Выходной после пасхи в понедельник
Второй день Пасхи планируют сделать нерабочим праздничным днем
Что за праздник
Депутаты Госдумы уже второй год обсуждают законопроект, который предусматривает дополнение ст. 112 ТК РФ новым нерабочим праздничным днем — Светлым пасхальным понедельником. Поскольку Пасха — праздник переходящий, то есть его отмечают в разные дни в соответствии с солнечным календарем, авторы поправок рассчитали, в какой день должны отмечать православные россияне Светлый пасхальный понедельник вплоть до 2050 года. В законопроекте указано, что новый праздник следует отмечать:
29 апреля 2020 года, 20 апреля 2020 года, 3 мая 2021 года, 25 апреля 2022 года, 17 апреля 2023 года, 6 мая 2024 года, 21 апреля 2025 года, 13 апреля 2026 года, 6 мая 2027 года, 17 апреля 2028 года, 9 апреля 2029 года, 29 апреля 2030 года, 14 апреля 2031 года, 3 мая 2032 года, 25 апреля 2033 года, 10 апреля 2034 года, 30 апреля 2035 года, 21 апреля 2036 года, 6 апреля 2037 года, 26 апреля 2038 года, 18 апреля 2039 года, 7 мая 2040 года, 22 апреля 2041 года, 14 апреля 2042 года, 4 мая 2043 года, 25 апреля 2044 года, 10 апреля 2045 года, 30 апреля 2046 года, 22 апреля 2047 года, 6 апреля 2048 года, 26 апреля 2049 года, 18 апреля 2050 года.
После 2050 года дата нерабочего праздничного дня «Светлый пасхальный понедельник» устанавливается Правительством Российской Федерации.
В пояснительной записке к документу заявлено, что, по данным соцопросов, порядка 85% граждан, проживающих на территории России, отмечает православный религиозный праздник Воскресения Христова, а 10% опрошенных следуют строгим предписаниям соблюдения длительного периода поста.
Нужен ли еще один выходной
Законом выходные на Пасху 2020 в России не предусмотрены. В ст. 112 ТК РФ такой отдельный праздник, как Воскресенье Христово, не указан. Это прямое указание на то, сколько выходных на Пасху 2020: ни одного. Отдыхать все будем только в воскресенье. А уже в понедельник, 29 апреля, придется выходить на работу.
Однако исключения все-таки возможны. Органы местного самоуправления вправе утверждать дополнительные дни отдыха в любые праздники, в том числе, если празднуется Пасха-2020. Выходные дни в таких субъектах нужно дополнительно уточнять у муниципальных чиновников. К примеру, в Республике Крым последние несколько лет регулярно отдыхают во второй день Пасхи. Согласно Указу Главы Республики Крым от 5 марта 2020 года № 88-У, и в 2020 у жителей региона будет дополнительный выходной 29 апреля.
Учитывая нормы закона, в правительстве подготовили официальный отзыв на законопроект о дополнительном выходном. Чиновники отмечают, что Российская Федерация является многонациональным и многоконфессиональным государством. Согласно преамбуле Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», в стране уважают «христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России». По этой причине поправки в ТК РФ нужно дополнительно обсуждать, а в предложенном варианте, когда появляются дополнительные выходные дни на Пасху, документ следует отклонить.
Не поддерживает законопроект и журналист ИД «Коммерсантъ» Владимир Водо. По словам внештатного корреспондента в странах Балтии и Центральной Европе с почти 25-летним стажем, в большинстве европейских стран, в которых Пасха отмечается по «просвещенному календарю» в соответствии с принятой церковной традицией — католической, православной или же протестантской, второй день Пасхи является официальным праздником. День отдыха установлен в Болгарии, Греции, Румынии, на Кипре. В Российской империи не только несколько дней, а вся пасхальная неделя была праздничной. Но вводить новый праздник в современной РФ журналист не стал бы. По его мнению, сейчас и так слишком большое количество выходных и праздничных дней.
У главного редактора Клуба кадровиков Алёны Грибановой на этот счет иная точка зрения. Она называет распространенным мифом мнение, что в России намного больше праздников, чем в других странах. «По данным Международной организации труда (МОТ), Россия находится на 6 месте в рейтинге самых работающих наций: при 40-часовой трудовой неделе у россиян 1980 рабочих часов в году. Больше только в Мексике, Коста-Рике, Южной Корее, Греции и Чили. При этом если суммировать дополнительные выходные дни, предоставляемые государством в праздники, с количеством дней гарантированного трудового отпуска, граждане РФ оказываются примерно в середине списка — ничего выдающегося», — констатирует эксперт. Кроме того, журналист с опытом руководителя уверена, что сосредоточиться следует на том, чтобы работать не больше, а качественнее. «Эффективность труда должна учитывать не только количественные, но и качественные затраты труда. Уставшие люди работают хуже. Именно поэтому чем более цивилизованно и экономически развито государство, тем больше в нем выходных дней для работающих. В Германии, например, сейчас обсуждают переход на 6-часовой рабочий день», — подчеркивает Алёна Грибанова.
Свою позицию высказал и настоятель Храма Святого Феодора Студита Всеволод Чаплин. Он напомнил, что Рождество уже официально признано в РФ общегосударственным праздником. В отличие от него, для Пасхи невозможно утвердить конкретную дату празднования. Но учитывая, что Воскресение Христово выпадает на выходной, освобождать этот день и не нужно, говорит священник. А если бы была возможность, стоило бы признать официальным нерабочим днем пятницу накануне Пасхи — страстную седмицу. В этот день проходят богослужения, на которые каждому православному желательно приходить, а для истинно верующих это даже обязательно.
Всеволод Чаплин считает, что чиновникам и депутатам стоит подумать о дополнительном нерабочем дне в период празднования Пасхи. Большинство населения это поддержит хотя бы потому, что появится еще один официальный день отдыха. А активно верующие россияне оценят такое решение. В то же время настоятель понимает, что власть старается сохранять политкорректность и придерживается позиции «как бы чего не вышло». Поэтому рекомендует предоставить не только православным дополнительный день отдыха, но и освободить от работы отдельные дни, когда отмечают свои религиозные праздники мусульмане, иудеи, приверженцы других религий.