Зачем поминать усопших

Вселенская родительская суббота: как правильно поминать усопших?

22 февраля православные верующие отметят Вселенскую родительскую субботу. Это суббота традиционно отмечается в последнюю субботу перед началом Великого поста. Накануне этого дня «МИР 24» выяснил, почему суббота называется Вселенской и как правильно ее отмечать.

Почему суббота называется Вселенской

Всего родительских суббот в церковном году пять, но только две из них именуются «вселенскими». С одной начинается время Великого поста – это суббота перед началом Масленицы, она называется мясопустной. Вторая – в конце большого церковного цикла, включающего в себя пост, Пасху и 50 дней после Пасхи. Венчает весь этот период праздник Святой Троицы, а перед ней отмечается троицкая Вселенская родительская суббота.

Вселенские они потому, что только в эти две субботы священники в церкви читают особые молитвы. О них рассказал корреспонденту «МИР 24» первый проректор Свято-Филаретовского православно-христианского института (СФИ) Дмитрий Гасак. «В эти дни принято поминать всех верных Христу православных христиан, от века почивших, – говорит он. – Конечно, поминальные события есть в каждой религиозный культурной традиции. Но для христиан важно, что эта память об усопших переходит с родового порядка, с памяти о своих предках и родителях, на порядок поминовения всех детей единого Бога. Всех, кто когда бы то ни было веровал во Христа. Потому что духовное родство выше родового. Христианство это утверждает и исповедует. В этот день Церковь вспоминает всех почивших христиан, потому что у Бога, как известно, все живы. Поэтому Троицкая родительская суббота называется «Вселенской»: она всеобщая, всеохватная».

Что нужно сделать в этот день

Помолиться. Самое важное, что мы можем и должны сделать – это помолиться об упокоении умерших близких людей, как родных, так и просто знакомых, с кем нас сталкивала жизнь, или кто является для нас значимым человеком, даже если ушел из мира живых раньше, чем мы сами появились на свет.

Почему так важно молиться о почивших? В православной традиции принято считать, что вечно живая душа каждого усопшего испытывает великую потребность в нашей молитве о ней, потому что сам человек уже не может творить добрых дел и как-то испросить прощение у Господа. Вот почему молитва за усопших близких – это долг всякого православного христианина. В такой молитве и после нее мы можем получить какое-то размышление и о себе, о своей жизни, о том, что нам тоже когда-то придется уйти, и важно, чтобы было кому о нас самих помолиться».

Написать поминальные записки. Можно пойти в церковь на утреннюю службу и написать поминальные записки, указав имена всех усопших, которых мы вспоминаем (многие даже специально обращаются к старшим родственникам, чтобы выяснить как можно больше имен предков).

По словам Дмитрия Гасака, если в этот день приехать в особо чтимые места, такие, как Троице-Сергиева Лавра или храм Христа Спасителя, то там у священников скапливается так много поминальных записок, поданных прихожанами, что они даже специально приглашают кого-то из братии в алтарь, чтобы разделить эту молитвенную работу: помочь прочитать эти толстые стопки записок, чтобы произнести имена все поминаемых.

«В этот день Церковь поминает всех христиан, кто только жил на белом свете: и здесь, в России, и в Европе, и на Востоке, и в Сирии, и в Африке – всех, кто был верен Христу, – говорит Дмитрий Гасак. – В отношении Литургии есть такое правило: писать имена только верующих крещенных людей. А в сердце своем, в домашней молитве можно вспоминать любого человека, даже некрещеного. Когда кто-то молится об усопшем, он тем самым являет ему свою любовь. Так что если есть какие-то теплые чувства к тому, кто ушел из жизни, то я думаю, что вспомнить их в личной молитве можно за всех. Ведь поминовение – это дело живой памяти. И для нас в России это особенно важно, особенно учитывая историю XX века, когда память о многих людях была стерта. А надо помнить всех, хоть это и не всегда легко».

Что делать можно, но не обязательно

Заказать сорокоуст об упокоении кого-то самого близкого. Тогда об умершем человеке целых сорок дней подряд будут молиться священники, поминая его имя в алтаре. Также можно заказать панихиду об умершем.

Принести пожертвование на канун. Еще один способ помянуть – купить и принести в церковь продукты (любые, кроме мясных). Их кладут на канун – обычно это стол рядом с тем местом, где ставят свечи об упокоении. Можно также купить в церковной лавке и пожертвовать на канун кагор, который потом пойдет для причащения верующих, или лампадное масло. Все это делается с той же целью, с какой ставится свеча – это пожертвование, как способ поминовения близких.

Раздать милостыню. Что еще мы можем сделать, чтобы наши молитвы были услышаны? Конечно, делать добрые дела. А также раздавать милостыню и пожертвования. В любой форме: можно перевести деньги на благотворительность, пожертвовать в храм, раздать нуждающимся, просто сделать перевод кому-то из знакомых, про кого вы знаете, что человеку нужна помощь. Важно сделать это по-возможности негласно, не обсуждать это ни с кем, не хвалиться своим поступком.

Собрать близких за поминальной трапезой. В родительскую субботу хорошо собирать родных людей дома, чтобы помолиться и вспомнить жизнь усопших близких, вспомнить, что они смогли сделать в своей жизни ради Бога, ради других людей, и поблагодарить Бога за них. Только поминальная трапеза не должна сопровождаться обильным возлиянием или превращаться в пышный пир.

Доделать то, что не успел сделать усопший. Очень хорошая традиция, скорее не церковная, а светская – постараться закончить те дела, которые не успел доделать на этой земле близкий человек. Мы знаем, что друзья и родственники часто издают собрания сочинений писателя или поэта, даже если он не получил широкого признания при жизни. А ученики продолжают научные изыскания своего учителя. Но любой человек достоин того, чтобы в память о нем подхватить и доделать важное для него дело. А иногда бывает нужно даже попросить от его имени прощения у кого-то, если он не сделал этого при жизни. Самое время для этого – родительская суббота.

Выяснить историю своей семьи. Сейчас многие люди изучают свои родословные, находят информацию о своих предках: где они жили, кем были. Иногда находят среди своих предков людей очень достойных или даже святых. «Эта тенденция дает большую надежду, что от бытового почитания усопших наш народ будет постепенно переходить к более духовному отношению к предкам. И к родителям, и к тем, кто для нас лично и для нашего народа является примером и вдохновителем», – сказал корреспонденту «МИР 24» старший преподаватель СФИ Максим Зельников.

Посетить родные могилы. В родительскую субботу можно также посещать могилы близких. Но это не обязательно, а по велению души. Если хочется, то можно. Однако священники предупреждают, что без молитв это бессмысленно и даже вредно, поскольку приводит к унынию.

Чего лучше избегать

В нашем народе сильна традиция памяти об усопших. Но по происхождению она не только христианская. Если вы православный человек или хотя бы на уровне традиции ассоциируете себя с православием, то не нужно делать всего того, что пришло к нам из язычества или противоречит христианству.

  • Не нужно превращать поминки в пышные торжества.
  • Нельзя употреблять алкоголь на кладбище.
  • Нельзя оставлять на могиле рюмку с водкой, хлеб и любое угощение. Это – не христианская, а языческая традиция.
  • Нельзя креститься на фото, монументы и памятники.
  • В Родительский день не нужно ссориться и конфликтовать, тем более – сквернословить.
  • Не стоит вспоминать о грехах и недостатках усопших.

В конце концов, любая родительская суббота – это день сосредоточенных молитв, светлой грусти и воспоминаний о близких людях, которых мы утратили. А также о том, что и наш черед когда-нибудь наступит, и хорошо бы к этому подготовиться с помощью исповеди и причащения.

Почему поминают усопших?

Как часто надо поминать усопших? Обязательные поминки по усопшим проводятся четыре раза со дня смерти покойного. Каждый из этих дней имеет определенное значение. На третий день, после скитания по дорогим сердцу местам на земле, душа покойного встречается с Господом. Именно поэтому так важно вспомнить жизнь покойного и вознести молитву.

Зачем поминать усопших?

Поминки на девятый день проводятся в честь Ангелов, которые сопровождают душу покойного, показывая ей прелести рая. Ангелы просят Господа о милости. В этот день душа вновь предстает перед Богом, испытывая страх и трепет.

После встречи с Господом душа, в сопровождении ангелов, отправляется в ад. Там она видит горе и терзания людей, совершавших грехи на земле. И только на сороковой день решается ее судьба. От молитв родных и близких, а также от прошлых поступков человека зависит, где он окажется: в раю или в аду. От воли Бога зависит место пребывания человека до совершения Страшного Суда.

Год со дня смерти олицетворяет начало вечной жизни. В этот день не обязательно приглашать много гостей. Достаточно, если за поминальным столом будут присутствовать только самые близкие покойному люди.

Обязательно ли делать поминки?

Бывают случаи, когда у родственников нет денег на проведение поминок, но не стоит расстраиваться из-за подобного обстоятельства. В день повиновения не обязательно приглашать гостей и накрывать поминальный стол. Для усопшего самое главное — молитвы, которые мы можем вознести Господу.

Читать еще:  Какие слова говорят при поминании усопших

Сходите в церковь, принесите милостыню, прочитайте молитву о покойном. Также в этом день следует сходить на кладбище с цветами, поухаживать за могилой. Можно угостить едой нуждающихся. Совершите добрые дела от имени покойного, это зачтется Господом.

Проведение поминок

На поминках все гости должны быть сосредоточены на мыслях о покойном. За столом не должны присутствовать неуместное веселье, шутки, громкие разговоры. Рассадить гостей стоит правильно. Во главе стола должны сидеть самые близкие родственники покойного.

В отношении одежды не обязательно одеваться во все черное. Но она не должна быть яркой, привлекать к себе внимание. Отдайте предпочтение спокойным, сдержанным оттенкам.

Зачем на поминках раздают платочки?

Об этом обычае знаю не все, но некоторые семьи, особенно в деревнях, соблюдают его. После обряда захоронения и на сороковой день, принято раздавать платочки. В них можно положить конфеты или печенье, чтобы люди помянули покойного.

Поминальная трапеза

Еще с давних времен наши предки следовали определенным обычаям и традициям. Они свято берегли их и почитали. Одна из традиций относится к блюдам, которые следует подавать гостям. Помимо горячих блюд, салатов и десерта, на столе должен быть канун, блины и кисель.

Отдельно рассмотрим вопрос, касательно проведения поминок в период соблюдения Великого Поста. В соответствии с правилами, принятыми Русской Православной Церковью, поминки в пост следует устраивать в субботу или воскресенье. Внимательно отнеситесь к составлению меню. На столе не должно быть мясных блюд. Яйца, молоко, сметана и другие молочные продукты тоже под запретом. Используйте постные рецепты. Можно приготовить разнообразные салаты со свежими овощами, горячие супы без мяса, вкусную выпечку.

Почему поминают ложками?

Относительно столовых приборов, есть мнение, что вилки и ножи «режут» тело покойного. Поэтому на стол принято ставить только ложки.

Почему нельзя пить на поминках?

Еще один запрет касается спиртных напитков. Их так же нежелательно ставить на стол, тем самым искушая гостей. Лучше угостите родных домашним компотом из свежих ягод или киселем.

Позвоните мне

Пожалуйста, оставьте свое имя и номер телефона

Зачем поминать усопших

Говорят, что по православным канонам нельзя размещать на могильном памятнике фотографию или скульптурное изображение похороненного человека. Так ли это и почему? Ведь на могилах, в частности, известных личностей, у нас всегда ставили либо их скульптуры, либо барельефы с их изображением.

Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), клирик
Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Православный христианин, осознавая необходимость внешнего выражения памяти об усопшем, все же внутренне старается всегда помнить о главном и самом важном нашем долге перед почившими. Это молитвенный долг, как приношение любви, и как самая благоугодная Богу наша жертва памяти об умершем человеке.

Переступившему порог вечности, по большому счету, не нужен ни гроб, ни могила, ни цветы на ней, ни долгие застолья с речами. Все внимание души в этот страшный час сосредотачивается только на тех препятствиях, которые преграждают ей путь в Царство Божие. В первую очередь, такими препятствиями являются нераскаянные, неосознанные грехи, не прощеные обиды, не исправленные пути жизни. После смерти человек уже ничего не может изменить и ждет от нас, от членов Церкви Христовой и близких в земной жизни людей, имеющих благодатную возможность молиться Богу сыновней молитвой,— ждет о нас только как можно более частого и теплого молитвенного воздыхания.

Поэтому на могильном холме достаточно одного лишь православного креста, который ставится в ноги усопшему, как бы для того, чтобы он взирал на него, как на свою последнюю надежду. Крестная смерть Христа является тем событием, с которого власть смерти над родом человеческим упразднена Сошествием в ад Самого Бога.

Приходя на могилу, даже самого известного человека (тем более, если он нам так дорог) мы не должны отвлекаться на воспоминание о внешности или заслугах умершего, рассматривая его фотографию или скульптуру, но наш долг обратить всю силу молитвенного внимания на простые и самые необходимые слова: Покой, Господи, душу усопшего раба Твоего.

Можно ли фотографировать или снимать на видео во время похорон?

Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), клирик
Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Похороны, как правило, проходят в сосредоточенной, если не молитвенной, то, по крайней мере, благоговейной атмосфере. Каждый из присутствующих на похоронах соприкасается с Таинством смерти и думает о многом, в том числе, наверное, и о своем исходе из этой жизни. В такие святые минуты создавать какие-либо неудобства людям, не совсем правильно. Фотографирование всегда связано с неким вторжением во внутренний мир, в этом и заключается сила этого искусства. А внутренний мир человека перед лицом смерти, когда он видит ее и как бы вспоминает о ней,— это таинственная минута, нарушать которую неприлично. Конечно же, исключение составляют похороны известных личностей, когда это подается как новость, как некая дань информационному сообществу. Но все же и в этом случае надо помнить о родных и близких усопшего, ведь каким бы широкоизвестным человеком он ни был, всегда есть те, для кого умерший — просто близкий человек, без регалий и наград.

Почему на поминках запрещается пользоваться вилками и ножами?

Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), клирик
Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Такого запрета не существует. Если кто-то смущает Вас подобными вымыслами, Вы имеет полное право потребовать объяснения, почему же нельзя этого делать. Если ответ будет здравым, что в принципе невозможно, то поступайте по Вашему усмотрению. Но лучше не засорять голову такими мелочами, а подумать более о молитвенном поминовении усопшего.

К сожалению, вместе с общей культурой ушла в небытие и культура поминальных трапез, которые изначально были продолжением заупокойного церковного богослужения. Но, несмотря на это, надо приложить максимум усилий, чтобы поминальный обед сопровождала атмосфера благоговения и тишины, а не стремление соблюсти самые невразумительные приметы.

Можно ли поминать усопших водкой?

Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель
Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова

Это то, с чем приходится не только сталкиваться, но и бороться, и даже запрещать такого рода поминовение как не имеющее ничего общего с христианским. Усопшим прежде всего нужны наши молитвы и добрые дела, совершаемые в память о нем. Отпевание в храме свидетельствует о том, что человек умер в мире с Церковью, и Церковь молится о нем, о прощении его согрешений. А поминальная трапеза представляет собой своего рода доброе дело, которое направлено на тех, кто живет рядом. Обычно на нее приглашались люди близкие, знакомые, а также люди неимущие, нищие, которые, побывав на обеде, могли бы вознести молитву о душе усопшего.

Интересно проследить, как возникла традиция устраивать поминальные трапезы. Раньше отпевание совершалось после литургии, и гроб с усопшим находился в храме. Люди приходили утром натощак, а процедура захоронения заканчивалась, как правило, уже во второй половине дня. Естественно, что люди нуждались в естественном подкреплении сил. Но сама идея поминовения, идея молитвы совершенно несовместима с распитием спиртных напитков, это кощунство. Прискорбно, когда поминальные трапезы превращаются в шумные застолья, к концу которых становится неясно, по какой причине все собрались.

Можно ли ставить на поминальный стол тарелку борща, стакан с водкой и хлебом «на дорожку» усопшему?

Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель
Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова

Эта традиция не имеет отношения к Православию. По христианскому убеждению земная жизнь человека, который принадлежит Церкви по крещению, является временем, когда он может засвидетельствовать свое желание быть с Богом или, наоборот, своими делами показать, что служит каким-то другим целям и убеждением. Человек реализует свою свободу — быть с Богом либо без Него. И после смерти это волеизъявление быть сделано уже не может. Однако, по милости Божией, до всеобщего суда загробная участь крещеного человек, почившего в мире с Церковью, может быть изменена посредством молитвы Церкви и молитвенного предстательства ближних о его душе, сопряженного с милостыней.

Говоря об усопшем, часто добавляют «Пусть земля будет пухом»… Можно ли так делать?

Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель
Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова

Бог создал человека, чтобы тот разделил с Ним радость бытия в Царствии Небесном. Это главная и конечная цель жизни человека. Поэтому лучшее пожелание усопшему — пожелание вечной памяти (не в том смысле, что мы должны вечно помнить о нем, а вечной памяти Бога о его душе), и пожелание Царствия Небесного, которое является своего рода молитвой и упованием на милость Божию.

Правда ли, что «земельку» после отпевания нельзя домой заносить и нельзя ничего брать с собой с кладбища?

Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель
Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова

Вопрос о «земельке» отражает языческое представление людей об обряде погребения, не имеющее ничего общего с церковной традицией и христианским отношением к смерти. Очень часто нерадивые родственники сначала хоронят усопшего и лишь потом вспоминают, что он был крещен. И, приходя в храм вместо того, чтобы попросить отпеть человека, начинают требовать «землю». Приходится объяснять, что земля не является главным в отпевании и не содержит сакрального смысла. Она имеет лишь символическое значение, является напоминанием слов Священного Писания о том, что человек — земля, и в землю возвратится. Это не пропуск в Царствие Небесное. Поэтому заносить землю домой или не заносить — значения не имеет. Если отпевание совершается в храме, то речь об этом вообще не идет — священник крестообразно посыпает усопшего землей прямо в храме, а если сопровождает гроб на кладбище, то сыплет землю в могилу со словами: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней» (Пс. 23, 1).

Читать еще:  Еврейская пасха 2014

Поэтому вопрос о «земельке» возникает у тех, кто просит отпеть своего усопшего родственника заочно. Раньше такое отпевание совершалось в исключительных случаях, если, к примеру, человек погибал на войне, и его невозможно было отпеть в храме. По большому счету заочное отпевание — ненормальное и недопустимое явление, совершаемое Церковью лишь по снисхождению к современному невоцерковленному обществу. Таковы последствия безбожного времени, когда люди, будучи причислены к Церкви и называющие себя христианами, являются православными только лишь по крещению, живут вне храма, и естественно, что после смерти они так же вне храма и погребаются. Но священники всё равно идут людям навстречу и совершают обряд, поскольку нельзя лишить православного человека молитвы.

Зачем поминать умершего человека в церкви или молитве?

Конечно, человек вспоминает умерших друзей и тем более родственников. Но это чувства, привязанность, любовь к этому человеку.

Вот и сам вопрос: зачем поминать умершего человека а церкви или в молитве, разве можно что-либо изменить в их судьбе ?

Вот например, если молиться за убийцу, то разве можно отменить или смягчить его участь перед Богом ?

Или, если ставить свечки в церкви за грешника, который может находиться в аду то, какой от этого толк и польза ?

Прошу прощения у автора вопроса за излишнюю, возможно, «резкость», но, такие рассуждения мне видятся, как результат «машинного мышления», основанного на логике и более ни на чем.

И если строить отношения с Богом на таком «машинном мышлении», то возникает вопрос: а стоит ли вообще молиться Творцу? Ведь Он и так знает, что нам надо. Зачем же просить?

Он и так знает, что мы Ему благодарны (если благодарны, конечно). Зачем же благодарить?

Он и так знает, что мы Его любим (если любим, само собой). Зачем же Его восхвалять?

А вот если опираться не на логику, но на движения сердца, то всё становится на свои места. В том числе и молитва — просьба за смягчение участи на Страшном суде тех, кого мы любим. Именно любим, а не любили.

И не только за тех, кого любим. Но, более за тех, кого не «перевариваем». Тем самым исполняя заповедь Христа о молитве за врагов и обидчиков наших.

Ведь никто же не заставляет никого молиться за усопших. Но если сердце просит, почему нет?

Уважаемый автор!Поминать покойных не нужно вообще!В книге Матфея Иисус сказал о том что наступит время когда мертвые выйдут из своих памятных склепов,то есть воскреснут!И будут судимы по своим делам!

То есть по замыслу Бога..мертвые вернутся к жизни,а сейчас они просто спят смертным сном!Это всё равно что выключенный компьютер,он не работает,но память в нем сохранена!

Отсюда просто вопрос:»Зачем поминать покойных,если в глазах Бога они образно до сих пор живы?Им сейчас ни хорошо ни плохо!)

Вот вспоминать о них это другое дело!)

Кстати в Библии нигде не указано о том что кто-либо где-то поминал покойных и ставил им свечи (это касается верующих христиан!)Зато Иисус показал свою силу воскресив своего друга Лазаря!)

Поминание умерших, это хорошая традиция. Мне вспоминается фантастический роман Святослава Логинова «Свет в окошке». Вы можете его прочесть. Мне он показался крайне грустным, но фантазия у автора поразительная. У него в романе все умершие люди попадают на тот свет с мешочком драгоценных камней. Эти камни-это можно так сказать сильные чувства, поминания этого человека всеми близкими. И он может из этих камушков исполнять свои самые причудливые желания. Более того, когда его поминают на Земле, то у него прибавляется еще по камушку. У них, у мертвых там своя жизнь. Про это и роман. А если кончаются камушки, а их нельзя там никак заработать, то все, человек потихоньку превращается как бы в тень без памяти. Конечно, это к православию никакого отношения не имеет. Мы не знаем как и кто содержится там. Иисус сказал:» В царстве Отца моего обителей много». Может и такие есть..Я писала в ответе на один из вопросов уже, что архангел Михаил по воззрению церкви может спускаться в ад за душами тех грешников в аду, за которых постоянно молятся их близкие. Т.е. по религии, ставить свечи за мертвых не напрасный труд, а вызволение из ада. А если человек в раю? Поминать его тем более надо, т.к. он находится в окружении святых и ангелов. И свеча и поминание его доходит до него в виде теплого сигнала вашей любви. И тогда он тоже может вам помочь оттуда и что-то для вас и сделать. В это верят даже древние индусы. По их вере не все души в постоянном переселении, а некоторые уже стали зрелыми душами и тогда они получают МОКШУ-освобождение от перерождений, чтобы пребывать за гранью жизни. И там, где они пребывают, они молятся о людях своего рода и помогают им.Потом для многих людей, особенно пожилых, или кто потерял близкого человека-это особое утешение-ставить свечу и ощущать, что через эту свечу и ты его помнишь и может и он тебя помнит за гранью жизни и улыбается тебе и твоим действиям. Это и красивые обычай. Как горят свечи в Храме, чьи-то просьбы горят и знаки любви и веры. И как-то душа наполняется от этого тихой радостью.А мне кажется, что чувство такой тихой радости-это верный признак, что вы что-то правильное делаете, даже если не понимаете. Вы придите в Храм и поставьте за кого-то из своих свечу и постойте с нею рядом. И послушайте свое сердце. Оно вам все скажет.

Как правильно поминать усопших в годовщину смерти?

Поминание усопших — важная часть духовной жизни православного христианина. Молитвы об умерших свидетельствуют о том, что наша земная жизнь не есть пределом, не есть смыслом и целью существования. За порогом физического бытия начинается жизнь вечна, и она зависит от того, как человек прошел свой земной путь. Это великая тайна, но и великое утешение — мы знаем, что умирая, наши близкие не исчезают во мраке, не пропадают и не растворяются в небытие, но только лишь переходят в другую — духовную — реальность.

Христианское отношение к смерти соединяет в себе вполне понятную скорбь об ушедшем близком человеке, а с другой стороны, светлое чувство, что человек ушел к Богу. Верующим людям намного проще переносить расставание с близкими, потому что они знают, что это расставание не навсегда, а только лишь на время.

Для того, чтобы почтить память умершего, вознести свои молитвы о его упокоении, вспомнить его при жизни — православные христиане устраивают поминки. Они бывают на разные сроки после смерти человека. Сегодня узнаем, как следует правильно отмечать первую годовщину после смерти, что надо делать в этот день.

Смысл поминания на год после смерти

Кроме поминаний, которые отмечаются довольно скоро после смерти, большое значение имеет первая годовщина смерти. Богослужебный год имеет свой цикл, поскольку именно за год происходят все богослужения и проходят болььшие церковные праздники. Поэтому год в православной церкви считается неким завершенным циклом. Поминание на годовщину смерти как бы подводит итог начальному этапу после смерти человека.

Ещё статьи о поминовении умерших:

Для верующего человека этот день должен отмечаться не только как день скорби, но и как некоего рода «день рождения» в новую, вечную жизнь. Вполне понятна наша чисто человеческая скорбь и печаль, когда близкие уходят, но она не должна переходить в глубокое уныние, депрессию и невозможность жить дальше. Если мы доверяем Богу, мы должны положиться на его попечение о каждом из нас — и об умерших, и об оставшихся еще живых.

Зачем вообще поминают умерших и какой смысл в это вкладывается? Тут мы видим большую разбежность между людьми верующими и неверующими. Для обычного мирского человека, который не открыл для себя радости воцерковления и познания Бога, поминки представляют собой, как правило, застолье. Люди собираются за общим столом, едят и пьют, могут вспоминать умершего при жизни. Если умер очень близкий человек, то поминки часто проходят в атмосфере гнетущего беспросветного горя.

Для верующего воцерковленного человека основной смысл поминовения — это молитва за усопшего. Это не означает, что нельзя организовать поминальный обед и позвать на него близких. Можно встретиться и за столом, но при этом нужно помнить, что еда и питье совершенно не нужны душе умершего человека.

Важно! Именно поэтому совершенно бессмысленными являются суеверия, когда в квартире или на могиле человека оставляют какую-либо еду, якобы чтобы усопший ел и пил.

Читать еще:  Есть ли в макаронах яйца

Все, что нужно душе усопшего — искренняя молитва о нем, милостыня от его имени. Поэтому с православной точки зрения поминки на год — это возможность собраться людям, которые готовы искренне молиться за умершего. Да, они вполне могут поучаствовать и в поминальном обеде, но атмосфера такого собрания будет совсем иная, более тихая и светлая.

Православные обряды по усопшим:

С этой точки зрения, получается, довольно бессмысленно, когда на поминки собираются люди, не верующие в Бога и, соответственно, вечную жизнь души. Если со смертью тела человек перестает существовать, то какой смысл его поминать? Это делать имеет смысл только тогда, когда люди понимают, что после физической смерти от человека остается что-то живое. Этим и является бессмертна богоданная человеческая душа.

Как правильно организовать годовщину смерти

Когда приближается знаковая дата, родные и близкие усопшего задаются вопросом правильной организации поминок. С чего нужно начинать и как все сделать правильно?

Конечно, первое, что нужно сделать — заказать в храме заупокойные богослужения. Это может быть панихида, сорокоуст за упокой. Очень желательно, чтобы близкие не только подали записочку с именем усопшего человека, но и сами побывали на богослужении, помолились вместе с Церковью. Конечно, это касается тех, кто воцерковлен и понимает необходимость таких действий.

После богослужения можно съездить проведать могилку умершего, навести там порядок. Не нужно при этом следовать сотням народных суеверий, которые «регламентируют» посещения кладбищ. К примеру, к таким суевериям относятся:

  • предписание ходить на кладбище только в первую половину дня — якобы, именно в это время там присутствуют души умерших, с которыми можно невидимо встретится;
  • входить на кладбище дозволяется только через узкую калиточку, а через ворота проходить нельзя, поскольку там провозят покойников. Абсурдность этого суеверия очевидна, поскольку покойников возят и по улицам, и по больницам, и много где еще, но мы же не перестаем из-за этого ходить по дороге, по которой везли умершего;
  • традиция оставлять еду и питье на могилке для кормления усопшего. Очевидно, что физическая еда ему уже давно не нужна. Гораздо лучше раздать пищу нищим с просьбой помянут умершего;
  • суеверный страх любых предметов с кладбища и атрибутов похорон. Конечно, странным и кощунственным будет, например, собирать букеты цветов на кладбище, но если вы случайно привезли что-либо с кладбища, или у вас остались какие-либо предметы, там используемые — не стоит их бояться. Это просто вещи.

Такие и многие другие суеверия имеют своей целью отвлечь человека от истинной веры, подменить ее, увести внимание от важного на всякие глупости. Не нужно этому поддаваться.

Поминальная трапеза

После посещения кладбища можно отправится и на поминальную трапезу. Ее часто заказывают в кафе, так намного удобнее разместить и накормить большое количество людей. Понятно, что музыка на таких мероприятиях неуместна, ее выключают, а трапеза проходит тихо, спокойно, с молитвой и добрыми воспоминаниями о покойном.

На первую годовщину традиционно принято приглашать всех или многих родственников и друзей покойного. Чаще всего, такая компания оказывается очень разной в плане воцерковления и веры. Но если поминаемый человек был искренне верующим христианином, то его поминки нужно устраивать согласно христианским обычаям, даже если это непонятно кому-то из близких.

Людям нужно объяснить, как и почему совершаются те или иные действия, зачем они нужны. Неверующие и невоцерковленные люди могут не участвовать в общей молитве, посещении заупокойного богослужения и прочих православных традициях, но они должны их уважать и не мешать их проведению, если решили прийти на поминки.

Отдельное внимание при организации поминальной трапезы на первую годовщину смерти нужно уделить вопросу алкоголя. К сожалению, очень часто любые застолья, в том числе и поминальные, превращаются в попойку, где количество алкоголя превышает все разумные меры. Конечно, для православного христианина такой подход не допустим.

Строгого запрета на употребление алкоголя на такой трапезе нет, но нельзя забывать о цели поминального обеда и не превращать его в обычное застолье, где люди пьянеют и начинают неподобающе себя вести. Это грех и кощунство. Так поминание проходить не должно.

Частые вопросы о годовщине смерти

Даже когда близкие в целом правильно понимают организацию поминок на годовщину смерти, часто возникает множество мелких бытовых или практических вопросов. Попробуем ответить на основные из них.

  • Когда организовывать поминки?

В нашей церкви поминальную панихиду и все сопутствующие мероприятия притяно заказывать либо день в день, либо за один день до самой годовщины.

  • Как одеваться на поминки?

Традиционно считается, что близкие люди носят траур по умершему первый год после его смерти. Сегодня эта традиция не очень распространена, да и подходы к одежде в обществе сильно поменялись. Никто не смотрит косо на человека, похоронившего родственника, и не одетого в черное. Поэтому на поминки нужно одеваться так, как вы привыкли ходить этот год.

Конечно, нужно воздержаться от излишне ярких, броских, вызывающих одеяний, а отдать предпочтение сдержанной одежде, преимущественно темных тонов. Но и специально наряжаться и покупать себе черные одежды не стоит, если вы ежедневно их не носите.

  • Что принести в храм на панихидный столик?

Заказывая в храме панихиду, традиционно положено приносить какую-либо еду и оставлять ее на специальном столике. Эти продукты после службы освящаются и раздаются тем, кто в них нуждается, а также из них готовят храмовые обеды. Можно принести: хлеб, крупы, макароны, сахар, подсолнечное или сливочное масло, конфеты и печенье, фрукты, а также любые другие продукты.

Не нужно приносить скоропортящиеся деликатесы, торты с кремом, крепкие алкогольные напитки и тому подобное. Поскольку в каждом храме могут быть свои порядки и традиции, лучше этот момент уточнить именно там, где вы будете заказывать панихиду.

  • Что готовить или заказывать на поминальный обед?

Существует масса традиций и суеверий, связанных с проведением поминальной трапезы на годовщину. Где-то принято есть исключительно ложками, где-то ставят пустой стул, тарелку и приборы для покойника, где-то поминают исключительно водкой и никакими другими напитками.

Православный христианин должен помнить, что все эти внешние атрибуты не имеют никакого значения для души умершего человека, а поминание алкоголем всегда осуждалось в нашей церкви. Поминальный обед нужен не усопшему, а его живым близким, которые потрудились сходить на кладбище и богослужение и нуждаются теперь в подкреплении своих сил.

Поэтому меню можно составлять на свое усмотрение, учитывая пищевые привычки присутствующих. Традиционно начинают трапезу с кутьи, после чего можно есть любые другие блюда.

  • Кого звать на годовщину смерти?

Какого масштаба устраивать поминки на год решает семья умершего человека. Кто-то собирает большую компанию из всех друзей и знакомых, а кто-то ограничивается тесным семейным кругом. Во многом это зависит от возможностей семьи — в наше время накрыть стол для большой компании является делом затратным и хлопотным.

Но важно не то, сколько людей соберется на поминки, а с каким сердцем эти люди придут. Если даже собирается всего несколько человек, но они искренне молятся за упокоение души, такие поминки будут иметь большое значение.

  • Что делать, если с поминок остается еда?

Часто бытует мнение, что с поминальной трапезы нельзя забирать оставшуюся еду — это плохая примета. На самом деле, это очередное суеверие, которых очень много вокруг темы смерти и похорон. Если на трапезе остается еда — ее можно раздать гостям, можно забрать домой, можно накормить неимущих. Никакого мистического смысла в этой пище нет и никакого негатива она не несет.

  • Что делать с суеверными родственниками?

В семьях, где к воцерковлению пришли не все родные, часто разгораются дебаты по поводу вопросов организации поминок. Как правило, в невоцерковленной среде царит огромное количество суеверий и поверий, якобы обязательных для исполнения. Это и стакан с водой, который ставят, чтобы покойник пил, и ношение еды на кладбище, и отдельное пустое место для умершего и многое другое.

Православный христианин понимает всю глупость и тщету таких внешних действий и часто пытается донести это до остальных. Но, чаще всего, натыкается на стену непонимания, что может довести до конфликта. Если вы видите, что близкие не готовы принимать ваши доводы — не стоит усердствовать.

Люди склонны держаться за привычные внешние действия, поскольку это дарит некое ощущение порядка и того, что все делается «правильно», «так, как надо», «так делали всегда». Если речь не идет о каких-либо существенных искажениях православия, то на внешние формальности можно просто не обращать внимания.

  • Если годовщина припала на пост

Как организовать поминки, если человек умер в пост? Тут нужно искать золотую середину. Если умерший и его ближайшие родственники, которые и занимаются поминками, всегда соблюдали посты, вполне уместно будет сохранить эту традицию и для поминальной трапезы. Если приглашены люди, не знакомые с практикой соблюдения поста, им можно объяснить, что в вашей семье есть такая традиция и она важна.

Тем не менее, если среди пришедших на поминки могут быть люди, категорически отвергающие пост — нужно позаботиться, чтобы меню было составлено с учетом их привычек питания. Поминки — это не то место, где нужно спорить о важности и необходимости поста. Это дело каждого человека и не нужно никого заставлять против воли.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector