Записки о поминовении усопших

Церковные записки

В записке «О здравии» мы упоминаем всех, кому мы желаем здравия, спасения, добра, благоденствия. Понятие «здравие» включает не только здоровье, физическое состояние человека, но и его духовное состояние, благополучие.

Мы просим о здравии не только для близких и родных нам людей, но и тех, кто причинил нам зло, кого обидели мы. Если мы молимся о здравии человека, который обидел нас, совершил по отношению к нам зло, значит, мы хотим, чтобы Господь переменил его намерения, сделал так, чтобы наш недоброжелатель обратился к Богу, научился пребывать в мире с окружающими.

За всех недоброжелателей, обидчиков, завистников или даже врагов, обязательно нужно молиться, по заповеди Господа: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44).

Молитва за врагов, обидчиков, завистников, за тех, кто находится в ссоре – это великая сила для усмирения и прекращения вражды, для вразумления и водворения мира. Записки (поминовения) подаются прихожанами за свечной ящик (в нашем храме – это место слева от входа, где продаются свечи, крестики, иконы, где оформляются требы).

Записки следует подавать перед началом Божественной Литургии, совершаемой в утренние часы, либо, накануне вечером (в этом случает, Ваши записки будут читать на утренней Литургии). Перед началом Божественной Литургии записки передаются в алтарь, где священнослужители прочитывают их, вознося молитву за наших родных и близких. За каждое имя, указанное в записке, из просфоры вынимается частица. В конце Литургии эти частицы погружают в Чашу с Телом и Кровию Христовой, при этом, священник произносит такие слова: «Омый, Господи, грехи зде поминавшихся Честною Твоею Кровию молитвами святых Твоих».
Поминовение за Божественной Литургией — особый вид общецерковной молитвы. Заказывая молитву, мы заботимся о здравии и душевном спасении наших близких или о блаженном упокоении усопших.

Домашняя молитва, как правило, не имеет такой благодатной силы как молитва общая, молитва единая, молитва Церкви. Церковная молитва — эта та молитва, о которой Господь сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 19-20).
Начинать записку правильнее всего с имени вашего духовного отца, священника, который вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа.
Затем пишутся имена родителей, свое имя, имена членов своей семьи, близких и родных. За именами своей семьи и родных, впишите имена ваших благодетелей. Если они сделали вам добро, то и вы должны желать и молить для них добра и блага у Господа, чтобы не оставаться перед ними в долгу.

Существуют определенные правила написания церковных записок:

1. Пишите четким, понятным почерком, лучше всего – печатными буквами, стараясь упоминать в одной записке не более 10 имен.
2. Озаглавьте записку « О здравии» (за живых) или «О упокоении» (за умерших).
Сейчас во многих храмах есть готовые бланки таких записок. Если готового бланка нет, то на небольшом чистом листе бумаги сначала нарисуйте восьмиконечный Крест а затем, напишите «О здравии» или «О упокоении».

3. Имена пишутся в родительном падеже (вопрос «кого»). Например, «О здрав ии » Мар ии , Оль ги , Миха ила , и т.д.

4. Ставьте полную форму имени, даже если указываете в записке маленьких детей (например, не Андрюши, а Андрея, не Даши, а Дарьи и т.д.)

5. Узнайте церковное написание светских имен (например, не Егора, а Георгия, не Виктории, а Ники, не Артема, а Артемия, не Сергея, а Сергия, не Полины, а Аполлинарии, не Светланы, а Фотинии, не Ивана, а Иоанна и т.д.). Если вы затрудняетесь, и не знаете, как в церковном написании будет звучать имя, вы всегда можете обратиться за помощью к служителям храма.

6. Перед именами священнослужителей укажите их сан, полностью или в сокращенном виде. Например, иерея (или сокращенно — иер.) Виктора, протоиерея (прот.) Владимира, архимандрита (архим.) Гавриила, диакона (диак.) Петра и т.д.

7. Дети до 7 лет именуются младенцами. Старше 7 лет – отроком (отроковицей).
Пример: «О здравии» млад. Надежды, отрока Иоанна, отрок. Людмилы.

8. Не надо указывать фамилии, отчества, титулы, профессии поминаемых и их степень родства по отношению к вам.

9. Допускается включение в записку слов перед именем: «воина» (так именуются военнослужащие – например, воина Димитрия), «болящего» (именуются все, кто болеет), «путешествующего» (кто находится в дороге, в командировке), «заблудшего» (крещеные люди, отошедшие от Православия, неверующие), «страждущего» (например, недугом: пьянства, наркомании, табакокурения, азартных игр), «учащегося» (школьники, студенты), «скорбящего», «монаха», «монахини».

10. Наоборот, не надо писать уточнения, типа «девицы», «вдовицы», «озлобленного», «беременной».

11. В заупокойных записках следует указывать перед именами: «О упокоении» «новопреставленного» (так усопший именуется в течении сорока дней после кончины, включая день смерти, даже если она произошла близко к полуночи), «приснопамятного» (усопшего, имеющего в этот день памятные даты: дату смерти, день рождения, день именин), «убиенного» (скончавшегося насильственной смертью).

12. Тех, кого Церковь уже прославила в лике Святых (например, Блаженную Матрону, Блаженную Ксению) в записках «О упокоении» поминать уже не нужно.

13. В Церкви можно поминать только церковные имена КРЕЩЕННЫХ в Православной вере христиан. Некрещеных людей в церкви не поминают. За некрещеных людей можно и нужно молиться перед иконами дома (келейно).

14. Если ваши крещеные усопшие родственники, о которых вы молитесь, не были отпеты, то их следует «предать земле», заказав заочное отпевание.

15. Нельзя поминать в церковных записках имена самоубийц. За людей, покончивших с собой, молиться можно только дома. Если вы по ошибке или по незнанию подали записку о человеке, которого, по Церковным правилам нельзя поминать в Храме, то необходимо сказать об этом священнику на исповеди.

На Божественную Литургию можно подать записки:

1) Простая записка – подается для поминовения на Проскомидии – первой части Литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову, с молитвой о прощении грехов поминаемых;
2) Заказная записка на Литургию (Обедню – простонародное название) подается для поминовения как на Проскомидии, так и во всеуслышание на Сугубой Ектении, читаемой сразу после Евангелия. Эта записка может читаться как Диаконом, так и Священником.
3) Сорокоуст — это поминовение, которое совершается Церковью ежедневно, в течение 40 дней. Каждый день в течение этого срока на Проскомидии происходит вынимание частиц из просфоры за каждое имя. «Сорокоусты совершаются в воспоминание Вознесения Господня, случившегося в сороковой день после Воскресения» (Святой Симеон Солунский).

Сорокоусты могут заказываться как о здравии, так и о упокоении.
Кроме обычных записок (простых, заказных, сорокоустов) можно заказывать полугодовые, годовые и вечные поминовения. Чаще всего такие поминовения заказывают в монастырях.

По окончании Литургии во многих Храмах служатся Молебны (о здравии) и Панихиды (о упокоении). Так можно подать записку и на Молебен, и на Панихиду.

Молебен – это особое молитвенное пение ко Господу, Богородице или Святым. Поэтому, Молебен следует так и озаглавить: «Молебен ко Господу о здравии» или «Молебен Святителю Николаю о путешествующих», или «Молебен Сергию Радонежскому о помощи в обучении», далее – пишите имена, за кого вы молитесь. Благодарственные Молебны всегда служатся только Господу Иисусу Христу.

Когда будете подавать записку на Молебен, скажите служителю, заказываете ли вы Водосвятный молебен — в этом случае совершается Малое освящение воды, которая раздается потом всем верующим, — или же обычный, без Водосвятия.

Подавать записки следует заранее (лучше накануне вечером), до начала Божественной Литургии, потому что поминовение за службой совершается лишь до определенного момента – Херувимской песни («Иже херувимы…»).

Заполнение записки – духовная составляющая этого процесса: записывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе написания от чистого сердца и с искренними пожеланиями им добра, блага, спасения души. Поминая того человека, чье имя вы вписываете — вы уже молитесь за него.

Помянник
В тех семьях, где с уважением относятся к традициям православного благочестия, имеется помянник, особая книжечка, в которую записывают имена живых и умерших и которая подается во время богослужения для поминовения. Книжки помянников и сейчас можно приобрести в храмах или магазинах православной книги. Помянники хранят около домашних икон или в своем храме у свечного ящика.

Общие правила написания поминальных записок

В записках, подаваемых для поминания на литургии, пишут имена ТОЛЬКО тех, кто КРЕЩЕН в Православной Церкви!

Записки надо подавать до начала литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы.

Полное расписание богослужений в нашем храме можно посмотреть здесь>> . Телефон храма: (8453) 76-28-52

Записки на молебны можно заказать перед его началом, либо заранее.

Панихиду можно заказать в день поминовения (без опозданий), либо накануне вечером.

Имена положено писать в родительном падеже, то есть, задавая себе вопрос: молимся о здравии или упокоении кого? Петра, Тамары, Лидии… Неправильно писать: Тамара, Елена.

Записки следует писать разборчивым почерком, не мельчить буквы. Вписывая имена, от чистого сердца поминайте их с искренним желанием им блага, стараясь подумать о каждом из тех, чьи имена вписываете

Имена писать не сокращенно, но полностью: не Катя, но Екатерина, не Маша, но Мария, и т.п.

Все имена должны быть даны в церковном написании

Не следует использовать ласковые замены имен собственных: не Дуня, но Евдокия, не Леля, но Елена, и проч., а также простонародные варианты христианских имен, например Егор вместо Георгия, Степан вместо Стефана и т.д. Как бы мы ни любили малыша, какую бы нежность к нему ни испытывали, в записках нужно писать полное христианское имя: Александр.

Фени – Дорогие, потрудитесь сами расшифровать имя Вашей бабушки-прабабушки. Как бы вы ни называли ее – Дуня, или Дуся, или Лёлик, – нужно писать это имя в полной, правильной форме. Не Фени, а Феклы, а, может быть, и Аграфены. Поспрашивайте родственников о том, как на самом деле звали вашу бабушку.

Читать еще:  Когда бывают родительские поминальные субботы

Прежде чем вписывать нетрадиционные имена близких и друзей, разберемся, какое у них христианское имя. Так, часто в записках встречаются имена Рустам, Руслан. Если этот человек крещен, ему нарекли христианское имя. Также нет в святцах таких имен, как Ленина, Октябрина, Ким и др.

Руслана – Такого имени в святцах нет. А может быть, этот человек вообще некрещеный? Если у человека неправославное имя, прежде чем просить о нем молиться на церковной молитве, необходимо выяснить, какое имя у него в крещении. В крайнем случае, если мы христианское имя этого человека не знаем, можно писать рядом, в скобках: (крещ.) Это священнику покажет, что человек является православным христианином.

Октябрины – Такого имени в святцах тоже нет, это советское имя. Необходимо указывать в записках православное имя человека.

Поминая священника, мы никогда не пишем в записках: о. Василия, о. Петра. Какого отца? Диакона? Священника? Архимандрита. Мы всегда пишем сан: диакона, иеродиакона, иерея, протоиерея, иеромонаха, игумена, архимандрита, инока (или монаха).

Очень часто встречаются в записках имена святых. Для тех, кто не знает: мы не молимся об упокоении людей, прославленных в лике святых. Это они, находясь у Престола Божия, за нас молятся. Поэтому писать в записках имя отца Иоанна Кронштадтского, как это часто делают, или имя святой блаженной Ксении Петербургской не стоит.

Нельзя писать Блаж. Марии – Что за блаж. Мария? Слово блаженная – это официальный титул святой, прославленной Церковью в лике блаженных: Блаженная Матрона, Блаженная Ксения. Если какую-то старушку и называют ее почитатели блаженной, это лишь благочестивое ее именование, но не титул, усвоенный ей Церковью. Поэтому в записках все нежные и уважительные формы обращения писать не надо.Так же не стоит писать старица Любовь, старец Николай. Последнее часто пишут в записках, имея в виду блаженной памяти протоиерея Николая Гурьянова с острова Залита, под Псковом. Но в записках нужно писать: прот. Николай, а не старец Николай.

Дев. ВерыСейчас у нас нет такого титула, как Девственница, или Дева, который был в Древней Церкви. Так именовали женщин, которые всю свою жизнь посвятили служению Богу, не создавая семьи. Это древний прообраз монашества. Но сегодня такого чина и церковного титула нет. А если женщине просто не удалось выйти замуж, то это тем более не повод торжественно об этом всем сообщать.

Данилы, свящ. Петра – 1) Имени Данила нет, есть Даниил. Так и нужно писать в записках. 2) Писать свящ. Петра, без указания, иерей он или протоиерей, – не грубая ошибка. Ошибка в том, что все-таки имя священника пишется прежде имен мирян. Смешивать всех в кучу: митрополитов, иереев, мирян не стоит.

Ребенок до семи лет указывается как «младенец» (например, млад. Иоанна) и полностью.

Ребенок после от 7 до 14 лет указывается в записке как отрок (для мальчиков) и отроковица (для девочек). Например, отр. Елены, отр. Димитрия.

Нельзя подавать записки о здравии еще не родившегося ребенка. Не родившийся ребенок еще не принял Святого Крещения, а в записках пишут только имена крещеных православных христиан.

Также нельзя подавать записки о упокоении умерших и некрещенных младенцев. Возможно только поминание свечой и дома молитвой о некрещенных младенцев.

Последовательность перечисления поминаемых людей в записке:
— первыми вписываются имена священнослужителей с указанием их сана:

патриарха …., митрополита …., архиепископа ….,
епископа …., протопресвитера …., архимандрита ….,
протоиерея – игумена …., иеромонаха …., иерея ….,
архидиакона …., протодиакона …., иеродиакона ….,
диакона …., иподиакона …., монаха (монахини) ….,
послушника (послушницы) ….; чтеца ….;

— далее следует имя вашего духовного отца — священника, который
вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа;
— затем перечисляются детские имена:

• младенца (младеницы) …. – это ребенок до 7 лет;
• отрока (отроковицы)…. – это ребенок от 7 до 14 лет;

— теперь вписываются имена всех остальных взрослых мирян:
сначала мужские имена, а затем женские:

• ваши родители;
• свое имя;
• имена членов вашей семьи, близких и родных;
• имена ваших благодетелей;
• если у вас таковые имеются, то далее пишете имена своих
недоброжелателей, обидчиков, завистников и врагов;

— по благочестивой традиции после списка имен обычно вписывают фразу
«Всех православных христиан», которая говорит о том, что вы желаете
спасения всем без исключения, православным христианам, имена
которых вы могли забыть, или не знать.

В качестве дополнения к имени вы можете написать (в понятном сокращении):

• воина;
• болящего — (болящ.);
• путешествующего – (путеш.);
• заключенного – (закл.);
• беременной (непраздной) – (непразд.).

Дополнительная информация, которую вы можете указать в записках «Об упокоении»:

• новопреставленный — усопший в течение 40 дней после
кончины (обычно обозначают в записках сокращенно н/п);
• приснопамятный (усопший, имеющий в этот день памятную дату)
обычно обозначают в записках сокращенно п/п:
— день смерти,
— день именин
— и день рождения усопшего;
• воина.

Все прочтенные записки сжигаются в специальном месте.

Для чего писать записки в храме?

Порой человек, только недавно начавший ходить в храм и желающий помолиться о своих родных и близких, теряется в различных наименованиях церковных записок: о здравии, об упокоении, на проскомидию, сорокоуст, молебен, панихида, акафист… Как правильно их написать, а главное, зачем? Неужели недостаточно просто поставить свечу и помолиться за близких своими словами? Почему за молитву взимается пожертвование? Об этом рассказывает клирик Свято-Троицкого собора г. Покровска (Энгельса) священник Алексий Савин.

Молитва за ближних, живых и усопших, является долгом и обязанностью каждого христианина. С древности в благочестивых семьях, где с уважением относились к христианским традициям, заводили помянник — особую книжечку, в которую записывали не только имена живых и усопших сродников, но и даты их рождения, дни, а порой и обстоятельства их кончины. Таким образом, помянник становился своеобразной летописью семьи, передавался из поколения в поколение. Книжки помянников и сейчас можно приобрести в храмах или магазинах православной книги.

Свои помянники, или синодики, существуют в монастырях и храмах, в них записывают имена священнослужителей, насельников обителей, ктиторов, прихожан. Церковная записка, подаваемая нами в храме о здравии или об упокоении, в сущности является разовым помянником. Помянники и записки как по своему внешнему виду, так и по употреблению могут быть названы богослужебными книжками: ведь на них изображают святой крест, они вносятся в алтарь, читаются во время Божественной литургии перед святым Престолом.

В древности православные христиане приносили в храм хлеб, вино, свечи, масло для совершения богослужения. Сегодня мы пишем записки и вносим за них небольшое, скромное пожертвование, подавая которое помогаем приобрести все необходимое для совершения богослужения.

«На проскомидию»

Записки «О здравии», «Об упокоении» читают священнослужители в алтаре на проскомидии — первой части Божественной литургии, во время которой приготовляют Святые Дары для Таинства Евхаристии. Во время проскомидии за тех людей, имена которых написаны в записке, священник вынимает частицы из просфор и в конце Литургии опускает эти частицы в Святую Чашу, в которой находятся Тело и Кровь Христовы, с молитвой: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». Совершением этого священнодействия душам поминаемых по запискам людей подается благодать Святого Духа.

В это время в храме чтец читает 3 и 6 часы. Верующие должны понимать, насколько важный момент происходит в это время в алтаре, стараться внимательно молиться, поминая своих живых и усопших сродников.

Иногда в храме можно встретить отдельно записки на проскомидию, отдельно «обедню». Обедней в народе называют Литургию. Заказной обедней называют поминовение по запискам во время Литургии. Такие записки прочитываются на проскомидии, на ектении и на молебне (или панихиде).

«О здравии»

Понятие «здравие» включает не только физическое, но и духовное состояние человека. В эту записку следует записать имена крещеных людей, которым мы желаем здравия, спасения и благоденствия.

Первым нужно написать имя Святейшего Патриарха, а за ним правящего архиерея, заботящегося о врученной ему пастве и приносящего за нее Господу молитвы. Затем пишется имя духовного отца, священника, у которого человек исповедуется. Тем самым мы исполняем завет: Поминайте наставников ваших (Евр. 13, 7). Затем пишутся имена родителей, собственное имя, имена членов семьи, близких и родных.

Наконец, если у человека есть недоброжелатель, обидчик или даже враг, можно вписать его имя для молитвенного поминовения, по заповеди Господа: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5, 44). Поминовение на Литургии помогает достичь мира и понимания с этим человеком.

«Об упокоении»

В ней мы пишем имена наших усопших родных, знакомых, всех, кто нам дорог. Мы называем наших покойных усопшими (уснувшими), а не умершими, потому что в конце времен, по учению Церкви, они встанут из гробов, воскреснут из мертвых.

Общаясь с живыми, мы постоянно помним о них, а усопшего мы помним только в первое время после смерти, а позже… Постепенно чувство скорби, острота разлуки ослабевают, и мы начинаем забывать своих близких. А между тем усопшие ждут наших молитв, во время которых особенно чувствуется наше единство с ними. Молитвенное поминовение производит на душу молящегося чрезвычайно глубокое действие и впечатление, доказывая этим действительное общение с душами умерших. Усердно поминая своих родных и знакомых, мы надеемся, что и нас, когда нам настанет час покинуть этот мир, будут поминать в своих молитвах оставшиеся на этом свете люди.

Правила написания записок о живых и усопших

Лучше всего записки о поминовении подать вечером или рано утром, до начала Литургии. Нельзя вписывать имена живых и усопших механически, нужно проявлять сердечное участие о поминаемых, стараться в этот момент молиться о них.

Читать еще:  Как поминают полгода со дня смерти

В записках пишут имена только крещеных православных христиан. Ведь это соборная молитва всей Церкви о ее чадах. Об упокоении не поминают самоубийц, так как своим отказом от жизни они добровольно поставили себя вне Церкви.

Если записка пишется на специальном бланке, не стоит вписывать в нее имен больше, чем отведено строк, тем более не стоит писать имена с обратной стороны. Если же нужно помянуть многих родных и близких, лучше подать несколько записок. Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»). Следует писать имя, которое было дано человеку при Крещении, полностью (например, Георгия, а не Юрия, Ксении, а не Оксаны, Александра, а не Саши).

В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства. В записках о здравии перед именем можно указать: «младенца» (ребенка до 7 лет), отрока (подростка до 15 лет), «болящего», «воина», «путешествующего», хотя подобные уточнения уместны в небольшом храме, где священник лично знает всех прихожан, и подобные дополнения помогут ему понять, о ком именно идет речь в записке. Господь же и без уточнений знает обстоятельства жизни каждого из нас. Не пишут в записках «озлобленного», «заблудшего», так как мы тем самым, вместо того чтобы молиться, осуждаем человека.

В записках «Об упокоении» усопший в течение 40 дней по кончине именуется как «новопреставленный». Допускается в записках «Об упокоении» написать перед именем «убиенный», «приснопамятный» (в день смерти, день именин усопшего). За тех, кого Церковь прославила в лике святых (например, блаженную Ксению), молиться уже не нужно — они сами молятся за нас у Небесного Престола Божия.

В монастырях и храмах принимают записки для поминовения живых и усопших христиан на 40 дней (сорокоуст), на полгода и на год. В этом случае имена записываются в поминальный синодик, и братия обители или храма в течение указанного срока за каждым богослужением молится о наших сродниках.

Частные требы

Кроме Литургии, вечерни, утрени в Православной Церкви существуют частные богослужения, называемые требами (так как они совершаются по требованию, по заказу прихожан), в том числе молебен (о живых) и панихида (об усопших). Они совершаются обычно по окончании Литургии.

Записки на молебен или панихиду оформляются следующим образом: вверху указывается вид записки (например, «Молебен благодарственный Спасителю», «Панихида»), а далее пишутся имена обычным порядком. Во многих монастырях существует особая треба: поминовение живых и усопших во время чтения Псалтири (читается насельниками обители ежедневно, часто по очереди на протяжении всех суток — так называемая неусыпаемая Псалтирь).

В храмах или монастырях, где есть чтимые святыни (иконы, мощи святых), существует традиция читать перед ними акафист. На поминовение во время этого чтения также принимаются записки.

Общая молитва верующих имеет особую благодатную силу. О церковной молитве Господь сказал: ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20). Церковная молитва имеет особенную силу еще и потому, что она возносится священником, специально поставленным для того, чтобы совершать священнодействия и молиться за людей.

Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших близких (особенно усопших), это подать записку о поминовении на Литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.

О церковном поминовении или Памятка для подающих записки

Популярные вопросы о православии. Православный форум «Соборно.ру»

  • Темы без ответов
  • Активные темы
  • ПоискМобильная версия

Популярные вопросы о православии ⇒ О церковном поминовении или Памятка для подающих записки

Модератор: Марфа

Сообщение Марфа » 02 мар 2012, 14:48

Церковное поминовение совершается только о тех, кто был крещен в православной вере. Панихиды по самоубийцам, а также по не крещенным в православной вере, не совершаются. Тем более эти лица не могут быть поминаемы на литургии. Некрещенные и неправославные не поминаются потому, что иначе вынутые за них частицы были бы «чужеродным элементом» в Теле Христовом. Кроме того, такое поминовение нарушает Богом дарованную свободу личности, это как бы насильное причисление человека к Церкви, как мистическому Телу Христа, без его, человека, на то благоволения и согласия.

Поминовение на проскомидии

1) Поминовение на проскомидии – самое важное и значимое поминовение. Поминовение происходит на богослужебных просфорах и на просфорах, поданных в алтарь верующими. В это время и читаются записки и книжки-помянники с именами живых и усопших христиан. Священнослужитель вынимает частицу просфоры, говоря: «Помяни, Господи, (указывается имя поминаемого)».
Вынутые из просфор частицы полагаются на дискосе, рядом с Агнцем (центральной частью особой агничной просфоры, предназначенной для причащения). Это первое, невидимое и неслышимое молящимися в храме поминовение тех, чьи имена написаны в поданных записках. Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет о частицах, вынутых из просфор и возложенных на дискос: «На проскомидии образно представляется собранной около Агнца, вземлющего грехи мира, вся Церковь небесная и земная. Какая тесная связь находится между Господом и святыми Его, между Ним и благочестно живущими на земле и умершими в вере и благочестии; помни, какая тесная связь между нами и святыми и умершими во Христе, и всех возлюби, как членов Господа и своих членов В какой близости друг к другу находятся и небожители и землежители, и Божия Матерь и все святые, и все мы, православные христиане, когда совершается божественная, всемирная, пренебесная, всеобщительная Литургия! Боже мой! Какое прерадостное, животворное общение!» После того, как все причастники приобщатся Святых Тайн, диакон влагает в Потир (Св. Чашу) возлежащие на дискосе частицы о святых, о живых и об усопших. Это делается для того, чтобы святые в ближайшем соединении с Богом возрадовались на небесах, живые же и мертвые, чьи имена указаны в записках, омывшись самой Пречистой Кровью Божия Сына, получили оставление грехов и жизнь вечную. Об этом говорят и слова, произносимые при этом священнослужителем: Частицы, вынутые из просфор за живых и усопших, возлежа возле пречистого Тела Господня, будучи внесены в Потир, напоены Божественной кровью, исполняются святыни и духовных дарований и ниспосылают их тому, о имени которого возносится.

2) Священники вынимают на проскомидии частицы из проскомидийных просфор о здравии и упокоении иерархов и предстоятелей Церкви, а также за членов прихода, внесенных в синодик общины. Имена из ваших записок и помянников обычно поминаются на заказанных вами просфорах.

3) На проскомидию принято заказывать минимум одну просфору. Существует мнение, что для проскомидии необходимо заказывать две просфоры, о здравии и о упокоении. Это благочестивый обычай, но если вы закажете только одну просфору, то нимало не погрешите. Каждая просфора двусоставна, в знак двух природ Христа, божественной и человеческой; священник вынимает из каждой просфоры частицы и за здравие, и за упокоение. Также существует ложное мнение, что чем больше закажешь просфор, тем лучше. Из выше сказанного видно, что количество заказанных просфор не влияет на качество поминовения.

4) Пишите свои записки, пожалуйста разборчивым почерком, лучше всего большими, печатными буквами.

5) Первыми указываются имена архиереев, иереев и монашествующих, причем указывается их сан – например, «о здравии» епископа Тихона, игумена Алипия, иерея Ярослава, монаха Филофея, инокини Таисии, послушника Дионисия, затем пишите свое имя, своих родных и близких. То же относится и к запискам «о упокоении» — например, митрополита Иоанна, протоиерея Михаила, Александры, Иоанна, Антония, Илии и т. д. Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Георгия, а не Юрия) и полностью (например, Александра, Николая, но не Саши, Коли. Недопустимы всевозможные Фриды, Вернеры и Вальдемары. Коммунистические «Вилены» и т. п. не являются православными именами, которые могут быть даны при крещении).

6) Записывать в помянники и записки имена патриарха, нашего первоиерарха и правящего архиерея можно, но они поминаются в любом случае в начале проскомидии, на особых проскомидийных просфорах, поэтому от этого можно воздержаться. Разумеется, это не касается наших гостей из других епархий, желающих помянуть свое священноначалие.

7) Старайтесь следить за количеством имен в ваших помянниках, оно не должно быть слишком большим. Желательно поминать своих родственников и только тех людей, которых вы знаете или знали лично. От внесения в свои помянники имен подвижников благочестия, еще не прославленных Церковью и не знакомых вам лично, о которых вы читали в книгах или слышали, просьба воздержаться. Для вашей души будет полезнее молиться о них в частной молитве.

8) В записках о здравии нет необходимости писать «страждущего», «озлобленного», «нуждающегося», «заблудшего» и т. п. Господь знает все наши нужды и обстоятельства. Само понятие «здравие» включает не только физическое, но и духовное здоровье человека. Церковь молится о здравии и спасении своих чад, и именно духовное, а не физическое здравие есть предпосылка спасения.

9) Если вы не знаете полного христианского имени человека и не уверены, был ли он крещен,воздержитесь вносить его имя в помянник до выяснения фактов. Тем временем поминайте их в своих частных молитвах.

10) Поскольку во время Великого поста на литургии Преждеосвященных Даров проскомидия не совершается, соответственно в этом случае не имеет смысла подавать записки на проскомидию.

11) Просьба подавать записки и помянники, по возможности, заранее, лучше всего еще накануне вечером, после всенощной. Помните, что прием записок в день литургии заканчивается после малого входа, и даже это уже является большим отступлением от Устава, предписывающего закончить проскомидию до начала литургии, на шестом часе. Это попущение делается по снисхождению к немощам человеческим и с учетом обстоятельств нашей жизни в рассеянии, не всегда позволяющих прийти в храм, как и положено, до начала литургии.

Поминовение на сугубой ектинье

1) В России вошла в употребление новая практика – заказывать поминовение о здравии и упокоении на сугубую ектенью как и на проскомидию. В сугубой ектенье действительно могут содержаться прошения об упокоении и о помощи Божией христианам. Однако Русская Зарубежная Церковь придерживается традиционной практики поминовения христиан на сугубой ектинье только по особым случаям.

Читать еще:  Откуда появились куличи

2) Об упокоении можно заказать поминовение на сугубой ектинье только о новопреставленных и только на заупокойной литургии. (Новопреставленным считается раб Божий, с первого по сороковой день после смерти). В воскресные дни, в праздники, предпразднества и попразднества, в день памяти святого или праздник, когда служится полиелей или славословная служба, поминовение усопших «на сугубой» не совершается.

3) О здравии поминают на сугубой ектинье путешествующих или тяжко болящих членов прихода, а также когда хотят помолиться об успешном совершении благого дела, например,учебы для учащихся и т. п.

4) Помните, что ектенья не является сама по себе молитвой, это призыв к молящимся в храме помолиться о том или ином случае, деле, человеке. Поэтому, заказывая поминовение «на сугубой», Вы просите членов общины помолиться о том или ином человеке, находящемся в обстоянии.

5) Естественным было бы, заказывая поминовение на сугубой, подать посильное пожертвование.

6) На записке необходимо написать «Сугубая ектенья» и указать случай, по которому вы просите молитв общины, (новопреставленного/ой ,тяжко болящего/ей, путешествующего/ей).Остальные правила оформления записки смотрите в разделе «проскомидия» под пунктами 5-10. Подавая записку на сугубую ектенью, обязательно обратите внимание принимающего,что эта записка «на сугубую».

1) Естественно, что на панихиде поминаются только усопшие. Правила оформления записки смотрите в разделе «проскомидия» под пункта ми 5-10. Эту записку следует надписать словом «панихида».

2) По причине неудобства использования помянника на панихиде, просьба писать на панихиду отдельные записки на листках. Если служится заупокойная литургия, то было бы весьма желательно заготовить записки на панихиду заранее, а в Алтарь подать помянник. Эти записки можно оставить у свеченого ящика, к началу панихиды их положат на аналой священнику.

3) Свои пожертвования Вы можете положить на специальную тарелку, которую выставляют рядом с аналоем или столиком для колива.

4) На панихиду принято приносить коливо (кутью). Коливо – это вареная пшеница с медом, орехами и фруктами. Оно символизирует нашу веру во всеобщее воскресение, (зерно, падающее в землю, истлевает, но из него рождается но вая жизнь – колосок), пожелание покойнику причастия сладости Небесного Царствия, (коливо должно быть сладким) и служит утешением поминающим. Приносить в храм на панихиду другие продукты, кроме колива, не желательно,это противоречит православной традиции. Однако, по желанию, Вы можете пожертвовать продукты на общую трапезу после литургии. В строго определенные Уставом дни в состав заупокойной литургии включается (в конце) специальный чин освящения колива.

Сорокоуст – это поминовение новопреставленного усопшего в течении первых сорока дней после смерти. Сорокоуст о живых является чемто новым, странным и не имеющим основания ни в церковном Уставе, ни в церковном Предании. Практика заказа сорокоуста о живых укоренилась в современной Православной Церкви в России. Наша Зарубежная Церковь в этом вопросе строго придерживается церковного Устава, совершая сорокоусты только о новопреставленных. «Сорокоусты, – пишет св. Симеон Солунский, – совершаются в воспоминание вознесения Господня, случившегося в сороковой день после Воскресения, – и с той целью,чтобы и он (умерший), восстав из гроба, вознесся в сретение (то есть навстречу. – Ред.). Судии, был восхищен на облацех, и так был всегда с Господом». Сорокоусты совершаются в тех храмах, где Божественная литургия служится каждый день. Пожалуйста, помните, что подавая записки на поминовение, вы не избавляетесь тем самым от обязанности молиться за своих близких.

Пожертвования в алтарь

Можно пожертвовать в алтарь вино для совершения Евхаристии, или на запивку. Вино для Евхаристии должно обладать определенными качествами, поэтому не покупайте вино самостоятельно, но дайте старосте деньги на покупку. Кроме того, можно жертвовать в алтарь масло для лампад и восковые свечи.

Дизайн жизни

Стань Писателем, Художником и Поэтом собственной жизни!

Что такое заказная и простая записка о поминовении усопших

Памятка о подаче записок в церкви

(чтобы не теребить понапрасну церковнослужителей).

Вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь припомнить того, чье имя вы вписываете — это уже молитва.

  • Записка должна содержать не более пяти-десяти имен (иногда это оговаривается в той церкви, в которой подаете записку). Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких — подайте несколько записок.
  • Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»).
  • Все имена должны быть даны в церковном написании (например Георгия, а не Юрия) и полностью (например Александра, Николая, но не Саши, Коли),
  • В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства.
  • Ребенок до 7 лет в записке упоминается как младенец — младенца Иоанна.
  • Если хотите, в записках о здравии перед именем можно упомянуть «болящего», «воина», «путешествующего», «заключенного». Не пишут в записках — «страждущего», «озлобленного», «нуждающегося», «заблудшего».
  • В записках «О упокоении» усопший в течение 40 дней по кончине именуется «новопреставленный«. Допускается в записках «О упокоении» написание перед именем «убиенный«, «воин«, «приснопамятный» (день смерти, день именин усопшего).

В некоторых храмах кроме обычных записок о здравии и о упокоении принимают заказные записки.
Заказная обедня о здравии с молебном отличается от обычного поминовения о здравии тем, что в дополнение к изъятию частицы из просфоры (что происходит при обычном поминовении) диакон гласно читает имена поминающихся на ектений, а затем эти имена повторяет священник перед престолом.
Но и на этом не оканчивается поминовение по заказной записке – после окончания литургии о них возносится молитва на молебне.
То же происходит и на заказной обедне о упокоении с панихидой – и здесь, после изъятия частиц с называнием имен усопших, диакон гласно произносит на ектений их имена, затем имена повторяет перед алтарем священнослужитель, а затем усопшие поминаются на панихиде, которая происходит после окончания литургии.
Сорокоусты – это молебен, который совершается Церковью ежедневно в течение сорока дней. Каждый день в течение этого срока происходит изъятие частиц из просфоры.
«Сорокоусты, – пишет св. Симеон Солунский, – совершаются в воспоминание вознесения Господня, случившегося в сороковой день после воскресения, – и с той целью, чтобы и он (умерший), восстав из гроба, вознесся в сретение (то есть навстречу – ред. ). Судии, был восхищен на облацех, и так был всегда с Господом».
Сорокоусты заказываются не только о упокоении, но и о здравии, особенно о тяжелобольных.
Молебен – это особое Богослужение, при котором просят Господа, Богородицу, святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благ. В храме молебны совершаются перед литургией и после нее, а также после утрени и вечерни.
Общественные молебны совершаются в дни храмовых праздников, на Новый год, перед началом учения отроков, при стихийных бедствиях, в нашествии иноплеменников, при эпидемиях, в бездождие и т. д.
Другие молебны принадлежат к частному Богослужению и совершаются по просьбам и нуждам отдельных верующих. Часто во время этих молебнов происходит малое освящение воды.
Записка на молебен начинается с указания, какому святому возносится молебен, пишется, о здравии он или о упокоении. Затем перечисляются имена тех, о ком будет возноситься молебное пение.
Когда будете подавать записку на молебен, скажите служителю, заказываете ли вы водосвятный молебен – в этом случае совершается малое освящение воды, которая потом раздается верующим, – или же обычный, без водосвятия.
Можно заказать поминовение живых или усопших на месяц, на полугодие, на год.
В некоторых храмах и монастырях принимаются записки на вечное поминовение.
Если вы подали заказную записку, то имена, написанные в записках, произносятся на молении вскоре после чтения Евангелия.
По окончании Евангелия начинается сугубая (то есть усиленная) ектения – общий вопль к Богу, троекратное «Господи, помилуй!»
Диакон призывает: «Рцем (то есть да скажем, будем молиться, говорить) вей от всея души, и от всего помышления нашего рцем!»
В двух прошениях мы усиленно просим Господа услышать нашу молитву и помиловать нас: «Господи, Вседержителю, Боже отец наших, молитися (то есть молится Тебе), услыши и помилуй. – Помилуй нас, Боже…»
Все находящиеся в храме просят о Патриархе, о епископе, о священнослужебном братстве (притче церковном) и о всей «во Христе братии нашей», о властях и воинстве…
Церковь молится о милости (чтобы Господь умилостивился над нами), о жизни, мире, здравии, спасении, посещении (то есть чтобы Господь посетил, не оставил своими милостями), прощении, оставлении грехов рабов Божиих братии святого храма сего.
В последнем прошении сугубой ектений диакон усиленно призывает помолиться о плодоносящих и доброделающих во святом и всечестном храме сем, труждающихся (для храма), поющих и предстоящих людях, ожидающих от Бога великие и богатые милости.
Плодоносящие и доброделающие – это верующие, которые приносят в храм все необходимое для Богослужения (елей, ладан, просфоры и прочее), которые жертвуют деньгами и вещами на благолепие храма, на содержание труждающихся в нем.
В определенные дни за сугубой ектенией следует особая ектения об умерших, в которой мы молимся за всех усопших отцов и братьев наших, просим Христа, бессмертного Царя и Бога нашего, простить им все прегрешения вольные и невольные, упокоить их в селениях праведных и, признавая, что нет человека, который бы не согрешил в своей жизни, умоляем Господа даровать нашим усопшим Царствие Небесное, где все праведные упокоеваются.
Во время ектений диакон произносит имена тех, кто указан в заказной записке, и призывает на них благословение Божие, а священник читает молитвы.
Затем священник произносит молитву перед Престолом, громко называя имена из записок.
Обычай чтения записок с именами во время сугубой ектений идет еще с древних, апостольских времен – «диакон поминает диптихи, сиречь помянник усопших». Диптихи – это две таблички, сделанные из бумаги или пергамента, сложенные как скрижали Моисея. На одной из них писались для чтения во время священнодействия имена живых, на другой – усопших.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector