Заутреня во сколько
Утреня: что поется и читается на этой службе
Утреня
В Древней Церкви утреня совершалась в те часы, в которые Христос родился и воскрес. И если начало вечерни, первой службы суточного круга, соответствовало творению мира и грехопадению человека, то начало утрени утверждает пришествие в мир Сына Божьего.
«Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» — эти слова воспели ангелы в ночь Христова Рождества, а теперь ими начинается утреня.
В храме гаснут светильники, и в тишине и темноте, словно в преддверии рассвета, читается шестопсалмие (3, 37, 62, 87, 102, 142 псалмы).
Бог пришел в мир, где человек изнемогал под гнетом греха и богооставленности, в мир, где последней надеждой оставалось упование на Божью помощь, Его заступничество и милосердие. Эту надежду выражает шестопсалмие, в котором скорбь и сетование о преследовании праведника чередуются с радостью о Боге: «Благослови, душе моя, Господа».
На середине шестопсалмия священник, символизируя обещанного Ветхим Заветом Ходатая — Христа Спасителя, выходит из алтаря и, став перед царскими вратами, тихо читает двенадцать (по числу часов ночи) молитв.
Священник перед царскими вратами
Утреня являет переход от вечера к утру, от заката к рассвету, ведь с пришествием Христа ночь прошла, а день приблизился. Зажигаются светильники, возносится великая ектения, и диакон возглашает пророческие стихи о пришествии Христа, которыми когда-то встречали Христа Бога, когда Он входил в Иерусалим, чтобы там принести Себя в жертву: «Бог Господь и явися (явился) нам, благословен Грядый во имя Господне». Их подхватывает хор, а диакон произносит пророческие стихи из 117-го псалма.
За пророчествами Ветхого Завета следуют песнопения новозаветной Церкви: тропари праздника или, если это воскресная служба, один из восьми (по числу гласов) воскресных тропарей.
В богослужении всенощного бдения есть свой особый ритм: его создает чередование чтения и пения, молитвы и слушания Писания.
В древнем мире ночь разделялась на четыре стражи — этому соответствуют четыре части утрени: шестопсалмие, кафизмы с Евангелием, канон, хвалитные стихиры с ектениями.
На воскресной утрене вычитываются 2-я и 3-я кафизмы, содержащие пророчества о предшествующих Воскресению страданиях и крестной смерти. Мы уже отметили, что на богослужении ветхозаветные чтения завершаются церковными молитвословиями. Это обозначает, что весь Ветхий Завет исполняется в Господе Иисусе Христе, а также и то, что без веры в Господа Ветхий Завет не может быть правильно принят и истолкован.
После кафизм положены малая ектиния и седален — так называется тропарь, темой которого в воскресные дни является смерть и Воскресение Христовы.
Начинается самая торжественная часть утрени — полиелей. Это радостная песнь, состоящая из стихов 134-го и 135-го псалмов, воспевающих милость Божью: «Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа. Аллилуия».
Выход на полиелей
Слово «полиелей» означает «многомилостивый». (В пост полиелей заменяют «непорочны» — пение 118-го псалма.) Царские врата отверзаются, и духовенство выходит из алтаря в центр храма. Древние псалмы продолжаются молитвами Церкви, в дни воскресные это творения преподобного Иоанна Дамаскина, воскресные тропари.
Начиная с Недели о блудном сыне (подготовительной к Великому посту), поется 136-й псалом — воспоминания о временах вавилонского пленения: «На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом». Вавилонский плен израильского народа — историческое событие, символизирующее пленение человека грехом.
Каждение на полиелее
Блаженным, то есть счастливым, человеком в псалме назван тот, кто отсекает греховные помыслы тогда, когда они еще только «младенцы» и не выросли до совершенного греха, отсекает, разбивая их о Камень веры — Господа Иисуса Христа.
От центра храма, где на аналое находится икона празднуемого события, Воскресения или праздника, начинается каждение. Сейчас его совершает не диакон, а священник (как и в начале всенощного бдения, что подчеркивает важность момента). В праздники Господские, Богородичные или чтимых святых звучит величание — краткий стих, который поочередно поют священнослужители и хор.
После очередной малой ектении следует древнейшее церковное песнопение — ипакóи (это слово означает «слушать, откликаться»). Тема воскресных ипакои — Воскресение и Жены Мироносицы, первые получившие весть о восстании Христа из мертвых.
Чтение Евангелия на утрене
Хор поет антифон или же тропарь Господского и Богородичного праздника. Как правило, антифон выражает, с одной стороны, наше бедственное положение, а с другой — надежду на Божью помощь: «От юности моея мнози борют мя страсти, но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой!»
Несколько молитвословий, а также возгласов священника и диакона предшествуют чтению Евангелия. В двунадесятые праздники священник зачитывает соответствующий празднику евангельский отрывок — зачало. В дни воскресные звучат одиннадцать зачал о событиях Воскресения.
Весть о Воскресении продолжают песнопения Пасхи: «Воскресение Христово видевше». В это время диакон, стоя на амвоне лицом к молящимся, приподнимает Евангелие, что символизирует присутствие воскресшего Христа среди нас.
С ликованием о воскресшем Христе соединяется печальное знание о греховной немощи человека, исполняется (полностью читается или частично поется) 50-й псалом.
Все, кто собрался в храме, прикладываются к Евангелию, то есть целуют его, потому что через Благую Весть явлено наше избавление от греха и спасение. Как знак Божьего милосердия совершается помазание елеем. О Божьей милости Небесного Отца говорит и возглас священника: «Милостью и щедротами Единородного Твоего Сына».
Явление Евангелия на утрене
Затем начинается канон: хор поет ирмос, предшествующий каждой песне, и катавасию, завершающую песнь; чтецы читают тропари и припевы — краткие прославления и молитвенные обращения. Песни канона (вторая пропускается) перемежаются малыми ектениями (после 3, 6 и 9 песен). Ирмосы соотносятся с Ветхим Заветом, ведь в их основе лежат библейские песни Моисея (1 и 2 ирмосы), пророчицы Анны (3 ирмос), пророков Аввакума (4), Исаии (5), Ионы (6), трех отроков (7 и 8). Образцом для 9-го ирмоса послужила песнь святого праведного Захарии, связанная с рождением сына — Иоанна Крестителя, последнего пророка Ветхого Завета, а также Песнь Пресвятой Богородицы. Тропари же канона обусловлены уже новозаветной тематикой.
Воскресный канон обычно состоит из соединения сразу нескольких канонов: Воскресного, Крестовоскресного, Богородичного и канона святому.
Восьмая песнь отличается тем, что каждый тропарь в ней начинается словом «благословите», и потому ее заканчивает не возглас: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков», а: «Благословим Отца и Сына и Святого Духа Господа». Тему благословения продолжает припев следующей далее катавасии: «Хвалим, благословим, поклоняемся Господеви».
После восьмой песни следует прославление Богородицы, приведшей в мир Свет Отца — Христа Спасителя. Диакон, начиная последнее, четвертое на всенощном бдении, каждение, выходит из алтаря и, став перед иконой Богородицы в иконостасе, возглашает: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим!» Этот момент Богослужения посвящен особому прославлению Девы Марии, хор исполняет молитвословие «Честнейшую херувим и Славнейшую без сравнения серафим, сущую Богородицу Тя величаем», перемежая это пение стихами, которые когда-то, в ответ на приветствие святой праведной Елизаветы, произнесла Богородица. Совершается каждение всего храма.
Диакон перед иконой Богородицы
Девять — ангельское число, и малая ектения после 9-й песни завершается возгласом: «Яко Тя хвалят вся Силы Небесныя».
Свят Господь Бог наш — этот возглас диакона звучит в дни воскресные, его повторяет хор, а диакон возглашает стихи.
За третьей песней следовал седален, за шестой — кондак, а за девятой — светилен (ведь «Бог есть свет!») или в дни воскресные — ексапостиларий (это слово означает «посылаю» и соответствует миссии, возложенной воскресшим Христом на апостолов). Ексапостиларий связан с воскресным евангельским чтением и является его богословским и молитвенным осмыслением.
Хор исполняет радостные стихиры на «хвалитех» — стихи, которые «стоят» на хвалитных псалмах (148–150): «Всякое дыхание да хвалит Господа! Хвалите Господа с Небес, хвалите Его в вышних!»
На словах «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков» (напомним, что в обиходе подобный возглас называют «Слава и ныне», а половину просто «Славой») открываются царские врата, и священник обращает к Небесному Богу Отцу возглас: «Слава Тебе, показавшему нам Свет!»
Если богослужение совершалось ночью, то данному возгласу могут сопутствовать проникающие в храм первые лучи восходящего солнца, но главный смысл возгласа всегда одинаков: Солнцем, освещающим нашу жизнь и согревающим нас, является Господь.
Возглас «Слава Тебе, показавшему нам Свет!»
Хор поет великое славословие. Его открывают те же слова, что уже прозвучали в самом начале утрени, — это весть о явлении Спасителя, Его Рождестве: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя, кланяем Ти ся, славословим Тя, благодарим Тя, великия ради славы Твоея». Славословие, начавшееся с ангельского пения, замыкают также слова ангелов — пение: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» и тропарь праздника или один из двух поочередно звучащих воскресных тропарей. В том же порядке, что и в конце вечерни, возносятся две ектении: сугубая и просительная.
В конце утрени звучит священное имя Бога, с которым Он открылся в Ветхом Завете при неопалимой купине: «Сый (так на церковнославянском звучит «Сущий») благословен Христос Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков».
Этим возгласом утверждается, что Христос и есть Тот Самый Бог, Который таинственно являл Себя в Завете Ветхом, а в совершенстве отрылся в Новом.
Всенощное бдение завершается молитвенным обращением к нашей Заступнице, приведшей Сущего Бога в мир: «Пресвятая Богородице, спаси нас!», славословием: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе!» и отпустом, в котором в числе святых упоминаются святые праведные Иоаким и Анна, родители Девы Марии, от Которой пришел в мир Христос.
После этого служат первый час, уже не имеющий такого торжественного характера, как вечерня и утреня. После трех псалмов и молитв священник выходит на солею и, встав перед иконой Спасителя, произносит молитву, основанную на евангельском откровении: «Христе, Свете истинный, просвещаяй и освящаяй всякого человека, грядущего в мир, да знаменуется на нас свет Лица Твоего, да в нем узрим свет неприступный».
Так завершается тема света, которая звучала на протяжении всего всенощного бдения: свет Божьей любви воссиял нам в Рождестве Христовом и доныне освещает нашу жизнь.
И наконец, предваряя малый, краткий, отпуст, поется кондак Благовещения: «Взбранной Воеводе победительная».
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои,́ Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся, Невесто Неневестная.
Молитвенное участие во всенощном бдении должно подготовить нас к участию в самой главной службе Православной Церкви – литургии и в самом главном церковном таинстве – Причащении.
Православные иконы и молитвы
Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.
Во сколько в церкви начинается служба
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Все верующие люди время от времени посещают храм. Одни для того, чтобы помолится, поставить свечи, побыть на службе или спросить совета. Бывает такое, что нас мучает какой-либо вопрос и самостоятельно принять решение нам сложно. Поделиться проблемой порой не с кем. А вот послушав проповедь священника и отбыв службу, мы можем найти ответ на наш вопрос и решить сложившуюся ситуацию. Для того, чтобы посетить богослужение необходимо знать время службы в церкви.
Что такое богослужение
Основная задача церкви – это возрождение церковной жизни страны, повышение духовности населения. Именно для проведения такой работы и были созданы храмы в которых и проводят церковные службы. Каждый день в церквях, соборах проводят:
Часто верующие задают вопрос о том, во сколько начинается служба в церкви? В каждом приходе может быть установлено свое время проведения данного мероприятия. Но в большинстве случаев за основу могут быть взяты такие временные рамки:
- вечерняя – с 9 вечера, вечерни и повечерия,
- утренняя – с полуночи, утрени и 1-го часа,
- дневное – с 3-го, 6-го часа и Божественной литургии.
Из этого следует, что за сутки выполняется 9 служб.
Виды служб
Все службы, как уже было сказано, делят на 3 вида. Многое в проведении их заимствовано из ветхозаветных времен.
Что такое вечерняя служба
Во сколько начинается вечерняя служба в церкви? Началом суток считают не полночь, а 6 часов вечера. Поэтому первой службой получается вечерняя. Основной тематикой этого богослужения – воспоминания о событиях Священной истории Ветхого Завета: о сотворении мира Господом, первородном грехе предков, о служении пророков и законодательстве Моисея. Также христиане благодарят Господа за прожитый день.
После вечерни принято проводить повечерие. Зачастую это общественные молитвы на сон грядущий. В них вспоминается о сошествии Христа в ад и вызволение праведников от власти дьявола.
В полночь служат полунощницу. Во время данной службы напоминают о Втором пришествии Христа и Страшном Суде.
Что называют утренней
После вечерней службы происходит проведение утренней. Утренней называют самое длительное богослужение. Его принято проводить перед восходом солнца. Во время проведения принято вспоминать о событиях земной жизни Христа. Также читают большое количество как покаянных, так и благодарственных молитв.
О том, во сколько начинается утренняя служба в церкви, желательно уточнить в храме, который Вы посещаете. Начало во времени может отличаться, но незначительно.
В районе 7 часов утра проводят богослужение, которое называют 1-й час. Это короткая служба. Во время которой говорят о пребывании Христа на суде первосвященника.
Около 9 часов проводят 3-й час. При ее проведении вспоминают о событиях, которые происходили в Сионской горнице, где на апостолов был послан Дух Святой, а Спасителю преторий Пилат вынес смертный приговор.
В полдень служится 6-й час. Это время, когда говорят о распятии Иисуса.
В три часа полдня проводят 9-й час. Этот период припадает на вспоминание крестной смерти Христа.
Как проходит служба в церкви
Основным богослужением служб за сутки отмечают Божественную Литургию. Во время нее вспоминают не только о мирской жизни Христа, но и предлагают соединится с ним при прохождении Таинства Причастия. По времени ее необходимо совершать между 6-м и 9-м часом до полудня. Ее еще называют обедней.
Воскресная служба в церкви в основном проводится однократно и называется Евхаристической. Перед ней проводят утреннюю. Паузы между ними нет, одна следует за другой.
Есть определенные изменения, которые произошли в церковной жизни. Основные корректировки произошли в Уставе. Повечерие в приходских храмах проводят только во время Великого поста, а полунощницу проводят только раз в год перед Пасхой. Очень редко проводят также богослужение, которое именуется 9-й час. Прочие 6 служб объединяют в две группы по три.
Вечером проводят одну за одной сначала вечернюю, затем утреннюю и 1-й час. Накануне праздничных и воскресных дней все эти службы соединяют в одну и служат вместе, которое именуют всенощным бдением. В приходских храмах такие службы проходят от 2 до 4 часов, а в монастырях – 3-6 часов.
Утром же поочередно проходит 3-й, 6-й часы и Божественная литургия. Если в храме большое количество прихожан, то может проводится две литургии: ранняя и поздняя. Длительность обеих – около часа.
В те дни, когда проводить литургию запрещено, служат изображение. Так называют богослужение, которое включает в себя несколько песнопений. Но их не принято считать самостоятельными службами.
По церковным правилам к богослужениям также относят:
- чтение акафистов в храме,
- проведение всех обрядов и таинств,
- чтения утренних и вечерних молитв,
- оговаривание правил подготовки для проведения к Святому Причастию.
Кроме проведения утренних или вечерних служб, а также часов, могут быть проведены специальные богослужении по потребности верующих. Их называют требами. Это могут быть: Крещение, Соборование, Венчание, Отпевание.
Обычно богослужения проводятся в храмах и лишь священнослужителями. Верующие же принимают участие в них только чтением молитв и пением.
Ходить в церковь на богослужения или нет – это индивидуальное решение каждого. Многие говорят, что лучше ходить в храм на буднях. Меньше людей и священник сможет уделить больше времени прихожанам. А вот на службу в субботу в церкви, воскресенье или праздничный день количество людей увеличивается и не дает такой возможности уединения.