Воспоминания о вампилове

Воспоминания о вампилове

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 257 487
  • КНИГИ 590 579
  • СЕРИИ 22 010
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 550 005

Прошлым летом в Чулимске

Драма в двух действиях

Летнее утро в таежном райцентре.

Старый деревянный дом с высоким крыльцом, верандой и мезонином.

За домом возвышается одинокая береза, дальше видна сопка, внизу покрытая елью, выше – сосной и лиственницей. На веранду дома выходят три окна и дверь, на которой прибита вывеска «Чайная». Перед мезонином небольшой балкончик, и дверь на него чуть приоткрыта, внизу окна закрыты ставнями. На одной из ставен висит бумажка, должно быть, распорядок работы чайной. Здесь же, на веранде, стоит несколько новеньких металлических столов и стульев. Слева от дома – калитка и скамейка, а дальше высокие ворота. Начинаясь за воротами, вверх к дверям мезонина ведет лестница с перилами. На карнизах, оконных наличниках, ставнях, воротах – всюду ажурная резьба. Наполовину обитая, обшарпанная, черная от времени, резьба эта все еще придает дому нарядный вид.

Перед домом – деревянный тротуар и такой же старый, как дом (ограда его тоже отделана резьбой), палисадник с кустами смородины по краям, с травой и цветами посередине. Простенькие бледно-розовые цветы растут прямо в траве, редко и беспорядочно, как в лесу.

Палисадник расположен так, что для посетителей, направляющихся в чайную с правой стороны улицы, он выглядит некоторым препятствием, преодолеть которое должно, обойдя его по тротуару, огибающему здесь половину ограды палисадника. Труд этот невелик – в обход шагов десяток, не более того, но по укоренившейся здесь привычке посетители, не утруждая себя «лишним шагом», ходят прямо через палисадник. Следствием этой манеры является неприглядный вид всего фасада: с одной стороны из ограды выбито две доски, кусты смородины обломаны, трава и цветы помяты, а калитка палисадника, которая выходит прямо к крыльцу чайной, распахнута и болтается косо на одной петле. У крыльца на веранде лежит человек. Устроился он в углу, незаметно. Из-под телогрейки чуть торчат кирзовые сапоги – вот и все. Сразу и не разглядишь, что это человек. Первоначальная тишина и неподвижность картины нарушаются лаем собак где-то по соседству и отдаленным гудением мотора. Потом щелкает заложка большой калитки и появляется Валентина.

Валентине не более восемнадцати лет, она среднего роста, стройна, миловидна. На ней ситцевое летнее платье, недорогие туфли на босу ногу. Причесана просто. Валентина направляется в чайную, но на крыльце неожиданно останавливается и, обернувшись, осматривает палисадник. Бегом – так же как и поднялась – спускается с крыльца. Она проходит в палисадник, поднимает с земли вынутые из ограды доски, водворяет их на место, потом кое-где расправляет траву и принимается чинить калитку. Но тут калитка срывается с петли и хлопает о землю. При этом человек, спящий на веранде и ранее Валентиной не замеченный, неожиданно и довольно проворно поднимается на ноги. Валентина слегка вскрикивает от испуга. Перед Валентиной стоит старик невысокого роста, сухой, чуть сгорбленный. Он узкоглаз, лицо у него темное, что называется, прокопченное, волосы седые и нестриженые. В руках он держит свою телогрейку, а рядом с ним лежит вещевой мешок, который он, очевидно, подкладывает под голову. Его фамилия Еремеев.

ЕРЕМЕЕВ. Ты почему?

Валентина молчит. Испуг еще не прошел, и она смотрит на Еремеева широко раскрытыми глазами.

Почему? Зачем кричать?

ВАЛЕНТИНА. Ой, как вы меня напугали…

ЕРЕМЕЕВ. Напугал. Почему напугал? Я не страшный.

ВАЛЕНТИНА. Нет, вы страшный, если неожиданно… (Улыбается.) Извините, конечно…

ЕРЕМЕЕВ (улыбается). Зачем бояться? Зверя надо бояться, человека не надо бояться.

ВАЛЕНТИНА. Уже не боюсь… (Снова возится с калиткой.) Помогите, пожалуйста.

Еремеев спускается с крыльца.

Подержите мне ее… Вот так…

Вдвоем они наладили калитку.

Ну вот, большое вам спасибо… Я вас разбудила?

ЕРЕМЕЕВ (кивает). Разбудила. (Кашляет.)

ВАЛЕНТИНА (поднимается на крыльцо). Как же вы здесь спали. Холодно же. Да и жестко, наверно… Постучались бы.

ЕРЕМЕЕВ. Зачем стучаться? Зимой надо стучаться… Ты Афанасия знаешь?

ВАЛЕНТИНА. Афанасия. А вы к нему?

Еремеев быстро кивает.

Так он сейчас придет. Сюда.

ВАЛЕНТИНА. Должен прийти. Он сейчас здесь работает, чайную ремонтирует… Да вы лучше к нему сходите. Вон их дом (показывает), два окна… Знаете?

ЕРЕМЕЕВ. Сейчас придет – тут его подожду.

ВАЛЕНТИНА. Как хотите… (Ключом открывает дверь чайной.) Да вы садитесь, чего зря стоять. Присаживайтесь.

В это время с громким стуком распахивается дверь на балкончике мезонина. Валентина, которая в это мгновение заходит в помещение чайной, на секунду замирает на пороге. На балкончике мезонина появляется Кашкина. Прищурясь, она смотрит на улицу.

Кашкиной двадцать восемь лет, не меньше, но и не больше. Она привлекательна. Недлинные прямые волосы, до сего момента непричесанные. Чуть близорука и впоследствии появится в очках. Сейчас она босая, в домашнем халате.

КАШКИНА (негромко). Ну вот… День будет отличный – опять…

Валентина исчезает в помещении чайной и поспешно закрывает за собой дверь. Еремеев присел на стул, сидит неподвижно.

Послушай, почему мне так не везет? (Обращается к кому-то находящемуся в комнате, но говорит, не оборачиваясь, глядя на улицу.) В мае здесь стояла замечательная погода, помнишь? Так вот. Я ухожу в отпуск – начинается дождь. Приезжаю в город – там идет дождь. Еду к тетке, ну, думаю, наконец позагораю. Заявляюсь – и там дождь. А за день до моего приезда было солнце. (Расчесывает волосы.) Возвращаюсь сюда, выхожу на работу, и вот пожалуйста: прекрасные деньки. Ужас какой-то… (Приостанавливает руку с расческой.) Послушай. Ты ждал меня хоть немного. Или вовсе не ждал? (Мгновение ждет ответа, потом продолжает расчесывать волосы, усмехается.) Ладно, можешь не отвечать. Не затрудняй себя. Это я так спросила, от нечего делать… А все же денек сегодня будет чудесный. Послушай-ка! Идем сегодня на танцы… А почему бы и не пойти. Ну да, сейчас ты скажешь, что это безумие, что для танцев ты уже устарел, – я уже знаю, что ты скажешь… Что. Молчишь. Значит, все правильно… Ну ладно, я ведь только предлагаю… Заварить тебе чаю. (Ждет ответа, потом оборачивается.) Чаю тебе заварить. Неужели уснул. Успел уже… (Помолчав.) Ну и спи. (Не без горечи.) Спать – на это ты способен. Это единственное, что тебе еще не надоело… Ну и ладно. Ну и спи себе. (Уходит с балкончика.)

С правой стороны улицы появляется Мечеткин. Ему около сорока лет. Он в новом сером костюме, в потешной зеленой шляпе, при галстуке. Держится он до странности напряженно, явно напуская на себя начальственную строгость, руководящую озабоченность. Старается говорить низким голосом, но часто срывается на природный фальцет. Он приближается к ограде, вынимает из нее одну доску, пытается протиснуться, но безуспешно – мужчина он, что называется, в теле. Вынимает другую доску и проходит через палисадник, оставляя за собой открытую калитку. При его появлении Еремеев поднимается и собирает свою постель: складывает в мешок телогрейку.

Читать еще:  Когда была пасха

МЕЧЕТКИН. Что такое. (Строго.) Ты что тут делаешь?

Вампилов в воспоминаниях современников. Надежда Калиниченко

Портрет А.В. Вампилова. (19.08.1937 — 12.08.1972)

Кто знает, каков человек? Каковы его нрав и идеалы? Добр он, или так себе, отзывчив ли на чужую беду или безразличен? Можно ответить, что лучше всех человека может знать только сам человек, но в народе говорят: «Со стороны виднее». Потому и ценны воспоминания людей, знавших в обыденной жизни великих личностей, гениальных художников, музыкантов, учёных, писателей. Во многом такие воспоминания субъективны, но всё-таки они более объективны, чем автобиографии.

Александр Вампилов автобиографии нам не оставил. Сдаётся, что на это у него просто не было времени, ведь за весьма короткую творческую жизнь (первый рассказ был опубликован в 1958 году, а жизнь Александра Вампилова трагически оборвалась в 1972), он написал так много! Произведения талантливого сибиряка, рассказы которого переведены на более чем тридцать языков, а пьесы до сих пор идут на подмостках театров Франции, Америки, Германии, Финляндии, Греции, безусловно, многое могут открыть внимательному читателю. Но ещё больше интересных фактов из жизни Вампилова, ещё больше о том, каким он был, о чём думал и мечтал – в книге «Александр Вампилов в воспоминаниях и фотографиях» (Иркутск, 1999).

Памятник А.В. Вампилову в Иркутске

Фотографии в этой книге поистине уникальные! Например, снимок годовалого Саши Вампилова или фото его отца с номером осуждённого (Валентин Никитич Вáмпилов – именно так произносилась его фамилия, был расстрелян в 1938 году в Иркутске). Есть фото контрольной работы по геометрии, за которую Вампилов-десятиклассник получил пятёрку, и автограф одной из страниц рассказа «Сумочка к ребру». Некоторые снимки Александр Вампилов делал сам («Зимняя дорога»), а на других он один или вместе с друзьями позирует на улицах Иркутска и на сенокосе, едет в электричке, о чём-то говорит с журналистами в редакции газеты «Советская молодёжь», играет в футбол.

Книга, цитируя В.Г.Распутина, «…дополнит недостающие черты и создаст … истинный образ человека и писателя, который подарил нам и вам … неразрушимое, что продолжает греть и милостивить…». Действительно так, ведь в ней собраны воспоминания людей, знавших Александра Вампилова в детстве и отрочестве, тогда, когда он только начинал увековечивать на бумаге образы своих литературных героев и когда его герои оживали на сцене столичных театров. Вот лишь несколько цитат, а в них — незнакомый нам Александр Вампилов.

Антонина Проскурякова, одноклассница: «Саша очень любил литературу, много читал. Даже приносил на уроки художественные книги и читал их во время уроков. Положит на колени и читает. Отбирали книги, его наказывали…»

Клавдия Токтонова, учительница: «Его тянуло к музыке, она не давала ему покоя. Выход нашёл: явился одним из организаторов струнного оркестра в школе…»

Андрей Румянцев, одногрупник: «Об Александре Вампилове все знавшие его рассказывают с симпатией. И это объяснимо. То, что было главным в его личности, не могло не привлекать. Но в нём, конечно, жили и «бесы». Правда, они были…как бы это выразиться. тоже особыми, вампиловскими…».

Сергей Иоффе, поэт: «Меня вообще поражало, как легко Саня сходился с людьми. Его редко можно было встретить одного, почти всегда – в окружении приятелей…».

Так каким он был, Александр Вампилов? Насколько сложным было его мироощущение? Какие краски он видел, глядя на воды Байкала, какие чувства читал в глазах окружающих его людей? «Можно подобрать сто эпитетов: талантливый, умный, добрый, насмешливый, гордый, весёлый, напористый, азартный и так далее…но все эти эпитеты не раскроют его так, как он раскрыл себя сам в своих пьесах» (Г. Николаев)

Памятный знак на берегу озера Байкал у места гибели (исток Ангары)


30.06.2017 14:07 АВТОР: Надежда Калиниченко | ПРОСМОТРОВ: 1238

Вампилов (86 стр.)

1968 — комедия «Предместье» («Старший сын») опубликована во втором номере альманаха «Ангара». Газета «Советская молодежь» в двух номерах — 15 и 17 августа напечатала очерк «Прогулки по Кутулику». 16 ноября та же газета опубликовала отрывок из одноактной пьесы «История с метранпажем». После переработки этой комедии Вампилов объединил ее с другой одноактной пьесой «Двадцать минут с ангелом» в единое произведение — «Провинциальные анекдоты». Оно было зарегистрировано в литературной части Театра им. М. Н. Ермоловой 20 ноября.

1969 — работал над драмой в двух действиях «Валентина». Значительные изменения внес в комедию «Старший сын». Осенью принимал участие в постановке этой пьесы на сцене Иркутского драматического театра им. Н. Охлопкова. По словам режиссера спектакля В. Симановского, в процессе репетиций автор вносил новые поправки в комедию. Премьера состоялась 19 ноября.

1970 — новые редакции пьесы «Старший сын» зарегистрированы в литературной части Театра им. М. Н. Ермоловой 11 января и 11 апреля. В феврале принял участие в семинаре молодых писателей в Ялте. Весной в Ленинградском театре драмы и комедии на Литейном проспекте молодой режиссер Ефим Падве, ученик Г. Товстоногова, начал репетиции спектакля по комедии «Свидания в предместье» («Старший сын»). Премьера состоялась 19 июня. До конца года пьесу «Старший сын» поставили 11 театров в разных городах СССР.

1971 — весной участвовал в семинаре молодых драматургов в местечке Дубулты под Ригой. В издательстве «Искусство» вышла в свет одноактная пьеса «История с метранпажем». Переработал драму «Валентина». 7 октября сообщил редактору издательства «Искусство» И. Граковой: «Высылаю тебе «Валентину», теперь, думаю, можно показать ее начальству». Ленинградский Большой драматический театр им. М. Горького принял к постановке пьесу «Два анекдота» («Провинциальные анекдоты»).

1972 — Московский театр им. К. С. Станиславского принял к постановке пьесу «Прощание в июне». Премьера спектакля (режиссер А. Товстоногов) состоялась во время летних гастролей театра в Красноярске.

30 марта — в БДТ состоялась премьера спектакля «Два анекдота». В обсуждении его на художественном совете театра участвовали выдающиеся актеры К. Лавров, Е. Лебедев, В. Стржельчик, С. Юрский. Драматург присутствовал на премьере и обсуждении. После этого главный режиссер театра Г. Товстоногов принял к постановке драму «Прошлым летом в Чулимске» (спектакль увидел свет рампы только в марте 1974 года).

17 августа — Вампилов с писателем Глебом Пакуловым, на даче которого гостил с женой и дочкой, отправился на моторной лодке половить рыбу в Байкале к своему дню рождения. Судно на полном ходу врезалось в бревно, оставшееся в воде после разбитого штормом плота, и перевернулось. Александр поплыл к берегу, но не смог достичь его: не выдержало сердце. Похоронен в Иркутске на Радищевском кладбище. На берегу Байкала, напротив того места, где утонул драматург, поставлен обелиск.

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

Произведения А. Вампилова

Санин А. (псевдоним). Стечение обстоятельств: Юмористические рассказы. Иркутск, 1961.

Вампилов А. В. Дом окнами в поле: Пьесы. Очерки и статьи. Фельетоны. Рассказы и сцены. Иркутск, 1982.

Читать еще:  Панеттоне итальянский пасхальный кулич

Вампилов А. В. Произведения. Т. 1–2. Иркутск, 1987–1988.

Вампилов А. В. Избранное. М., 1999.

Вампилов А. В. Драматургическое наследие. Иркутск, 2002.

Работы об А. Вампилове

Владимирова З. Легенда — и театр сегодня // Театр. 1968. № 2.

Кон М. Первое падение Колесова // Театр. 1969. № 4.

Исаков В. Театральный дневник // Театр. 1970. № 8.

Бродская Г. Театральный дневник // Театр. 1971. № 1.

Калиш В. На уровне сердца // Театр. 1971. № 10.

Котенко Н. Испытание на самостоятельность // Молодая гвардия. 1972. № 5.

Булгак Л. Время в пьесах молодых // Театр. 1972. № 5.

Емельянов Б. Вариации на тему Дон Кихота // Театр. 1972. № 6.

Розов В. Памяти Александра Вампилова // Театр. 1972. № 10.

Тендитник Н. В битве за человеческие сердца // Сибирь. 1972. № 6.

Штейн А. Второй антракт//Театр. 1975. № 1.

Соловьев В. Праведники и грешники Александра Вампилова // Аврора. 1975. № 1.

Смелков Ю. Театр Вампилова — пьесы и спектакли // Литературное обозрение. 1975. № 3.

Сливовски Р. Вампилов и мир его пьес // Советская молодежь. 1976. 31 января.

Туровская М. Вампилов и его критики // Сибирь. 1976. № 1.

Сахаров В. Театр Александра Вампилова // Наш современник. 1976. № 3.

Лакшин В. Дни и годы героев Вампилова // Юность. 1976. № 5.

Рудницкий К. По ту сторону вымысла. Заметки о драматургии А. Вампилова // Вопросы литературы. 1976. № 10.

Литинский Г. Встречи и письма // Советская молодежь. 1977. 29 ноября.

Сака С. Три встречи с Вампиловым // Кодры. 1978. № 12.

Товстоногов Г. Как разговаривать с классиком? // Современная драматургия. 1982. № 4.

Эфрос А. О современной пьесе // Современная драматургия. 1983. № 2.

Вишневская И. Записки на манжетах // Театр. 1983. № 3.

Проверяется памятью. Александр Вампилов: художник и человек // Литературное обозрение. 1983. № 8.

Распутин В. Что в слове, что за словом? Иркутск, 1987.

Товстоногов А. Премьера прошла без него… // Театральная жизнь. 1987. № 17.

Андреев В. Пробиться к себе настоящему // Театральная жизнь. 1987. № 17.

Сушков Б. Александр Вампилов. М.: Советская Россия, 1989.

Гушанская Е. Александр Вампилов. Очерк творчества. Л., 1990.

Фарбер Ф. Пьесы А. Вампилова в контексте американской культуры // Современная драматургия. 1992. № 2.

Сидоров Н. Сердечные струны // Русь. 1992. № 3.

Черных Б. Чистая лампада // Черных Б. Гибель Титаника. М.: Советский писатель, 1992.

Падве Е. Если бы знать… // Петербургский театральный журнал. 1995. № 8.

Тендитник Н. Перед лицом правды. Очерк о жизни и творчестве Александра Вампилова. Иркутск. 1997.

Дедов П. Саша Вампилов // Горница. 1997. № 4.

Табаков О. «И он знал, что он великий, знал себе цену…» // Книжное обозрение «Ex. Libris НГ». 1997. 7 августа.

Вампилова-Копылова А. Воспоминания о сыне // Иркутская культура. 1997. № 8.

Вампилова О. Неизданный Вампилов // Звезда. 1997. № 8.

Вампилова О. Жизнь без Вампилова: беседа со вдовой драматурга // Труд. 1997. 2 декабря.

Любимов Ю. О Вампилове // Звезда. 1997. № 8.

Ефремов О. О театре и о себе. М., 1997.

Зоркин В. Не уйти от памяти. Иркутск, 1997.

Петров И. Слово с музыкой сольется. Иркутск, 1997.

Лейфер А. Саша // Омская муза. 1997. № 9/10.

Стрельцова Е. Плен утиной охоты. Иркутск, 1998.

Александр Вампилов в воспоминаниях и фотографиях. Иркутск, 1999.

Бондаренко В. Черемховский подкидыш: нетрадиционное прочтение Вампилова // Москва. 1999. № 10.

Люкшина Г.…И прости меня, и оправдай меня // Наш современник. 1999. 3 ноября.

Махова М. Феномен Александра Вампилова. М., 1999.

Мир Александра Вампилова. Жизнь. Творчество. Судьба: Материалы к путеводителю. Иркутск, 2000.

Шерхунаев Р. Аларь — судьба моя. Иркутск, 2001.

Имихелова С., Юрченко О. Художественный мир Александра Вампилова. Улан-Удэ, 2001.

Аринин В. Вспоминая Александра Вампилова. — В кн.: Аринин В. Женщине запрещено: тайны необычных личностей. М., 2002.

Человек, который гнался за волной: воспоминания очевидцев гибели А. В. Вампилова (записала Л. Сухаревская) // СМ-Номер один. 2002. 15 августа.

Виктюк Р. Роман Виктюк с самим собой. М., 2005.

Столь долгое детство… Ранние и школьные годы Александра Вампилова. Иркутск, 2007.

Распутин В. С места вечного хранения. Об Александре Вампилове. — В кн.: Распутин В. В поисках берега. Иркутск, 2007.

Бусаргина Т. Тот вечер и та ночь: воспоминания об истории трагической гибели А. Вампилова // Созвездие дружбы. 2007. № 3.

Симоновский В. Незабываемые годы… // Восточно-Сибирская правда. 2007. 28 августа.

Гушанская Е. Предки Александра Вампилова в Петербурге. — В кн.: Alma mater Александра Вампилова. Иркутск, 2008.

Астафьев В. Нет мне покоя. Эпистолярный дневник 1952–2001 гг. Иркутск, 2009.

Читать онлайн «Вампилов» автора Румянцев Андрей Григорьевич — RuLit — Страница 168

Рудницкий К. По ту сторону вымысла. Заметки о драматургии А. Вампилова // Вопросы литературы. 1976. № 10.

Литинский Г. Встречи и письма // Советская молодежь. 1977. 29 ноября.

Сака С. Три встречи с Вампиловым // Кодры. 1978. № 12.

Товстоногов Г. Как разговаривать с классиком? // Современная драматургия. 1982. № 4.

Эфрос А. О современной пьесе // Современная драматургия. 1983. № 2.

Вишневская И. Записки на манжетах // Театр. 1983. № 3.

Проверяется памятью. Александр Вампилов: художник и человек // Литературное обозрение. 1983. № 8.

Распутин В. Что в слове, что за словом? Иркутск, 1987.

Товстоногов А. Премьера прошла без него… // Театральная жизнь. 1987. № 17.

Андреев В. Пробиться к себе настоящему // Театральная жизнь. 1987. № 17.

Сушков Б. Александр Вампилов. М.: Советская Россия, 1989.

Гушанская Е. Александр Вампилов. Очерк творчества. Л., 1990.

Фарбер Ф. Пьесы А. Вампилова в контексте американской культуры // Современная драматургия. 1992. № 2.

Сидоров Н. Сердечные струны // Русь. 1992. № 3.

Черных Б. Чистая лампада // Черных Б. Гибель Титаника. М.: Советский писатель, 1992.

Падве Е. Если бы знать… // Петербургский театральный журнал. 1995. № 8.

Тендитник Н. Перед лицом правды. Очерк о жизни и творчестве Александра Вампилова. Иркутск. 1997.

Дедов П. Саша Вампилов // Горница. 1997. № 4.

Табаков О. «И он знал, что он великий, знал себе цену…» // Книжное обозрение «Ex. Libris НГ». 1997. 7 августа.

Вампилова-Копылова А. Воспоминания о сыне // Иркутская культура. 1997. № 8.

Вампилова О. Неизданный Вампилов // Звезда. 1997. № 8.

Вампилова О. Жизнь без Вампилова: беседа со вдовой драматурга // Труд. 1997. 2 декабря.

Любимов Ю. О Вампилове // Звезда. 1997. № 8.

Ефремов О. О театре и о себе. М., 1997.

Читать еще:  Дмитриевская родительская суббота когда

Зоркин В. Не уйти от памяти. Иркутск, 1997.

Петров И. Слово с музыкой сольется. Иркутск, 1997.

Лейфер А. Саша // Омская муза. 1997. № 9/10.

Стрельцова Е. Плен утиной охоты. Иркутск, 1998.

Александр Вампилов в воспоминаниях и фотографиях. Иркутск, 1999.

Бондаренко В. Черемховский подкидыш: нетрадиционное прочтение Вампилова // Москва. 1999. № 10.

Люкшина Г.…И прости меня, и оправдай меня // Наш современник. 1999. 3 ноября.

Махова М. Феномен Александра Вампилова. М., 1999.

Мир Александра Вампилова. Жизнь. Творчество. Судьба: Материалы к путеводителю. Иркутск, 2000.

Шерхунаев Р. Аларь — судьба моя. Иркутск, 2001.

Имихелова С., Юрченко О. Художественный мир Александра Вампилова. Улан-Удэ, 2001.

Аринин В. Вспоминая Александра Вампилова. — В кн.: Аринин В. Женщине запрещено: тайны необычных личностей. М., 2002.

Человек, который гнался за волной: воспоминания очевидцев гибели А. В. Вампилова (записала Л. Сухаревская) // СМ-Номер один. 2002. 15 августа.

Виктюк Р. Роман Виктюк с самим собой. М., 2005.

Столь долгое детство… Ранние и школьные годы Александра Вампилова. Иркутск, 2007.

Распутин В. С места вечного хранения. Об Александре Вампилове. — В кн.: Распутин В. В поисках берега. Иркутск, 2007.

Бусаргина Т. Тот вечер и та ночь: воспоминания об истории трагической гибели А. Вампилова // Созвездие дружбы. 2007. № 3.

Симоновский В. Незабываемые годы… // Восточно-Сибирская правда. 2007. 28 августа.

Гушанская Е. Предки Александра Вампилова в Петербурге. — В кн.: Alma mater Александра Вампилова. Иркутск, 2008.

Астафьев В. Нет мне покоя. Эпистолярный дневник 1952–2001 гг. Иркутск, 2009.

Воспоминания о вампилове

СЛОВО О ВАМПИЛОВАЕ

Александр Вампилов стал Александром, потому что в год его рождения (1937-й) исполнилось сто лет с той поры, как Россия потеряла Пушкина, — отец мальчика был учителем литературы, и разве мог он назвать сына иначе.

Цыганка (как Пушкину немка) нагадала ему короткую жизнь. Он и ушел, немного не дотянув до пушкинских лет. Друзья с печалью и любовью оглянулись в воспоминания и написали совершенно обыкновенную жизнь. Кажется, это их смущало, и они все время должны были чуть «подогревать» слишком простые события, чтобы сделать их соразмерными будущей славе своего вчерашнего товарища.

А между тем самое дорогое как раз и было в этой живой обыкновенности жизни, в полной растворенности Александра в будничном движении времени и поколения. Сам он во всяком случае цену этой простоте знал и тайну ее глубины остро и повседневно чувствовал, что и сделало его творчество таким узнаваемо полным и сразу значительным от первых (и сейчас каждым словом живых) газетных заметок до последней неоконченной пьесы «Несравненный Наконечников».

Он был подлинно как все. Но поднялся над временем, ни на минуту не порывая с ним, так что его пьесы играются не только в совершенно других по качеству и направлению днях, но и в иных по языку и истории обществах. И все это без всякого напряжения, все как будто играя в счастливой общительности студенческих, потом газетных, а там и театральных розыгрышей. Опыт и знание жизни сбегались к нему так естественно, потому что ему ничего не надо было «изучать», а только со всею любовью и открытостью жить. И горькая тяжесть жизни словно сама собой преображалась в свет движущейся мысли.

Мир куда-то отчетливо выходил, сдвигался с мрачных оснований, радостно возбуждал и сулил очищение. Но как же это было ненадолго! Перечитываю «Прощание в июне» и с горечью думаю, что так, как она написана, ее уже не сыграет никто. Это горячее молодое чувство чести на сегодняшний расчетливый взгляд стало детски наивно, — первыми сами нынешние юноши усмехнутся.

Вообще мне теперь из усталости долгого опыта мерещится, что Вампилов стремительнее и ярче остальных пережил последующий отрезвляющий слом времени и вернее всего написал его. Именно не отразил, не высмотрел сторонним умом художественного диагноста, а подлинно пережил, перестрадал и оплатил сам. И уже четыре варианта «Прощания в июне» были результатом всматривания его в мир и понимания вовсе не ободряющих векторов устремления этого времени.

«Утиной охотой» подлинно было сказано все, отчего судьба пьесы неизбежно должна была стать мучительной, — такие грозные зеркала общество старается спрятать ненадежнее.

Теперь, когда все написанное Вампиловым собрано до слова и открыто во всех связях, уже не надо большого ума, что бы увидеть, что он и до «Охоты» не потакал ни улице, ни человеку. Может быть, нас вначале обманывала только эта светозарная ирония, эта шутливая простота, эта любящая улыбка, но в середине всего всегда было крепкое зерно, косточка горькой правды.

И разве только смешны «Провинциальные анекдоты», особенно «Двадцать минут с ангелом»? И не несчастный ли это знак, что драматургу почти навязывают объяснение доброго поступка героя смертью матери, потому что иначе слишком станет видно, как далеко ушел человек от человека. А все хочется обмануть себя, спрятаться от правды, продлить самообман. Он уступить-то уступил, но рана никуда не делась. И в «Старшем сыне» боль уже кричала, не прячась.

Как повернулось в Зилове чеховское «В Москву! В Москву!» — «На охоту! На охоту!» — в азарт мгновенной, возбужденно полной жизни, где не успеешь соскучиться, — единственное место, где он был на краткое время жив, но к концу пьесы, кажется, и туда поедет трупом — спокойным убийцей вроде дружка Димы.

Мы потому и спорим о нем уже тридцать лет, что сами тоже истончили границу между добром и злом и сами с совестью боимся наедине остаться, предпочитая укрыться за лестной маской страдания.

А чистая-то, святая, удерживающая нас жизнь все чинит и чинит калитку, как светлая Валентина из последней завершенной Вампиловым горестной драмы «Прошлым летом в Чулимске», несмотря на то, что жизнь прет палисадником напрямик.

Это, может быть, лучший из финалов Вампилова, акт его сопротивления победительным Зиловым и усталым Шамановым. Он отлично видел, куда устремляется мир («лучшие слова изношены», «ложь стала естественной, как воздух» — он твердил об этом в «Записных книжках» неотступно), но оставался с жизнью и сам каждым словом своим и всей чудно последовательной, почти незаметной в обыкновенности своей, чистой, бережной к человеку и миру жизнью «чинил калитку».

Что же за опыт нажили мы с той эпически давней поры при нынешних темпах всеобщего бегства из дому, когда мир давно валит прямиком и от «калитки» не осталось и следа? В какую сторону спешит торопящееся общество и что видит в светлом как сама его душа творчестве Вампилова? Как читает его? Что за традиция настаивается в русском и мировом театре в понимании Вампилова?

Из книги Мир Александра Вампилова: Жизнь. Творчество. Судьба: Материалы к путеводителю. —
Иркутск: Издание ГП «Иркутская областная типография №1», 2000.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector