Вспоминаются ли при этом благие потрясения

Конспект урока по теме «…простое величие простых людей…»

План – конспект урока по теме «…простое величие простых людей…» (Н.В.Гоголь). (Становление личности Петра Гринева под влиянием « благих потрясений» ( по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»).

Тип урока : обобщение материала.

1)образовательная : обобщение, систематизация знаний по образу П.Гринева: в ходе работы увидеть изменения, происходящие в душе героя под влиянием разных встреч и событий;

2)развивающ ие, общедидактические :

— формирование читательского навыка, позволяющего акцентировать внимание на детали текста;

— формирование умения обобщать, систематизировать услышанное на уроке в форме выводов;

— развитие речи обучающихся, расширение словарного запаса;

3) воспитательная: воспитание нравственности школьников через понимание таких определений, как: «честь», «достоинство».

Методы: интерактив, беседа, сравнительно-сопоставительный анализ эпизодов, исследовательский, элементы лекции.

1. Плакат с планом, помогающим систематизировать знания текста, касающегося судьбы Гринева.

2. Иллюстрации к повести, портрет писателя.

3. На доске – оформление словарной работы.

Честь — 1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека, его соответствующие принципы.

2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя.

Достоинство. – 1. Положительное качество.

2. Совокупность высоких моральных качеств, уважение этих качеств в самом себе.

Иллюзия . — 1. Обман чувств, нечто кажущееся.

2. Нечто несбыточное, мечта.

Потрясение. -1. Испытание в жизни, которое положительно повлияло на судьбу героя, на ход истории.

4. Плакат с лексикой (для оформления выводов):

— цепь испытаний чести и человеческой порядочности;

— выбор между честью и бесчестием;

— солдатский долг, дворянская честь;

— правда, искренность, верность в любви;

— человеческое достоинство = сплав совести и внутреннего убеждения в своей правоте;

— твердость духа, великодушие;

Организационный момент. (Объявление 1 и 4 целей урока).

П.Гринев занимает особое место в романе. Это не только главное действующее лицо, но и «автор» записок, повествователь. В нем как бы совмещаются два образа: образ молодого человека, раскрывающийся в истории по жизни, в поступках и образ старого помещика, офицера в отставке, уже умудренного житейским опытом, теперь на досуге вспоминающего и раскрывающего историю своей молодости. Наконец, за образом повествователя (того же Гринева в старости, в начале 19 века) угадывается личность подлинного автора «Записок» — А.С.Пушкина. Но нет смыла заниматься вопросом о том, в каких рассуждениях П.Гринева перед нами мысли молодого героя романа, в каких — настоящий автор.

Образ Гринева довольно сложный. В повести много событий, мало размышлений. Психология героя передается через действия, поступки. О поступках и приключениях рассказывается очень просто. Та дедушка рассказывает внук о пережитом. Хотя простота вообще свойственна прозе Пушкина. Поэтому и в названии нашего урока есть слово «простота». Постараемся разгадать, в чем же состоит эта простота и какая простота делает человека великим с точки зрения нравственности. Раскрывается это понятие в прозаическом произведении с необычайным лиризмом: «…божественная искра, именуемая поэзиею…живет и красуется в новом великолепии. В новых формах, и одною из сих необходимых форм сделались роман и повесть…» (К. Полевой)

Чтобы рассказать последовательно о развивающихся событиях, поступках, отношениях главного героя с окружающими людьми, следует обратиться к плану.

2 подготовленных ученика выступают от лица Гринева в разные периоды его жизни: 1) детство и юность; 2) мирная жизнь в Белогорской крепости;3) встречи с Пугачевым.

1-й ученик представляет 1-й период и цитирует наизусть со слов:

« Я жил недорослем…» Затем задает вопросы:

— Кто принимал участие в моей судьбе на первых порах? Чтобы легче было определить, я буду читать выдержки из текста, а вы (обучающиеся) определяете лицо, одного из участников романа.

1) «…Он был добрый малый…»(чтение отрывка). О ком я говорю? Что вы знаете об этом человеке?

— Вспоминал ли я когда-нибудь об уроках Бопре? И о каких?

( уроки фехтования при дуэли со Швабриным).

— Какую репутацию приобрел Бопре в доме Гриневых?

— Вспомнил ли когда-нибудь Петя о своем никудышнем учителе? О каком качестве Петра Г. мы можем здесь говорить?

— Как автор записок его называет? (добрый малый).

2) «…Под его надзором на двенадцатом году…до слов…кобеля…»

— Кто этот человек?

— В какие моменты жизни Савельич находился рядом со мною?

— Что я написал в своих записках о Савельиче?

— Какой слуга С.? Как он себя ведет?

(С. находится рядом с героем по дороге в Б. крепость, С. мешает непредсказуемому исходу дуэли, С. просит у Пугачева за Петра, лежа в ногах, С. горюет. Когда Петр не возвращается вовремя; С. предъявляет Пугачеву реестр барскому добру, раскраденному злодеями — ревностно выполняет свой долг, едет вместе с Петром освобождать Марью Ивановну – мы везде видим преданность слуги.

— Когда же судьба проверяет Гринева как верного хозяина? (поворотил лошадь от Марьи Ивановны(!) выручать Савельича).

Вспомним известную поговорку: долг платежом красен.

а) П.Гринев умет быть благодарным;

б) ответственен за судьбу другого человека, находящегося рядом с ним (ты мой слуга — я за тебя в ответе; вспомним А.Экзюпери об ответственности за того, кого приручили).

3) «…Эта книга имела всегда сильное на него влияние…волнение желчи…»

— Что это за книга и на кого она имела влияние?

— Что вы можете сказать о моем отце?

— Что завещает сыну отец? ( все лучшее закладывается в родительском

4) « Итак, все мои блестящие надежды…обливаясь слезами…»

Учитель :- Почему же ты так горько плакал?( рассуждения ученика).

— Ребята, задайте вопрос герою, о ком он забыл рассказать?(о матери).

— Любящая, заботливая мать, кроткая и нежная, о ней сказано немного, но влияние скажется потом.

— Как вы думаете, какое качество воспитала в нем мать?(Чтобы назвать точно, вспоминаем пословицу: при солнышке тепло, при матери – добро; доброта).

— От кого П.Гринев получает главные уроки жизни?

Запись в тетради ( один ученик у доски).

Уроки (заветы), полученные героем от отца:

«…Пускай послужит он в армии, да потянет лямку…»

«…и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

Доброе отношение к крепостному слуге – результат воспитания, полученного дома.

Вступление в самостоятельную жизнь героя.

— Какими оказались «благие потрясения»?

2-й ученик представляет 2-й период жизни.

1) «…Он рассказывал мне армейские анекдоты…надобно уметь играть».

— С кем я столкнулся и что со мной приключилось?

— Чему учит этот случай? (Случай с проигранными деньгами научил героя тому, что не нужно поддаваться искушению и тому, что за все в жизни нужно платить).

— Что почувствовал наш герой, мы узнаем, прослушав следующий отрывок.

2) «…Савельич поглядел на меня…»

— Как повлиял данный случай на формирование характера?

(У героя есть совесть , он умеет раскаяться ; на протяжении всего романа мы видим, что герой ни разу не напивался, это говорит о таком важном качестве, как воля).

3) По следующему отрывку вы должны определить, где я находился и с какими людьми встретился.

« …Никто не встретил меня…в офицерском мундире…»

— Почему через много лет автор подробно вспоминает эту комнату?(Его привлекала эта добрая старина).

Читать еще:  Картинка к пасхе

4) «…Прошло несколько недель…но и приятною…»

— Что было приятно герою? Как это его характеризует?(Приятно было находиться в доме коменданта. В людях он, прежде всего, видит хорошее, поэтому супруги Мироновы – самые почтенные. И.К.- человек необразованный, простой, но самый честный и добрый, а Маша – девушка благоразумная и чувствительная).

5) «…Час от часу беседа…но я другого и не желал…»

— С каким человеком мне приятно было беседовать?

— Каким испытаниям подвергается жизнь Петра в результате встречи со Швабриным?

А) И спытания чести.

— Что стало причиной ссоры со Швабриным?( Его возмутила пошлость Ш., поэтому он вступается за честь девушки, не подозревая о своих чувствах).

Б) Жизнь ставит героя в ситуацию выбора . Мог ли он выбрать общество Ш., тем более, что он тоже был дворянин?

— Что поначалу их объединяло? (У Ш. была литература, он умел оценить стихотворца. Но П.Г. выбирает общество коменданта).

— Когда еще П.Г. находится в ситуации выбора?(Ш. переходит на сторону врага, П.Г. остается на этой – он не может пойти на сделку с совестью, которая помогла ему до конца остаться дворянином).

В ) Умение увидеть подлость.

— Много ли потребовалось времени, чтобы увидеть подлость Ш.?(Нет)

Чтение отрывка гл.3.( о человеческом лице)У Ш. все кругом — лица нечеловеческие.

Вывод: П.Г. умеет увидеть в человеке человека и подлеца!

Г) –Чем заканчивается история поединка со Ш.?( Он его прощает)

Умение прощать – еще одно качество П.Г.

Задание всему классу : зачитать места, которые касаются отношений главного героя и Маши (гл.5,7,8,9).

Письменный ответ на вопрос:

— Какие качества раскрываются в его чувствах к Маше?(Искренность и прямота, мужество, верность в любви, готовность к этой любви).

— Как П. сохраняет верность в любви к Маше?( Всюду думает о ней, перед ожидаемой смертью молится).

— Был ли П.Г. позабыт любовью?

— Какой урок извлекает П.Г.? (За добро- добром, зло Ш. было наказано злом).

— Маша называет его своим благодетелем. Почему?( Она надеется на него, он прошел испытания).

История отношений Гринева и Пугачева .

Перед выступлением 3 ученика предварительное задание: какие изменения происходят в душе героя?

3-й ученик представляет 3-й период в жизни.

1) «…Я не мог спорить с Савельичем…неприятного положения…»

— Какому событию соответствует данный эпизод?

— Какие качества П.Г. здесь проявляются? (Доброта, милосердие, проявленное к неизвестному спутнику).

2) «…Очередь была за мною…желая меня ободрить»

— Что я должен был сделать?(присягнуть государю)

— Какие мы видим новые качества в герое?( Твердость духа. Перед смертью — молитва, как истинный христианин, не унижается, сохраняет свое достоинство).

3) «…Я смутился…Ты шутишь опасную шутку…»

— Как вы думаете, что я чувствовал в эту минуту ?(Внутри героя происходит борьба, но побеждает чувство долга говорить правду).

— О чем просит его Пугачев? Почему?(Послужить верой и правдой; поразила Пугачева искренность героя).

4) «…Легко можно себе представить…но даже и на помощь…»

— В какой момент своей жизни я так рассуждал?(Герой решается без чьей-либо помощи спасти Машу)

— Понимает ли герой опасность своего положения?

— Что помогает ему остаться в живых?( Качества: прямодушие, герой не лукавит, не трусит, он честен, остается благородным до конца. Это – его естественное состояние. В этом и проявляется простота души, которая сопоставима с простотой величия).

— Что помогает герою оставаться благородным до конца?(Дворянская честь, которая воспитана в родительском доме).

Обращение к толкованию слов честь, достоинство, иллюзия .

— К какому моменту жизни можно отнести слово иллюзия? ( Отправка на службу, приезд в Белогорскую крепость).

Обращение к словосочетанию благие потрясения.

— Есть ли что-то несовместное в этом словосочетании?( рыцарь-скупой, гость-каменный).

Задание: перечислить в тетрадь благие потрясения. ( Отъезд из дома, проигрыш, поединок, гибель коменданта и его жены и т.д.)

Выводы по уроку. Запись в тетрадь.

— образ героя дан в развитии, черты характера раскрываются постепенно;

— несмотря на ошибки героя повести, перед нами, читателями, вырастает образ честного, доброго, отважного человека. Способного к большому чувству, верного в любви и в то же время легкомысленного по молодости во взглядах и в понимании истинного назначения тех событий, участником которых он стал.

Приведем слова из не включенного Пушкиным в окончательную редакцию введения к роману пишущего записки Гринева в старости к своему внуку: « Ты увидишь, что завлеченный пылкостью моих страстей во многие заблуждения, находясь несколько раз в самых затруднительных обстоятельствах, я выплыл наконец и, слава богу, дожил до старости, заслужив и почтение моих близких и добрых знакомых. То же пророчу и тебе…если сохранишь в сердце твоем два прекрасных качества…доброту и благородство». Эти два качества и являются в Гриневе основными.

Вопрос к Петру Г.:

— Какой духовный опыт получил герой? (Жизнь — мудрый учитель, и в какие бы ситуации ни ставила нас жизнь, человек в результате становится мудрее, черпает свой опыт не поддаваться искушениям, вовремя освободиться от своих слабостей, уметь сделать правильный выбор, уметь видеть в людях хорошее, но суметь и разглядеть подлость. Жизнь разная, в ней есть место всему, важно найти свое место).

Вопрос к классу:

-Какой опыт получили вы на уроке?

предложить свою тему сочинения, написать к ней план;

индивидуально-сообщение на тему «Любовная история Гринева и Маши Мироновой».

Конспект открытого урока Тема «Становление личности Петра Гринева под влиянием «благих потрясений»

Название Конспект открытого урока Тема «Становление личности Петра Гринева под влиянием «благих потрясений»
Дата публикации 18.10.2013
Размер 52.45 Kb.
Тип Конспект

100-bal.ru > История > Конспект

Конспект открытого урока

Тема « Становление личности Петра Гринева под влиянием «благих потрясений» (по повести А.С Пушкина «Капитанская дочка»)

Тип урока: обобщение материала

Цели:

  1. Образовательные: обобщение, систематизация знаний по образу П. Гринева: в ходе работы увидеть изменения, происходящие в душе героя под влиянием разных встреч и событий.
  2. Развивающие: — формирование читательского навыка, позволяющего обращать внимание на детали текса; — формирование умения обобщать, делать выводы; — развитие речи учащихся, расширение словарного запаса.
  3. Воспитательные: воспитание нравственности школьников через понимание таких определений, как «честь», «достоинство».

Методы: беседа, пересказ и чтение текста, сравнительно-сопоставительный анализ эпизодов, исследовательский.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к повести, на доске оформление словарной работы, фильм, снятий по повести.

На доске: Честь: 1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека, его принципы. 2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. Достоинство: 1. Положительное качество. 2. Совокупность высоких моральных качеств. Иллюзия: 1. Обман чувств, нечто кажущееся. 2. Нечто несбыточное, мечта. Потрясение: 1. Испытание в жизни, которое положительно повлияло на судьбу героя, на ход событий. Благое потрясение — ?.

Ход урока:

  1. Оргмомент. Объявление темы, 1 цели.
  2. Слово учителя.

П.Гринев занимает особое место в романе. Это не только главное действующее лицо, но и «автор» записок, повествователь. В нем как бы совмещение двух образов: образ молодого человека и офицера в отставке, уже умудренного житейским опытом, вспоминающего историю своей молодости. Наконец, за образом повествователя угадывается личность подлинного автора – Пушкина.

Образ Гринева сложный. В повести много событий, мало размышлений. Психология героя передается через действия, поступки. О поступках и приключениях рассказывается очень просто. Обратимся к событиям, поступкам главного героя.

  1. Детство и юность П. Гринева. 1. Чтение наизусть отрывка из главы 1 с « с пятилетнего возраста отдан я был …» до « … как будто и своих людей не стало!» 2. Вопросы учителя к классу: кто принимал участие в судьбе Петруши на первых порах? Я буду читать выдержки из теста, а Вы определяете героя.
  1. «Он был добрым малым, но ветрен и беспутен до крайности. Главною его слабостью была страсть к прекрасному полу… К тому же не был он и врагом бутылки, то есть (говоря по — русски) любил хлебнуть лишнее…» (Мосье Бопре) О ком я говорю? Что Вы знаете об этом человеке? Вспоминал ли об уроках Бопре и о каких П.Гринев? (уроки фехтования при дуэли со Швабриным. «Швабрин был искуснее меня, но я сильнее и смелее и монсеньор Бопре, бывший некогда солдатом, дал мне несколько уроков фехтования, которыми я и воспользовался.»)
  2. « Я подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю упрямого старика, то уж в последствии времени трудно мне будет освободиться от его опеки и взглянув на него гордо сказал: « Я твой господин, а ты мой слуга…» (Савельич) Кто этот человек? В какие моменты жизни Савельич находился рядом с Петром? Какой слуга Савельич? Как он себя ведет? (Он находится с Петром по дороге в Белогорскую крепость, мешает непредсказуемому исходу дуэли; просит за Петра у Пугачева, лежа в ногах; горюет когда Петр не приходит вовремя; ревностно выполняет свой долг, едет вместе с Петром освобождать Марью Ивановну – мы везде видим преданность слуги) Когда же судьба проверяет Гринева как верного хозяина? (поворотил лошадь от Маши! Выручать Савельича. Вспомним поговорку: долг платежом красен. «…. вдруг, оглянувшись, увидел я, что Савельича со мною не было. Бедный старик на своей хромой лошади не мог ускакать от разбойников. Что было делать? Подождав его несколько минут и удостоверяясь в том, что он задержан, я поворотил лошадь и отправился его выручать.») Вывод: а) Гринев умеет быть благородным; б) ответственен за судьбу другого человека. Ты мой слуга – я за тебя в ответе. Вспомним Экзюпери об ответственности за того, кого приручили.)
  3. «Эта книга имела всегда сильное на него влияние: никогда не перечитывал он ее без особого участия, и чтение это производила в нем всегда удивительное волнение желчи» (отец Петра Андрей Петрович Гринев) Что это за книга? («Придворный календарь») На какого она имела влияние? Что вы можете сказать об отце Петра? Что завещал отец сыну? (« Служи верно, кому присягнешь, слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помню пословицу: береги платье снову, а честь смолоду») все лучшее закладывается в родительском доме.
  4. Ребята о ком забыл рассказать герой? (о матери) Любящая, заботлива, кроткая и нежная мать, о ней сказано немного, но ее влияние скажется потом.

Как вы думаете, какие качества воспитала в Петруше мать? (чтобы ответить, вспомните пословицу: при солнышке тепло, при матери – добро, доброта.)

Выводы: от кого Гринев получает главные уроки жизни? (ответ письменный в тетради)

  1. Самостоятельная жизнь. Пересказ ученика на тему «Гринев и Швабрин» (их дружба, причины ссоры и дуэли, переход Швабрина на сторону врага, а Гринева – нет, он не может пойти на сделку с совестью; он прощает Швабрина после поединка; Швабрин удерживает как командир Машу, силой предлагает жениться)

Почему Швабрин не стал другом Гринева? – вопрос всему классу. Пересказ на тему « Гринев и М. Миронова» ученика (знакомство, ссора из-за нее со Швабриным, ранение, признание в любви, спасение Маши из плена, спасение из тюрьмы Машей Петра)

Какие качества Петра раскрываются в его чувствах к Маше? ( Искренность и прямота, мужество, верность любви)

Почему Маша называет его благодетелем? ( Она надеется на него, он прошел испытание)

Как взаимоотношение с Машей повлияло на становление характера героя? – вопрос всему классу.

  1. История отношений П. Гринева и Пугачева. Просмотр фильма с Пугачевым.

Как Вы думаете, что чувствует в эту минуту Гринев? (внутри героя происходит борьба, но побеждает чувство долга)

О чем просит Пугачев Гринева? ( послужить верой и правдой. Пугачева поражает искренность героя)

Что помогает герою оставаться благородным до конца? (дворянская честь, которая воспитана в родительском доме)

  1. Словарная работа. Обращение к значению слов, записанных на доске.

К какому моменту в жизни можно отнести слово иллюзия? (мечты о службе в Петербурге, приезд в Белгородскую крепость)

Как Вы понимаете значение словосочетания «благие потрясения»?

ЗАДАНИЕ: перечислить благие потрясения в жизни Гринева. ( отъезд из дома, проигрыш, поединок, гибель коменданта и его жены и т.д.)

  1. Выводу по уроку. Запись их в тетрадь.
  • Образ героя дан в развитии, черты характера раскрываются постепенно,
  • Несмотря на ошибки героя, перед нами вырастает образ честного, доброго, отважного человека, верность в любви.

Приведем слова Пушкина из не включенного в окончательную редакцию введения к роману пишущего записки Гринева в старости к своему внуку: «Ты увидишь, что завлеченный пылкостью моих страстей во многие заблуждения, находясь несколько раз в самых затруднительных обстоятельствах , я выплыл наконец и, слава богу, дожил до старости, заслужив и почтение моих близких и добрых знакомых. То же пророчу и тебе…. если сохранишь в сердце твоем два прекрасных качества… доброту и благородство.» Эти 2 качества и являются в Гриневе основными.

  1. Заключение. Вопросы к классу.

Какой духовный опыт получил герой? ( Жизнь – мудрый учитель, в какие бы ситуации ни ставила нас жизнь, человек в результате становиться мудрее, черпает опыт не поддаваться искушениям, вовремя освободиться от слабостей, уметь сделать правильный выбор, видеть в людях хорошее, уметь разглядеть подлость. Жизнь разная, в ней есть место всему, важно найти свое место)

Вспоминаются ли при этом благие потрясения

Конспект открытого урока

Тема « Становление личности Петра Гринева под влиянием «благих потрясений» (по повести А.С Пушкина «Капитанская дочка»)

Тип урока: обобщение материала

Образовательные: обобщение, систематизация знаний по образу П. Гринева: в ходе работы увидеть изменения, происходящие в душе героя под влиянием разных встреч и событий.

  • Развивающие: — формирование читательского навыка, позволяющего обращать внимание на детали текса; — формирование умения обобщать, делать выводы; — развитие речи учащихся, расширение словарного запаса.
  • Воспитательные: воспитание нравственности школьников через понимание таких определений, как «честь», «достоинство».
  • Методы: беседа, пересказ и чтение текста, сравнительно-сопоставительный анализ эпизодов, исследовательский.

    Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к повести, на доске оформление словарной работы, фильм, снятий по повести.

    На доске: Честь: 1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека, его принципы. 2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. Достоинство: 1. Положительное качество. 2. Совокупность высоких моральных качеств. Иллюзия: 1. Обман чувств, нечто кажущееся. 2. Нечто несбыточное, мечта. Потрясение: 1. Испытание в жизни, которое положительно повлияло на судьбу героя, на ход событий. Благое потрясение — ?.

    Ход урока:

    1. Оргмомент. Объявление темы, 1 цели.
    2. Слово учителя.

    П.Гринев занимает особое место в романе. Это не только главное действующее лицо, но и «автор» записок, повествователь. В нем как бы совмещение двух образов: образ молодого человека и офицера в отставке, уже умудренного житейским опытом, вспоминающего историю своей молодости. Наконец, за образом повествователя угадывается личность подлинного автора – Пушкина.

    Образ Гринева сложный. В повести много событий, мало размышлений. Психология героя передается через действия, поступки. О поступках и приключениях рассказывается очень просто. Обратимся к событиям, поступкам главного героя.

    1. Детство и юность П. Гринева. 1. Чтение наизусть отрывка из главы 1 с « с пятилетнего возраста отдан я был …» до « … как будто и своих людей не стало!» 2. Вопросы учителя к классу: кто принимал участие в судьбе Петруши на первых порах? Я буду читать выдержки из теста, а Вы определяете героя.
    1. «Он был добрым малым, но ветрен и беспутен до крайности. Главною его слабостью была страсть к прекрасному полу… К тому же не был он и врагом бутылки, то есть (говоря по — русски) любил хлебнуть лишнее…» (Мосье Бопре) О ком я говорю? Что Вы знаете об этом человеке? Вспоминал ли об уроках Бопре и о каких П.Гринев? (уроки фехтования при дуэли со Швабриным. «Швабрин был искуснее меня, но я сильнее и смелее и монсеньор Бопре, бывший некогда солдатом, дал мне несколько уроков фехтования, которыми я и воспользовался.»)
    2. « Я подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю упрямого старика, то уж в последствии времени трудно мне будет освободиться от его опеки и взглянув на него гордо сказал: « Я твой господин, а ты мой слуга…» (Савельич) Кто этот человек? В какие моменты жизни Савельич находился рядом с Петром? Какой слуга Савельич? Как он себя ведет? (Он находится с Петром по дороге в Белогорскую крепость, мешает непредсказуемому исходу дуэли; просит за Петра у Пугачева, лежа в ногах; горюет когда Петр не приходит вовремя; ревностно выполняет свой долг, едет вместе с Петром освобождать Марью Ивановну – мы везде видим преданность слуги) Когда же судьба проверяет Гринева как верного хозяина? (поворотил лошадь от Маши! Выручать Савельича. Вспомним поговорку: долг платежом красен. «…. вдруг, оглянувшись, увидел я, что Савельича со мною не было. Бедный старик на своей хромой лошади не мог ускакать от разбойников. Что было делать? Подождав его несколько минут и удостоверяясь в том, что он задержан, я поворотил лошадь и отправился его выручать.») Вывод: а) Гринев умеет быть благородным; б) ответственен за судьбу другого человека. Ты мой слуга – я за тебя в ответе. Вспомним Экзюпери об ответственности за того, кого приручили.)
    3. «Эта книга имела всегда сильное на него влияние: никогда не перечитывал он ее без особого участия, и чтение это производила в нем всегда удивительное волнение желчи» (отец Петра Андрей Петрович Гринев) Что это за книга? («Придворный календарь») На какого она имела влияние? Что вы можете сказать об отце Петра? Что завещал отец сыну? (« Служи верно, кому присягнешь, слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помню пословицу: береги платье снову, а честь смолоду») все лучшее закладывается в родительском доме.
    4. Ребята о ком забыл рассказать герой? (о матери) Любящая, заботлива, кроткая и нежная мать, о ней сказано немного, но ее влияние скажется потом.

    Как вы думаете, какие качества воспитала в Петруше мать? (чтобы ответить, вспомните пословицу: при солнышке тепло, при матери – добро, доброта.)

    Выводы: от кого Гринев получает главные уроки жизни? (ответ письменный в тетради)

    1. Самостоятельная жизнь. Пересказ ученика на тему «Гринев и Швабрин» (их дружба, причины ссоры и дуэли, переход Швабрина на сторону врага, а Гринева – нет, он не может пойти на сделку с совестью; он прощает Швабрина после поединка; Швабрин удерживает как командир Машу, силой предлагает жениться)

    Почему Швабрин не стал другом Гринева? – вопрос всему классу. Пересказ на тему « Гринев и М. Миронова» ученика (знакомство, ссора из-за нее со Швабриным, ранение, признание в любви, спасение Маши из плена, спасение из тюрьмы Машей Петра)

    Какие качества Петра раскрываются в его чувствах к Маше? ( Искренность и прямота, мужество, верность любви)

    Почему Маша называет его благодетелем? ( Она надеется на него, он прошел испытание)

    Как взаимоотношение с Машей повлияло на становление характера героя? – вопрос всему классу.

    1. История отношений П. Гринева и Пугачева. Просмотр фильма с Пугачевым.

    Как Вы думаете, что чувствует в эту минуту Гринев? (внутри героя происходит борьба, но побеждает чувство долга)

    О чем просит Пугачев Гринева? ( послужить верой и правдой. Пугачева поражает искренность героя)

    Что помогает герою оставаться благородным до конца? (дворянская честь, которая воспитана в родительском доме)

    1. Словарная работа. Обращение к значению слов, записанных на доске.

    К какому моменту в жизни можно отнести слово иллюзия? (мечты о службе в Петербурге, приезд в Белгородскую крепость)

    Как Вы понимаете значение словосочетания «благие потрясения»?

    ЗАДАНИЕ: перечислить благие потрясения в жизни Гринева. ( отъезд из дома, проигрыш, поединок, гибель коменданта и его жены и т.д.)

    1. Выводу по уроку. Запись их в тетрадь.
    • Образ героя дан в развитии, черты характера раскрываются постепенно,
    • Несмотря на ошибки героя, перед нами вырастает образ честного, доброго, отважного человека, верность в любви.

    Приведем слова Пушкина из не включенного в окончательную редакцию введения к роману пишущего записки Гринева в старости к своему внуку: «Ты увидишь, что завлеченный пылкостью моих страстей во многие заблуждения, находясь несколько раз в самых затруднительных обстоятельствах , я выплыл наконец и, слава богу, дожил до старости, заслужив и почтение моих близких и добрых знакомых. То же пророчу и тебе…. если сохранишь в сердце твоем два прекрасных качества… доброту и благородство.» Эти 2 качества и являются в Гриневе основными.

    1. Заключение. Вопросы к классу.

    Какой духовный опыт получил герой? ( Жизнь – мудрый учитель, в какие бы ситуации ни ставила нас жизнь, человек в результате становиться мудрее, черпает опыт не поддаваться искушениям, вовремя освободиться от слабостей, уметь сделать правильный выбор, видеть в людях хорошее, уметь разглядеть подлость. Жизнь разная, в ней есть место всему, важно найти свое место)

    Какой опыт Вы получили на уроке?

    1. Домашнее задание. Предложить свою тему сочинения, написать к ней план.

    Без тебя мне почти так же плохо, как с тобой. Стивен Бишоп
    ещё >>

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector