Воспоминания о крестовом походе в палестину

Валентин Портных — Крестовые походы в Палестину (1095–1291). Аргументы для привлечения к участию

Описание книги «Крестовые походы в Палестину (1095–1291). Аргументы для привлечения к участию»

Описание и краткое содержание «Крестовые походы в Палестину (1095–1291). Аргументы для привлечения к участию» читать бесплатно онлайн.

В предлагаемой книге представлено исследование, посвященное основным аргументам церковной пропаганды крестовых походов в Палестину на всем протяжении их истории. Анализируется, что в аргументации было традиционным и что со временем менялось, как различные аргументы были взаимосвязаны, а также почему в аргументации пропагандистов крестовых походов происходили те или иные изменения. Книга рассчитана как на специалистов, так и на широкий круг читателей.

Крестовые походы в Палестину (1095–1291): аргументы для привлечения к участию

Редколлегия серии «Библиотека Средних веков»:

член-корреспондент РАН С.П. Карпов (председатель), Н. И. Басовская, О. И. Варьяш, Л. И. Киселева, Г. Е. Лебедева, В. Н. Малов, А. А. Сванидзе, П. Ю. Уваров, В. И. Уколова, С.Е. Федоров, Н.А. Хачатурян, В. А. Якубский

Исследование выполнено при финансовой поддержке Совета по грантам Президента Российской Федерации для молодых кандидатов наук, проект МК-4506.2016.6

Рецензенты:

доктор культурологии Г. Г. Пиков

(Новосибирский государственный университет)

кандидат исторических наук В.Е. Науменко

(Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского)

Прежде чем перейти к повествованию о временах давно минувших, я бы хотел выразить слова благодарности всем тем, кто помогал мне на различных этапах работы над этой книгой.

Прежде всего я хотел бы выразить благодарность Николь Бериу, профессору Лионского университета. Много лет она была моим научным руководителем и очень много помогала мне. И даже потом, когда я уже прошел все стадии обучения, она продолжала помогать мне ценными советами, когда у меня возникали вопросы. Она и сейчас иногда любезно консультирует меня.

Кроме того, я бы хотел поблагодарить моих учителей из Новосибирского государственного университета. Именно с занятий Геннадия Геннадиевича Пикова, профессора кафедры всеобщей истории, началось для меня познание Средних веков. Он был моим научным руководителем на всех этапах. Я также многим обязан Тимофею Геннадиевичу Мякину, доценту кафедры всеобщей истории, который научил меня латыни и не раз помогал мне советами и рекомендациями.

Я также хотел бы выразить слова благодарности моим старшим коллегам, которые помогали мне на разных этапах труда: Карлу Борхарду (Monumenta Germaniae Historica, Мюнхен), Ивану Александровичу Реморову (Новосибирский государственный университет), Владимиру Ивановичу Мажуге (Санкт-Петербургский институт истории РАН), Сергею Павловичу Карпову (Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова), Светлане Игоревне Лучицкой (Институт всеобщей истории РАН), коллективу сотрудников Научно-исследовательского центра истории и археологии Крыма (Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского), а также Ги Лобришону (Университет Авиньона).

Наконец, я бы хотел поблагодарить те организации, без финансовой поддержки которых на разных этапах моего труда написание этой книги не было бы возможным: Министерство образования и науки РФ, Музей и библиотеку манускриптов Хилл (Hill Museum and Manuscript Library), Франко-российский центр гуманитарных и общественных наук, Институт Monumenta Germaniae Historica (Мюнхен), Фонд «Дом наук о человеке», а также руководство Университета Поль Валери Монпелье-3. Я хотел бы выразить отдельные слова благодарности за материальную поддержку руководству Лаборатории гуманитарных исследований НГУ, где я все это время работал, и лично заведующему лабораторией Сергею Григорьевичу Скобелеву, а также администрации университета и лично ректору Михаилу Петровичу Федоруку.

1. Постановка вопроса

Крестовые походы в Святую землю являются значимым событием в мировой истории. Поскольку они являются ярким примером столкновения христианской и исламской цивилизаций, их изучение представляется важным для понимания истории как европейской, так и восточной цивилизаций. Кроме того, велик и хронологический охват этих экспедиций: крестовые походы в Святую землю продолжались на протяжении двух столетий, а традиция священных войн, благословляемых папой, продолжала существовать уже в рамках других конфликтов вплоть до Нового времени. Наконец, участие европейцев в крестовых походах имело широкую географию. В противоположность внутриевропейским феодальным междоусобицам, крестовые походы стали беспрецедентной серией военных экспедиций, объединивших европейские земли под началом папства против общего внешнего врага.

Для полноценного понимания феномена крестовых походов необходимо тщательное изучение проблемы, связанной с мотивацией их участников, и, в частности, выяснение вопроса, какими были основные аргументы, с помощью которых церковь привлекала в походы все новых и новых участников.

Несмотря на наличие трудов о восприятии крестовых походов современниками, приходится констатировать, что специальной работы, посвященной основным аргументам пропаганды крестовых походов на всем их протяжении, пока нет. Вместе с тем, как будет показано в предлагаемой книге, существует значительный пласт источников, которые позволяют выявить такие аргументы, многочисленные, взаимосвязанные между собой, изменяющиеся с течением времени под воздействием различных факторов. Таким образом, в работе дается классификация основных аргументов пропаганды крестовых походов, выявляются хронологические рамки применения каждого из аргументов, проверяется наличие преемственности в этой аргументации и изучается ее генезис, исследуется наличие взаимосвязей между аргументами пропаганды.

Хронологическими рамками для исследования выбраны 1095 и 1291 гг. В 1095 г. папа Урбан II на соборе в Клермоне (Франция) призвал верующих в первый крестовый поход. Как принято считать, всего крестовых походов в Палестину было восемь (первый – в 1096–1099, второй – в 1147–1149, третий – в 1189–1192, четвертый – в 1202–1204, пятый – в 1217–1221, шестой – в 1228–1229, седьмой – в 1248–1254 и восьмой – в 1270). Уже в ходе первого крестового похода на Восточносредиземноморском побережье был захвачен плацдарм, ставший Иерусалимским королевством. Этот плацдарм был окончательно утерян в 1291 г., когда пала крепость Акра. После этого еще продолжали раздаваться призывы взять у мусульман реванш, однако эти события находятся уже за пределами предлагаемой книги.

Как было обнаружено в ходе работы с источниками, основная масса аргументов пропаганды крестовых походов относилась к трем крупным блокам:

1). Почему освободить Святую землю представляется столь важным для жителей Европы?

2). Как именно и на каких условиях Бог поддерживает крестоносцев?

3). На что могут рассчитывать крестоносцы в качестве награды за участие в походе?

Именно этим трем блокам будут посвящены три главы предлагаемой книги.

Исследование проводилось на материале источников западного происхождения, в которых, как думается, с наибольшей вероятностью можно найти ответы на поставленные вопросы.

Сразу стоит отметить: мы не можем узнать, какие из аргументов пропаганды крестовых походов действительно возымели эффект для привлечения в экспедиции новых участников и побуждения к помощи крестоносному делу. С имеющимися источниками это практически невозможно.

В этой книге была сделана попытка рассказать о том, что получилось сделать, используя имеющиеся в нашем распоряжении источники. На основании изучения письменных источников было сделано обобщение по поводу того, какие аргументы выдвигались пастве и когда, а также выдвинуты предположения о том, с чем это могло быть связано.

В первую очередь эта книга предназначена историкам, которые занимаются Средними веками. Однако, придерживаясь мнения о том, что история – это наука об истории жизни людей, которая практически не нуждается в собственной терминологии, я постарался написать книгу в форме, максимально доступной и интересной не только профессиональным историкам, но и широкой аудитории и в частности представителям точных и естественных наук, интересующимся историей.

2. Обзор истории изучения проблемы

Специальное изучение вопросов, связанных с историей идей пропаганды крестовых походов, началось не так давно.

В период до первых десятилетий XX в. историков мало интересовала их идейная сторона. Специальных работ, посвященных идеологии крестовых походов и основным аргументам их пропаганды, долгое время не было. Специалистов интересовали, скорее, не способы привлечения широких масс населения в экспедиции на Восток, а событийная политическая история крестовых походов. Такая ситуация имела место до первых десятилетий XX в. Лишь несколько статей, написанных в то время, специально касались отдельных аспектов пропаганды крестовых походов[1]. Однако они были посвящены либо деятельности отдельных проповедников, либо изданию некоторых источников, связанных с пропагандой крестовых походов, и никогда не преследовали цель проследить развитие идей в динамике. Лишь две публикации, описанные ниже, были посвящены более широким проблемам, связанным с идеями крестовых походов.

В 1890 г. Р. Рехрихт сделал, пусть и очень краткий, обзор основных идей папских булл, связанных с крестовыми походами в Палестину, разделив идеи, присутствующие в них, на три блока: «Почему христиане должны сражаться?» (“ Warum sollen die Christen kàmpfen?”), «Как они должны сражаться?» (“Wie sollen sie kàmpfen?”) и «Какова награда за их сражение?» (“Was ist ihres Kampfes Lohn?”)[2]. Ответом на первый вопрос были идея о Святой земле как наследии Бога, идея «долга» людей перед Богом, который пострадал за всех нас на кресте, а также идея наступления «дня спасения». Ответом на второй вопрос являлась, согласно Р. Рехрихту, идея о том, что крестоносцы должны полагаться не на собственную мощь и многочисленность, а на помощь Бога. Наконец, к третьему вопросу относились духовные привилегии крестоносцев. Сделанный обзор был очень кратким. Автор не стал останавливаться подробно на примерах и ничего не сказал по поводу хронологии этих идей.

Крестовые походы в Палестину (1095 1291). Аргументы для привлечения к участию (8 стр.)

По всей вероятности, мы пока знаем далеко не обо всех проповедях, составленных опытными проповедниками для своих коллег. Не так давно Кристиан Грассо обратил внимание на один из манускриптов из Национальной библиотеки Франции, в котором содержатся неопубликованные проповеди крестовых походов. Ограничившись публикацией лишь фрагментов одной из них, он объявил в своей статье, что в ближайшее время собирается подготовить полноценное критическое издание этих текстов.

В-третьих, это инструкции по части организации проповедей, составленные церковными деятелями. На данный момент таких инструкций известно две. Первой хронологически является Ordinatio de predicatione crucis («Инструкция для проповеди креста»), составленная для проповеди пятого крестового похода. Другой же является единственный в своем роде «учебник» для проповедников крестовых походов, составленный доминиканцем Гумбертом Романским приблизительно в 1266–1268 гг. Об этом трактате можно прочесть подробнее в комментариях к его русскому переводу .

Источники косвенного характера

Наконец, третьим блоком источников являются материалы, которые могут косвенно говорить об аргументах крестоносной пропаганды.

Ими являются труды церковных деятелей, принимавших участие в пропаганде крестовых походов. Интересующие нас здесь труды относятся к тематике крестовых походов, но вместе с тем не являются пропагандистскими материалами. Смысл использования их в данном исследовании заключается в том, что авторы могли включить в эти труды свои идеи, которые применяли в проповедях. Разумеется, подобные предположения остаются гипотетическими.

Читать еще:  Воспоминания о маме которой нет в живых

Таков, например, трактат Бернара Клервоского «Похвала новому рыцарству», написанный в интервале между 1129 и 1136 гг. Произведение представляет собой хвалебный трактат в честь новообразованного ордена тамплиеров «для внутреннего пользования». Как говорит сам Бернар во вступлении, великий магистр ордена Гуго де Пейен попросил его написать трактат, который бы воодушевил воинов. Иными словами, трактат был призван не вербовать новые кадры, но укреплять дух тех, кто уже вступил в орден. Бернар Клервоский, как известно, принимал непосредственное участие в проповеди второго крестового похода, и, в теории идеи трактата могли применяться в его проповеднической деятельности.

Трактат Генриха де Альбано «О странствующем граде Божием» содержит главу о проблеме крестового похода, написанную между 1187 (в трактате упоминается захват реликвии креста при Хаттине) и 1189 гг. (в этом году он умер). Поскольку известно, что Генрих был задействован в пропаганде третьего крестового похода, не исключено, что в трактате были изложены некоторые из примененных им в проповедях идей.

Кроме того, мы можем косвенно судить о проповеди третьего крестового похода по трактату Пьера де Блуа, прилагавшего усилия в плане агитации за организацию нового крестового похода (выше уже говорилось о его письме по этому поводу), в котором он призывает в скорейшем порядке организовать экспедицию в Святую землю.

Говоря о косвенных источниках, стоит сказать несколько слов о хрониках крестовых походов, которые также достойны самого активного привлечения для проводимого исследования.

Почему их привлечение является важным?

С одной стороны, по крайней мере формально, хронисты, как правило, не преследуют цели привлечения новых участников в крестовые походы. Формально они лишь стремятся сохранить для памяти потомков знаменательные события, прославляющие Бога и доблестных крестоносцев. Были найдены лишь два примера-исключения. Первый был найден в хронике первого крестового похода Фульхерия Шартрского. «Живущие в этом мире, – пишет хронист, – услышав о набожных планах предшественников, которые оставили все ради выступления в поход и последовали за Богом, воодушевляются, вдохновляемые последним» (Nam qui vivunt in mundo, audita intentione pia predecessorum fideliumipso inspirante, animantur). Другой пример был найден в анонимной хронике третьего крестового похода Historia Peregrinorum, где говорится о возможной вербовке новых кадров как цели: «В наше же время чтение о мужественных деяниях предшественников помогает слушателям и служит как мотив для их доблести» (Apud modernam etatem interdum fortia veterum gesta legendo revolvere et iuvat auditores et congruit incitamento virtutum). А в остальных случаях можно лишь предположить, что такие цели, как восхваление Бога и восхваление доблестных деяний франков, косвенно работали на вербовку новых кадров для крестовых походов, и это входило в планы хронистов. Впрочем, надежных оснований для подобных утверждений в текстах хроник найдено не было, и это так и останется на уровне предположений.

С другой стороны, нужно отметить, что хроники необходимо привлечь к нашему исследованию скорее по другой причине. Они помогают нам узнать больше о мировоззрении современников крестовых походов, будь они клириками или мирянами, и лучше понять некоторые идеи, представленные в источниках, имеющих более непосредственное отношение к пропаганде. Хроники же, написанные клириками, дают нам понять, какой именно взгляд на крестовые походы был характерен для представителей кругов, которые отвечали за пропаганду. Изучение хроник, как будет видно в основной части книги, может очень помочь нам понять, какие представления современников стояли за теми или иными аргументами, встречающимися в пропагандистских источниках.

Глава 1
Обоснование пропагандистами необходимости освобождения Святой земли

Призывая паству выступить в поход, нужно было прежде всего объяснить, зачем в него нужно идти. Требовалось объяснить, почему нужно отправиться в путь, почему именно в этом географическом направлении и почему именно в данный момент.

Казалось бы, все очевидно и ответ банален: конечно же, освободить Святую землю от неверных. Однако если изучить источники внимательно, оказывается, что ситуация сложнее, чем она кажется на первый взгляд. В разное время пропаганда расставляла разные акценты, и необходимость освобождения Святой земли была связана сразу с несколькими аргументами.

1.1. Иерусалим и Святая земля как значимая для христиан территория

1.1.1. Мотивация для участия в крестовом походе на соборе в Клермоне 1095 г.

Папская речь в Клермоне в 1095 г., с которой начались крестовые походы, дошла до нас в нескольких вариантах, которые отличаются между собой. Вместе с тем уже Д. Манро в своей давней статье отметил, что по сути записи речи во многом сходны между собой, хотя и очень различны по формулировкам. Это не исключает, что все четыре варианта основывались на стереотипных представлениях современников крестовых походов и далеки от того, что в действительности произнес папа. Однако других сведений о содержании папской речи у нас, к сожалению, нет.

Если сравнить имеющиеся записи, то можно увидеть, что в каждом из этих вариантов говорится, с одной стороны, о якобы имевших место гонениях на христиан в восточных землях, оказавшихся под властью турок-сельджуков, а с другой стороны – об осквернении турками святых мест восточнохристианского мира. Все четыре современных событиям варианта папского призыва сходятся на том, что оба этих аргумента в речи папы были как таковые и различной была лишь их подача, а также степень подробности рассуждений папы по этим вопросам. Впрочем, в вариантах речи по-разному обозначено направление похода и ареал местонахождения терпящих бедствия христиан.

Детские крестовые походы

В Издательстве Сретенского монастыря готовится к выходу в свет новая книга известного религиоведа, исследователя современного сектантства, историка, общественного деятеля, писателя Александра Леонидовича Дворкина «Хроники крестовых походов франкских пилигримов в Заморские земли и сопутствующих событий, в изложении Александра Дворкина». С разрешения автора и издательства публикуем отрывок из рукописи этой книги.

Мальчик, говоривший весьма красноречиво и эмоционально, несомненно, обладал даром убеждения. Взрослые были впечатлены, а дети сбегались к нему, как мухи на мед. После первоначального успеха Стефан отправился в тур, чтобы провозглашать свой призыв по разным городам Франции, собирая вокруг себя все новых и новых обращенных. Самых красноречивых из них он отправлял проповедовать от своего имени. Все они договорились встретиться в Вандоме примерно через месяц и оттуда начать свой поход на Восток.

Потрясенные современники говорили о 30 тысячах собравшихся воевать за Крест – и все были младше 12 лет

В конце июня к Вандому с разных сторон начали подходить группы детей. Потрясенные современники говорили о 30 тысячах собравшихся – все младше 12 лет от роду. Несомненно, к городу стянулось не менее нескольких тысяч детей со всех концов страны. Часть их была из бедных крестьянских семей: родители охотно отпустили своих отпрысков на такую великую миссию. Но там были и дети благородного происхождения, тайком сбежавшие из своих домов. Среди собравшихся имелись и девочки, несколько молодых священников и немного паломников постарше, привлеченных отчасти благочестием, отчасти – жалостью и отчасти – желанием поживиться за счет даров, которыми сердобольное население осыпало детей. Ближнее окружение Стефана хронисты назвали «малыми пророками». Группы юных паломников, лидер каждой из которых нес штандарт с орифламмой (Стефан объявил ее девизом похода), скапливались в городе и вскоре, переполнив его, вынуждены были разместиться за его стенами – в поле.

Когда дружественные священники благословили малолетних крестоносцев, а последние горюющие родители наконец отошли в сторону, экспедиция направилась на юг. Почти все шли пешком. Однако Стефан, как и положено лидеру, потребовал особого способа передвижения: он ехал на расписанной яркими красками тележке с защищавшим его от солнца навесом. С двух сторон от него скакали мальчики благородного происхождения, состояние которых позволяло иметь своего коня. Никто не возражал против комфортных условий путешествия вдохновленного свыше пророка. Более того, к нему относились как к святому, а локоны его волос и кусочки одежды распределялись среди самых верных как чудотворные реликвии.

Путь оказался мучительным: лето выдалось рекордно жарким. Пилигримы целиком зависели от добросердечия местных жителей, делившихся с ними пропитанием, но из-за засухи у них самих было мало припасов, и даже воды часто не хватало. Многие дети умирали по пути, и их тела оставались лежать на обочинах дороги. Некоторые не выдерживали испытания, поворачивали назад и пытались вернуться домой.

Утром вся толпа ринулась к порту, чтобы увидеть, как море расступится перед ними

Наконец малолетний крестовый поход добрел до Марселя. Жители этого торгового города приняли детей сердечно. Многим предоставили ночлег в домах, другие расположились на улицах. На следующее утро вся толпа ринулась к порту, чтобы увидеть, как море расступится перед ними. Когда чуда не произошло, наступило горькое разочарование. Часть детей, заявив, что Стефан предал их, взбунтовалась против него и направилась в обратный путь к своим домам. Но большинство осталось, и каждое утро приходило к морю, ожидая, что Бог всё же ответит на их молитвы. Через несколько дней нашлись два дельца 1 – Гуго Ферреус и Гийом Поркус (буквальный перевод с французского – что-то вроде «Железный» и «Свинский»), которые изъявили бескорыстную готовность за одно только воздаяние Божие перевезти юных крестоносцев в Святую Землю. Стефан не долго думая с радостью согласился на столь щедрое предложение. Детей посадили на семь нанятых дельцами кораблей, которые вышли из порта и направились в открытое море. Прошло 18 лет, прежде чем до Европы дошли вести об их судьбе.

Николай, как и Стефан, обладал природным даром красноречия и, где бы ни появлялся, непреодолимо привлекал к себе детей, готовых отправиться в паломничество вместе с ним. Но если французские дети рассчитывали завоевать Святую Землю силой, немецкие думали, что смогут обратить сарацин в христианство при помощи мирной проповеди. Через несколько недель в Кельне собралась многотысячная толпа детей и всякого беспорядочного сброда, которая оттуда двинулась на юг через Альпы. Вероятнее всего, немцы были в среднем чуть старше французов, и с ними шло больше девочек и больше детей благородного происхождения. Их колонну сопровождало также немало воров и прочих преступников, которым требовалось поскорее оставить родину, а также вездесущих проституток.

Читать еще:  Можно ли работать в поминальную субботу

Экспедиция разделилась на две части. Первую, насчитывавшую, согласно хронистам, не менее 20 тысяч человек, вел сам Николай. По дороге через Западные Альпы эта группа потеряла большую часть детей: юные паломники погибали от голода, от рук разбойников или, устрашенные трудностями похода, возвращались домой. Тем не менее, 25 августа несколько тысяч странников достигли Генуи и попросили приюта внутри городских стен. Генуэзские власти поначалу согласились принять их, но, поразмыслив, стали подозревать тайный немецкий заговор. В результате детям позволили провести в городе только одну ночь, но объявили, что все желающие могут поселиться тут навсегда. Юные паломники, нимало не сомневающиеся, что наутро море расступится перед ними, сразу же согласились на эти условия.

Увы, море в Генуе оказалось столь же глухо к их молитвам, как в Марселе – к молитвам их французских сверстников. Многие дети, разочаровавшись, решили остаться в приютившем их городе. Несколько генуэзских патрицианских родов возводят свое начало к этим юным немецким паломникам. Сам Николай с большинством своей армии отправился дальше. Через несколько дней они дошли до Пизы. Там нашлись два корабля, собиравшиеся отправляться в Палестину. Их команды согласились взять с собой некоторых детей. Возможно, они и достигли Заморья, но их судьба остается совершенно неизвестной. Однако Николай, все еще ждущий чуда, дошел со своими самыми верными последователями до Рима, где их принял папа Иннокентий. Понтифик был тронут благочестием детей, но и поражен их наивностью. Ласково, но твердо он велел им идти домой, сказав: когда они вырастут, они смогут исполнить свои обеты и отправиться сражаться за Крест.

Тяжкий обратный путь уничтожил почти весь остаток этого детского войска. Сотни падали от истощения в странствии и жалким образом погибали на больших дорогах. Самая худшая судьба выпала, конечно, на долю девочек, которые, кроме всяких других бедствий, подвергались еще всевозможным обманам и насилиям. Многие из них, боясь позора у себя на родине, оставались в итальянских городах и поселениях. Только небольшие группки детей, больных и истощенных, осмеянных и поруганных, снова увидели родину. Мальчика Николая среди них не обнаружилось. Говорят, что он будто бы был жив и позднее, в 1219 году, сражался при Дамиетте в Египте. Но разъяренные родители пропавших детей настояли на аресте его отца, который якобы использовал сына для своих целей, теша тщеславие. Попутно отца обвинили в работорговле, судили «вместе с другими обманщиками и преступниками» и повесили.

Другая немецкая детская экспедиция не добилась большего успеха. Она шла через Центральные Альпы и после невероятных испытаний и мучений добралась до моря в Анконе. Когда море отказалось расступиться перед ними, дети направились по восточному берегу Италии на юг и в конце концов добрались до Бриндизи. Там некоторые из них смогли погрузиться на идущие в Палестину суда, но большинство поплелось назад. Лишь немногие смогли дойти до своих домов.

Корабли прибыли в Алжир. Детей купили местные мусульмане, и несчастные провели свою жизнь в неволе

Впрочем, несмотря на все их мучения, им выпала лучшая судьба, чем французским детям. В 1230 году во Францию прибыл священник с Востока, поведавший о том, что приключилось с отбывшими из Марселя юными паломниками. По его словам, он был одним из молодых священников, шедших со Стефаном, и вместе с ним погрузившимся на предоставленные купцами суда. Два из семи кораблей попали в бурю и вместе с пассажирами пошли ко дну вблизи острова святого Петра (Сардинии), остальные вскоре оказались окруженными сарацинскими судами из Африки. Пассажиры узнали, что их доставили на это место по предварительно заключенной сделке, чтобы продать в рабство. Корабли прибыли в Алжир. Многих детей купили сразу же местные мусульмане, и они провели остаток своей жизни в неволе. Других (включая молодого священника) отвезли в Египет, где за франкских рабов давали более высокую цену. Когда корабли прибыли в Александрию, большую часть человеческого груза приобрел губернатор для работы на своих землях. По словам священника, около 700 из них были еще живы 2 .

Небольшую партию доставили на невольничьи рынки Багдада, где 18 юношей, отказавшись перейти в ислам, приняли мученическую кончину. Молодым священникам и тем немногим, кто знал грамоту, повезло больше. Губернатор Египта – сын Аль-Адиля Аль-Камиль – проявлял интерес к западной литературе и письменности. Он купил их всех и держал при себе как переводчиков, учителей и секретарей, не пытаясь обратить их в свою веру. Они жили в Египте во вполне приемлемых условиях, и в конце концов этому священнику позволили вернуться во Францию. Он рассказал родителям своих товарищей по несчастью все, что знал, после чего канул в неизвестность.

Более поздние источники отождествляют двух преступных марсельских работорговцев с двумя купцами, которых несколькими годами спустя обвинили в участии в заговоре сарацин против императора Фридриха II на Сицилии. Таким образом, согласно народной памяти, оба окончили свои дни на виселице, заплатив за свое гнусное преступление.

О крестовых походах на Святую Землю

игумен Кирилл (Сахаров)

В детстве одной из самых любимых моих книг была «Книга для чтения по Истории Средних веков». В этой книге, в частности, красочно описывались крестовые походы на Святую Землю для освобождения Гроба Господня и других святынь Иерусалима, находившихся под властью мусульман. Детская память цепка, в ней ярко и образно запечатлеваются прочитанные страницы книг. Огненная проповедь папы Урбана в ноябре 1095 года с ярким описанием бедственного положения христиан на Святой Земле, поругания святынь Иерусалима, что является позором для христиан и т.п. Халиф Аль-Хаким велел в 1009 году разрушить храм Святого Гроба. Уже тогда, под впечатлением этого события, папа Сергий IV проповедовал священную войну, но безуспешно (по смерти Аль-Хакима, впрочем, разрушенные храмы были восстановлены). Утверждение в Палестине турок сделало паломничества христиан гораздо более трудными, дорогими и опасными: пилигримам гораздо чаще приходилось становиться жертвами мусульманского фанатизма. Рассказы возвращавшихся паломников развивали в религиозно настроенных массах западного христианства чувство скорби о печальной участи святых мест и сильное негодование. «Как вы, военные люди, на это можете спокойно смотреть?!» — обращался папа к слушателям.

Папа обещал прощение грехов участникам похода. Народ рыдал и тут же нашивал кресты на свои плащи и выражал готовность выступить в поход. Истинным вдохновителем массового крестового похода стал простой нищий отшельник Пётр Амьенский, по прозвищу Пустынник. При посещении Голгофы и Гроба Господня, зрелище всяческих притеснений палестинских братьев по вере возбудило в нём сильнейшее негодование. Добившись от патриарха писем с мольбой о помощи, Пётр отправился в Рим к папе Урбану II ,, а затем, надев рубище, без обуви, с непокрытой головой и распятием в руках — по городам и весям Европы, проповедуя где только можно, о походе для освобождения христиан и Гроба Господня. Простые люди, тронутые его красноречием, принимали Петра за святого, считали счастьем даже отщипнуть клочок шерсти от его ослика на память. Таким образом, идея распространилась весьма широко и стала популярной.

Говоря о трагическом разделении Запада и Востока, обычно упоминают 1054 год. Кардинал Гумберт тогда даже обвинял греков, что они изъяли «фелиокве» из Символа веры (!). Он положил буллу с отлучением и извержением из сана Константинопольского патриарха Михаила. Выходя из храма святой Софии, отряс прах с своих ног. Между тем у папских легатов таких полномочий не было, они не имели такой власти, т.к. пославший их папа был уже мертв.

Представляется, что в известном мире эта дата раскола — 1054 год, условна. Ведь и до этого не раз возникали средостения. В указанном году была предпринята одна из попыток урегулировать отношения (папу не поминали в Константинополе с 1009 года). Попытка оказалась неудачной. Интересно, что в нашем календаре имеется праздник в честь перенесения мощей свт. Николы Чудотворца. Это событие произошло в 1089 году — через 35 лет после формальной даты разделения. Как известно, мощи Святителя были перенесены из Мир Ликийских в Бари христианскими энтузиастами с Запада.

Возвращаясь к крестовым походам, можно утверждать, что их роль в трагедии разделения была очень значительна. Независимо от несомненно присутствовавших, идеалистических мотивах у их участников (конечно, помимо истинного благочестия была и жажда приключений и новых владений). Крестовые походы усугубили раскол, сделали его необратимым, особенно благодаря печальной памяти 4-му крестовому походу, приведшему к погрому Царьграда в 1204 году. Наверное, впервые Запад и Восток так близко, лицом к лицу встретились. Очевидно, что на православных греков латинские епископы и священники на конях и в доспехах, грабежи крестоносцев, произвели не самое благоприятное впечатление. Вместо реальной помощи восточные христиане подверглись вторжению. Крестоносцы вели себя на территории Византии как оккупанты. Греки даже были вынуждены заключать перемирия с мусульманами, за что их потом обвиняли в предательстве.

В 1145 году по призыву папы Евгения был объявлен второй крестовый поход. Росту энтузиазма способствовала яркая проповедь Бернара Клервосского. Он даже вопреки воле папы поехал уговаривать германского императора Конрада выступить в поход. Бернар произвел сильное впечатление на императора, говоря о Христе, Которому наносят раны.

Кстати, Восток был намного выше Запада в культурном отношении. Константинополь, располагавшийся на огромной площади и имевший не менее одного миллиона жителей, был несравненно больше Лондона и Парижа, в которых проживало по несколько десятков тысяч горожан. Чередовались победы и поражения, гибли десятки тысяч людей с обеих сторон. Не меньше, чем в сражениях, гибли от жажды и голода, болезней. Главным успехом, конечно, было взятие Иерусалима в результате первого крестового похода. Крестоносцы организовали четыре государства на захваченных территориях. Православный Кипр, помогавший крестоносцам, был, однако, подвергнут погрому с их стороны. Страдали православные священники и епископы, изгоняемые крестоносцами. Страдали они и от турок. Так, например, при осаде Антиохии они подвешивали на городской стене Антиохийского патриарха Симеона, избивали его и морили в темнице. Зверства были с обеих сторон. Так, при взятии Иерусалима, крестоносцы вырезали всех мусульман — кровь лилась рекой. Очень много погибло местных христиан. Интересно, что копты — восточные христиане — нехалкодониты с благодарностью вспоминают военачальника мусульман Саладина, который их защищал. Жестокость крестоносцев вызывала исламский фанатизм. Антиохийский патриарх Симеон был изгнан, вместо него объявился латинский патриарх. Когда греческие священники были изгнаны из храма Гроба Господня, то не сошел Благодатный огонь. Успеху крестоносцев способствовало то, что исламский мир был разделен, имели место междоусобицы. Как только он консолидировался, то чаша весов стала склоняться в сторону противников крестоносцев. Запомнилась такая картина отступающей армии рыцарей. Они в изнеможении, их томит жажда, ибо все колодцы были уничтожены. Утром противник зажег траву, и войско крестоносцев бросилось с горы в атаку. Мусульмане расступились, и крестоносцы оказались у подножия горы — в гору наступать им было нереально. Произошло кровавое побоище… Попавшие в плен рыцари были казнены, а простецы обращены в рабство. Надо признать, что Саладин, в отличие от ряда полководцев-крестоносцев, придерживался своего слова: если противник сдавался без боя, то его миловали. Кто из находившихся в осаде хотел уйти — пропускал. Старался избегать излишней жестокости. Саладин изгонял латинских священников и возвращал православных.

Читать еще:  Как поминают евреи усопших

Произошла большая трагедия — была утрачена большая часть Древа Животворящего Креста Господня — сохранились только его многочисленные частицы. В 1187 году по призыву папы Григория был объявлен третий крестовый поход. Здесь особо важно упомянуть знаменитого немецкого полководца Фридриха Барбароссу. Он написал Саладину: « Верни христианам все, что захватил». Тот в ответ: «Приходи — разберемся». Сначала успех сопутствовал крестоносцам. В переговорах с Саладином они требовали освободить пленных и вернуть Крест Господень. Саладин просил отсрочки. Конечно, он мог и тянуть время — не только объективные причины были главными в этой отсрочке. Тогда 2700 мусульманских пленников были вырезаны. В ответ Саладин казнил всех пленных христиан. Опять кровь, кровь, кровь…

Особо тяжелыми были последствия четвертого крестового похода, который был предпринят в то время, когда в Византии были разброд и шатания. Римский папа Инннокентий Третий распорядился, чтобы все христиане сороковую часть своих доходов вложили в подготовку этого похода. Крестоносцы думали, что плывут в Египет, а прибыли в Константинополь. Часть из них возмутилась этим обстоятельством, но большинство не возражало. Существовал тайный план захвата Константинополя и дележа его богатств. Тринадцатого апреля 1204 года крестоносцы напали на город одновременно с суши и моря. Армии в городе не было. Наемники, которым долго не платили, отказались сопротивляться. После нескольких мелких стычек город был взят. Крестоносцы не щадили ни храмов ни монастырей, насиловали монахинь, кощунствовали в храме святой Софии. Здесь блудницы плясали на престоле. От города остались руины. Никогда столько добычи не попадало в руки завоевателей. В настоящее время во многих католических соборах Западной Европы можно видеть священные реликвии из Константинополя. Так, например, в соборе святого Марка в Венеции находится часть престола из золота из храма святой Софии. Римский папа сначала был обрадован, а после, узнав о разгроме,отлучил крестоносцев от причастия. В 1215 году состоялся Первый Латеранский Собор, который принял следующие решения:

1. Греческий обряд использоваться будет временно.

2. На все вакантные кафедры и в те места, где католики живут вместе с православными, будут поставлены латинские епископы.

3. Греческие епископы могут оставаться на своих местах только после клятвы верности римскому папе.

Решения этого Собора свидетельствовали об окончательном отчуждении латинства. Примечательно, что папа Иоанн Павел Второй каялся за четвертый крестовый поход, приведший к погрому Константинополя, хотя это и произошло без ведома римских пап. Однако за Первый Латеранский Собор покаяния никогда принесено не было. Четвертый крестовый поход имел катастрофические последствия для христианской цивилизации, так как был разрушен заслон, ограждающий Европу от исламской угрозы. В итоге мусульмане дошли до ворот Вены. Наверное, лучше было бы помогать Византии, а не подрывать ее силы. Последний (девятый) крестовый поход состоялся в начале 70-х годов 13 века.

Он, как и предыдущие походы не мог уже ничего принципиально изменить. Для успешного ведения борьбы требовалось единство. Его, к сожалению, не было и не могло быть, т.к. единство органично и твердо только тогда, когда оно базируется на основе Истины и отказе от заблуждений. Вместо единства шли почти постоянные распри с Византийской империей: две главные христианские силы на Востоке истощались во взаимной борьбе.

Первые крестовые походы: меч и огонь на Святой Земле

Между Средиземным и Красным морями находится Земля Обетованная, где расположены реликвии и святыни множества народов. Территория Ближнего Востока подарила человечеству иудаизм, христианство и ислам ‑ мировые религии, определившие развитие всей человеческой цивилизации. Тысячи лет за эти земли идет война, которая не прекращается и сегодня.

Истоки походов

В XI в. Византия в результате войны с турками-сельджуками потеряла территории Малой Азии и Палестины. Столицей своего государства турки сделали Никею.

Византия попросила помощи у королевств Западной Европы в борьбе с мусульманами. Откликнувшись на зов, Папа Урбан II объявил крестовый поход, чтобы освободить святыни от мусульман.

Слово Церкви услышали повсюду. Тысячи людей начали собираться в поход против иноверцев. Откликнувшиеся на призыв, люди «принимали крест» — нашивали на свою одежду полоски ткани. Их стали называть крестоносцами.

Франческо Хайес «Папа Урбан II провозглашает Первый крестовый поход.»

Пилигримы выступают в Палестину

К XI в. паломничества к святыням Израиля продолжались уже несколько столетий. Но теперь христиане направлялись в путешествие с мечом в руке. Пилигримы преследовали разные цели: кого вела вера, кто гнался за богатством, а кто-то жаждал власти.

Первыми на Ближний Восток отправились группы крестьян и городских нищих. Их вели за собой два авантюриста: рыцарь Вальтер и проповедник Петр, по прозвищу Пустынник. Общая численность ополчения составляла 50–70 тысяч человек. Огромная голодная армия двигалась по Европе, грабя деревни в поисках пищи и постоянно подвергаясь нападениям венгров и печенегов.

Крестьянский крестовый поход

Тем не менее, к августу 1096 г. бедняки дошли до Константинополя, чем был очень огорчен византийский император. Ведь он ждал послушных рыцарей-наемников, которые помогут в войне, а пришли десятки тысяч нищих, грабящих его страну.

Крестьянская армия перестала существовать в первом же бою с турками. Множество пилигримов было убито. Немногие оставшиеся в живых стали рабами.

Рыцари захватывают Иерусалим

Профессиональная европейская армия начала свой поход лишь в середине 1096 г. Французские князья со своими войсками погрузились на корабли и уже осенью достигли Византии, где остались на зимовку.

В мае следующего года крестоносцы вторглись во владения сельджуков. С помощью византийского флота была взята Никея. Победив еще в нескольких сражениях, крестоносцы разделили свои армии. Часть осталась покорять турецкий юг, а часть отправилась дальше в Сирию и Палестину.

Легко вооруженные сельджуки не могли противостоять закованным в железо европейским рыцарям. В середине 1098 г. основные силы христиан подступили к Иерусалиму.

Осада продолжалась больше года, но, в конце концов, город был захвачен. Крестоносцы устроили в Иерусалиме резню, грабя, поджигая и убивая все на своем пути. Спастись удалось немногим. Были убиты не только мусульмане, но и иудеи. Город был полностью разграблен.

Захват Иерусалима крестоносцами во время Первого крестового похода

Новые государства на Ближнем Востоке

Захватом Иерусалима закончился первый крестовый поход. Под властью христиан оказались обширные владения на юге Турции, в Армении, Сирии, Палестине и Иордании.

На своей новой земле они тут же организовали несколько графств и княжеств. Иерусалим же был провозглашен столицей королевства. Из Европы сюда потянулись многочисленные эмигранты, которые надеялись начать в Святой Земле новую жизнь.

Многие рыцари обрели власть. Лишенные земель и доходов на родине здесь они становились князьями и баронами. Постепенно крестоносцы перенимали местные обычаи и становились все больше похожими на арабов.

Между первым и вторым крестовыми походами

Поначалу крестоносцы расширяли свои владения, оттеснив турок в пустыню. Но мира между вновь созданными государствами не было. Вырвавшись из-под контроля своих королей, каждый предводитель крестоносцев пытался получить власть над все большей территорией. Начались междоусобные войны.

Сначала этим воспользовались византийцы. Недавние союзники захватили Антиохию. Почти одновременно с этим сельджуки напали на графство Эдесса. Это заставило оставшихся правителей прийти к мирному соглашению и попросить помощь в Европе.

Так начался второй крестовый поход.

Восхождение Саладина

Пока в землях Сирии и Палестины христиане пытались сдержать сельджуков, западноевропейские монархи собирали свои армии.

Проблемы второго похода начались уже в Малой Азии, где турки постоянно атаковали движущиеся войска крестоносцев. Очень скоро стало ясно, что отвоевать Эдессу не удастся. Потеряв значительное количество сил, европейцы вынуждены были повернуть обратно.

А всего через несколько лет на политической арене Ближнего Востока появился молодой и талантливый предводитель сельджуков по имени Саладин. Умный и расчетливый политик сначала нанес крестоносцам несколько чувствительных военных поражений, а затем заключил с ними выгодное перемирие на несколько лет.

В это время Саладин собирал свою армию. Положение государств крестоносцев становилось критическим. Христиане просили помощи в Европе, но быстро собрать армию было очень сложно. Противостоять Саладину пришлось своими силами.

В июле 1187 г. сельджуки разгромили крестоносцев в Хиттинской битве. Путь на Иерусалим был открыт. За два месяца Саладин захватил почти всю Палестину и начал осаду города.

Битва при Хаттине

Иерусалим сдался в октябре, а еще через несколько недель под контролем крестоносцев осталось лишь несколько крепостей.

Падение Иерусалима стало катализатором для начала Третьего крестового похода. Новую экспедицию возглавили английский король Ричард по прозвищу Львиное Сердце и германский император Фридрих.

Саид Тахсин «Саладин и Ги де Лузиньян после битвы»

Но все чего смогли добиться европейцы – это возможность посещать Иерусалим паломникам.

Сегодня, через 900 лет после первого крестового похода Иерусалим до сих пор является яблоком раздора. Город контролирует Израиль, но юридически восточная часть Иерусалима должна принадлежать арабам.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector