий, приносит разочарование, которое тем сильнее, чем меньше мы были к нему готовы. Между тем рецепт счастья выходного дня прост: пересмотрите свои задачи и умерьте амбиции, мы ведь не можем объять необъятное. И в то же время придумайте план, которому будет рада вся семья, – один-единственный, но придерживайтесь его неукоснительно!

Об этом

Книга этнолога Жослин Бонне (Jocelyne Bonnet) «Воскресенье в Европе» («Dimanche en Europe», Éditions du Signe, 2003). Панорама и эволюция социальных традиций по всей Европе, от Португалии до Польши. Забавная прогулка по рынкам и балам, отличающим этот непохожий на другие день.

Значение слова воскресение

воскресение в словаре кроссвордиста

воскресение

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

воскресения, ср. (книжн.).

По различным религиозным верованиям — возвращение мертвых к жизни.

перен. Внутреннее обновление, возрождение.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

В религиозных представлениях: возвращение к жизни Иисуса Христа. В. Иисуса Христа. Праздник воскресения Христова (Пасха).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

Процесс действия по знач. глаг.: воскресать.

Состояние по знач. глаг.: воскресать.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

Имена, названия, словосочетания и фразы содержащие «воскресение»:

Мифологический словарь

(христ.) — возвращение Иисуса Христа к жизни на третий день после его смерти на кресте и погребения. Первыми пустую гробницу обнаружили женщины, пришедшие помазать его тело благовонными и бальзамирующими веществами («жены-мироносицы»). Затем к гробнице пришли апостолы Петр и Иоанн Богослов, которые встретили там воскресшего Христа. После воскресения Иисус Христос остался телесным, он ел и пил, до него можно было дотронуться, но в то же время он обладал сверхъестественными способностями, позволявшими ему становиться невидимым и проходить сквозь стены.

Большая Советская Энциклопедия

Имена, названия, словосочетания и фразы содержащие «воскресение»:

Википедия

Воскресе́ние — советская и российская рок-группа . Существует с 1979 года с перерывом в 1982 — 1994 годах . Лидер — Алексей Романов (1979—1982, 1994 — настоящее время), Константин Никольский (1980—1981). Стиль — рок , нечто среднее между блюзом , психоделическим роком , арт-роком с элементами кантри и рок-н-ролла .

:* Воскресение Иисуса Христа ;

:* Воскресение в исламе ;

  • Воскресенье — день недели
  • Воскресение — роман Льва Толстого ;
  • Воскресение — сочинение австрийского композитора Густава Малера
  • «Воскресение» или «Воскресенья» — религиозно-философский кружок, существовавший в Петрограде ( Ленинграде ) с 1917 по 1928 год.
  • Воскресение — рок-группа.

«Воскресе́ние» — последний роман Льва Николаевича Толстого , написанный им в 1889 — 1899 годах .

Роман практически сразу за публикацией был переведён на основные европейские языки. Подобный успех во многом объяснялся остротой выбранной темы и колоссальным интересом к творчеству Толстого, который не печатал романов после « Войны и мира » и « Анны Карениной ».

«Воскресение» — художественный фильм режиссёра Михаила Швейцера , экранизация романа « Воскресение » ( 1899 ) Л. Н. Толстого . Первая серия фильма выпущена на экран 20 ноября 1960 года , вторая — 23 марта 1962 года .

  • Воскресение (фильм, 1909) — американский короткометражный фильм 1909 года, реж. Дэвид Уорк Гриффит.
  • Воскресение (фильм, 1931) — американский фильм 1931 года, реж. Эдуардо Аросамена.
  • Воскресение (фильм, 1958) — французский фильм 1958 года, реж. Рольф Ханзен.
  • Воскресение (фильм, 1960) — советский фильм 1960 года, реж. Михаил Швейцер.
  • Воскресение (фильм, 2001) — немецкий фильм 2001 года, реж. Паоло Тавиани.
  • Воскресение (фильм, 2009) — сингапурский фильм ужасов 2009 года, реж. Yee-Wei Chai.

Имена, названия, словосочетания и фразы содержащие «воскресение»:

Примеры употребления слова воскресение в литературе.

Рыжову и во что бы то ни стало познакомиться с нею и с матерью ее, ради чего он, подобно Миропе Дмитриевне, стал предпринимать каждодневно экскурсии по переулку, в котором находился домик Зудченки, не заходя, впрочем, к сей последней, из опасения, что она начнет подтрунивать над его увлечением, и в первое же воскресенье Аггей Никитич, совершенно неожиданно для него, увидал, что со двора Миропы Дмитриевны вышли: пожилая, весьма почтенной наружности, дама и молодая девушка, действительно красоты неописанной.

Так рассудил сам с собою Акакий Акакиевич, ободрил себя и дождался первого воскресенья, и, увидев издали, что жена Петровича куда-то выходила из дому, он прямо к нему.

Каждое воскресенье вечером читался акафист святителю Питириму, после этого беседа, которая вся была основана на поучениях святителя Феофана Затворника.

Эта апокалиптическая битва закончится воскресением мертвых и спасением праведников.

За этой площадкой, как бы под священной сенью араукарии, мне видится квартира, полная сверкающего красного дерева, видится жизнь, полная порядочности и здоровья, жизнь, в которой рано встают, исполняют положенные обязанности, умеренно весело справляют семейные праздники, ходят по воскресеньям в церковь и рано ложатся спать.

ДАТИРОВКА ПО ПАСХАЛЬНЫМ ПОЛНОЛУНИЯМ Мы видели, что согласно церковным правилам, день христианской пасхи определялся сначала чисто астрономически — как первое воскресение после первого весеннего полнолуния.

Меня можно услышать каждый вечер, кроме воскресенья, в клубе на улице Ашетт в Париже.

Вышел на воздух ощутить байкальский простор и увидел местное население в количестве трех человек, которые в честь лета и воскресенья устроили праздник.

Читать еще:  Католическая пасха в 2017

Благодаря шпилькам, бандерильям и пикам, дон Фульхенсио познал в полной мере ежедневные кровоизлияния, а по воскресеньям — и торжественные кровопускания.

Правеж заключался в том, что ответчика, в случае невыполнения им судебного решения об уплате долга деньгами или имуществом, ежедневно, кроме воскресений, в течение нескольких часов били батогами по обнаженным икрам ног перед приказной избой.

В воскресенье у меня, как обычно, будет выходной, — сказал Бегущий Олень, — поэтому я, к сожалению, не смогу поддержать тебя в эти мгновения.

Это белостенное здание сверкало новизной и служило приютом для толп инженеров, агентов, представителей больших фирм и для тысяч любопытных, приезжавших каждое воскресенье из Нью-Йорка.

А люди всегда одинаковы, ходят ли они по воскресеньям в Айя Софию или же в бернский собор.

Впрочем, сектанты давно уже привыкли к тому, что по воскресеньям ни свет, ни заря к причалу подваливает лодка, — на носу бобер, на корме Астерий, выходят из лодки два или три пассажира и по крутой тропинке устремляются вверх.

Покинув свой замок, расположенный на возвышенности над городом Сеполькро, Богун отправился в Ниммр, где в первое воскресенье поста начинался ежегодный Большой Турнир продолжительностью в три дня.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Транслитерация: voskresenie
Задом наперед читается как: еинесерксов
Воскресение состоит из 11 букв

Воскресенье значение и происхождение

В новогодние каникулы все перестали следить не то что за часами — за числами. Пора наконец вспомнить, какой сегодня день, а заодно узнать, почему они все так называются.

В Древней Руси семь календарных дней, идущих друг за другом, назывались вовсе не неделей, а седмицей. Корень, как можно догадаться, взят из слов «семь», «седьмой».

Неделей же назывался только один день — тот, в который принято было ничего НЕ ДЕЛать. Сейчас мы его знаем под именем «воскресенье»: по первому дню христианского праздника Пасхи — Светлому Христову Воскресению. Закрепилось это название за днём недели в XVII веке. В нём легко проследить церковнославянские элементы: приставка вос- вместо более привычной вс- и суффикс -ениj-. Корень же восходит к старославянскому «крѣсати»: «кресѣ» — оживление, здоровье. Здесь же рядом кресало — предмет для высекания, создания огня и латинское creo — «создаю, творю, вызываю к жизни».

К слову, во многих славянских языках «неделя» до сих пор является днём отдыха: укр. неділя, белор. нядзеля, польск. niedziela, чеш. neděle. И только русские в большую часть этой самой недели работают. Или, может, наоборот, здесь сказалось желание перенести ощущение праздника на все семь дней?

А ещё неделя была вовсе не седьмым, а первым днём седмицы, и счёт вёлся именно от неё. Поэтому по-не-дельник — день после не-делания, вторник — второй день после праздника, производное от старославянского «въторъ» (второй).

Третий день после недели, по всей логике, должен был называться третийником, но почему-то стал средой. Такое слово (третийник) и вправду было в древнерусском языке, но не удержалось до наших дней. Его сменила более живучая «среда» — середина недели.

Праславянский корень *sьrdь, который также имеет отношение к слову «сердце» (середина человеческого организма, его сосредоточие), обжившись в древнерусском языке, скорее всего, приобрёл значение «средний день недели» под влиянием древневерхненемецкого mittawëcha. Немцы в своё время сменили языческое название «день Вотана» на более нейтральное, не противоречащее христианской религии, в отличие от англичан с их Wednesday.

Но почему середина — третий, а не четвёртый день из семи? Здесь стоит вспомнить, что начиналась седмица всё-таки с недели (воскресенья), а не с понедельника — как раз получается середина.

С четвергом и пятницей всё просто — четвёртый и пятый дни после дня не-делания.

А вот суббота совсем из другой оперы: здесь ни цифры шесть, ни намёка на конец недели или христианский праздник. Как испанское sábado и румынское sâmbătă, она восходит к ивритскому שבת («Шаббат»), что значит «покой, отдых». Тот же корень слышен в арабском, персидском и грузинском языках.Так сошлись в русской неделе два дня отдыха, два выходных, начало и конец седмицы — суббота и неделя (воскресенье).

Иллюстрации: Екатерина Шестопалова

Поделиться:

— Бред или брехня вся статья))) Почему автор молчит о том что совсем недавно в неделе было девять дней. Не знает. Скрывает. ))) Пустая статья для тех кто вообще ни чего не знает про свой народ. Не знает и не хочет знать.
— Автор или школьник или только что закончивший ВУЗ студент. Если это написал взрослый, то представляю какие у него знания обо всём остальном…
— Пётр I, (вернее то, что в место него вернулось из Великого Посольства) поменял наш (Православный) календарь на европейский. Украв у народа как минимум 5208 лет. Зачем.
— В угоду Ватиканской церкви. Так же как в своё время Кирилл и Мефодий украли все дифтонговые буквы из нашей азбуки.

Валерий, эмоций на рубль, аргументов на копейку, одни «почему».

Я вижу, что продолжателей дела профессора Чудинова не уменьшается…
Валерий — ваши научные знания лучше прятать от здоровых людей. А такими «научными» терминами как «дифтонговые буквы» не стоит щеголять без расшифровки. От этого вся эта псевдонаучная глупость становится лишь ярче…

Валерий,не курите ЭТО так много…

Календарь от Рождества Христова ввел Пётр Первый с 1 января 1700 года, а до того был от Сотворения Мира и в документах цифры писались Буквами, что говорит о том, что у Славян Письменнось была более 7000 лет. Старые документы это подтверждают.

Владимир, приведите мне хоть один древний документ, подтверждающий хотя бы то, что в 5000 до н.э. славяне хотя бы существовали, не говоря уже о наличии у них письменности. Первые русские летописи составлялись при монастырях, которые появились при Владимире Красно Солнышко, ну может — один-два — при Ольге. Тогда и появилось летоисчисление с сотворения мира по !внимание! христианскому календарю. Что было до этого — не знаю.

К слову о самих славянах. Первые упоминания о склавах и антах относятся не много не мало к 4-5 векам уже нашей эры. Упоминаются они в византийских летописях. Там говорится и о гостеприимстве славян, и о военной культуре, и об удивительной способности выживания в лесах и болотах, но ни слова о письменности.

Я не истина в последней инстанции, но и для того, чтобы понять изложенное мной выше, достаточно знать школьную программу и периодически обращаться к источникам (тем же летописям) — если не доверяете авторитетам.

Даже если славянам 7 000 лет, в чём я лично сомневаюсь, то буквенный алфавит никак не мог сложиться у них раньше 3-4 века до нашей эры просто в виду того, что для более раннего времени буквенные алфавиты не характерны. Обратите внимание, что все древнейшие цивилизации (китайская, египетская, индийская, стран Двуречья) пользовались иероглифической письменностью.

Далее. Допустим, у славян в том же 4 в. до н.э. сложился буквенный алфавит (не важно, как буквы выглядели). Где хоть один документ, датируемый этим периодом? Не знаю ни одного. Был бы — так историки решили бы и нормандский вопрос, и были бы более объективны относительно периода правления Рюриковичей до Владимира К.С. Но — таких документов нет. Во всяком случае — славянского происхождения.

Ну и еще. Как за короткий срок вся Русь перешла со предплагаемо-славянской письменности на кириллицу?

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector