Вспоминаются ли при этом благие потрясения
Конспект урока по теме «…простое величие простых людей…»
План – конспект урока по теме «…простое величие простых людей…» (Н.В.Гоголь). (Становление личности Петра Гринева под влиянием « благих потрясений» ( по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»).
Тип урока : обобщение материала.
1)образовательная : обобщение, систематизация знаний по образу П.Гринева: в ходе работы увидеть изменения, происходящие в душе героя под влиянием разных встреч и событий;
2)развивающ ие, общедидактические :
— формирование читательского навыка, позволяющего акцентировать внимание на детали текста;
— формирование умения обобщать, систематизировать услышанное на уроке в форме выводов;
— развитие речи обучающихся, расширение словарного запаса;
3) воспитательная: воспитание нравственности школьников через понимание таких определений, как: «честь», «достоинство».
Методы: интерактив, беседа, сравнительно-сопоставительный анализ эпизодов, исследовательский, элементы лекции.
1. Плакат с планом, помогающим систематизировать знания текста, касающегося судьбы Гринева.
2. Иллюстрации к повести, портрет писателя.
3. На доске – оформление словарной работы.
Честь — 1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека, его соответствующие принципы.
2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя.
Достоинство. – 1. Положительное качество.
2. Совокупность высоких моральных качеств, уважение этих качеств в самом себе.
Иллюзия . — 1. Обман чувств, нечто кажущееся.
2. Нечто несбыточное, мечта.
Потрясение. -1. Испытание в жизни, которое положительно повлияло на судьбу героя, на ход истории.
4. Плакат с лексикой (для оформления выводов):
— цепь испытаний чести и человеческой порядочности;
— выбор между честью и бесчестием;
— солдатский долг, дворянская честь;
— правда, искренность, верность в любви;
— человеческое достоинство = сплав совести и внутреннего убеждения в своей правоте;
— твердость духа, великодушие;
Организационный момент. (Объявление 1 и 4 целей урока).
П.Гринев занимает особое место в романе. Это не только главное действующее лицо, но и «автор» записок, повествователь. В нем как бы совмещаются два образа: образ молодого человека, раскрывающийся в истории по жизни, в поступках и образ старого помещика, офицера в отставке, уже умудренного житейским опытом, теперь на досуге вспоминающего и раскрывающего историю своей молодости. Наконец, за образом повествователя (того же Гринева в старости, в начале 19 века) угадывается личность подлинного автора «Записок» — А.С.Пушкина. Но нет смыла заниматься вопросом о том, в каких рассуждениях П.Гринева перед нами мысли молодого героя романа, в каких — настоящий автор.
Образ Гринева довольно сложный. В повести много событий, мало размышлений. Психология героя передается через действия, поступки. О поступках и приключениях рассказывается очень просто. Та дедушка рассказывает внук о пережитом. Хотя простота вообще свойственна прозе Пушкина. Поэтому и в названии нашего урока есть слово «простота». Постараемся разгадать, в чем же состоит эта простота и какая простота делает человека великим с точки зрения нравственности. Раскрывается это понятие в прозаическом произведении с необычайным лиризмом: «…божественная искра, именуемая поэзиею…живет и красуется в новом великолепии. В новых формах, и одною из сих необходимых форм сделались роман и повесть…» (К. Полевой)
Чтобы рассказать последовательно о развивающихся событиях, поступках, отношениях главного героя с окружающими людьми, следует обратиться к плану.
2 подготовленных ученика выступают от лица Гринева в разные периоды его жизни: 1) детство и юность; 2) мирная жизнь в Белогорской крепости;3) встречи с Пугачевым.
1-й ученик представляет 1-й период и цитирует наизусть со слов:
« Я жил недорослем…» Затем задает вопросы:
— Кто принимал участие в моей судьбе на первых порах? Чтобы легче было определить, я буду читать выдержки из текста, а вы (обучающиеся) определяете лицо, одного из участников романа.
1) «…Он был добрый малый…»(чтение отрывка). О ком я говорю? Что вы знаете об этом человеке?
— Вспоминал ли я когда-нибудь об уроках Бопре? И о каких?
( уроки фехтования при дуэли со Швабриным).
— Какую репутацию приобрел Бопре в доме Гриневых?
— Вспомнил ли когда-нибудь Петя о своем никудышнем учителе? О каком качестве Петра Г. мы можем здесь говорить?
— Как автор записок его называет? (добрый малый).
2) «…Под его надзором на двенадцатом году…до слов…кобеля…»
— Кто этот человек?
— В какие моменты жизни Савельич находился рядом со мною?
— Что я написал в своих записках о Савельиче?
— Какой слуга С.? Как он себя ведет?
(С. находится рядом с героем по дороге в Б. крепость, С. мешает непредсказуемому исходу дуэли, С. просит у Пугачева за Петра, лежа в ногах, С. горюет. Когда Петр не возвращается вовремя; С. предъявляет Пугачеву реестр барскому добру, раскраденному злодеями — ревностно выполняет свой долг, едет вместе с Петром освобождать Марью Ивановну – мы везде видим преданность слуги.
— Когда же судьба проверяет Гринева как верного хозяина? (поворотил лошадь от Марьи Ивановны(!) выручать Савельича).
Вспомним известную поговорку: долг платежом красен.
а) П.Гринев умет быть благодарным;
б) ответственен за судьбу другого человека, находящегося рядом с ним (ты мой слуга — я за тебя в ответе; вспомним А.Экзюпери об ответственности за того, кого приручили).
3) «…Эта книга имела всегда сильное на него влияние…волнение желчи…»
— Что это за книга и на кого она имела влияние?
— Что вы можете сказать о моем отце?
— Что завещает сыну отец? ( все лучшее закладывается в родительском
4) « Итак, все мои блестящие надежды…обливаясь слезами…»
Учитель :- Почему же ты так горько плакал?( рассуждения ученика).
— Ребята, задайте вопрос герою, о ком он забыл рассказать?(о матери).
— Любящая, заботливая мать, кроткая и нежная, о ней сказано немного, но влияние скажется потом.
— Как вы думаете, какое качество воспитала в нем мать?(Чтобы назвать точно, вспоминаем пословицу: при солнышке тепло, при матери – добро; доброта).
— От кого П.Гринев получает главные уроки жизни?
Запись в тетради ( один ученик у доски).
Уроки (заветы), полученные героем от отца:
«…Пускай послужит он в армии, да потянет лямку…»
«…и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».
Доброе отношение к крепостному слуге – результат воспитания, полученного дома.
Вступление в самостоятельную жизнь героя.
— Какими оказались «благие потрясения»?
2-й ученик представляет 2-й период жизни.
1) «…Он рассказывал мне армейские анекдоты…надобно уметь играть».
— С кем я столкнулся и что со мной приключилось?
— Чему учит этот случай? (Случай с проигранными деньгами научил героя тому, что не нужно поддаваться искушению и тому, что за все в жизни нужно платить).
— Что почувствовал наш герой, мы узнаем, прослушав следующий отрывок.
2) «…Савельич поглядел на меня…»
— Как повлиял данный случай на формирование характера?
(У героя есть совесть , он умеет раскаяться ; на протяжении всего романа мы видим, что герой ни разу не напивался, это говорит о таком важном качестве, как воля).
3) По следующему отрывку вы должны определить, где я находился и с какими людьми встретился.
« …Никто не встретил меня…в офицерском мундире…»
— Почему через много лет автор подробно вспоминает эту комнату?(Его привлекала эта добрая старина).
4) «…Прошло несколько недель…но и приятною…»
— Что было приятно герою? Как это его характеризует?(Приятно было находиться в доме коменданта. В людях он, прежде всего, видит хорошее, поэтому супруги Мироновы – самые почтенные. И.К.- человек необразованный, простой, но самый честный и добрый, а Маша – девушка благоразумная и чувствительная).
5) «…Час от часу беседа…но я другого и не желал…»
— С каким человеком мне приятно было беседовать?
— Каким испытаниям подвергается жизнь Петра в результате встречи со Швабриным?
А) И спытания чести.
— Что стало причиной ссоры со Швабриным?( Его возмутила пошлость Ш., поэтому он вступается за честь девушки, не подозревая о своих чувствах).
Б) Жизнь ставит героя в ситуацию выбора . Мог ли он выбрать общество Ш., тем более, что он тоже был дворянин?
— Что поначалу их объединяло? (У Ш. была литература, он умел оценить стихотворца. Но П.Г. выбирает общество коменданта).
— Когда еще П.Г. находится в ситуации выбора?(Ш. переходит на сторону врага, П.Г. остается на этой – он не может пойти на сделку с совестью, которая помогла ему до конца остаться дворянином).
В ) Умение увидеть подлость.
— Много ли потребовалось времени, чтобы увидеть подлость Ш.?(Нет)
Чтение отрывка гл.3.( о человеческом лице)У Ш. все кругом — лица нечеловеческие.
Вывод: П.Г. умеет увидеть в человеке человека и подлеца!
Г) –Чем заканчивается история поединка со Ш.?( Он его прощает)
Умение прощать – еще одно качество П.Г.
Задание всему классу : зачитать места, которые касаются отношений главного героя и Маши (гл.5,7,8,9).
Письменный ответ на вопрос:
— Какие качества раскрываются в его чувствах к Маше?(Искренность и прямота, мужество, верность в любви, готовность к этой любви).
— Как П. сохраняет верность в любви к Маше?( Всюду думает о ней, перед ожидаемой смертью молится).
— Был ли П.Г. позабыт любовью?
— Какой урок извлекает П.Г.? (За добро- добром, зло Ш. было наказано злом).
— Маша называет его своим благодетелем. Почему?( Она надеется на него, он прошел испытания).
История отношений Гринева и Пугачева .
Перед выступлением 3 ученика предварительное задание: какие изменения происходят в душе героя?
3-й ученик представляет 3-й период в жизни.
1) «…Я не мог спорить с Савельичем…неприятного положения…»
— Какому событию соответствует данный эпизод?
— Какие качества П.Г. здесь проявляются? (Доброта, милосердие, проявленное к неизвестному спутнику).
2) «…Очередь была за мною…желая меня ободрить»
— Что я должен был сделать?(присягнуть государю)
— Какие мы видим новые качества в герое?( Твердость духа. Перед смертью — молитва, как истинный христианин, не унижается, сохраняет свое достоинство).
3) «…Я смутился…Ты шутишь опасную шутку…»
— Как вы думаете, что я чувствовал в эту минуту ?(Внутри героя происходит борьба, но побеждает чувство долга говорить правду).
— О чем просит его Пугачев? Почему?(Послужить верой и правдой; поразила Пугачева искренность героя).
4) «…Легко можно себе представить…но даже и на помощь…»
— В какой момент своей жизни я так рассуждал?(Герой решается без чьей-либо помощи спасти Машу)
— Понимает ли герой опасность своего положения?
— Что помогает ему остаться в живых?( Качества: прямодушие, герой не лукавит, не трусит, он честен, остается благородным до конца. Это – его естественное состояние. В этом и проявляется простота души, которая сопоставима с простотой величия).
— Что помогает герою оставаться благородным до конца?(Дворянская честь, которая воспитана в родительском доме).
Обращение к толкованию слов честь, достоинство, иллюзия .
— К какому моменту жизни можно отнести слово иллюзия? ( Отправка на службу, приезд в Белогорскую крепость).
Обращение к словосочетанию благие потрясения.
— Есть ли что-то несовместное в этом словосочетании?( рыцарь-скупой, гость-каменный).
Задание: перечислить в тетрадь благие потрясения. ( Отъезд из дома, проигрыш, поединок, гибель коменданта и его жены и т.д.)
Выводы по уроку. Запись в тетрадь.
— образ героя дан в развитии, черты характера раскрываются постепенно;
— несмотря на ошибки героя повести, перед нами, читателями, вырастает образ честного, доброго, отважного человека. Способного к большому чувству, верного в любви и в то же время легкомысленного по молодости во взглядах и в понимании истинного назначения тех событий, участником которых он стал.
Приведем слова из не включенного Пушкиным в окончательную редакцию введения к роману пишущего записки Гринева в старости к своему внуку: « Ты увидишь, что завлеченный пылкостью моих страстей во многие заблуждения, находясь несколько раз в самых затруднительных обстоятельствах, я выплыл наконец и, слава богу, дожил до старости, заслужив и почтение моих близких и добрых знакомых. То же пророчу и тебе…если сохранишь в сердце твоем два прекрасных качества…доброту и благородство». Эти два качества и являются в Гриневе основными.
Вопрос к Петру Г.:
— Какой духовный опыт получил герой? (Жизнь — мудрый учитель, и в какие бы ситуации ни ставила нас жизнь, человек в результате становится мудрее, черпает свой опыт не поддаваться искушениям, вовремя освободиться от своих слабостей, уметь сделать правильный выбор, уметь видеть в людях хорошее, но суметь и разглядеть подлость. Жизнь разная, в ней есть место всему, важно найти свое место).
Вопрос к классу:
-Какой опыт получили вы на уроке?
предложить свою тему сочинения, написать к ней план;
индивидуально-сообщение на тему «Любовная история Гринева и Маши Мироновой».
Конспект открытого урока Тема «Становление личности Петра Гринева под влиянием «благих потрясений»
Название | Конспект открытого урока Тема «Становление личности Петра Гринева под влиянием «благих потрясений» |
Дата публикации | 18.10.2013 |
Размер | 52.45 Kb. |
Тип | Конспект |
100-bal.ru > История > Конспект
Конспект открытого урока Тема « Становление личности Петра Гринева под влиянием «благих потрясений» (по повести А.С Пушкина «Капитанская дочка») Тип урока: обобщение материала Цели:
Методы: беседа, пересказ и чтение текста, сравнительно-сопоставительный анализ эпизодов, исследовательский. Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к повести, на доске оформление словарной работы, фильм, снятий по повести. На доске: Честь: 1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека, его принципы. 2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. Достоинство: 1. Положительное качество. 2. Совокупность высоких моральных качеств. Иллюзия: 1. Обман чувств, нечто кажущееся. 2. Нечто несбыточное, мечта. Потрясение: 1. Испытание в жизни, которое положительно повлияло на судьбу героя, на ход событий. Благое потрясение — ?. Ход урока:
П.Гринев занимает особое место в романе. Это не только главное действующее лицо, но и «автор» записок, повествователь. В нем как бы совмещение двух образов: образ молодого человека и офицера в отставке, уже умудренного житейским опытом, вспоминающего историю своей молодости. Наконец, за образом повествователя угадывается личность подлинного автора – Пушкина. Образ Гринева сложный. В повести много событий, мало размышлений. Психология героя передается через действия, поступки. О поступках и приключениях рассказывается очень просто. Обратимся к событиям, поступкам главного героя.
Как вы думаете, какие качества воспитала в Петруше мать? (чтобы ответить, вспомните пословицу: при солнышке тепло, при матери – добро, доброта.) Выводы: от кого Гринев получает главные уроки жизни? (ответ письменный в тетради)
Почему Швабрин не стал другом Гринева? – вопрос всему классу. Пересказ на тему « Гринев и М. Миронова» ученика (знакомство, ссора из-за нее со Швабриным, ранение, признание в любви, спасение Маши из плена, спасение из тюрьмы Машей Петра) Какие качества Петра раскрываются в его чувствах к Маше? ( Искренность и прямота, мужество, верность любви) Почему Маша называет его благодетелем? ( Она надеется на него, он прошел испытание) Как взаимоотношение с Машей повлияло на становление характера героя? – вопрос всему классу.
Как Вы думаете, что чувствует в эту минуту Гринев? (внутри героя происходит борьба, но побеждает чувство долга) О чем просит Пугачев Гринева? ( послужить верой и правдой. Пугачева поражает искренность героя) Что помогает герою оставаться благородным до конца? (дворянская честь, которая воспитана в родительском доме)
К какому моменту в жизни можно отнести слово иллюзия? (мечты о службе в Петербурге, приезд в Белгородскую крепость) Как Вы понимаете значение словосочетания «благие потрясения»? ЗАДАНИЕ: перечислить благие потрясения в жизни Гринева. ( отъезд из дома, проигрыш, поединок, гибель коменданта и его жены и т.д.)
Приведем слова Пушкина из не включенного в окончательную редакцию введения к роману пишущего записки Гринева в старости к своему внуку: «Ты увидишь, что завлеченный пылкостью моих страстей во многие заблуждения, находясь несколько раз в самых затруднительных обстоятельствах , я выплыл наконец и, слава богу, дожил до старости, заслужив и почтение моих близких и добрых знакомых. То же пророчу и тебе…. если сохранишь в сердце твоем два прекрасных качества… доброту и благородство.» Эти 2 качества и являются в Гриневе основными.
Какой духовный опыт получил герой? ( Жизнь – мудрый учитель, в какие бы ситуации ни ставила нас жизнь, человек в результате становиться мудрее, черпает опыт не поддаваться искушениям, вовремя освободиться от слабостей, уметь сделать правильный выбор, видеть в людях хорошее, уметь разглядеть подлость. Жизнь разная, в ней есть место всему, важно найти свое место) Вспоминаются ли при этом благие потрясенияКонспект открытого урока Тема « Становление личности Петра Гринева под влиянием «благих потрясений» (по повести А.С Пушкина «Капитанская дочка») Тип урока: обобщение материала Образовательные: обобщение, систематизация знаний по образу П. Гринева: в ходе работы увидеть изменения, происходящие в душе героя под влиянием разных встреч и событий. Методы: беседа, пересказ и чтение текста, сравнительно-сопоставительный анализ эпизодов, исследовательский. Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к повести, на доске оформление словарной работы, фильм, снятий по повести. На доске: Честь: 1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека, его принципы. 2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. Достоинство: 1. Положительное качество. 2. Совокупность высоких моральных качеств. Иллюзия: 1. Обман чувств, нечто кажущееся. 2. Нечто несбыточное, мечта. Потрясение: 1. Испытание в жизни, которое положительно повлияло на судьбу героя, на ход событий. Благое потрясение — ?. Ход урока:
П.Гринев занимает особое место в романе. Это не только главное действующее лицо, но и «автор» записок, повествователь. В нем как бы совмещение двух образов: образ молодого человека и офицера в отставке, уже умудренного житейским опытом, вспоминающего историю своей молодости. Наконец, за образом повествователя угадывается личность подлинного автора – Пушкина. Образ Гринева сложный. В повести много событий, мало размышлений. Психология героя передается через действия, поступки. О поступках и приключениях рассказывается очень просто. Обратимся к событиям, поступкам главного героя.
Как вы думаете, какие качества воспитала в Петруше мать? (чтобы ответить, вспомните пословицу: при солнышке тепло, при матери – добро, доброта.) Выводы: от кого Гринев получает главные уроки жизни? (ответ письменный в тетради)
Почему Швабрин не стал другом Гринева? – вопрос всему классу. Пересказ на тему « Гринев и М. Миронова» ученика (знакомство, ссора из-за нее со Швабриным, ранение, признание в любви, спасение Маши из плена, спасение из тюрьмы Машей Петра) Какие качества Петра раскрываются в его чувствах к Маше? ( Искренность и прямота, мужество, верность любви) Почему Маша называет его благодетелем? ( Она надеется на него, он прошел испытание) Как взаимоотношение с Машей повлияло на становление характера героя? – вопрос всему классу.
Как Вы думаете, что чувствует в эту минуту Гринев? (внутри героя происходит борьба, но побеждает чувство долга) О чем просит Пугачев Гринева? ( послужить верой и правдой. Пугачева поражает искренность героя) Что помогает герою оставаться благородным до конца? (дворянская честь, которая воспитана в родительском доме)
К какому моменту в жизни можно отнести слово иллюзия? (мечты о службе в Петербурге, приезд в Белгородскую крепость) Как Вы понимаете значение словосочетания «благие потрясения»? ЗАДАНИЕ: перечислить благие потрясения в жизни Гринева. ( отъезд из дома, проигрыш, поединок, гибель коменданта и его жены и т.д.)
Приведем слова Пушкина из не включенного в окончательную редакцию введения к роману пишущего записки Гринева в старости к своему внуку: «Ты увидишь, что завлеченный пылкостью моих страстей во многие заблуждения, находясь несколько раз в самых затруднительных обстоятельствах , я выплыл наконец и, слава богу, дожил до старости, заслужив и почтение моих близких и добрых знакомых. То же пророчу и тебе…. если сохранишь в сердце твоем два прекрасных качества… доброту и благородство.» Эти 2 качества и являются в Гриневе основными.
Какой духовный опыт получил герой? ( Жизнь – мудрый учитель, в какие бы ситуации ни ставила нас жизнь, человек в результате становиться мудрее, черпает опыт не поддаваться искушениям, вовремя освободиться от слабостей, уметь сделать правильный выбор, видеть в людях хорошее, уметь разглядеть подлость. Жизнь разная, в ней есть место всему, важно найти свое место) Какой опыт Вы получили на уроке?
Без тебя мне почти так же плохо, как с тобой. Стивен Бишоп detector |