Воспоминание трясения бывшего в царьграде
8 ноября — день памяти вмч. Димитрия Солунского. Воспоминание великого и страшного трясения (землетрясения) бывшего в Царьграде
8 ноября — день памяти вмч. Димитрия Солунского (ок. 306). Воспоминание великого и страшного трясения (землетрясения) бывшего в Царьграде (740).
Святой великомученик Димитрий Солунский был сыном римского проконсула в Фессалониках. Шел третий век христианства. Римское язычество. Отец и мать святого Димитрия были тайными христианами. В тайной домовой церкви, бывшей в доме проконсула, мальчик был крещен и наставлен в христианской вере. Когда умер отец, а Димитрий уже достиг совершеннолетия, император Галерий Максимиан, вступивший на престол в 305 году, вызвал его к себе и, убедившись в его образованности и военно-административных способностях, назначил его на место отца проконсулом Фессалоникийской области. Главная задача, возложенная на молодого стратега, состояла в обороне города от варваров и истреблении христианства. Император не подозревал, назначая Димитрия, какую широкую стезю исповеднических подвигов предоставляет он тайному подвижнику. Приняв назначение, Димитрий возвратился в Фессалоники и тотчас пред всеми исповедал и прославил Господа нашего Иисуса Христа. Вместо того, чтобы гнать и казнить христиан, он стал открыто учить жителей города христианской вере и искоренять языческие обычаи и идолопоклонство. В своей учительной ревности он стал «вторым апостолом Павлом», потому что именно «апостол языков» основал когда-то в этом городе первую общину верующих. Святому Димитрию предназначено было Господом последовать за святым апостолом Павлом и в мученической кончине.
Когда Максимиан узнал, что вновь назначенный им проконсул — христианин, и многих римских подданных обратил в христианство, гневу императора не было границ. Возвращаясь из похода в Причерноморье, император решил вести армию через Фессалоники, полный желания расправиться с солунскими христианами.
Узнав об этом, святой Димитрий заблаговременно повелел своему верному служителю Луппу раздать имение нищим со словами: «Раздели богатство земное между ними — будем искать себе богатства небесного». А сам предался посту и молитве, готовя себя к принятию мученического венца.
Когда император вошел в город, вызвали к нему Димитрия, и он смело исповедал себя христианином и обличил неправду и суетность римского многобожия. Максимиан приказал заключить исповедника в темницу, и Ангел сошел к нему в узилище, утешая и укрепляя в подвиге.
На рассвете 26 октября 306 года в подземную темницу святого узника явились воины и пронзили его копьями. Верный служитель Димитрия святой Лупп собрал на полотенце кровь святого великомученика Димитрия, снял с его пальца императорский перстень, знак высокого достоинства его, и также омочил в крови. Перстнем и другими святынями, освященными кровью святого Димитрия, святой Лупп стал исцелять недужных. Император повелел схватить и умертвить его.
Тело святого великомученика Димитрия было выброшено на съедение диким зверям, но солунские христиане взяли его и тайно предали земле. При святом равноапостольном Константине над могилой святого Димитрия была воздвигнута церковь. Сто лет спустя, при строительстве нового величественного храма на месте ветхого, обретены были нетленные мощи святого мученика.
С VII века при раке великомученика Димитрия начинается чудесное истечение благовонного мира, в связи с чем великомученик Димитрий получает церковное именование Мироточивого. Несколько раз почитатели солунского чудотворца делали попытки к перенесению его святых мощей или частицы их в Константинополь. Но неизменно святой Димитрий таинственно проявлял свою волю остаться покровителем и защитником Солун
С именем святого великомученика Димитрия Солунского связаны, по предуказанию Божию, первые же страницы русской летописи. Когда Вещий Олег разгромил греков под Константинополем (907), как сообщает летопись, «убоялись греки и говорили: это не Олег, но святой Димитрий послан на нас от Бога». Русские воины всегда верили, что они находятся под особым покровительством святого великомученика Димитрия. Более того, в старинных русских былинах великомученик Димитрий изображается русским по происхождению — так сливался этот образ с душой русского народа.
Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Русской Церкви началось сразу после Крещения Руси.
Память святого Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Святой изображается на иконах в виде воина в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках.
В духовном опыте Русской Церкви почитание святого великомученика Димитрия Солунского тесно связано с памятью защитника Родины и Церкви, великого князя Московского Димитрия Донского.
Князь Димитрий Донской был великим почитателем святого великомученика Димитрия. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, он торжественно перенес из Владимира в Москву главную святыню Владимирского Димитриевского собора — икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на доске гроба святого. В Московском Успенском соборе был устроен придел во имя великомученика Димитрия. В память воинов, павших в Куликовской битве, установлена была для общецерковного поминовения Димитриевская родительская суббота. В первый раз эта панихида была совершена в Троице-Сергиевом монастыре 20 октября 1380 года Преподобным Сергием, игуменом Радонежским, в присутствии самого великого князя Димитрия Донского. С тех пор она ежегодно совершается в обители с торжественным поминанием героев Куликовской битвы, в том числе схимонахов-воинов Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби).
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
В День защитника Отечества Святейший Патриарх Кирилл возложил венок к могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены
В Неделю о Страшном Суде Святейший Патриарх Кирилл совершил великое освящение храма Собора Московских святых в Бибиреве г. Москвы
Святейший Патриарх Кирилл возглавил заседание Патриаршего совета по культуре
Святейший Патриарх Кирилл посетил финальный этап X турнира по русскому хоккею на Красной площади
Святейший Патриарх Кирилл вручил С.В. Кириенко орден прп. Серафима Саровского III степени
Архив
Богослужебные указания за 8 ноября 2015 года
Неделя 23-я по Пятидесятнице. Глас 6-й. Вмч. Дими́трия Солу́нского. Воспоминание великого и страшного трясе́ния.
Прп. Фео́фила Печерского, архиеп. Новгородского, в Дальних пещерах. Свт. Анто́ния, еп. Волого́дского.
Воскресная служба Октоиха совершается в соединении со службой вмч. Димитрия Солунского и службой в воспоминание великого и страшного трясения (землетрясения), бывшего в Царьграде1 (по Марковой главе Типикона под 26 октября: «Подоба́ет ве́дати, а́ще случи́тся великому́ченика Дими́трия Селу́нскаго, и трясе́ния в Неде́лю»).
На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 6-й – 3, трясения, глас 2-й и глас 6-й – 3 (см. на стиховне великой вечерни, без стиховных стихов), и великомученика, глас 2-й и глас 8-й – 4. «Слава» – великомученика, глас 6-й: «Днесь созыва́ет нас…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажи́т…».
Вход. Прокимен дня. Паримии Минеи – 3.
На литии стихира храма и стихиры великомученика, глас 1-й и глас 2-й. «Слава» – великомученика, глас 5-й: «Стеце́мся ве́рою и любо́вию…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Востру́бим трубо́ю пе́сней. »2 .
На стиховне стихиры воскресные, глас 6-й. «Слава» – великомученика, глас 8-й: «Име́ет у́бо Боже́ственнейшая твоя́ душа́…», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Безневе́стная Де́во. »3 .
По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды), и тропарь великомученика, глас 3-й (единожды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 6-й (дважды). «Слава» – тропарь великомученика, глас 3-й, «И ныне» – тропарь трясения, глас 8-й.
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные4 .
Полиелей. Величание великомученика и избранный псалом. «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален великомученика по 1-м стихословии, глас 4-й: «Дими́трия днесь страстоте́рпца…», седален великомученика по 2-м стихословии, глас тот же: «Па́мять твоя́, сла́вне…». «Слава» – седален великомученика по полиелее, глас 8-й: «Сия́ния чуде́с…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Яко Де́ву…». Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 1-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), трясения на 4 и великомученика на 6.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни – кондак трясения, глас 6-й5 , кондак и икос великомученика, глас 2-й; седален великомученика, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален трясения, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 6-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 1-й. «Слава» – светилен великомученика, «И ныне» – светилен трясения.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 6-й – 4, и великомученика, глас 4-й6 – 4 (со славником и припевами своими; припевы великомученика см. в Минее в стихирах на стиховне малой вечерни7 ). «Слава» – стихира евангельская 1-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».
На 1-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь трясения. Кондак трясения.
На 3-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь великомученика. Кондак великомученика.
На 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь трясения. Кондак воскресный8 .
На 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь великомученика. Кондак трясения.
На Литургии блаженны гласа – 4, трясения, песнь 3-я – 4, и великомученика, песнь 6-я – 4.
По входе – тропари и кондаки9 :
В храме Господском и святого – тропарь воскресный, тропарь трясения, тропарь великомученика; кондак воскресный. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – кондак трясения.
В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь трясения, тропарь храма, тропарь великомученика; кондак воскресный, кондак трясения. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – кондак храма.
Прокимен и аллилуиарий – трясения и великомученика.
Апостол и Евангелие – трясения, дня (под зачало) и великомученика.
Примечание. «Ряд же, Апо́́стол и Ева́́нгелие, чтем под зача́́ло» (Типикон, 26 октября, Маркова глава, 2-е «зри»).
Причастен – воскресный (и трясения): «Хвали́те Го́спода с Небе́с. », и великомученика: «В па́мять ве́чную. ».
1 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 215–216.
2 Там же. С. 61–65, 782.
4 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 6-го гласа: «Благослове́нную нареки́й…».
5 Расширительно толкуя схематичные указания Марковой главы Типикона под 26 октября относительно богослужебных текстов по 3-й песни канона, можно считать допустимым пение кондака трясения перед кондаком великомученика (ср. с указаниями о кондаках на часах и на Литургии). Ср.: Устав. М., 1641. Л. 224–228.
6 Хвалитные стихиры великомученика, глас 5-й: «Прииди́, му́чениче Христо́в. », и проч., не поются.
7 Ср.: Устав. М., 1641. Л. 224–228.
8 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 280.
8 ноября (26 октября) 2017 года — Вмч. Дмитрия Солунского
Вмч. Димитрий Солунский
Родители Димитрия, тайные христиане, крестили юношу и наставили в вере. Отец его, римский проконсул, умер, когда Димитрий достиг совершеннолетия. Император Максимиан Галерий, вступивший на престол в 305 году, назначил Димитрия на место отца властителем и воеводой Фессалонийской области. Главной обязанностью Димитрия было защищать свою область от внешних врагов, но император потребовал от него также, чтобы он истреблял христиан. Димитрий вместо этого стал искоренять языческие обычаи, а язычников обращать к Христовой вере.
Конечно, императору вскоре донесли, что проконсул Димитрий – христианин. Возвращаясь из похода против сарматов (племен, населявших причерноморские степи), Максимиан остановился в Солуни. Готовясь к смерти, Димитрий раздал свое имущество бедным, а сам предался молитве и посту. Император заключил проконсула в темницу и стал развлекать себя и жителей Солуни гладиаторскими сражениями в цирке. Христиан разыскивали и тащили на арену. Известный среди гладиаторов задорный Лий легко одолевал кротких христиан в сражении и при ликовании озверевшей толпы сбрасывал их на копья воинов.
Юноша Нестор, из христиан, навестил Димитрия в темнице, и Димитрий благословил его на единоборство с Лием. Укрепляемый Богом, Нестор одолел гордого гладиатора и бросил его на копья воинов. Нестора должны были наградить как победителя, но вместо этого его казнили как христианина.
По приказу императора темничная стража пронзила Димитрия копьями в 306 году. Тело великомученика Димитрия выбросили на съедение зверям, но солуняне тайно предали его земле. Слуга Димитрия Лупп взял кровавую ризу и перстень мученика и начал ими исцелять недужных. Его тоже казнили. В правление императора Константина Великого (324–337 гг.) над могилой великомученика Димитрия воздвигли храм, а через сто лет были обретены его нетленные мощи. При гробе великомученика Димитрия совершались чудеса и исцеления. В правление императора Маврикия авары, жившие на Дону, осадили город Солунь. Святой Димитрий явился на городской стене, и 100-тысячное войско осаждавших обратилось в бегство. В другой раз святой спас город от голода. Житие святого Димитрия повествует, что он освобождал пленных от ига неверных и помогал им достигнуть Солуни.
С VII века при раке святого Димитрия начало истекать благовонное и чудотворное миро, о чем писали современники. В XIV веке Димитрий Хризолог писал о нем: миро «по свойству своему не вода, но гуще ее и не похоже ни на одно из известных нам веществ. Оно удивительнее всех благовоний не только искусственных, но и по естеству созданных Богом». По этой причине великомученика Димитрия наименовали Мироточивым.
Тропарь великомученику Димитрию Солунскому
Велика обрете в бедах тя поборника вселенная, страстотерпче,/ языки побеждающа./ Якоже убо Лиеву низложил еси гордыню,/ и на подвиг дерзновенна сотворив Нестора,/ тако, святе Димитрие,/ Христу Богу молися// даровати нам велию милость.
Кондак великомученику Димитрию Солунскому
Кровей твоих струями, Димитрие,/ Церковь Бог обагри,/ давый тебе крепость непобедимую/ и соблюдая град твой невредим,// того бо еси утверждение.
Величание великомученику Димитрию Солунскому
Величаем тя, страстотерпче святый Димитрие, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.
Молитва великомученику Димитрию Солунскому
Святый и славный великомучениче Христов Димитрие, скорый помощниче и теплый заступниче с верою притекающих к тебе! Предстоя с дерзновением Небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших и о еже избавитися нам от всегубительныя язвы, труса, потопа, огня, меча и вечныя казни. Моли благость Его, еже ущедрити град сей, обитель сию и всякую страну христианскую. Исходатайствуй у Царя Царствующих на враги победу и одоление православным христианам, всей державе православной мир, тишину, твердость в вере и преспеяние во благочестии; нам же, чтущим честную память твою, испроси благодатное укрепление на дела благая, да благоутробное Владыце нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами твоими наследовати Царствие Небесное для вечнаго прославления Его со Отцем и Святым Духом. Аминь.
Воспоминание трясения, бывшего в Царьграде в 740 году.
В этот день также вспоминается событие, произошедшее в VIII веке. В 740 году Константинополь и многие города Византийской империи поразило страшное землетрясение. В столице рухнула часть башен Феодосиевой стены, разрушены были многие здания. Это было знамением конца царствования гонителя православных святынь иконоборческого императора Льва III Исавра, умершего через несколько месяцев после этого события.
В память избавления от этого бедствия были составлены тропарь и кондак, установлено общецерковное молитвенное вспоминание.
Тропарь трясения
Призираяй на землю и творяй ю трястися,/ избави ны страшнаго труса прещения, Христе Боже наш,/ и низпосли нам богатыя милости Твоя// молитвами Богородицы, и спаси ны
Кондак трясения
Избави труса тяжкаго всех нас, Господи,/ и язвы нестерпимыя грех ради наших,/ пощади, Господи, православныя люди Твоя,/ яже стяжал еси Твоею Кровию, Владыко,/ и град не предаждь в погибель трусом страшным,/ иного бо, разве Тебе, Бога не вемы,/ и воззови поющим:// Аз есмь с вами, и никтоже на вы.
(по материалам ресурса azbyka.ru)
Проповедь протоиерея Александра Симакова в день памяти святого великомученика Димитрия Солунского
Молитва святому великомученику Димитрию Солунскому
8 ноября — день памяти вмч. Димитрия Солунского. Воспоминание великого и страшного трясения (землетрясения) бывшего в Царьграде
8 ноября — день памяти вмч. Димитрия Солунского (ок. 306). Воспоминание великого и страшного трясения (землетрясения) бывшего в Царьграде (740).
Святой великомученик Димитрий Солунский был сыном римского проконсула в Фессалониках. Шел третий век христианства. Римское язычество. Отец и мать святого Димитрия были тайными христианами. В тайной домовой церкви, бывшей в доме проконсула, мальчик был крещен и наставлен в христианской вере. Когда умер отец, а Димитрий уже достиг совершеннолетия, император Галерий Максимиан, вступивший на престол в 305 году, вызвал его к себе и, убедившись в его образованности и военно-административных способностях, назначил его на место отца проконсулом Фессалоникийской области. Главная задача, возложенная на молодого стратега, состояла в обороне города от варваров и истреблении христианства. Император не подозревал, назначая Димитрия, какую широкую стезю исповеднических подвигов предоставляет он тайному подвижнику. Приняв назначение, Димитрий возвратился в Фессалоники и тотчас пред всеми исповедал и прославил Господа нашего Иисуса Христа. Вместо того, чтобы гнать и казнить христиан, он стал открыто учить жителей города христианской вере и искоренять языческие обычаи и идолопоклонство. В своей учительной ревности он стал «вторым апостолом Павлом», потому что именно «апостол языков» основал когда-то в этом городе первую общину верующих. Святому Димитрию предназначено было Господом последовать за святым апостолом Павлом и в мученической кончине.
Когда Максимиан узнал, что вновь назначенный им проконсул — христианин, и многих римских подданных обратил в христианство, гневу императора не было границ. Возвращаясь из похода в Причерноморье, император решил вести армию через Фессалоники, полный желания расправиться с солунскими христианами.
Узнав об этом, святой Димитрий заблаговременно повелел своему верному служителю Луппу раздать имение нищим со словами: «Раздели богатство земное между ними — будем искать себе богатства небесного». А сам предался посту и молитве, готовя себя к принятию мученического венца.
Когда император вошел в город, вызвали к нему Димитрия, и он смело исповедал себя христианином и обличил неправду и суетность римского многобожия. Максимиан приказал заключить исповедника в темницу, и Ангел сошел к нему в узилище, утешая и укрепляя в подвиге.
На рассвете 26 октября 306 года в подземную темницу святого узника явились воины и пронзили его копьями. Верный служитель Димитрия святой Лупп собрал на полотенце кровь святого великомученика Димитрия, снял с его пальца императорский перстень, знак высокого достоинства его, и также омочил в крови. Перстнем и другими святынями, освященными кровью святого Димитрия, святой Лупп стал исцелять недужных. Император повелел схватить и умертвить его.
Тело святого великомученика Димитрия было выброшено на съедение диким зверям, но солунские христиане взяли его и тайно предали земле. При святом равноапостольном Константине над могилой святого Димитрия была воздвигнута церковь. Сто лет спустя, при строительстве нового величественного храма на месте ветхого, обретены были нетленные мощи святого мученика.
С VII века при раке великомученика Димитрия начинается чудесное истечение благовонного мира, в связи с чем великомученик Димитрий получает церковное именование Мироточивого. Несколько раз почитатели солунского чудотворца делали попытки к перенесению его святых мощей или частицы их в Константинополь. Но неизменно святой Димитрий таинственно проявлял свою волю остаться покровителем и защитником Солун
С именем святого великомученика Димитрия Солунского связаны, по предуказанию Божию, первые же страницы русской летописи. Когда Вещий Олег разгромил греков под Константинополем (907), как сообщает летопись, «убоялись греки и говорили: это не Олег, но святой Димитрий послан на нас от Бога». Русские воины всегда верили, что они находятся под особым покровительством святого великомученика Димитрия. Более того, в старинных русских былинах великомученик Димитрий изображается русским по происхождению — так сливался этот образ с душой русского народа.
Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Русской Церкви началось сразу после Крещения Руси.
Память святого Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Святой изображается на иконах в виде воина в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках.
В духовном опыте Русской Церкви почитание святого великомученика Димитрия Солунского тесно связано с памятью защитника Родины и Церкви, великого князя Московского Димитрия Донского.
Князь Димитрий Донской был великим почитателем святого великомученика Димитрия. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, он торжественно перенес из Владимира в Москву главную святыню Владимирского Димитриевского собора — икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на доске гроба святого. В Московском Успенском соборе был устроен придел во имя великомученика Димитрия. В память воинов, павших в Куликовской битве, установлена была для общецерковного поминовения Димитриевская родительская суббота. В первый раз эта панихида была совершена в Троице-Сергиевом монастыре 20 октября 1380 года Преподобным Сергием, игуменом Радонежским, в присутствии самого великого князя Димитрия Донского. С тех пор она ежегодно совершается в обители с торжественным поминанием героев Куликовской битвы, в том числе схимонахов-воинов Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби).
Богослужебные указания за 8 ноября 2019 года
Пятница. Вмч. Дими́трия Солу́нского. Воспоминание великого и страшного трясе́ния.
Прп. Фео́фила Печерского, архиеп. Новгородского, в Дальних пещерах. Свт. Анто́ния, еп. Волого́дского.
Приводим порядок полиелейной службы вмч. Димитрия Солунского и службы в воспоминание великого и страшного трясения (землетрясения), бывшего в Царьграде62.
На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры великомученика, глас 2-й и глас 8-й – 8 (стихира, глас 2-й: «Све́тиши оте́честву…», и стихира, глас 8-й: «О, пресла́внаго чудесе́! на Небеси́…» – дважды)63. «Слава» – великомученика, глас 6-й: «Днесь созыва́ет нас…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажи́т…».
Вход. Прокимен дня. Паримии Минеи – 3.
На стиховне стихиры трясения, глас 2-й и глас 6-й (со своими припевами). «Слава» – великомученика, глас 8-й: «Име́ет у́бо Боже́ственнейшая твоя́ душа́…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневе́стная Де́во…».
По Трисвятом – тропарь великомученика, глас 3-й. «Слава, и ныне» – тропарь трясения, глас 8-й.
На утрене на «Бог Господь» – тропарь трясения, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь великомученика, глас 3-й, «И ныне» – тропарь трясения, глас 8-й.
Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны великомученика (по дважды).
Полиелей. Величание великомученика и избранный псалом. Седален великомученика по полиелее, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен великомученика, глас 4-й: «Ди́вен Бог во святы́х Свои́х, Бог Изра́илев»; стих: «Святы́м, и́же суть на земли́ Его́, удиви́ Госпо́дь вся хоте́ния Своя́ в них». Евангелие великомученика. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святаго великомученика Димитрия…». Стихира великомученика, глас 6-й: «Днесь созыва́ет нас…».
Каноны: трясения со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и великомученика (два канона) на 8.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни – кондак трясения, глас 6-й; седален великомученика, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален трясения, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос великомученика, глас 2-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен великомученика (дважды). «Слава, и ныне» – светилен трясения.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры великомученика, глас 4-й и глас 5-й – 6. «Слава» – великомученика, глас 4-й: «Ко́пиями насле́довавшаго…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Изба́ви ны от нужд на́ших…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь великомученика, глас 3-й. «Слава, и ныне» – тропарь трясения, глас 8-й.
На часах – тропарь трясения. «Слава» – тропарь великомученика. Кондаки трясения и великомученика читаются попеременно.
На Литургии блаженны трясения, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и великомученика, песнь 6-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь трясения, тропарь великомученика. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – кондак трясения.
В храме Богородицы – тропарь трясения, тропарь храма, тропарь великомученика; кондак трясения. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь трясения, тропарь храма, тропарь великомученика; кондак храма. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – кондак трясения.
Прокимен и аллилуиарий – трясения и великомученика.
Апостол и Евангелие – трясения, дня (под зачало)64 и великомученика.
Причастен – трясения: «Хвали́те Го́спода…», и великомученика: «В па́мять ве́чную…».
62 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 215–216.
63 Ср.: Минея-Октябрь. Киев, 1893. Л. 220–220 об.
64 Ср.: Типикон, 26 октября, Маркова глава, 2-е «зри».