Задания на запоминание для детей

Игровые упражнения на развитие памяти у младших школьников

У младших школьников в их возрасте наблюдается активный рост произвольности психических процессов, что очень важно. Навык выбирать ориентир и прилагать силы для достижения целей в период получения новой информации дают отличную возможность ребенку успешно обучаться в школе. Именно по этой причине хорошая произвольная память так важна для детей.

Многие взрослые уверены, что их дети имеют отличную память, так как без проблем способны запомнить ту или иную информацию. Тем не менее, каково же бывает их удивление, когда малыш, став школьником, теряет эту способность. На самом деле в этом нет ничего удивительного, просто родитель должен своевременно побеспокоиться о том, чтобы развить у чада произвольную память, которая представляет собой ведущий психический процесс в младшей школе.

В данной статье мы подробно расскажем о том, какие существуют упражнения на развитие памяти у младших школьников, и как их правильно делать.

Особенности

Существует несколько факторов, оказывающих влияние на развитие памяти, и в основном они зависят от самого человека. Однако если говорить о детях младшего школьного возраста, результат во многом зависит именно от родителей.

Так, первым фактором является желание, то есть у чада должна возникнуть тяга к познанию нового. Второй – осознание: для запоминания той или иной информации, ребенок должен понимать, зачем ему это нужно. Третий – яркие впечатления в детском возрасте выступают как бы подталкивающей силой к запоминанию чего-то нового. Четвертый – внимание: если этого фактора не будет, процесс запоминания превратиться в сложную задачу.

Развитие памяти и внимания у школьников в любом случае должно происходить на постоянной основе, иначе желаемого эффекта не будет. Исследования ученых и психологов в данной области позволили сделать вывод о том, что причина плохого запоминания состоит в отсутствии подобной задачи.

Что должны знать родители

При правильном подборе методики развития памяти и внимания у младших школьников в итоге можно получить отличный результат, даже обучаясь дома. Помимо этого, взрослые должны понимать, что на их плечи ложится колоссальная ответственность, так как именно от них зависит успех ребенка. Основная цель родителей – сделать обучение интересным. Педагоги и психологи рекомендуют обратить особое внимание именно на психологические особенности детей, которые являются основными факторами при формировании произвольной памяти, о которых было уже указано ранее: интерес, мотив, внимание, яркие впечатления.

Лучше всего преподносить информацию в комфортном виде:

  • Начинать от простых заданий, заканчивая более сложными.
  • Процесс обучения не должен утомлять.
  • Выделять время на подготовку к занятиям.
  • Завести дневник, куда будут вписываться достижения ребенка.
  • Поощрять ребенка за хорошую работу.

Обучение приемам запоминания в упражнениях

Младшие школьники способны сами применять особые методы запоминания, которые носят название «мнемотехника».

Если дитя научится использовать мнемические методы, у него разовьется произвольное запоминание, что даст возможность просто и быстро усваивать необходимый материал.

Многие родители интересуются, какими приемами следует пользоваться для обучения детей запоминанию. Так, существуют специальные упражнения для развития зрительной памяти у младших школьников, которые в основном проходят в игровой увлекательной форме. Ниже предлагаем вашему вниманию несколько заданий, которые помогут легко и просто развить у вашего ребенка память.

Упражнения на визуализацию

Упражнение 1 «Вспомни и нарисуй»

Задание способствует развитию визуализации.

Родитель должен неторопливо диктовать ребенку разные слова, при этом предлагая изобразить на бумаге образ, который возникает при их представлении. После этого, ориентируясь на собственные рисунки, он должен воспроизвести продиктованные слова. Для поддержания интереса у малыша, следует менять слова.

Упражнение 2 «Рисуем спичками»

Это упражнение представляет собой более сложный вариант вышеуказанного. Так, вместо рисунков, ученик должен создать образ из спичек. Старший должен произносить слова с интервалом в 1 мин., а ребенок за это время воспроизводит образ. Данное занятие развивает не только визуализацию, но и мелкую моторику рук.

Упражнение 3 «Изобрази, что запомнил»

Предлагаемое упражнение позволяет развить у ребенка осознанное воспроизведение объектов и формирует концентрацию внимания.

Малышу, в течение 30 сек. предлагают рассмотреть изображения того или иного знакомого для него предмета, после чего они закрываются. Школьник должен изобразить на бумаге те предметы, которые он смог запомнить. В итоге, рисунки сравниваются. Со временем, количество демонстрируемых изображений должно постепенно увеличиваться. Возможно, сначала ребенку будет довольно тяжело отразить на бумаге все, что ему показали, однако со временем, он будет совершенствовать свой навык.

Упражнение 4 «Представь предмет»

Это упражнение направлено на развитие слуховой и зрительной памяти у младших школьников, кроме того, благодаря нему у ребенка активизируется и словарный запас.

Родитель говорит малышу слова и просит его представить объекты, которые они обозначают. После этого дитя должно рассказать о том предмете, который ему запомнился. Чтобы развить зрительную память, необходимо использовать рисунки таких объектов.

Упражнение 5 «Запомни и отыщи»

Это упражнение позволит «включить» осознанное воспроизведение. Ребенку предлагают запомнить определенное количество картинок, на которых изображены те или иные объекты. После этого, картинки убирают, и ученик должен найти объекты на других сюжетных картинках.

Читать еще:  Игры на пасху для детей

Упражнения на ассоциации

Методика упражнений для развития памяти у детей в виде заданий на ассоциации уже продолжительное время считается классическим приемом, широко используемым психологами.

Такие упражнения позволяют формировать навык произвольной памяти. Данное умение будет кстати школьнику во время запоминания информацию в учебном заведении, особенно в тех ситуациях, когда некоторые понятия не связаны логически, например, во время математики, в частности таблицы умножения.

Упражнение 1 «Какая картинка поможет тебе?»

Родитель предлагает малышу ознакомиться с картинками (до 20 штук). Постепенно озвучивая слова, которые необходимо запомнить, взрослый предлагает ребенку выбрать картинку, которая бы позволила последнему запомнить это слово. После того, как все слова будут перечислены, малыш по памяти, а также с помощью имеющихся у него картинок, должен воспроизвести все слова, которые он слышал и запомнил. Это задание не требует спешки, необходимо дать чаду возможность сформировать ассоциативную цепочку между словами и картинками. Вначале родители могут помогать школьнику выбрать соответствующее изображение. Несмотря на то, что с первого взгляда это упражнение не из легких, оно как нельзя лучше тренирует память у детей.

Упражнение 2 «Придумай историю»

Это упражнение довольно непростое, оно нацелено на развитие произвольности памяти и подходит для учеников вторых или третьих классов.

Родитель озвучивает малышу определенное количество слов, которые необходимо объединить в единую группу, основываясь на одном из их общих признаков. После этого ребенок должен сочинить ситуацию, где все услышанные слова могли бы собраться в один сюжет.

Начинать работать над этим упражнением лучше всего с тех слов, которые между собой имеют логическую связь, постепенно усложняя задачу. Подобные занятия помогут не только развить память, но и подтянуть ассоциативное мышление с воображением. Так, со временем, школьник сможет объединять даже те слова, которые как внешне, так и логически не связаны.

Родители не должны каким-либо образом ограничивать воображение школьника, в то время как он сочиняет свой рассказ. Пусть малыш самостоятельно отыскивает ассоциации даже в том случае, если вначале они не совсем складные.

Упражнения на запоминание

Если брать во внимание учеников младших классов, можно определить группы детей, которые по-своему запоминают тот или иной учебный материал. Так, одни дети могут сразу воссоздать услышанное, другие – без проблем легко запоминают информацию, однако очень стремительно ее забывают, а третьи, наоборот, довольно долго запоминают и быстро забывают учебный материал.

Именно по этой причине, некоторым родителям приходится приложить массу усилий, чтобы их дети были готовы к тому, что придется запоминать сложный материал. В связи с этим, предлагаем вам ознакомиться с некоторыми приемами, которые как раз, и направлены на то, чтобы школьник смог научиться осмысливать то, что запоминает.

Упражнение 1 «Представляем стихотворение»

Данное упражнение позволяет научить ребенка мыслить образами. В основном, подобный метод очень кстати приходится во время запоминания стихотворений. Родитель учит школьника, зачитывая текст, представлять мысленно картинку – это и является основой запоминания. Чтобы было более понятно, предлагаем ознакомиться с алгоритмом проведения данного упражнения:

  • Зачитывается первая строка стихотворения.
  • Представляется то, что зачитано.
  • Подобная работа проделывается с подобранными четверостишиями.
  • Вымышленные образы вспоминаются, и ученик старается связать их со строками стихотворения.
  • Стихотворение читается еще раз, опираясь на образы.

Упражнение 2 «Собираем текст»

Для ребят постарше или для тех, кто уже довольно продвинулся в своей учебе, можно попробовать задания, которые касаются запоминания текстов. Так, психологами и педагогами в этой области уже разработана специальная и при этом довольная оригинальная методика. В частности, если в общих чертах, поделенный текст на части необходимо склеить.

Для этого взрослый подготавливает текст на отдельном листе бумаги, который необходимо прочесть школьнику, после чего содержание обговаривается. Далее прочитанный текст делится на части. К слову, в процесс разрезания можно вовлечь и ребенка. После этого школьник должен собрать все части текста в его первозданном виде.

Как правило, такое занятие весьма увлекательно для детей, так как в него входит не только мыслительный процесс, но и возможность что-то сделать самостоятельно своими руками. Тем не менее, взрослый должен в обязательном порядке должным образом подготовиться к занятию, распечатав текст, чтобы малыш не принялся разрезать книгу или учебник.

Упражнение 3 «Парочки»

Ученику диктуются парные слова, которые потом необходимо воспроизвести после прослушивания в таком же порядке, причем, только по первому слову. Освоив подобное упражнение, впоследствии, школьник сможет самостоятельно придумывать к словам «пару». Подобное обучение лучше всего практиковать в семейном кругу, когда участие будут принимать все домочадцы.

Упражнение 4 «Цепочка слов»

Родитель диктует ребенку 10 слов, которые последний должен запомнить. После этого, малыш в таком же порядке их воспроизводит. Лучше всего, за каждый правильный ответ стараться поощрять ученика.

Упражнение 5 «Кроссворды, головоломки»

Массу таких упражнений можно отыскать в разнообразных печатных изданиях. Они позволят не только заставить малыша думать логически, но и будут способствовать развитию у ребенка умения запоминать определенные термины.

Читать еще:  Кулича и пасхи церковь

Упражнение 6 «Считалки, скороговорки, потешки»

Присказки и потешки также способствуют активному развитию процесса запоминания информации у ребенка, так как чаще всего содержат не связанные между собой вещи, которые необходимо запомнить.

Вспомнить всё: 7 упражнений для развития памяти

Оказывается, для нейробиологов фраза «У меня плохая память» звучит примерно как «Мне лень сходить в фитнес-клуб, поэтому я толстый». А всё потому, что память — это «мышца», которую можно «накачать». А мышца не бывает плохой или хорошей, бывают только ленивые люди.

Мы выбрали для вас семь упражнений из книги «Память не изменяет», которые помогут и в 80 лет сохранить память 20-летнего юнца. Эге-гей!

Странный зоопарк

Перед вами несколько местами милых, местами — нет, но живых существ. У вас есть минута, чтобы их запомнить. После того как минута пройдёт, уберите этот рисунок и…


…запишите названия всех животных в алфавитном порядке.

Синенькая юбочка, ленточка в косе

Знакомьтесь, это Мария, Бибиана, Мерседес и Хуана. Да, согласны, немного непривычные для нашей местности имена, но тем не менее. Запоминайте одежду, предметы и имена этих четырёх девочек в течение 90 секунд. После этого действуйте по старой схеме: пролистайте картинку вверх и ответьте на вопросы ниже.

  1. У кого на голове синие бантики: у Марии или Бибианы?
  2. Как зовут девочку в синих сапогах?
  3. У кого из девочек чёлка и костюм в горошек?
  4. У кого из девочек есть котёнок: у Хуаны или Бибианы?

Запоминательная минутка

Внизу написаны имена людей и даты, с которыми связаны некоторые события в их жизни. Вы должны три раза прочитать этот список. А потом убрать его и по памяти записать то, что запомнили.

  1. Витя и Флора поженились 17 июля 1976 года.
  2. Лариса родилась 12 мая 1987 года.
  3. Юля защитила кандидатскую диссертацию 21 июня 2013 года.
  4. Мэр запланировал грандиозное событие 25 февраля 2015 года.

Белый Бим Чёрное ухо

Теперь у вас есть 30 секунд, чтобы запомнить этих животных и их клички. По истечении этого времени закройте картинку и постарайтесь продемонстрировать волшебство своей памяти.

Пишем историю

У вас есть 90 секунд, чтобы запомнить имена и даты рождения известных исторических личностей. А теперь…

…мы сложили все имена и даты в огромный временной шейкер и перемешали их. Найдите правильный год рождения для каждой исторической персоны. Чур не подглядывать!

Почти советский ковёр

Посмотрите на картинку ниже, которая чем-то напоминает советский ковёр. Вглядывайтесь в квадраты столько времени, сколько вам нужно. Когда решите, что запомнили всё, уберите рисунок с глаз долой и ответьте на вопросы, приведённые внизу.

  1. Сколько цветков с тремя лепестками изображено на рисунке?
  2. Сколько чёрных цветков изображено на рисунке?
  3. Сколько на рисунке цветков, у которых есть только пять лепестков, но отсутствуют любого рода дополнительные элементы?

Только криптография, только хардкор

Если предыдущие упражнения показались детской забавой, то это заставит вас как следует напрячься. У вас есть две минуты, чтобы запомнить этот секретный шифр. Потом мужественно (для женщин — женственно) закройте рисунок и попробуйте расшифровать три слова ниже.

Готовы? Поехали! (Кстати, это реально выполнимое упражнение. Достаточно тренироваться около месяца каждый день, и сам Тьюринг вам позавидует, так лихо вы начнёте справляться с любыми криптографическими штуками.)

Поздравляем, вы только что отлично подзарядили свою память. И напоследок ещё пара банальных, но действенных советов для того, чтобы стать гигантом памяти.

Будьте наблюдательны. Занимайтесь спортом. Соблюдайте внешний порядок: всегда храните часто используемые вещи на одних и тех же местах. Пойте песни, объясняйте рецепты, цитируйте поэзию и запоминайте сказки, чтобы потом рассказывать их вашим детям или внукам. Прокладывайте зрительные маршруты и привязывайте идеи (абстрактные и не только) к образам.

Решайте головоломки, кроссворды, отгадывайте загадки, играйте в домино и шахматы. Говорите с людьми. Будьте оптимистами. И, конечно, читайте книги!

Развиваем внимание у детей: 15 игр, 3500 заданий и упражнений, которые понравятся детям и взрослым

Команда ЛогикЛайк знает, какие игры помогут ребёнку стать более собранным и научиться управлять своим вниманием. Делимся лучшими находками и разработками.

На LogicLike.com дети учатся рассуждать, развивают логику и нестандартное мышление, внимание и память.

Вы заметили, что ребёнок «невнимательный», или услышали эти слова от воспитателя или учителя? Говорят, постоянно витает в облаках… А он действительно невнимательный или ему просто скучно на уроках? Разбираем, на что родителям стоит обратить внимание.

Объем, устойчивость, концентрация и другие свойства внимания, которые нужно развивать

Всего есть шесть свойств внимания. Нарушение каждого из них по-своему отражается на деятельности ребёнка.

1) Объем внимания. При маленьком объеме внимания ребёнок не умеет концентрироваться одновременно на нескольких предметах и удерживать их в памяти.

2) Устойчивость и 3) концентрация внимания. Работайте в этом направлении, если ребёнок быстро отвлекается на посторонние дела, не может долго сосредотачивать внимание.

4) Избирательность внимания. Это свойство крайне важно, чтобы уметь сосредоточить внимание на значимом процессе. И при этом не обращать внимания на второстепенные, отвлекающие стимулы. Проблемы с избирательностью внимания мешают доводить начатое до конца.

Читать еще:  Оплодотворение яйцеклетки в пробирке

5) Распределение внимания. Ребёнку сложно выполнять две задачи одновременно.

6) Переключаемость внимания. Способность быстро и легко переместить внимание с одного действия на другое. Ребёнок с трудом переносит внимание с одного объекта на другой, переключается слишком медленно? Развивайте гибкость внимания.

Понаблюдайте, что дается ребёнку сложнее: воспринимать информацию визуально или на слух? Учитывая это, вы сможете более грамотно подобрать игры и упражнения на внимание.

Выбирайте игры и задания по возрасту

Игры и упражнения на внимание для детей 4-5 лет

Дошкольникам сложнее всего усидеть на месте, поэтому игровая форма занятий подходит им больше всего.

Игра «Запрещенный цвет» на концентрацию и распределение внимания

Перед началом игры установите правила:
— нельзя называть запрещенные цвета, например, зелёный и красный;
— нельзя один и тот же цвет называть дважды.

А теперь задавайте вопросы: «Какого цвета небо? Какого цвета трава? Какого цвета солнце? Какого цвета клубника?» Возможные варианты ответов: «Голубого; как газон; желтого; как сердце».

Игра «Придумай автомобиль» Развиваем избирательность внимания

Предложите ребёнку представить проезжающий мимо автомобиль, который каждый раз возвращается. Как он выглядит? Какие звуки издает? Постепенно картинка должна становиться все более живой и насыщенной.

Делайте ребёнку подсказки, но не комментируйте каждое его действие. Так он может отвлечься от игры и потерять интерес к ней.

Игра «Найди лишнее» на концентрацию и распределение внимания

Прочитайте ребёнку стихотворение и попросите хлопать в ладоши, если он слышит лишние слова.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
лебеди, куницы,
Галки и стрижи,
Чайки и моржи.

Игра «LOGIC Шульте» развивает концентрацию и устойчивость внимания

В таблицах Шульте в хаотическом порядке размещены цифры, которые необходимо быстро найти в верной последовательности. Помимо внимания и периферического зрения, такой тип заданий развивает навык скорочтения.

Игры и упражнения на внимание для детей 6-8 лет

Младшеклассники легко отвлекаются на посторонние вещи (смартфон, телевизор, вид за окном), поэтому постарайтесь перед занятиями исключить любые раздражители. Придумайте кодовое слово («внимание», «начинаем») и попросите ребёнка сосредоточиться после того, как вы его произнесете.

Игра «Догони робота» на концентрацию, избирательность и устойчивость внимания

Начертите такой квадрат с роботом. Он будет передвигаться вверх, вниз, вправо и влево по вашим командам. Продиктуйте несколько ходов и попросите ребёнка указать, в какую клетку переместился робот. Водить по полю пальцем нельзя.

Упражнение «Слушаю и считаю» Развиваем распределение внимания

Прочитайте предложение, постукивая карандашом по столу. Ребёнок должен запомнить текст и сосчитать количество ударов.

Упражнение «Читаю и считаю» на переключаемость и распределение внимания

Предложите ребёнку прочитать текст и одновременно посчитать количество слов в нем. Для счета не используем пальцы.

Игра «Защитники островов» развивает переключаемость внимания

Эту игру можно назвать морским боем нового уровня. Вместо обычного квадратного игрового поля действие разворачивается на круговой диаграмме. Игрок может выбрать один из трех уровней сложности.

Игра «LOGIC Игрек» развивает объем, устойчивость и переключаемость внимания

В игре 3 уровня сложности:

  • «Новичок» — игрок должен запомнить и повторить в любом порядке расположение точек на экране.
  • «Опытный» — требуется запомнить расположение цифр в правильной последовательности: 1, 2, 3, 4 и т.д.
  • «Мастер» — необходимо запомнить расположение фруктов на экране в нужном порядке.

Игры и упражнения на внимание для детей 9-10 лет

Для детей постарше подойдут более сложные упражнения на внимание. Хорошо, если они будут не сильно напоминать школьные задания, чтобы ребёнок мог отвлечься от учебы и провести свободное время весело и полезно.

Упражнение «Запомни все» на концентрацию и распределение внимания

Предложите ребёнку внимательно рассмотреть какой-то предмет не дотрагиваясь до него. Например, настольную лампу, вазу или связку ключей. Затем пусть ребёнок закроет глаза и постарается описать предмет. Какого он цвета, размера? Какой он на ощупь?

Упражнение «Что изменилось?» Развиваем объем внимания

Разложите на столе около десяти предметов. Можно взять, к примеру, канцелярские принадлежности: ручки, карандаши, пенал, линейку и т.п. Затем попросите ребёнка запомнить, как лежат предметы.

Затем попросите его закрыть глаза и досчитать до 20-ти. За это время поменяйте некоторые из предметов местами или вовсе уберите. Предложите ребёнку сказать, что изменилось.

Упражнение «Запрещенная цифра» на концентрацию и распределение внимания

Считайте вслух от одного до 41, не называя числа, в которых есть цифра 4. Вместо них говорите: «Не собьюсь». Предложите ребёнку повторить упражнение.

Игра «Атака вируса» развивает концентрацию внимания

Цель игры — окружить Вируса и не дать ему проникнуть в самое сердце микросхем Клапана. Всего доступно три уровня сложности: «легко» — в игре всего один Вирус и есть много возможностей его обезвредить; «трудно» — победить нужно двух Вирусов, что будет не так просто; «ааааа!» — придется попотеть, ведь окружить необходимо трех Вирусов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector