Вспоминается мне ранняя погожая осень озаглавьте текст

Информационная обработка текста

Главная > Реферат

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

В небе образовалась широкая темная прореха и оттуда хлынула обильная, по-летнему теплая вода, наша тихая, мирная речка сразу начала вздуваться и пухнуть. Выйдя из берегов, она залила луга, поле зеленого овса, золотой уже ржи, белой цветущей гречихи и подобралась к огородам.

Любуясь необыкновенным зрелищем, я шел вдоль берега. До моего слуха стал доноситься однообразный слабенький писк; я прислушался и тут увидел крохотную ямку, оставленную некогда коровьим копытом. В ямке, сбившись в клубочек, барахтались крохотные существа величиной с кротов, беспомощные, как все детеныши.

Мне захотелось узнать, чьи это детеныши, и я стал оглядываться. Из-за верхушки ольхи глядела на меня своими черными бусинками выхухоль. Встретившись со мной глазами, она быстро, испуганно поплыла в сторону, но невидимая связь с коровьим копытцем держала ее, как на нитке.

Можно было предположить, что мать, когда вода хлынула в нору, сумела перетащить детенышей на сухое место. Скорее всего, копытце было не первым убежищем. Но все предыдущие тоже залило водой, как зальет через четверть часа и это студеное, с лужицей на дне копытце.

Выхухоль держалась на воде метрах в двух от меня, что невероятно для этого крайне осторожного, пугливого зверька. Это был героизм, это было самопожертвование со стороны матери. Я наконец ушел, чтобы не мешать матери спасать своих детей.

Задание 5. Вычеркните из данного текста всё то, что является отступлением от темы сочинения.

Дежурство по школе

Я встал в этот день рано, ведь мы сегодня дежурим по школе. Утро было солнечное, ясное. Только кое-где на небе виднелись белые лёгкие облака.

Позавтракав, я быстро собрал книги и тетради, сложил все принадлежности в портфель и, весело напевая, пошёл в школу. По дороге в школу я встретился с двумя моими одноклассниками. Мы немного поговорили и потом все вместе пошли в школу.

В восемь часов все ребята собрались на линейку. На линейке директор и наш классный руководитель говорили, как мы дежурили вчера и что мы должны делать сегодня. После линейки все разошлись по своим назначенным постам. Но вот залился весёлой песней звонок. В школе наступила тишина.

Первый урок у нас история. На уроке мы узнали много интересного о жизни древних греков. Как жаль, что урок идёт только сорок минут! Вот он и кончился. И снова на дежурство.

На третьем этаже ребята из 5 класса затеяли игру в салочки. Нам пришлось их успокаивать, но без дежурного учителя у нас ничего не получилось. Мы на ребят не сердились. Ведь мы и сами балуемся, когда не дежурим по школе.

Второй урок у нас английский язык.

На третьем уроке мы писали диктант. Диктант был трудный, и мы наделали много ошибок.

После третьего урока большая перемена. Хочется сбегать в буфет, но нельзя уходить с назначенного поста.

Читать еще:  Значение слова пасха

Потом у нас была математика, а пятый урок география. Мы с интересом узнавали всё больше о природе, о реках, водопадах, порогах. Это такой интересный предмет, и урок так быстро проходит.

После уроков я ходил по школе и проверял уборку классов.

Задание 6 . Прочитайте текст. Составьте его план. Подробно письменно перескажите один из пунктов плана (по выбору).

Среди песков Туркмении лежит удивительное озеро Ясхан. Что бы о нем ни говорили ученые, это озеро по-прежнему остается загадкой природы. По своему виду озеро так же необычно, как и по содержащейся в нем воде. Ясхан похож на подкову, одна половина которой содержит пресную воду, другая — соленую. Пресная вода очень холодная. Кажется, что ее специально кто-то остудил, чтобы утолить жажду усталого путника.

Жарким летом пересыхают все озера Туркмении, зато Ясхан изобилует прекрасной водой, и ее так же много в озере, как и в другие времена года. Предполагают, что добрым волшебником служит подземное море пресной воды. За то время, что существует озеро, о нем сложили много легенд. Одна из них рассказывает о добром страннике, который пожалел людей, выгнал духов из озера и опреснил воду. (Из «Популярной энциклопедии рек и озер»).

Задание 7. Найдите в тексте описание раннего осеннего утра (ненастного осеннего дня). Запишите его.

Осень в деревне

. Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, — с дождиками в самую пору, в середине месяца, около праздника св. Лаврентия.

Помню раннее, свежее, тихое утро. Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и — запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег.

В поредевшем саду далеко видна дорога к большому шалашу, усыпанная соломой и самый шалаш, около которого мещане обзавелись за лето целым хозяйством. Всюду сильно пахнет яблоками, тут — особенно. В шалаше устроены постели, стоит одноствольное ружье, позеленевший самовар, в уголке — посуда. Около шалаша валяются рогожи, ящики, всякие истрепанные пожитки: вырыта земляная печка. В полдень на ней варится великолепный кулеш с салом, вечером греется самовар, и по саду, между деревьями, расстилается длинной полосой голубоватый дым.

«Ядреная антоновка — к веселому году». Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась: значит, и хлеб уродился. Вспоминается мне урожайный год.

На ранней заре, когда еще кричат петухи и по-черному дымятся избы, распахнешь, бывало, окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом, сквозь который ярко блестит кое-где утреннее солнце, и не утерпишь — велишь поскорее заседлывать лошадь, а сам побежишь умываться на пруд. Мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин, и сучья сквозят на бирюзовом небе. Она мгновенно прогоняет ночную лень, и, умывшись и позавтракав в людской с работниками горячими картошками и черным хлебом с крупной сырой солью, с наслаждением чувствуешь под собой скользкую кожу седла, проезжая по Выселкам на охоту.

Читать еще:  Пасха 1998 года какого числа

Осень — пора престольных праздников, и народ в это время прибран, доволен, вид деревни совсем не тот, что в другую пору. Если же год урожайный и на гумнах возвышается целый золотой город, а на реке звонко и резко гогочут по утрам гуси, так и в деревне и совсем не плохо. К тому же наши Выселки спокон веку, еще со времен дедушки, славились «богатством». Старики и старухи жили в Выселках очень подолгу — первый признак богатой деревни, — и были все высокие, большие и белые, как лунь.

С конца сентября все сады, гумна пустели, погода, по обыкновению, круто менялась. Ветер по целым дням рвал и трепал деревья, дожди поливали их с утра до ночи. Иногда в вечеру между хмурыми и низкими тучами пробивался на западе трепещущий золотистый цвет низкого солнца; воздух делался чист и ясен, а солнечный свет ослепительно сверкал между листвою, между ветвями, которые живою сеткою двигались и волновались от ветра. Холодно и ярко сияло на севере над тяжелыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо, а из-за этих туч медленно выплывали хребты снеговых гор-облаков. Стоишь у окна и думаешь: «Авось, бог даст, распогодится». Но ветер не унимался. Он волновал сад, рвал непрерывно бегущую из трубы людской струю дыма и снова нагонял зловещие космы пепельных облаков. Они бежали низко и быстро и скоро, точно дым, затуманили солнце. Погасал его блеск, закрывалось окошечко в голубое небо, а в саду становилось пустынно и скучно, и снова начинал сеять дождь. сперва тихо, осторожно, потом все гуще и, наконец, превращался в ливень с бурей и темнотою. Наступала долгая, тревожная ночь. (И. Бунин).

1.3 Задания с недостатком информации

Задание 1. Вставьте пропущенные синонимы.

Повадился в деревню медведь. Чуть смеркнется – … тут как тут. Решили охотники поймать … : привезли ловушку, мёдом обмазали, зерна насыпали. А … всё съел и был таков!

Ключ к упражнению

Повадился в деревню медведь. Чуть смеркнется – косолапый тут как тут. Решили охотники поймать зверя : привезли ловушку, мёдом обмазали, зерна насыпали. А мишка всё съел и был таков!

Задание 2 . Восстановите текст.

Калийные соли играют очень важную роль в жизни растений.

Во-первых, попадая в клетки растительных организмов, они способствуют________. Это позволяет растениям сохранить нормальную жизнедеятельность при временном недостатке влаги в почве.

Во-вторых, наличие калия способствует ________. Калий также необходим для образования ________. Растения заболевают в основном при недостатке калия. На листьях появляются ________, а также прекращается ________.

Следовательно, калий необходим для жизни наших зелёных друзей.

Ключ к упражнению

Калийные соли играют очень важную роль в жизни растений.

Во-первых, попадая в клетки растительных организмов, они способствуют удержанию воды в протоплазме . Это позволяет растениям сохранить нормальную жизнедеятельность при временном недостатке влаги в почве.

Во- вторых, наличие калия способствует образованию в клетках крахмала, сахара, белков, жиров и других веществ . Калий также необходим для образования клубней у корнеплодов . Растения заболевают в основном при недостатке калия. На листьях появляются красные точки , а также прекращается ветвление растений .

Читать еще:  Для чего нужны красные церковные свечи

Следовательно, калий необходим для жизни наших зелёных друзей.

Задание 3. Восстановите текст. Подберите стилистически отвечающие содержанию отрывка слова.

Когда папа … еще маленьким, … очень много . Он научился … в четыре года и … ничем не хотел . Пока другие …прыгали, бегали, … в разные интересные …, маленький папа … и читал. Наконец … обеспокоило дедушку и . Они решили, что … время читать … Они … ему книги и … читать только …часа в день. Но … не помогло, и маленький … все равно … с утра до … Свои законные … часа он …, сидя на виду. … Он скрывался. … прятался под … и читал под кроватью, … на чердак и читал . Он уходил на … и читал на сеновале. … было особенно … и пахло свежим ….

Ключ к упражнению

Когда папа был еще маленьким, он очень много читал . Он научился читать в четыре года и больше ничем не хотел заниматься. Пока другие дети прыгали, бегали, играли в разные интересные игры , маленький папа читал и читал. Наконец это обеспокоило дедушку и бабушку . Они решили, что все время читать вредно . Они перестали дарить ему книги и позволили читать только три часа в день. Но это не помогло, и маленький папа все равно читал с утра до вечера. Свои законные три часа он читал , сидя на виду. Потом он скрывался. Он прятался под кровать и читал под кроватью, прятался на чердак и читал там. Он уходил на сеновал и читал на сеновале. Здесь было особенно при ятно и пахло свежим сеном . (Раскин).

Задание 4. Дополните текст причастными оборотами или одиночными причастиями.

Я. посмотрел на море, неожиданное, непередаваемое ощущение захлестнуло меня. Я увидел теплую синеву моря, ______ лицо девушки, которая, оглядываясь, входила в воду, парня на спасательной лодке с сильными загорелыми руками, ______, берег, _____, и все это было так мягко и четко освещено и столько было вокруг доброты и покоя, что я замер от счастья.

Ключ к упражнению

Я. посмотрел на море, неожиданное, непередаваемое ощущение захлестнуло меня. Я увидел теплую синеву моря, озаренного заходящим солнцем, смеющееся лицо девушки, которая, оглядываясь, входила в воду, парня на спасательной лодке с сильными загорелыми руками, отдыхающими на веслах , берег, усеянный людьми , и все это было так мягко и четко освещено и столько было вокруг доброты и покоя, что я замер от счастья. (Искандер).

Задание 5. На основе начальных предложений абзацев попробуйте восстановить текст, из которого они взяты. Озаглавьте восстанов ленный вами текст. Полностью текст содер жится в учебнике (хрестоматии) по литературе.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector