Вселенская родительская мясопустная

Вселенская родительская (мясопустная) суббота – 22 февраля 2020 года

Вселенская родительская суббота перед Великим Постом, в 2020 году приходящая на 22 февраля является одним из особых дней, когда во всех храмах идет служба по поминовению усопших христиан. Молитвенные воздыхания живых об ушедших являются драгоценным даром для тех и других.

По словам одной из поэтесс на небесах нет неверующих, души приобретают веру. Задача всех живущих — объединиться во вселенском прошении, звучащем в храмах в это время об упокоении усопших рабов Божиих. Находясь на Небесах, почившие души сверху видят нашу веру, даже те, кто когда-то был ярым борцом с религией.

Второе название этого дня — Мясопустная суббота, когда происходит «прощание» с мясными блюдами до Великой Пасхи.

В чем суть родительской вселенской субботы

За 7 дней до Великого Поста начинается неделя, посвященная раздумьям о Страшном Суде. В молитве православные люди в единстве веры, в общем прошении молят Бога о милости ко всем усопшим, прощении грехов живым.

Почему воспоминания об умерших приходится всегда на субботу?

Ответ находим в Библии (Мат.27:57-66). Иисус был погребен в скале еще в пятницу, но в субботу фарисеи и книжники потребовали опечатать вход в гробницу, чтобы ученики не похитили тело для провозглашения воскрешения обманным путем. Для евреев суббота всегда была и остается днем покоя. Так и тело Иисуса оставалось в покое до истинного Воскрешения.

Почему суббота называется родительской

В этот день поминают старейшин рода, мать, отца и из родителей. Также, принято считать, что все усопшие уходят к прародителям для встречи с ними в небесах.

Уважительное отношение к родителям красной нитью проходит через всю Библию. В 10 заповедях сказано, почитай отца и мать своих. Это пятая заповедь. Здесь не указано, что только хороших и живых.

О заповедях Божих:

Всю свою жизнь дети должны помнить о тех, через кого Бог даровал им жизнь, почитать и вспоминать.

Духовная суть этой заповеди раскрыта далее (Исх.20:12), когда Бог дает обетование, что отдавая должное уважение свои родителям, люди тем самым продлевают свои дни на земле.

Дни людей на земле не ограничиваются их собственными жизнями. Человеческий век продлевается в детях, внуках и правнуках. Возвращаясь к пятой заповеди Божией, можно увидеть, что каждый человек ответственен перед своими детьми и внуками за их долголетие.

Детей надо воспитывать в почитании родителей, не ради отца и матери, а ради их будущей жизни. Невыполнение заповедей грех, почитание родителей стоит выше заповеди «не убей».

Много ли в мире православных, живущих по заповедям Божиим? Сколько среди нас людей, истинно почитающих родителей? Грех ведет к смерти не только физической, впереди каждого человека ждет Страшный суд. Почитай своего отца и мать до и после смерти, и дарована будет тебе, твоим детям и внукам, жизнь с достатком по обетованию Бога.

Но и родители должны помнить, что нужно правильно воспитывать своих детей. Почитание родителей вовсе не означает потакание им в любых прихотях. Как есть неблагодарные дети, которые ни во что не ставят своих престарелых родителей, так есть и родители, которые своим поведением и отношением к детям привели к нежеланию общаться и помогать. Это всегда обоюдный процесс, результат которого зависит от обоих сторон.

О христианском воспитании детей:

Вселенская родительская суббота — день памяти всех почивших, ведь они ушли к прародителям. По великому человеколюбию апостолы оставили наставление совершать вселенские общие молитвы обо всех, независимо от того, кто, когда и где умер.

Почему православные молятся за умерших

По утверждению Святых отцов Церкви человеческая душа встречается с Вечностью, но это еще не конец, далее — Страшный суд. Душа усопшего проходит только малый суд, ожидая Второе пришествие Христа. Живя на земле, человек через пост и молитву, укрощение своего тела может исправить свои грехи, умершие имеют только душу, которой очень сложно исправляться.

Но апостол Иаков дал наставление всем православным молиться друг за друга, чтобы получить исцеление. (Иак.5:16)

Поминальная суббота — вселенская молитва за исцеление душ усопших, почивших или другими словами, уснувших людей, освобождение их от первоначального греха. Триединое начало человека состоит из духа, души и тела, но у усопших есть душа и дух, отсутствует только физическое тело . Молясь за ушедших в мир иной, православные помогают им получить Божию милость — прощение грехов для спасения родной души.

Философ Платон сравнивает тело с футляром от скрипки, порванная струна не означает смерть музыканта.

Человек умирая, не знает, куда идет его душа. Не могут представить этого и оставшиеся в живых люди. Ребенок, находясь внутри матери, не представляет себе жизни вне материнского лона, но приходит время, с криком появляется младенец. Безусловно, ему дискомфортно и страшно, он попадает в другую, вначале кажущуюся враждебной среду. Проходит время, ребенок понимает, что ему здесь рады, его ждали, он обретает чувство комфорта.

Так и человеческая душа попадает в иной мир, она обречена на бессмертие. Умерший человек не может покаяться или изменить что-то в своей грешной земной жизни. Время не идет в обратную сторону. Оставшиеся скорбящие родственники, друзья и просто знакомые в молитвах за почивших могут облегчить их участь на Небесах.

Одним из даров Бога за совершения прошений за умерших дана Вселенская родительская суббота перед Великим Постом.

Смерти нет, есть переход из жизни земной в небесное существование, есть эдакая дверь, которая открывается всегда в одну сторону.

В Мясопустную субботу поминаются все усопшие, начиная от Адама, поэтому этот день называется вселенским.

Основные правила поведения во Вселенскую поминальную субботу

Утро Вселенской субботы начинается Проскомидией, заупокойной литургией, после служится общая панихида. Перед началом Проскомидии христиане подают записки с именами умерших, которые были крещены по православным традициям. За них поименно молятся во время всех служб.

За некрещеных людей родственники могут молиться сами.

Читать еще:  5 мая пасха

Нельзя подавать записки за умерших:

Помянуть таких усопших, не называя имени, просят нищих, раздавая им милостыню.

Важно! Во время молитвы свечи устанавливают около Распятия, а не около икон Святых.

На протяжении Мясопустного дня во время приема пищи поминают умерших. В этот день читается 118 псалом (17 кафизма)

День особого поминовения усопших в церкви

Кроме Мясопустной, еще вторая, третья и четвертая субботы Великого поста являются временем воспоминания и молитв за почивших. Отцы Церкви подчеркивают о великой миссии христиан дарить любовь миру, ибо, Бог есть любовь! Если у Бога нет мертвых, все души живы, то наше призвание любить их, простить и благословить.

Поминовение усопших начинается вечером в пятницу, когда будет совершаться панихида или парастас. Великая пятничная панихида или парастас (ходатайство) — великое прошение перед Богом за всех почивших.

«Последование парастаса, сиречь великия панихиды, по усопшим отцем и братиям нашим и по всем православным христианом преставльшимся»

Начало парастаса такое же, как обычной панихиды (которая есть сокращенный парастас).

После Аллилуиа и тропарей «Глубиною мудрости» поются непорочны.

Непорочны разделяются на 2 статии.

Первая статия: «Блажени непорочнии в путь».

Припев: «Помяни, Господи, душу раба Твоего» (или «душу рабы Твоея», или «души раб Твоих»).

После первой статии — малая заупокойная ектения и возглас: «Боже духов…».

Вторая статия: «Твой есмь аз, спаси мя».

Припев: «Упокой, Господи, душу раба Твоего» (или «душу рабы Твоея», или «души раб Твоих»).

Сразу после этого поются тропари по непорочных:

«Благословен еси, Господи…

Святых лик обрете источник жизни…».

После тропарей и малой заупокойной ектении поется покоин седален: «Покой, Спасе наш», читается 50-й псалом и поется канон «Воду прошед» — егоже краестрочие: «Умирающим верным осмое плету пение» (помещен в Октоихе, глас 8, в субботу).

Припевы к канону: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев» и «Покой, Господи, души усопших раб Твоих».

По 3-й песни катавасия — ирмос: «Небеснаго круга», и седален: «Воистину суета всяческая».

По 6-й песни катавасия ирмос: «Очисти мя, Спасе».

После малой заупокойной ектении — кондак и икос: «Со святыми упокой» и «Сам един еси Безсмертный».

По 8-й песни священник творит возглас: «Богородицу и Матерь Света…».

Хор: «Дуси и души праведных…» и ирмос: «Устрашися всяк слух».

После канона читается Трисвятое по Отче наш и поются тропари литии: «Со духи праведных скончавшихся душу (или души) раба Твоего (раб Твоих), Спасе, упокой…» и проч.

Далее последование подобно, как в обычной панихиде.

Во время субботней Литургии звучат слова утешения, дарящие надежду на будущую встречу на Небесах.

Всех пребывающих в храме на Литургии накрывает настоящая Божья благодать, показывающая, что Христос живет в своих поклонниках, и мы с Ним — одно тело, в этом тайна Его Божественной Любви.

В конце Литургии православные люди причащаются, получая Благодать Святого Причастия. По словам Святого Серафима Саровского, те, кто в этот день не принял святого причастия, отвернулся от Того, Кто даровал нам Любовь в Чаше спасения, которую протянула Божия рука.

Упокой, Господи, души усопшие раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им все согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Когда и кем была установлена Вселенская поминальная суббота

История поминовения почивших уходит в далекое прошлое. Подтверждение этому обряду можно найти в Ветхом Завете Библии (Чис.20:19; Втор. 34:9;Мак.7:38-46).

Апостолы Иаков и Марк совершали молитвы за почивших при проведении древних литургий. В Апостольских Постановлениях четкое указание, в какие дни поминаются ушедшие в иной мир. Отцы Церкви, среди них и Григорий Великий, Иоанн Златоуст, раскрыли истинный смысл поминальных молитв.

Традиция молиться за своих усопших родителей и родственников присуща каждому народу на земле. Уважаемые в Риме патриции отличались от безродных плебеев не только своим богатством, а в первую очередь тем, что знали и помнили своих предков на много поколений назад.

Апостол Павел в своем послании коринфской церкви пишет о том, что нет на земле никого, кто бы мог предугадать того, что приготовлено Богом на Небесах для любящих Его.

Христианское вероучение говорит о том, что совершенствование человека происходит только на земле. Божественная Литургия, читаемая Великим Отпустом дарит надежду всем живым, подчеркивая, что Христос по молитвам Своей Матери Марии дарует нам спасение, ибо Христос человеколюбец.

Оставшиеся люди никогда на земле не узнают тайны о загробной жизни Святых, не найдут ответы, почему не тлеют их тела и каким чином от мертвого тела исходят благовония. Обязанность каждого православного христианина оказать помощь усопшим. Вселенское прошение обладает огромной силой развязывать узы на Небесах. Мясопустная суббота установлена в пятом веке по приказу преподобного Саввы Освященного.

Почему на Вселенскую поминальную субботу готовят коливо

В храм при проведении панихиды или литии приносят коливо или кутию. Это одно блюдо, приготовленное из пшеницы (порой ее заменяю рисом) с добавлением меда и изюма. Зерно является прообразом почившего человека. Как умирает зерно для образования колоса, так и тело усопшего предают земле, чтобы его душа воскресла в раю, где жизнь будет сладкой, как мед.

Зерном можно считать ушедших предков, а колосом — оставшихся живых. Кутия является обязательным блюдом на поминальном обеде, на котором вспоминаются слова апостола Иоанна о пшеничном зерне. (Иоан. 12:24).

Рецепт приготовление заупокойной кутии

Для приготовления колива понадобится очищенная пшеница, которую перед варкой следует замочить на ночь в холодной воде. Добавить в разбухшие зерна чистой воды в соотношении 1:3 и варить до готовности. В готовую кашу добавить замоченный в кипятке изюм и соль по вкусу. Когда каша с изюмом станет теплой, в нее добавляют мед.

В отличие от рождественской богатой кутии с множеством ингредиентов в голодное коливо не добавляется мак, орехи и сухофрукты.

Вселенская мясопустная родительская суббота

Ўпок0й, гDи, дyшы ўс0пшихъ р†бъ твои1хъ

Родительские субботы ( греч. Ψυχοσάββατο «суббота душ») — девять дней сугубого поминовения усопших православных христиан. Родительскими они именуются потому, что родители — самые близкие нам люди, однако молятся в эти дни не только за родственников. Родительская суббота – обобщенное наименование дня особого поминовения усопших. Особого не в плане какого-то другого, а в плане усиленного. В этот день вся полнота Церкви молится об упокоении душ умерших православных христиан. Для нас – живых – этот день памяти наших близких и любимых следует, по возможности, провести в молитве. Лейтмотив всех молитв об упокоении – прощение грехов. Мертвым уже некогда каяться и просить прощения, зато мы можем приложить все силы и просить Бога о милости к ним. И Господь , видя наше рвение, принимая во внимание наши подвиги молитвы и милостыни (а за усопших можно подавать милостыню) может простить все грехи умершего человека.

Более подробно о поминовении усопших также можно ознакомиться на странице Поминовение

Читать еще:  Дата пасхи в 19 году

О канонической недопустимости церковного поминовения неправославных

протоиерей Константин Буфеев; по материалам azbuka.ru

Каноническое сознание древней Церкви совершенно не допускало молитвенного общения с еретиками, иудеями и язычниками. Такой запрет на молитвенное общение относился как к живым, так и к умершим. Как справедливо отметил протоиерей Владислав Цыпин, «усопшие христиане остаются членами Церкви, и поэтому Церковь возносит за них свои молитвы как и о живых своих членах», поэтому «Церковь может, конечно, отпевать лишь тех, кто принадлежит лишь ей».
Наглядно показать это можно, сравнив вышеприведенные цитаты из неуставного канона мученику Уару с церковным каноном из службы Троицкой родительской субботы, помещенной в Цветной Триоди. В этом богослужебном последовании буквально в каждой песне канона отмечается, что поминает Церковь лишь крещеных православных людей, в вере и благочестии окончивших свою земную жизнь.

«Вси помолимся Христу, творяще память днесь от века мертвых, да вечнаго огня избавит я, в вере усопшыя, и надежде жизни вечныя» (Песнь 1).

«Видите, видите, яко Аз есмь Бог ваш, праведным судом водрузивый пределы жизни, и в нетление от тли приемляй вся, усопшыя в надежди вечнаго воскресения» (Песнь 2).

«Присномутное жития море преплывшыя Христе, в нетленное твоего жития сподоби пристанище притещи, православным житием окормленныя» (Песнь 3).

«Отцы и праотцы, деды и прадеды, от первых и даже до последних, во благозаконии умершыя и благоверии, вся помяни Спасе наш» (Песнь 4).

«Огня приснопалящаго, и тмы несветимыя, скрежета зубнаго, и червия безконечно мучащаго, и всякаго мучения избави Спасе наш, вся верно умершыя» (Песнь 5).

«От века яже приял еси верныя Боже, род всякий человеческий, сподоби во веки с служащими Ти славити Тя» (Песнь 6).

«В страшное Твое пришествие, Щедре, одесную овец Твоих постави, православно Ти в житии послужившыя Христе, и преставльшыяся к Тебе» (Песнь 7).

«Сокрушивый первее сень смертную, возсияв яко солнце из гроба, сыны воскресения Твоего сотвори, Господи славы, вся умершыя в вере, во веки» (Песнь 8).

«Всякий возраст, старцы, и юныя младенцы, и дети, и ссущыя млеко, мужеское естество и женское, упокой Боже, яже приял еси верныя» (Песнь 9).

«Струи живыя источник запечатанный, показалася еси Богородице Дево, без мужа бо Господа рождши, безсмертия верныя напояеши водою во веки» (Песнь 8).

«Услыши нас молящихся Тебе, и упокой души рабов Твоих, прежде усопших отец и братий наших, и прочих сродник по плоти, и всех своих в вере, о нихже и память творим ныне, яко в Тебе всех держава, и в руце Твоей содержиши вся концы земли».

Согласно Служебнику , на проскомидии совершается поминовение «о всех в надежде воскресения жизни вечныя и Твоего общения усопших православных» .

В чинопоследовании евхаристического канона Литургии святителя Иоанна Златоуста содержатся следующие слова:
«Еще приносим Ти словесную сию службу о иже в вере почивших… и о всяком Дусе праведном в вере скончавшемся» ,
а также прошение:
«И помяни всех усопших о надежди воскресения жизни вечныя» .

На Литургии святителя Василия Великого предстоятель молится подобным образом:
«Да обрящем милость и благодать со всеми святыми от века Тебе благоугодившими… и со всяким духом праведным в вере скончавшимся» ,
и в завершение:
«И помяни всех прежде усопших о надежде воскресения жизни вечныя» .

О неверующих ни св. Иоанн Златоуст , ни св. Василий Великий молитв не возносили, памятуя слова евангельские:
«иже веру имет и крестится, спасен будет, а иже не имет веры, осужден будет» (Мк. 16, 16)

Святые Отцы поступали в полном соответствии с учением апостольским:

«Кое бо причастие правде и беззаконию, или кое общение свету ко тме, кое же согласие Христови с велиаром, или кая часть верну с неверным, или кое сложение Церкви Божией со идолы?» (2 Кор. 6, 14–16)

«Наши молитвы могут действовать непосредственно на души скончавшихся, если только они скончались в правой вере и с истинным раскаянием, т.е. в общении с Церковью и с Господом Иисусом: потому что в сем случае, несмотря на видимое удаление от нас, они продолжают вместе с нами принадлежать к одному и тому же телу Христову»

Он приводит выдержку из 5 Правила VII Вселенского Собора:
«Грех к смерти есть, когда некие, согрешая, в неисправлении пребывают, и… жестоковыйно возстают на благочестие и истину… в таковых несть Господа Бога, аще не смирятся и не истрезвятся от своего грехопадения»
В этой связи владыка Макарий замечает:
«Умершие в смертных грехах, в нераскаянности и вне общения с Церковью не удостоиваются ея молитв, по этой заповеди апостольской»
Постановления Лаодикийского Поместного Собора однозначно запрещают молитву за живых еретиков:
«Не подобает молитися с еретиком или отщепенцем» (Правило 33).
«Не должно принимати праздничные дары, посылаемые от иудеев или еретиков, ниже праздновати с ними» (Правило 37).
Тот же Лаодикийский Собор запрещает членам Церкви молитвенное поминовение умерших, погребенных на неправославных кладбищах:
«На кладбища всяких еретиков, или в так именуемыя у них мученическия места, да не будет позволено церковным ходити для молитвы, или для врачевания. А ходящим, аще суть верные, быти лишенными общения церковного на некое время» (Правило 9)

Читать еще:  Вспоминайте жену лота

В толковании на это Правило епископ Никодим (Милаш) отмечал:
«Данное правило Лаодикийского Собора воспрещает православному или, как сказано в тексте “церковным”, каждому принадлежащему к Церкви, посещать ради молитвы и богослужения такие еретические места, так как в противном случае его можно заподозрить в склонности к той или иной ереси и не считать православным по убеждению»
В свете этого становится понятной древняя и повсеместная традиция отделять православные кладбища от прочих — немецких, татарских, еврейских, армянских. Ведь заупокойная молитва в кладбищенских храмах и часовнях совершается, согласно Служебнику , о «зде лежащих и повсюду православных» . За «зде лежащих иноверцев» Церковь не молится.
Подобным образом Церковь не молится и за самоубийц. Правило святого Тимофея Александрийского , приведенное в Книге правил, запрещает церковное поминовение тех лиц, кто «подымет на себя руки или повержет себе с высоты»: «О таковом не подобает быти и приношение, ибо есть самоубийца» (Ответ 14). Святитель Тимофей даже предостерегает пресвитера, который подобные случаи «непременно должен со всяким тщанием испытывати, да не подпадет осуждению» .
Примечательно, что в то время, как Святые Отцы запрещают молиться за живых и мертвых еретиков, они положительно решают вопрос о возможности церковной молитвы за отступников, по немощи и малодушию не выдержавших испытания во время гонений: «или пострадавших в темнице и побежденных гладом и жаждею, или вне темницы на судилище измученных, строганием и биением и напоследок преодоленных немощию плоти».

«За таковых , — постановляет святитель Петр Александрийский , — когда некоторые по вере просят приношения молитв и прошений — праведно есть согласитися с ним» (см.: Книга правил, правило 11). Мотивируется это тем, что «сострадати и соболезновати плачущим и стенящим о преодоленных в подвиге… нимало не вредно ни для кого» [Там же].
Церковные канонические Правила не допускают возможности молиться за еретиков и язычников, но объявляют им анафему и тем самым лишают как при жизни, так и после смерти молитвенного общения с Соборной Апостольской Церковью.
Единственный случай литургического предстательства за некрещеных — молитвы и ектеньи за оглашенных. Но это исключение лишь подтверждает правило, так как оглашенные — это как раз те люди, которых Церковь не считает чужими по вере, поскольку они выразили сознательное желание стать православными христианами и готовятся к святому Крещению. При этом содержание молитв об оглашенных, очевидно, относится только к живым. Молитвенных чинов об умерших оглашенных не встречается.

Блаженный Августин писал:
«Нимало не должно сомневаться, что молитвы св. Церкви, спасительное жертвоприношение и милостыни приносят пользу умершим, — но лишь тем, которые прежде смерти жили так, чтобы по смерти все это могло быть для них полезным. Ибо для отшедших без веры, споспешествуемой любовию, и без общения в таинствах напрасно совершаются ближними дела того благочестия, коего залога они не имели в себе, когда находились здесь, не приемля или всуе приемля благодать Божию и сокровиществуя себе не милосердие, а гнев. Итак, не новыя заслуги приобретают для умерших, когда совершают за них что-либо доброе знаемые, а только извлекают последствия из прежде положенных ими начал»

«Еда повесть кто во гробе милость Твою, и истину Твою в погибели; еда познана будут во тьме чудеса Твоя, и правда Твоя в земли забвенней» (Пс. 87, 12–13)

«Не те блаженные, которые пятнают себя грехом в развращении века, но те, которые непорочни в пути и ходят в Законе Господни»

«Наша св. Церковь об усопших молится так:
“Упокой, Господи, души рабов Твоих, преставившихся в вере и надежде воскресения. Упокой, Господи, всех православных христиан”.
Вот о ком молится Церковь и с кем она в неразрывном союзе и общении. Следовательно, нет союза и общения с умершими нехристианами и с неправославными…
Для истинного христианина, кроме самоубийства, никакой род смерти не расторгает союза и общения с живым — с Церковью…
О нем молятся святые, молятся и живые, как о живом члене единого живого тела».

«Испросим, все ли находящиеся в аде могут через наши молитвы получить освобождение? Церковь молится о всех умерших, но только умершие в истинной вере непременно получат освобождение от адских мук. Душа, пребывая в теле, обязана и сама заранее позаботиться о будущей своей жизни, должна заслужить, чтобы по переходе в загробную жизнь ходатайство живых могло доставить ей облегчение и спасение».

«Грехи, составляющие хулу на Духа Святого, то есть неверие, ожесточение, отступничество, нераскаяние и им подобные, делают человека вечно погибшим, и таким умершим ходатайства Церкви и живых нисколько не помогут, потому что они жили и умерли вне общения с Церковью. Да о таковых Церковь уже и не молится»

«Иже аще речет слово на Сына человеческаго, отпустится ему; а иже речет на Духа Святаго, не отпустится ему ни в сей век, ни в будущий» (Мф. 12, 32)

«Вся Церковь соблюдает это, как преданное от Отцев, чтобы за скончавшихся в общении тела и крови Христовой молиться, когда воспоминаются они в свое время при самом жертвоприношении»

«Это есть дело весьма богоугодное и полезное — при божественном и преславном таинстве совершать поминовение о усопших в правой вере»

«Таинники и самовидцы Слова, покорившие круг земный, ученики и божественные Апостолы Спасителя не без причины, не напрасно и не без пользы установили при страшных, пречистых и животворящих тайнах совершать поминовение о верных усопших»

«Когда весь народ и священный собор стоят с простертыми к небу руками, и когда предлежит страшная жертва: как не умилостивим мы Бога, молясь за них (умерших)? Но это о тех только, которые в вере умерли»

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector