Зачем нужны иконы

Что такое икона и зачем она нужна?

Всем известно, что при посещении христианского храма верующие ставят свечи и молятся перед иконами.

Людям, не посвященным в религию, иногда кажется, что они возносят молитвы именно образу, нарисованному на полотне, но в действительности христиане воспринимают иконы как некое воображаемое окно, помогающее заглянуть в высший мир и обратиться непосредственно к Богу. Что же такое иконы на самом деле?

Что означает слово «икона»?

Термин «икона» связывают с древнегреческим словом εἰκών, означающим «изображение, образ». Самые первые иконы появились в христианстве во II столетии нашей эры и представляли собой живописные картины с изображением святых и библейских сцен.

Уже к IV веку ими украшали стены всех христианских церквей, хотя еще долгое время появлялись отрицательные высказывания в отношении такой практики. В VIII–IX столетиях в Византии даже существовало движение иконоборцев, не приветствовавших иконы, однако в 787 году догмат об иконопочитании был принят и окончательно утвержден на Вселенском соборе.

Что такое икона?

В широком смысле слова иконой называют изображение Господа, Христа, Богоматери и праведников, обладающее священным характером. Она является культовым предметом и используется в качестве средства познания Всевышнего и пути к объединению с Ним.

Иконы обычно можно увидеть в христианских храмах, причем в католицизме чаще встречаются скульптурные изображения, а в православии – живописные. Есть они и в буддизме, но носят название «танка» и выполняются на хлопчатобумажных или шелковых тканях.

В более узком понимании православные иконы – это изображения святых на твердой поверхности (чаще – на доске из липы), дополненные особыми знаками и надписями. Изготавливаются они по определенным иконописным канонам, то есть для того, чтобы изображение на доске стало иконой, оно должно быть освящено путем молитвы и окропления святой водой.

Многие старинные иконы, наравне с живописью, представляют не только духовную, но и высокую материальную ценность.

Какие бывают иконы?

Иконы различают по сюжетам, технике исполнения, масштабности и многим другим параметрам. В частности, по размеру известны такие изображения, как листоушка, пядница, осьмерик. По технике выделяют живописные, литые, вышитые, резные и типографские иконы.

Особняком стоят так называемые сводчатые алтари, представляющие собой конструкцию из нескольких образов с различными изображениями. Кроме того, иконы рассматривают в зависимости от школы живописи или конкретных иконописцев.

Так, в России хорошо известны образы Андрея Рублева и его учеников. Встречаются среди икон и чудотворные, история которых связана с какими-либо необычными явлениями – исцелением, мироточивостью, чудесным обретением.

Что такое мироточивая икона?

Мироточивые иконы относятся к числу наиболее почитаемых. От других образов они отличаются тем, что время от времени выделяют миро – маслянистое вещество с удивительным благоуханием. Верующие воспринимают его как настоящее чудо, а в храмы, где хранятся мироточивые иконы, стекаются тысячи паломников.

В разные времена такие образы существовали во многих уголках мира. Среди современных можно упомянуть Иверско-Монреальскую икону Божьей Матери. Создана она была в 1981 году на горе Афон и мироточила с 1982 по 1997 год. Ее возили по многим храмам Европы, а верующие собирали миро на ватки и рассказывали о чудесных случаях исцеления. В 1997 году иконописец Иосиф Муньос, возивший образ по храмам, был убит в Греции, сама же икона бесследно исчезла.

Зачем нужна икона?

Большинство верующих воспринимают икону как образно выраженную молитву. Она содействует обращению к Богу и может без слов сделать более близкими такие понятия, как истинность и духовность.

В иконах христианская церковь выражает свое учение и основные религиозные догматы, демонстрирует духовный опыт святых, посвятивших свою жизнь служению Господу.

На каждой иконе изображается не столько человек или предмет, сколько сама идея, внутренний смысл изображения, то есть образ праведников призван возводить мысли молящихся к божественному архетипу и воплощать в себе слово Божье.

Храм Всех Святых

Петропавловская и Булаевская епархия

Зачем православным иконы?

Опубликовано 24 октября, 2012 — 09:45 пользователем editor

21 октября Православная Церковь празднует память святых отцов VII Вселенского Собора, защищавших православное учение о почитании святых икон.

В современном мире всё чаще поднимается вопрос: зачем нужны иконы? Многие, даже христианские, конфессии давно отказались от икон. В самом деле, как можно изображать невидимого Бога? Бога, Которой сказал пророку Моисею на горе Синай: «Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33: 20)?

Те, кто поначитаннее, вспоминают фразу Священного Писания: «Бога не видел никто никогда» (Ин. 1: 18), но стоит продолжить эту фразу святого апостола Иоанна Богослова до конца, и всё сразу станет ясно. «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1: 18).

Приход в мир Сына Божия нашего Спасителя Господа Иисуса Христа сделал возможным изображение Бога. Бог воплотился и люди Его увидели, Бог воплотился и теперь Его можно изображать. Эта мысль является общей для всех святых отцов, говоривших о святых иконах.

Иконы — это святое напоминание о приходе в мир Спасителя — Его вочеловечения. В тексте богослужения дня святых отцов VII Вселенского Собора подробно объясняется, зачем православные христиане пишут иконы, изображая Бога, Пресвятую Богородицу и святых. Для удобства читателя приводим параллельный перевод с сайта Православная энциклопедия Азбука веры:

Хотяй Всещедрый Бог нас воздвизати присно / к памяти совершенней Своего вочеловечения, / подлог сей предаде человеком, / шароделаньми икон честный возображати зрак; / яко да сия во зрениих видяще, / веруем, яже словом слышахом, / разумеюще яве деяние и имя, / начертание и страдания святых мужей, / и Христа Венцодавца, / венцы подающа святым, страдальцем же и мучеником. / Ихже ради яснейше истинную веру держащи, Церковь лобызает икону вочеловечения Христова. Всемилосердный Бог, / всегда желающий нас побуждать / к совершенной памяти Своего вочеловечения, / передал людям этот способ: / через писание красками икон / воспроизводить досточтимый образ; / чтобы его перед очами видя, / мы веровали тому, что в слове слышали, / познавая ясно деяния, и имя, / облик и подвиги святых мужей, / и Христа, венцов Подателя, / венцы подающего святым, / подвижникам и мученикам. / Благодаря им ныне Церковь, / еще определеннее веры истинной держась, / лобызает икону вочеловечения Христова.

Иконы помогают помнить о Боге, священных событиях, наглядно изображая то, во что мы веруем. Содержание православной иконы настолько глубоко, что верующий, глядя на неё всегда может иметь богатую пищу для размышлений о Боге.

Кроме того молиться гораздо удобнее, видя перед собой изображение Того, к Кому обращена молитва. Это очень понятно современному человеку, общающемуся при помощи переписки во всемирной сети Интернет, когда люди используют фото или иную картинку, которую хотят отождествлять с собой.

В день памяти святых отцов Вселенского Собора, посвящённого почитанию икон, неслучайно чтение отрывка Евангелия о святом апостоле Фоме. В нём говорится о том, как Господь явился Своим ученикам после Воскресения, но Фомы не было среди них. Святой не поверил в то, что Господь воскрес, пока не вложил палец в отверстия от гвоздей на Его руках, пока не осязал рукой след от копья в рёбрах Господа. После этого святой апостол воскликнул от всего сердца: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20: 28)

Воскресшего Господа, Которого можно осязать, можно и изобразить для молитвы. Видя Господа, апостол Фома обрёл веру. Смотря на иконы, обретаем веру все мы, особенно через чудеса, происходящие, благодаря чудотворным иконам.

Церковь прославляет святых VII Вселенского Собора такими словами:

Великих честей сподобистеся на земли, / Небомудрении святии, / яко Христово изображение любезно почтосте. / И ныне сень отложивше, и покрывало плоти, / самолично Сего в Лице зрите, / и больших сподобляеми. Великих почестей удостоились вы на земле, / небесный ум стяжавшие святые, / ибо Христово изображение почтили, как надлежит. / И ныне тень отложив и покрывало плоти, / самолично видите Его Лицо, / и большего сподобляетесь.

Смысл этих слов в том, что святые, достойно почтившие изображение Господа Иисуса Христа при жизни, ныне всегда видят Господа на Небесах. Немощь человеческого тела не позволяет видеть Бога при жизни, но после смерти святым ничего не мешает узреть Бога своим духовным зрением.

И нам следует всегда с верой и надеждой прибегать к благодатной помощи святых икон, потому что через них Сам Господь помогает своим верным чадам. Смотря на иконы, мы будем больше думать о Боге, вспоминать важные события из жизни святых, подражать им в трудных жизненных обстоятельствах, а если мы всегда будем думать о Боге, то и Господь помянет нас в Своём Небесном Царстве (Лк. 23:42).

Зачем молиться святым, если есть Христос?

Тема, которой я хотел бы коснуться в этой статье, несмотря на свою многовековую историю, весьма актуальна и на сегодняшний день. Это тема почитания святых. Многим невоцерковленным людям зачастую бывает трудно понять, зачем молиться святым, когда есть Христос. Постараюсь показать различие между почитанием святых и служением Богу на одном примере.

Однажды мне пришлось беседовать с одним молодым человеком, который, придя в храм, был очень возмущен наличием в церкви большого количества икон. Было видно, что молодой человек неплохо подкован в знании Священного Писания, имел понятие о некоторых христианских догматах, хотя несколько искаженное, но при этом был человеком абсолютно нецерковным. Из этого я сделал вывод, что передо мной стоял человек, попавший под воздействие учения какой-то псевдохристианской секты. Тем более, что поведение парня было несколько агрессивным по отношению ко всему православному.

Складывалось впечатление, что он был специально подослан в храм для какой-то провокации. Это мнение подкреплялось видом явно сдерживающей свои эмоции свечницы, которой молодой человек пытался «прочищать мозги». Я поспешил на помощь церковнице.

Читать еще:  Можно ли поминать до погребения

Как и следовало ожидать, все внимание молодого человека сразу же переключилось на меня, т.к. он искренне надеялся доказать свою правоту хотя бы одному православному христианину, а тем паче, священнику. Свои доводы он подкреплял словами Священного Писания: «Сказано ведь «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф 4, 10). Так почему же в православных храмах такое большое количество икон святых, когда кроме изображений Христа не должно быть ничего? А как зайдешь в церковь, только и слышишь, молись Богородице, Николаю Чудотворцу, Пантелеимону Исцелителю и еще кому-то. А куда делся Бог? Или вы уже успели заменить Его другими богами?» Я чувствовал, что разговор предстоит непростой и, как видимо, долгий. Не буду пересказывать его весь, но постараюсь выделить лишь самую суть, т.к. в наше непростое время подобными вопросами задаются многие люди. И, к сожалению, эти искатели истины довольно часто падают жертвами хорошо подкованных сектантов и сами становятся постоянными членами различного толка сект. Для начала я предложил молодому человеку разобраться с определениями, следуя простой логике. Это простой психологический прием, который я довольно часто использую при необходимости донести до человека некоторые неоспоримые истины. Итак, кто такие святые и зачем им молиться? Неужели и вправду, это некоторые боги низшего порядка? Ведь Церковь призывает почитать их и возносить молитвы к ним. Начнем с того, что почитание святых – это древняя христианская традиция, сохраняющаяся с апостольских времен. Мученик, пострадавший за Христа, сразу после своей смерти становился объектом благоговейного почитания верующих. На гробницах первых христианских святых совершали Божественную Литургию, им возносили молитвы. Понятно, что святому воздавалось особое почитание, но вовсе не как отдельному богу. Это были люди, отдавшие свою жизнь за Бога. И, в первую очередь, они сами были бы против превознесения их в ранг божества. Ведь мы, к примеру, чтим память людей, положивших свою жизнь за Отечество на полях сражений. И даже ставим им памятники, чтобы будущие поколения знали бы и чтили этих людей. Так почему же христиане не могут чтить память людей, особо угодивших Богу своей жизнью или мученической смертью, при этом называя их святыми? Я попросил молодого человека ответить на этот вопрос. Последовал утвердительный ответ. Первый бастион сектантского мышления рухнул.

Теперь было необходимо показать этому искателю истины в чем разница между поклонением Богу и почитанием святых. Человеку воцерковленному сразу видна разница в определениях. И действительно, человек призван служить Господу Богу своему и только Ему одному. Поклонение чему-либо или кому-либо другому расценивается как нарушение первой заповеди: «Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20, 2-3). Служение Господу проявляется и в церковной и в повседневной жизни православного христианина. Достаточно обратить внимание на название – бого-служение, а вовсе не свято-служение. Таким образом, православные вовсе не поклоняются святым, а почитают их. Почитают как старших наставников, как людей достигших духовной высоты, как людей, живущих в Боге и для Бога. Людей, достигших Царства Небесного. А основание для почитания наставников было дано ап. Павлом: «Поминайте наставников ваших…. и взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13,7). А вера святых есть вера Православная и она призывает к почитанию святых с апостольских времен. И один из величайших святых Иоанн Дамаскин говорил о этом почитании: «Достопоклоняемы святые — не по естеству своему, мы поклоняемся им, потому что Бог прославил и соделал страшными для врагов и благодетелями для приходящих к ним с верою. Поклоняемся им мы не как богам и благодетелям по естеству, но как рабам и сослужителям Божиим, имеющим дерзновение к Богу по любви своей к Нему. Поклоняемся им, потому что сам Царь относит к Себе почитание, когда видит, что почитают любимого Им человека не как Царя, но как послушного слугу и благорасположенного к Нему друга».

Наша беседа с молодым человеком перешла в более спокойное русло, и теперь он больше слушал, чем говорил. Но для большей убедительности было необходимо привести еще парочку веских аргументов своей правоты, и я поспешил сделать это. Для этого как нельзя лучше подошло понятие о Церкви небесной и земной. Церковь Небесная – торжествующая вкупе с Церковью земной – воинствующей составляет единую Церковь Христову – Его Тело. А все люди, в том числе святые угодники, порознь являются членами Церкви Христовой. Святые являются нашими молитвенниками и покровителями в небесах и поэтому живыми и деятельными членами Церкви воинствующей, земной. Их благодатное присутствие в Церкви, внешне являемое в их иконах и мощах, окружает нас как бы молитвенным облаком славы Божией. Оно не отделяет нас от Христа, но приближает к Нему, соединяет с Ним. Это не посредники между Богом и людьми, которые отстраняли бы Единого Посредника Христа, как думают протестанты, но наши сомолитвенники, друзья и помощники в нашем служении Христу и нашем общении с Ним. Посредник же «…един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех…» (1 Тим. 2, 5-6). Церковь есть тело Христово, и спасающиеся в Церкви получают силу и жизнь Христову, обожаются, становятся «богами по благодати», сами являются христами во Христе Иисусе. Таким образом, святые суть те, кто подвигом своей действенной веры и деятельной любви осуществили в себе свое богоподобие и тем явили в силе Божий образ, чем и привлекли к себе изобильную благодать Божию. Ведь сам Христос говорит в Евангелии: «кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое, и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему, и обитель у него сотворим» (Ин. 14, 23). Апостол лишь подтверждает эти слова: «не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20). На это мой собеседник уже не мог найти вразумительных аргументов в свою пользу ни в Священном Писании, ни в своих сектантских познаниях.

Теперь я мог спокойно перейти к вопросу о молитве к святым угодникам. Как я уже показал выше, святые суть наши сомолитвенники и друзья на пути служения Богу. Но разве мы не можем просить ходатайствовать за нас пред престолом Вседержителя? Разве не то же самое происходит в нашей повседневной жизни, когда мы просим наших близких и знакомых замолвить слово за нас перед начальством? А ведь Отец наш Небесный куда выше любого земного начальства. И Ему действительно возможно все, чего нельзя сказать о простых земных людях. Но при молитве к святым угодникам вовсе нельзя забывать о молитве Господу. Ибо только Он – Податель всех благ. И это очень важный момент, т.к. многие православные христиане в молитве к святым забывают о Том, к Кому, в конце концов, и направлена будет молитвенная просьба, пусть и предстательством кого-либо из святых. Не должно христианину забывать о Господе Боге своем. Ведь и святые служили именно Ему. Этим я показал молодому человеку, как важно не перегнуть палку даже в таком, вроде бы, простом деле, как молитва. Было видно, что парень находился в некотором замешательстве, но собравшись с мыслями, выдал последний вопрос: «Скажите, а почему необходимо молиться разным святым по какому-то определенному вопросу?». Я ожидал этого вопроса и ответ уже был готов. Святые могут помогать нам не в силу изобилия своих заслуг, но в силу обретаемой ими духовной свободы в любви, которая достигается их подвигом. Она дает им силу предстательства пред Богом в молитве, а также и в деятельной любви к людям. Бог дает святым, наряду с ангелами Божиими, совершать Свою волю в жизни людей деятельной, хотя обычно и невидимой, помощью. Они суть руки Божии, которыми Бог совершает дела Свои. Поэтому святым и за гранью смерти дано творить дела любви не в качестве подвига для своего спасения, которое уже совершено, но, действительно, для помощи в спасении других собратий. И помощь эта даруется Самим Господом во всех наших житейских нуждах и переживаниях по молитвам святых. Отсюда и святые – покровители тех или иных профессий или ходатаи перед Богом в житейских нуждах. Благочестивая церковная традиция, основываясь на житиях святых, приписывает им действенную помощь своим земным собратьям в различных нуждах. К примеру, Георгий Победоносец, бывший при жизни воином, почитается как покровитель православного воинства. Великомученику Пантелеимону, бывшему при жизни врачом, молятся об избавлении от телесных недугов. Николая Чудотворца очень почитают моряки, ему же молятся девицы об удачном замужестве, основываясь на фактах его жития. Люди, живущие за счет рыбной ловли, молятся об удачном улове апостолам Петру и Андрею, которые до своего высокого призвания были простыми рыбаками. Ну и конечно, нельзя не сказать о высшей всех ангел и архангел Пресвятой Богородице, стоящей во главе сонма святых. Она является покровительницей материнства.

В Православии существует обычай давать при крещении имена в честь христианских святых, которые, при этом, называются ангелами данного человека (день именин также называется день ангела). Это словоупотребление указывает, что святой и ангел-хранитель сближаются в служении своем человеку настолько, что обозначаются даже общим именованием, хотя и не отожествляются.

Беседа наша подходила к логическому концу. Я очень надеялся, что аргументы, приведенные мной, должны были оставить след в душе этого молодого человека. И я не ошибся. Напоследок он сказал фразу, ради которой можно было бы говорить еще очень долго: «Спасибо вам! Я понял, что во многом ошибался. Видимо моих познаний в христианстве еще недостаточно, но теперь я знаю, где искать правду. В православии. Еще раз большое спасибо». С этими словами мой собеседник удалился. Оставшись один на один со своей радостью, я поспешил в храм вознести благодарственную молитву Господу и всем святым, которые помогли мне в этот день в моем пастырском служении. Но это уже совсем другая история…..

Читать еще:  Открытки с поздравлением пасхи

Что такое иконы и для чего они нужны?

ВОПРОС: Что такое иконы и для чего они нужны?

ОТВЕТ: Для того, чтобы понять, что такое икона («икон» — образ, изображение греческ.), необходимо заглянуть в Священное Писание.

Предостерегая народ Божий от впадения в идолопоклонство, Бог дал Заповеди:

«Я Господь Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им. » (Исход 20.2-5.)

Зная, что человеку свойственно желание иметь видимый Образ Божества, Господь предостерёг в этих Заповедях людей от изображения Творца в видимом образе чего-либо сотворённого Им «на небе вверху, на земле внизу, в воде ниже земли».

Хотя о изображении Самого Истинного Бога эти Заповеди ничего не говорят.

Когда пришло время и на землю пришёл Сын Божий, воплотившийся от Пресвятой Богородицы в человеческое тело, люди впервые смогли увидеть, а впоследствии и изобразить Бога в Его, доступном человеческому восприятию, Образе.

«Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». (Иоан. 1.18.)

Когда апостол Филипп попросил Господа Иисуса Христа: «Господи, покажи нам Отца», — Христос ответил:

«Сколько времени Я с вами и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца». (Иоан. 14.8-9.)

Священное Писание в Книге Бытия говорит:

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его». (Бытие 1.27.)

И вот, в этом Божьем образе, некогда дарованном при сотворении человеку. Бог, в лице Сына Своего, впервые явил Себя людям.

Более того, Господь наш Иисус Христос Сам благословил создание Его изображений, даровав людям первые Свои образы — иконы.

Священное Предание донесло до нас историю о том, как правивший во время земной жизни Господа Иисуса Христа в сирийском городе Эдесса царь Авгарь был тяжко болен проказой.

Услышав, что в Палестине находится великий «пророк и чудотворец» Иисус, который учит о Царствии Божьем и исцеляет любые болезни, Авгарь уверовал в Него и послал своего придворного живописца Ананию, чтобы тот передал Иисусу письмо Авгаря с просьбой о исцелении и нарисовал портрет Иисуса.

Когда живописец прибыл к Господу Иисусу Христу, то не смог рисовать Его портрет «по причине сияющего блеска лица Его».

Тогда Господь взял у художника кусок ткани и приложил к Своему Божественному Лицу, отчего на ткани, силою Благодати, напечатлелся Его Божественный Образ.

Получив этот Святой Образ — первую, Самим Господом сотворённую икону, Авгарь с верою приложился к нему и за веру свою, по милости Божьей, получил исцеление.

Впоследствии, когда в Эдессу пришёл проповедывать Евангелие апостол от 70-ти святой Фалдей, сам Авгарь и все жители Эдессы приняли Крещение и стали христианами.

Авгарь написал на ткани Нерукотоворённого Образа слова «Христе Боже, всякий, уповающий на тебя, не постыдится», украсил Его и установил в нише над городскими воротами.

В 630 году Эдессой завладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворённому Образу, слава о Котором распространилась по всему Востоку.

В 944 году император Константин Багрянородный выкупил Нерукотоворённый Образ у тогдашнего мусульманского правителя Эдессы — эмира, и перенёс Его в столицу Православия — Константинополь.

За всю историю Своего существования, до захвата Его еретиками-крестоносцами и исчезновения вместе с кораблём во время бури в Мраморном море (1204-1261), Нерукотворённый Образ прославился неисчислимыми чудотворениями, которые и принесли Ему всемирную славу.

Множество копий было сделано с Него в разное время и многие из этих копий также прославлены чудесами и исцелениями.

На Руси Нерукотворённый Образ издревле является одним из самых почитаемых образов Господа Иисуса Христа.

Кроме Нерукотворённого Образа, данного Господом Авгарю, всему миру известен сохранившийся до наших дней, Образ Господа Иисуса Христа, запечатленный на хранящейся в итальянском городе Турине Святой Плащанице Христовой.

Плащаница — это отрезок ткани, в который, по иудейскому обычаю, завёрнуто было Тело Господа Иисуса Христа, снятое с Креста и положенное во Гроб (гробом у иудеев в то время являлась пещера, закрывавшаяся снаружи камнем).

В момент Воскресения Господа Иисуса, действием Благодати Святого Духа, на ткани плащаницы напечатлелся, подобно фотографическому негативу. Образ Тела Господа Иисуса Христа.

Во второй половине 20-го века Святую Плащаницу неоднократно исследовали учёные из разных стран мира, и абсолютное большинство учёных пришло к единодушному мнению, что Святая Плащаница — подлинная ткань, в которую было завёрнуто Тело Господа Иисуса Христа.

Некоторые из учёных, принимавших участие в исследовании Святой Плащаницы, бывших ранее материалистами, в результате исследований уверовали в Господа Иисуса Христа и приняли Крещение.

Так что, из вышеприведённых примеров несложно понять, что Бог, явивший Себя нам в видимом Образе — в Сыне Своём Господе Иисусе Христе и даровавший нам первые Свои образы — иконы, благословил изображать Себя в рукотворённых иконах, и, во свидетельство Своего благословения, даровал многим из этих рукотворенных икон Благодатную Силу творить чудеса и исцеления приходящим к ним с верою христианам.

Первые иконы — портреты Божьей Матери были написаны прямо с Неё апостолом и евангелистом Лукой.

По преданию, когда Пресвятая Богородица увидела Свой первый написанный Образ, она сказала:

«Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет «.

Всего же апостолом и евангелистом Лукой было написано около 120 икон-портретов Божией Матери, некоторые из них сохранились до нашего времени.

Слова Божьей Матери исполнились. И не только первописанная Её икона, но и тысячи других икон Божьей Матери прославились обильными проявлениями Благодати.

Почти в каждом храме есть чтимая (почитаемая, особо уважаемая) чудотворная икона Пресвятой Богородицы, и если вы спросите об этом церковнослужителей этого храма, они вам её покажут.

Кроме образов Господа Иисуса Христа и Пречистой Его Матери, существуют ещё иконы Праздников и Святых.

На «Праздничных» иконах изображаются все основные события из Священной Истории: Рождество Христово, Крещение, Благовещение Пресвятой Богородицы, Воскресение Христово и прочие.

Эти иконы называли ещё «Библией для неграмотных» потому, что, глядя на эти иконы, неграмотные люди наглядно изучали Евангельскую историю и приобщались к Божественному Откровению.

На иконах Святых изображаются Архангелы, Ангел-Хранитель, святые Пророки, Апостолы, Мученики, Преподобные и Праведные, Христа ради Юродивые — словом, все, в земной жизни Христу послужившие и ныне, на Небесах, о нас молящиеся.

В двухтысячелетней истории христианства неоднократно возникали и в наше время у различных сектантов бытуют, иконоборческие ереси (ересь — ложь, искажение истинного учения), поборники которых называют иконопочитание идолопоклонством.

Поэтому православный христианин должен знать, что он поклоняется не доске или холсту с красками, а изображенному на них Богу.

Иконе же христиане не поклоняются, но почитают её как святыню, как видимый Образ невидимого Неба, как окно в Царствие Божие, через которое мы видим Господа, Пречистую Божью Матерь и Святых Его.

Нужно также знать, что для того, чтобы созданное изображение стало Святой Иконой, инструментом для общения с Жителями Небесного Царства, оно должно быть освященоправославным епископом или священником через чтение особых молитв и окропление святой водой.

В момент освящения иконе сообщается Благодать Святого Духа, которая и делает икону святыней, Образом, через который мы получаем доступ к Первообразу, изображенному на ней.

Обычно христиане, приходя в храм, ставят свечи и молятся перед праздничной иконой в центре храма, перед чтимыми образами Спасителя Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, перед иконой святого, чьё имя они носят (если в храме нет отдельной иконы вашего небесного покровителя, поставьте свечу, и помолитесь перед иконой «Всех святых»).

Также ставят свечи на «канун» (канон) — небольшой четырёхугольный стол со множеством ячеек для свечей и небольшим Распятием на нём, и молятся о упокоении душ усопших близких в Царствии Божьем.

Кроме того, когда вы приобретаете свечи, вы можете подать записки с именами родных и близких для поминовения их священником «о здравии и спасении» и «о упокоении» а также заказать молебен или панихиду (как заполнить записки, вам подскажут служители, продающие свечи).

Очень важно перед Божественной Литургией подать записки на проскомидию (проскомидия — приготовление греческ.), во время которой священник, прочитывая записки с именами, вынимает за них частички из просфоры, которые после совершения пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы погружаются в чашу с Кровью Христовой с чтением молитвы «Отмой, Господи, грехи поминавшихся здесь Кровью Твоей Честною, молитвами святых Твоих».

Совершением этого священнодействия душам поминаемых в записках людей подаётся Благодать Святого Духа очищающая от грехов, укрепляющая на пути добродетели живых и подающая радость усопшим.

Под святой защитой: зачем нужны иконы для венчания?

Венчание – освящение брачного союза жениха и невесты. В Таинстве супруги являют собой одно целое. С этого момента беды, горести, радость и благополучие одного становится таковым и для другого. Священник использует иконы, пред которыми крещенные супруги дают обеты:

— хранить любовь и верность друг другу до смерти;

Читать еще:  Афанасий сахаров о поминовении усопших купить

— строить жизнь, исполняя Божьи заповеди;

— воспитывать детей в православной вере.

Венчальные образы несут в себе благословение, помогают сформировать благополучие семьи. Посредством их налаживаются испорченные отношения между близкими людьми, легче переносятся боль и утрата, сохраняется мир и благоденствие. Это первые и главные образы в иконостасе супружеской пары.

Особенности

Родители жениха и невесты благословляют детей на брак образами, которыми напутствовали их, если семья была православной. Сейчас такие иконы есть не у всех. Поэтому родители жениха покупают для невесты – икону Богородицы, а ее, для будущего мужа – Спаса Христа. На Таинстве венчания священник благословляет образом Господа – новоиспеченного супруга, а образом Пречистой Матери – жену.

Из храма молодожены выходят, держа в руках венчальные образа, выступая в новой роли единой частички, принадлежащей Церкви Божьей. Такой брак навечно заключен на Небесах. Людям нельзя разводиться, если на то нет серьезных причин. Иначе новый союз будет считаться прелюбодеянием.

Рекомендуем обратить внимание на магазин Икона7, где вы сможете купить иконы венчальные, именные, серебряные и иконы всех святых.

«Венчальная пара»

Два образа, которыми благословляют молодоженов, называют «Венчальной парой». Если супруги верующие, благодать Божия будет лежать на их союзе. Хранить от внешних сил зла, недобрых людей, напастей. Даже если один из брачующихся не верит во Христа, но согласился на Таинство венчания, он освящается верующей «половинкой». Брак все равно считается благодатным, как и между праведными людьми.

Что означают венчальные образы:

1. Икона Христа (благословляется жених) – символ защитника семьи: жены и детей. Забота о них – его святая обязанность. По Евангелию к жене относятся, как к хрупкому сосуду: любят, берегут и уважают. Отец мудро воспитывает детей: где-то употребляет строгость, где-то мягкость. Правильная расстановка приоритетов – искусство выстраивания отношений, приносящее добрые плоды.

2. Образ Богородицы (благословение невесте) – призывает к заботе о муже, и детях. Супруга – хранительница очага и помощница всем и во всем. Добронравная жена – это дар Бога. Супруг – глава семьи. Мудрая спутница, будучи смиренной, извлечет «драгоценное миро» в любой ситуации.

Иконы – нельзя держать, как атрибут интерьера. Пред ними молятся, изливают душу, обращаются с просьбами ко Господу и Пречистой Матери. Чтобы благодатная Сила всегда присутствовала в доме. К Ликам обращаются, как к живым. Образ – вспомогательное средство в молитве. Получают помощь по вере. Святыни – сакральное изображение Небесных Сил, несущие в себе заряд благодати.

Примечание: Обеты, данные в Таинстве Венчания, необходимо исполнять. Их нарушение привлечет в дом нестроения и скорби, которые придется пережить, как искупление, пока виновник не принесет полного покаяния. Например, за ту же измену.

Помимо венчальных икон, рекомендуем обратить внимание на другие. Например, вы можете купить икону Всецарица Божьей Матери, которая обладает большой силой и украсит интерьер дома.

Какие нужны

Приобретают пару: Образы Господа и Богородицы. Чаще всего рекомендуют иконы «Христос Вседержитель» или «Спас Нерукотворный» для жениха. Для невесты выбирают:

— Казанскую икону Божией Матери;

Строгого правила, какими иконами благословлять, нет. Их много, выбирайте ту, которая ближе сердцу. Приобретая святыни, изучите историю обретения, чудотворений, тогда они станут ближе и роднее. Общий Дух сближает, насыщает молитву глубоким смыслом, почтением к образу. Повышаются шансы на скорую помощь и доброе попечение о семье.

Чтят семейную икону, как некий залог любви и верности, известной четы Петра и Февронии. Жизнеописание – пример для молодых людей. Мудрая жена и Высокочтимый муж явили собой образец отношений между супругами. Они прожили долгую, счастливую жизнь и умерли в один день.

Молодоженам не помешают в доме иконы других святых. Прибегают к помощи Ксении Петербургской, которая вымолила из ада душу, рано умершего супруга, или св. Варваре. Угодницы Божьи способствуют благоприятному развитию отношений между молодыми.

Стоимость и где приобрести

Образы «Венчальной пары» и святых – лучший подарок для христианской семьи, который могут преподнести родственники иди друзья. Иконы можно заказать в иконописной мастерской, тогда они будут:

— в одной цветовой гамме;

— изготовлены в одинаковой манере письма;

— сделаны с использованием однородной гарнитуры;

— выполнены в одном формате.

Подобрать нужные образы можно в интернете, купить в храме, в специализированной мастерской или лавке, где продают православные атрибуты. Если не разбираетесь в иконах, проконсультируйтесь сначала с батюшкой, чтобы приобретение было выполнено по каноническим правилам.

Прежде чем использовать иконы для Таинства Венчания, сначала освятите их в храме. Цена покупки зависит от параметров и материалов, которые использовались для написания образов, колеблется в пределах: от 12 до 60 тысяч рублей.

Если вы не знаете, где найти икону по душе, то мы рекомендуем вам посмотреть сайт Икона7, где вы можете купить икону Николая Чудотворца и других святых.

Рекомендации

К выбору пары для Таинства Венчания относятся серьезно. К покупке готовятся заранее. Прежде чем остановить выбор на чем либо, изучают историю обретения, узнают, какие чудеса происходили по молитвам у этих икон. Желательно понимать:

— чем отличаются списки от копий произвольных новоделов;

— в чем разница святынь, изготовленных в мастерских при монастырях или на полиграфических предприятиях;

— как отличить каноническое письмо от принятого в других (неправославных) конфессиях.

Человеку, даже верующему, но не разбирающемуся в иконографии, сделать правильный выбор не так просто, как кажется. Лучше посоветоваться со священником. Вот некоторые рекомендации:

Исполнение: Сегодня можно найти иконы выполненные в традиционном стиле письма по дереву, полотну, напечатанные на бумаге, вышитые бисером, покрытые окладом и без него. Не думайте, что все одинаковы по силе. Хотя и верно утверждение, что изображение святого Лика освящает любой материал. Более благодатна икона, выполненная с соблюдением принятых в иконографии правил. Благочестие исполнителя очень важная составляющая образа.

Стиль: «Венчальная пара», выполненная в одной манере, смотрится гармоничнее. Если в доме есть намоленые образы, они предпочтительнее. Связь с Небом уже присутствует, родовые иконы имеют более благодатную силу, особенно, если пред ними возносились молитвы. Даже если манера письма и размеры разнятся, в этом нет ничего страшного.

Размер: Подбирают оптимальный вариант: не маленькие и не большие образы. Учитывают, что их придется долго держать в руках. Желательно, чтобы это было удобно молодоженам и священнику. Благодатность образа не зависит от величины изображения.

Качество: Красота образа – не главный атрибут святыни. По каноническим правилам краски и манера письма не должны развлекать и восхищать человека, так как, это мешает сосредоточиться на словах молитвы. Учитывается, что хранить святыни надо всю жизнь, а потом передавать своим наследникам. Поэтому лучше подобрать такие, которые будут долговечны: краски не выцветут, материал не испортится от сырости и не рассыпется в прах.

Цена: Ценовая составляющая образов не придаст благодати, как и размер доски. Будет икона украшена богатым окладом или напечатана на бумаге, не так важно. Вера молящегося и благоговение перед святыней принесут желаемое благополучие. Поэтому ориентируетесь на щедрость сердца, оно подскажет правильный выбор.

После венчания

И вот, свадьба позади. Перед молодыми встает вопрос, что делать с Венчальными иконами и остальными атрибутами Таинства. Все вещи бережно хранятся всю жизнь, ими нельзя пользоваться абы-как. Образы принадлежат новой семье. Находятся в том доме, где будут жить супруги, а не у родителей или бабушек.

Надо найти подходящее место для домашнего иконостаса. Возможно со временем он будет пополняться Ликами любимых святых. Венчальную пару передают только детям, чтобы переходила из рода в род. Став родителями, благословите на брачный союз своих чад. Основное требование к месту расположения святых образов – удобство (пространство) для вознесения молитв перед ними, например:

1. Отводят место в свободном углу, так называемом, Красном, в любой из комнат: в зале, столовой или спальне.

2. Можно оборудовать специальное место в стенке, среди церковных книг или, освободив пространство только для икон.

3. Нельзя ставить образа в один ряд с фотографиями, картинками декора, как дополнительное украшение.

Оставшиеся свечи используют при молитве, но никак не в качестве освещения помещения, ибо они – жертва Богу. Их хранят рядом с образами, там же сберегают святую воду, освещенные вербы и прочие церковные предметы.

Важно: Иконы принято расставлять, соблюдая иерархичность. Образ Богородицы должен находиться справа от Христа. Пара занимает центральную часть. Все остальные, если есть, располагают по бокам от Венчальных образов.

Нельзя иконы прятать, стесняясь людей или, чтобы не «испортить» интерьер. Христос предупредил: Кто постесняется Моего Имени, того и Я не исповедую перед Отцом Небесным. Помните эти слова, чтобы не поддаться на искушение. Не важно, что о вас подумают люди, главное – как рассудит Господь.

Иконы сами собой не улучшат семейные отношения и быт. Ко Господу и Богородице обращаются постоянно. Рассказывают о проблемах, просят о даровании послушных деток. Если в семье есть неверующие, не надо заставлять их молиться, поклоняться святыням, если нет желания. Об этом просите Бога, чтобы Он все устроил, как Ему угодно.

Важно: Не забывайте благодарить Господа и Пречистую Деву за радости и печали, ниспосылаемые для вразумления во спасение души. Тогда благодать не отступит от вашего дома.

Заключение

Таинство Венчания – Благословение Божие на брак. Храня православную веру, молодые имеют Благодать, которая хранит их союз как на Небе, так и на земле. Поклоняясь Святым образам, вы чтите Лик, который изображен на иконе, но Духом предстоите пред Тем, к Кому взываете. Следуя заповедям, уважайте, любите, никогда не предавайте своей веры и друг друга. В этом заключается благополучие жизни в супружестве.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×