Задостойник пасхи ноты

Православные ноты

Последнее обновление страницы: 21.12.2012 18:41:08

На этой странице собраны ноты, которые в разное время были набраны для клиросных нужд и могут оказаться полезными для регентов и певчих. Как правило, подтекстовки к нотам сделаны на церковно-славянском языке шрифтами семейства Orthodox; для изображения номеров тактов и прочей вспомогательной информации используется шрифт AcademyC (в формате Type 1), который можно загрузить отсюда.

Осмогласие

Стихирные гласы:

В формате PDF: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | одним архивом

В формате Finale 2003: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | одним архивом

Воскресные ирмосы:

В формате PDF: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | одним архивом

В формате Finale 2003: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | одним архивом

Прокимен в Великий Пяток и Великую Субботу «Разделиша ризы Моя себе:» архиеп. Никанора:

упрощенный вариант в формате PDF (33 кб) и в формате Finale 98 (7 кб);

Опевы Страстных Евангелий в формате PDF (19 кб) — обыкновенные.

Припевы на паремиях в Великую Субботу в формате PDF (31 кб) — обыкновенные. Особенностью второй паремии является то, что в некоторых местах текст, который нужно петь, отличается от остальных строк — что своей неожиданностью может поставить певчих в полное замешательство.

Канон «Волною морскою» , поемый на утрени в Великую Субботу и на Пасхальной полунощнице в формате PDF (148 кб) и в формате Encore 4.0 (22 кб). Выложен в виде «как есть».

Канон Пасхи , один из вариантов обиходного распева в формате PDF (82 кб) и в формате Encore 4.0 (17 кб). Выложен в виде «как есть».

Стихиры Пасхи , один из вариантов обиходного распева в формате PDF (133 кб) и в формате Encore 4.0 (20 кб). Выложены в виде «как есть». Подтекстовка выполнена шрифтом Evangelie, и к тому же неправильным способом, поэтому выглядит криво.

Задостойник «Ангел вопияше» Валаамского распева в переложении Е. Ст. Азеева в формате PDF (45 кб) и в формате Finale 98 (13 кб).

Прокимен великий «Кто Бог велий:» (Бортнянского?), в ред. Е. С. Кустовского в формате PDF (26 кб) и в формате Finale 98 (6 кб).

Входные молитвы во всю Светлую седмицу в формате PDF (25 кб) в размерах карманного Служебника изд. МП. Правда, к нотам они никакого отношения не имеют, зато хороший подарок к Пасхе священникам и диаконам. Содержимое обеих страниц файла нужно распечатать на двух сторонах листа и разрезать по указанным линиям — получается из одного листа 4 экземпляра.

Блок песнопений Великого повечерия «С нами Бог:» , гармонизация Соловецкого обихода, в формате PDF (145 кб) и в формате Finale 2001 (54 кб). Блок включает:

  • собственно «С нами Бог:» ;
  • последующие тропари «День прешед:»;

последующий Осмогласник «Безплотное естество Херувимское: » .

Рождественская песнь Ф. Грубера в формате PDF (28 кб) и в формате Finale 2000 (13 кб): переписана в одном из храмов СПб, по их утверждению — в авторском изложении. Подтекстовка сделана Елизаветинским шрифтом в старой русской орфографии.

Стихиры «Совет превечный» знаменного распева в ред. Д. Соловьева в формате PDF (105 кб) — только первые две: третья только что нашлась в Церковно-Певческом Сборнике (том 2, ч. 2, кн. 2, с. 524). Поются также на вечерни перед Субботой Акафиста (т. е. на литургии Преждеосвященных даров в пятницу утром). В конце файла приложено величание на Благовещение.

Кондак 13 акафиста «О Всепетая Мати» Киевского распева, как поют в Троице-Сергиевой Лавре (с незначительными изменениями) в формате PDF (44 кб) и в формате Finale 2000 (19 кб).

Песнопения Божественной литургии

Милость мира «Сергиевская» (на стихиру прп. Сергию Радонежскому), подобен «Приидите Триипостасному», в ред. Е. С. Кустовского в формате PDF (58 кб) и в формате Finale 2000 (26 кб).

Блок песнопений Великого повечерия «С нами Бог:» , гармонизация Соловецкого обихода, в формате PDF (145 кб) и в формате Finale 2001 (54 кб). Блок включает:

  • собственно «С нами Бог:» ;
  • последующие тропари «День прешед:»;

последующий Осмогласник «Безплотное естество Херувимское: » .

Прокимен великий «Кто Бог велий:» (Бортнянского?), в ред. Е. С. Кустовского в формате PDF (26 кб) и в формате Finale 98 (6 кб).

Стихира прп. Сергию Радонежскому , подобен «Приидите Триипостасному» в формате PDF (45 кб) и в формате Finale 98 (23 кб).

Псалом 41 «Имже образом желает елень:» П. Мироносицкого в формате PDF (84 кб) и в формате Finale 98 (27 кб). Можно петь по запричастном стихе, особенно хорошо — во время постов.

  • Написать авторам сайта можно по адресам:
  • Задания для всех поющих к 1-2 февраля

    Для всех прихожан:
    Повторить материалы 8-го гласа — ТУТ.

    Задание для семейного хора:
    1) Учить и петь молитвы к Пасхе: стихиру на 6 глас «Воскресение Христово видевше», тропарь Пасхи обиходного напева — ЗДЕСЬ.
    2) Учить и петь «Пасхальный кант» — ТУТ.
    3) Повторять с прошлого года песню «Всё у Бога в радости живёт» — ТУТ.
    4) Повторять с прошлого года песню на слова Майкова «Христос воскрес» — ЗДЕСЬ.

    Задание для народного хора:
    1) Учить и петь материалы к воскресной службе 2 февраля (ЗДЕСЬ) и к службе Сретения Господня (ТУТ).
    2) Учить и петь Ексапостиларий «Чертог Твой» (ТУТ) и «Егда славнии ученицы» (ТУТ).
    3) Повторять все ранее пройденные песнопения к Великому посту:
    i) стихиры Великого повечерия по первом Трисвятом, на 2-й и 8-й глас — ЗДЕСЬ,
    ii) стихиры Великого повечерия по втором Трисвятом — ЗДЕСЬ,
    iii) тропари Великого повечерия «День прешед» — ТУТ,
    iv) тропари Великого повечерия «Безплотное естество Херувимское» — ТУТ,
    v) припевы Великого покаянного канона — ЗДЕСЬ,
    vi) ирмосы Великого покаянного канона — ЗДЕСЬ,
    vii) кондак «Душе моя» — ЗДЕСЬ,
    viii) «Свете Тихий» постового распева — ТУТ,
    ix) великопостные ектении — ЗДЕСЬ,
    x) ирмосы канона Великой Субботы — ТУТ,
    xi) «Ныне силы Небесныя» — ЗДЕСЬ,
    xii) Задостойник «О Тебе радуется» — ЗДЕСЬ.
    4) Учить и петь Пасхальный канон обиходного распева (с Богородичнами) с 1 по 5 песнь — ТУТ.
    5) Повторять ТОЛЬКО ирмосы Пасхального канона византийского распева, песни ПЕРВАЯ, ТРЕТЬЯ, ЧЕТВЁРТАЯ, ПЯТАЯ.
    6) Учить и петь эксапостиларий Пасхи «Плотию уснув» (ЗДЕСЬ), 3-ю, 4-ю и 5-ю стихиры Пасхи (ТУТ). Повторять первые две стихиры (ТАМ ЖЕ). Обратить внимание на точное интонирование нот со знаком альтерации.
    7) Учить и петь ипакои Пасхи 8-го гласа — ЗДЕСЬ.
    8) Повторять с прошлого года Задостойник Пасхи напева Валаамского монастыря (ТУТ), тропарь Пасхи обиходный (ТУТ) и на греческом языке (ЗДЕСЬ).
    9) Учить и петь праздничные антифоны Пасхи — ТУТ.
    10) Повторять неизменяемые песнопения Литургии:
    а) Великая ектения Московская — ЗДЕСЬ и Киевская — ТУТ;
    б) Антифоны изобразительны на 1-й глас — ЗДЕСЬ;
    в) «Единородный Сыне» — ТУТ;
    г) «Приидите поклонимся» знаменного и столпового распева (ЗДЕСЬ);
    д) Трисвятое древнего распева (ТУТ);
    е) Cугубая ектения Дивеевская (ТУТ) и просительная Грузинская (ЗДЕСЬ);
    ж) Херувимская песнь на «Благообразный Иосиф» — ЗДЕСЬ;
    з) Символ Веры (ТУТ) и «Отче наш», а также 33 псалом (ЗДЕСЬ);
    и) «Милость Мира» Афонская мажорная — ЗДЕСЬ, и минорная — ТУТ
    (тем, кто хорошо читает ноты и уверенно поёт двухголосие — далее учить второй голос в «Милости мира» Афонской минорной);
    к) «Достойно есть», гефсиманская (ТУТ);
    л) Просительная ектения Виленская (ТУТ);
    м) «Тело Христово» и «Аллилуиа» по Причащении (ЗДЕСЬ), а также на 2-ой тропарный глас петь «Видехом свет Истинный» и «Да исполнятся уста наша» (стр. 37 последования Литургии), «Великаго Господина»
    н) Прокимны Воскресные восьми гласов — ЗДЕСЬ (1-3) и ТУТ (4-8),
    о) «Херувимская» Трубачёва — ЗДЕСЬ.
    11) Повторять все пройденные гласы, тропарные (ПЕРВЫЙ, ВТОРОЙ, ТРЕТИЙ, ЧЕТВЁРТЫЙ, ПЯТЫЙ, ШЕСТОЙ, СЕДЬМОЙ, ВОСЬМОЙ) и стихирные (ПЕРВЫЙ, ТРЕТИЙ, ЧЕТВЁРТЫЙ, ВОСЬМОЙ).
    12) Выполнять каждый день упражнения на развитие дыхания, упражнения с трубочкой для коктейля, разогревать голос перед тем, как начинать петь основное задание, распеваться — ЗДЕСЬ.

    Задание по сольфеджио:
    1) Выучить понятие интервала «кварта».
    2) Петь упражнения в разделе «Кварты» №№ 30-32 — ЗДЕСЬ.
    3) Повторять упражнения на ступени на стр. 10 — ТУТ.

    В нотной тетради письменно:
    1) От ноты «фа» первой октавы построить все пройденные интервалы и трезвучия вверх и вниз, уметь их СЫГРАТЬ на фортепиано, СПЕТЬ.
    2) Выполнить задания 19,20 из второй части рабочей тетради Калининой — ЗДЕСЬ.
    3) В кондаке Великого канона «Душе моя» древнего распева (ЗДЕСЬ) найти и подписать все пройденные интервалы между первым и вторым голосом (прима, секунда, терция, кварта), указать их вид.

    Пасхальные песнопения

    Стихира, глас 6 1

    В оскре́сение Твое́, Христе́ Спа́се, а́нгели пою́т на небесе́х, и на́с на земли́ сподо́би, чи́стым се́рдцем Тебе́ сла́вити.

    Перевод: Воскресение Твое, Христе Спаситель, Ангелы воспевают на небесах: и нас на земле удостой чистым сердцем Тебя славить. 2

    Тропарь, глас 5 3

    Х ристо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.

    Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ и тем, кто в гробницах, жизнь даровав.

    Ипакои, глас 4 3

    П редвари́вшия у́тро я́же о Мари́и, и обре́тшия ка́мень отвале́н от гро́ба, слы́шаху от А́нгела: во све́те присносу́щнем Су́щаго, с ме́ртвыми что и́щете, я́ко челове́ка? Ви́дите гро́бныя пелены́, тецы́те и ми́ру пропове́дите, я́ко воста́ Госпо́дь, умертви́вый смерть, я́ко есть Сын Бо́га, спаса́ющаго род челове́ческий.

    Жены, пришедшие с Марией до рассвета и нашедшие камень отваленным от гроба, услышали от Ангела: «Во свете вечном Пребывающего что вы ищете среди мертвых как человека? Посмотрите на погребальные пелены, бегите и миру возвестите, что восстал Господь, умертвив смерть, ибо Он – Сын Бога, спасающего род человеческий!»

    Кондак, глас 8 3

    А́ ще и во гроб снизше́л еси́, Безсме́ртне, но а́дову разруши́л еси́ си́лу, и воскре́сл еси́, я́ко победитель, Христе́ Бо́же, жена́м мироно́сицам веща́вый: ра́дуйтеся, и Твои́м апо́столом мир да́руяй, па́дшим подая́й воскресе́ние.

    Хотя Ты и сошел во гроб, Бессмертный, но уничтожил силу ада и воскрес как победитель, Христе Боже, женам-мvроносицам возгласив: «Радуйтесь!» и Твоим Апостолам мир даруя, Ты, дающий падшим воскресение.

    Задостойник, глас 1 3

    А́ нгел вопия́ше Благода́тней: Чи́стая Де́во, ра́дуйся! И па́ки реку́: ра́дуйся! Твой Сын воскре́се тридне́вен от гро́ба, и ме́ртвыя воздви́гнувый: лю́дие, весели́теся.

    Ангел возглашал Благодатной: Чистая Дева, радуйся! И снова скажу: Радуйся! Твой Сын воскрес в третий день из гроба, и мертвых воскресил. Люди, торжествуйте!

    Ирмос Пасхального канона, глас 1 3

    С вети́ся, свети́ся, но́вый Иерусали́ме: сла́ва бо Госпо́дня на тебе́ возсия́. Лику́й ны́не и весели́ся, Сио́не. Ты же, Чи́стая, красу́йся, Богоро́дице, о воста́нии Рождества́ Твоего́.

    Светись, светись, новый Иерусалим, ибо слава Господня над тобою взошла! Ликуй ныне и красуйся, Сион! Ты же радуйся, Чистая Богородица, о воскресении Рожденного Тобой.

    Стихиры, глас 5 3

    Стих: Д а воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́.

    Да восстанет Бог и рассеются враги Его ( Пс.67:2 ).

    П а́сха свяще́нная нам днесь показа́ся, Па́сха но́ва свята́я, Па́сха та́инственная, Па́сха всечестна́я. Па́сха Христо́с Изба́витель, Па́сха непоро́чная, Па́сха вели́кая, Па́сха ве́рных. Па́сха две́ри ра́йския нам отверза́ющая. Па́сха всех освяща́ющая ве́рных.

    Пасха священная в сей день нам явилась, – Пасха новая, святая, Пасха таинственная, Пасха всеми чтимая. Пасха – Христос Избавитель; Пасха непорочная, Пасха великая, Пасха верных, Пасха двери рая нам открывшая, Пасха, освящающая всех верных.

    Стих: Я́ ко исчеза́ет дым, да исче́знут.

    Как исчезает дым, да исчезнут ( Пс.67:3 ).

    П рииди́те от виде́ния жены́ благове́стницы, и Сио́ну рцы́те: приими́ от нас ра́дости благове́щения, Воскресе́ния Христо́ва: красу́йся, лику́й и ра́дуйся, Иерусали́ме, Царя́ Христа́ узре́в из гро́ба, я́ко жениха́ происходя́ща.

    Идите после видения, жены-благовестницы, и Сиону возгласите: «Прими от нас радость благовестия о воскресении Христовом!» Веселись, ликуй и радуйся, Иерусалим, Царя-Христа узрев, как жениха, из гроба выходящим.

    Стих: Т а́ко да поги́бнут гре́шницы от Лица́ Бо́жия, а пра́ведницы да возвеселя́тся.

    Так да погибнут грешники от лица Божия, а праведники да возвеселятся ( Пс.67:3-4 ).

    М ироно́сицы жены́, у́тру глубоку́, предста́вша гро́бу Живода́вца, обрето́ша А́нгела на ка́мени седя́ща, и той провеща́в им, си́це глаго́лаше: что и́щете Жива́го с ме́ртвыми? что пла́чете Нетле́ннаго во тли? Ше́дше, пропове́дите ученико́м Его́.

    Жены-мироносицы глубоким утром, гробнице жизни Подателя представ, нашли Ангела, на камне восседавшего, и он, обратившись к ним, так возглашал: «Что вы ищете Живого между мертвыми? Что оплакиваете Нетленного, как тлению подпавшего? Возвратившись, возвестите ученикам Его!»

    Стих: С ей день, его́же сотвори Госпо́дь, возра́дуемся и возвесели́мся в онь.

    Это день, который сотворил Господь, возрадуемся и возвеселимся в оный! ( Пс.117:24 ).

    П а́сха кра́сная, Па́сха, Госпо́дня Па́сха! Па́сха всечестна́я нам возсия́. Па́сха, ра́достию друг дру́га обы́мем. О Па́сха! Избавле́ние ско́рби, и́бо из гро́ба днесь, я́ко от черто́га возсия́в Христо́с, жены́ ра́дости испо́лни, глаго́ля: пропове́дите апо́столом.

    Пасха радостная, Пасха, Господня Пасха, Пасха всесвященная нам взошла. Пасха! Радостно друг друга обнимем. О, Пасха – избавление от скорби! Ибо из гроба в сей день, как из брачного чертога просияв, Христос жен исполнил радости словами: «Возвестите Апостолам!»

    С ла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

    Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

    В оскресе́ния день, и просвети́мся торжество́м, и друг дру́га обы́мем. Рцем бра́тие, и ненави́дящим нас, прости́м вся Воскресе́нием, и та́ко возопии́м: Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.

    Воскресения день! И засияем торжеством и друг друга обнимем; скажем: «Братья!» и ненавидящим нас, – всё простим ради воскресения и так возгласим: «Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ, и тем, кто в гробницах, жизнь даровав!»

    Ангел вопияше…

    Текст:

    Ангел вопияше Благодатней: / чистая Дево, радуйся! / И паки реку: радуйся! / Твой Сын воскресе / тридневен от гроба / и мертвыя воздвигнувый, / людие, веселитеся

    Святися, святися, / Новый Иерусалиме, / слава бо Господня / на тебе возсия. / Ликуй ныне / и веселися Сионе, / Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, / о восстании Рождества Твоего

    Перевод:

    Ангел возглашал Благодатной: “Чистая Дева, радуйся! И снова скажу: Радуйся! Твой Сын воскрес в третий день из гроба и мертвых воскресил”. Люди, торжествуйте!

    Светись, светись, новый Иерусалим – слава Господня над тобою взошла! Ликуй ныне и красуйся, Сион! Ты же радуйся, Чистая Богородица, о воскресении Рожденного Тобой.

    Вопияше – возглашал; паки – снова; тридневен – в третий день; воздвигнувый – воскресив; красуйся – радуйся; восстании – воскресении; Рождества Твоего – Рождённого Тобой

    Смысл:

    Задостойник («за» (вместо) «Достойно»)- песнопение литургии, которое поется в составе евхаристического канона вместо «Достойно есть» в двунадесятые праздники, Пасху, Преполовение Пятидесятницы (центральная дата между праздниками Пасхи и Троицы), Великий Четверг и Великую Субботу.

    Это песнопение также, как и «Достойно есть» прославляет Божию Матерь, но уже в свете конкретного праздника.

    На литургии в дни двунадесятых праздников и Пасхи (от дня праздника до дня отдания), а также в Великий Четверг и Великую Субботу задостойником является ирмос девятой песни канона утрени: в дни, когда совершается литургия Василия Великого – особый Богородичный тропарь «О Тебе радуется».

    Автором пасхального канона, из которого взят задостойник, является преподобный Иоанн Дамаскин (“Дамаскин” – “из Дамаска”). Этот святой, живший на рубеже VII и VIII веков, прославлен как гимнотворец, богослов, философ и отец Церкви. Во времена иконобоческой ереси в Византии и жестоких гонений властей на почитателей православных икон Иоанн Дамаскин ревностно отстаивал истину (автор «Трёх защитительных слов в поддержку иконопочитания») и в последствии добился её принятия.

    Святой известен как создатель “Октоиха” – богослужебной книги “осьмогласия”, т.е. системы восьми гласов (определённых мелодических оборотов), которые поочерёдно менялись каждую неделю. Эта система, в дальнейшем, была перенята Русской православной церковью вместе с другими византийскими традициями. Кроме того, Иоанн Дамаскин написал множество других духовных сочинений – канон Рождеству, Пасхе и другим праздникам, ряд молитв из утреннего и вечернего правил.

    По церковной традиции пасхальный канон поётся целиком, без чтеца, со своим особенным праздничным распевом (мелодией) и исполняется так до отдания праздника.

    Автор в первой части задостойника поэтически связал текст с событиями Благовещения – явлением Деве Марии Архангела Гавриила с вестью о том, что она родит Спасителя. В гимне воскресшему Христу Архангел является к ней снова, но уже с иной, пасхальной, вестью.

    Как пишет сам Иоанн Дамаскин:

    “…Радостную весть о Господнем воскресении прежде всех получила Богородица, как то и было Ей прилично и справедливо. Она прежде всех увидела Его воскресшим и наслаждалась Его божественной беседой…”

    Во второй части – в самом ирмосе – Архангел обращается к Новозаветной Церкве (“Светися, светися, Новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия”). Эта же фраза является цитатой из книги пророка Исаии, который предвозвестил воскресение Христа: “Светися, светися, Иерусалиме, прииде бо твой свет, и слава Господня на тебе возсия” (Ис.;60,1).

    “Ликуй ныне и веселися, Сионе…” – в буквальном смысле Сион – это гора на южной стороне Иерусалима, где был дом царя Давида, а в последствии горница Тайной вечери, сошествие Святого Духа на апостолов. В Новом Завете, как пишет блаженный Иероним, под Сионом подразумеваются святые: они, стоя на вершине добродетелей, образуют собой Сион, о котором сказано: “Основание его на горах святых. Господь любит врата Сиона более всех селений Иакова” (Пс. 86, 2).

    Далее, Вестник вновь обращается к Марии, именно как к Матери Иисуса (“о восстании Рождества Твоего”).

    Слово “Радуйся”, неоднократно повторенное в песнопении, проходит лейтмотивом через все пасхальные тексты: именно так Господь приветствовал жён-мироносиц: “Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему” (Мф 28:9)

    “Ангел вопивше” Ф. Макарова

    “Ангел вопияше” Пасхи М. Балакирева

    Один из самых часто исполняемых сочинений среди русских церковных хоров, является обработкой валаамского распева. Исполняет хор “Серебрянные голоса”:

    “Ангел вопияше” П. Чеснокова с соло сопрано

    Павел Чесноков – известный русский композитор конца 19 – начала 20 века, автор множества духовных сочинений (ок. 400), регент. Его музыке свойственна большая эмоциональность, даже чувственность.

    Исполнитель – хор Академии хорового искусства им. Попова, дирижер Алексей Петров, солистка – Алёна Саяпина.

    Читать еще:  Можно ли расписаться в пост без торжества
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector