Житие димитрия прилуцкого

Преподобный Димитрий Прилуцкий, Вологодский (+ 1392)

Память его празднуется 11 февр. в день преставления и 6 июля вместе с Собором Радонежских святых как собеседника прп. Сергия.

Прп. Димитрий был сыном богатого переяславского купца; он в юности постригся в переяславском Горицком монастыре и рано получил священный сан. Прп. Димитрий был духовным другом и собеседником прп. Сергия Радонежского (память его 25 сент,), который в это время сооружал в Радонежских лесах свою обитель, ставшую впоследствии Троице-Сергиевой лаврой. Прп. Димитрий часто посещал его (совершая путь пешком с ореховым посохом в руке) ради духовных бесед — почему и именуется собеседником Сергиевым. По образцу обители прп. Сергия он основал в Переяславле Никольский монастырь с общежительным уставом.

Прп. Димитрий отличался необыкновенной красотой, почему всегда закрывал лицо иноческим куколем и никогда не говорил с женщинами. Раз одной боярыне, движимой любопытством, удалось увидеть лик его, когда он готовился к совершению Божественной литургии: он сиял таким необычайным светом, что женщина эта упала на землю в полном расслаблении и стала кричать. Сбежались иноки, подняли ее, и по их неотступной просьбе подошел к ней и преподобный. «Чадо, зачем ты захотела взглянуть на лицо грешника, давно уже умершего миру?» — тихо и кротко спросил он ее. Женщина продолжала плакать. Тогда преподобный стал ласково наставлять ее к духовной жизни, благословил и отпустил исцеленной. С тех пор женщина эта совершенно изменилась и стала вести внимательную христианскую жизнь.

Слава о прп. Димитрии распространилась по всей России. Вел. князь Димитрий Иоаннович приглашал его крестить своих детей. Тогда смиренный подвижник, взяв с собой ученика своего Пахомия, удалился на Север и там в 3 верстах от города Вологды, где река Вологда образует луку, основал первый в этои местности общежительный монастырь, начав со строительства церкви во имя Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня (празднование 1 авг.). Местные жители всячески ему помогали, а владельцы этого места не только подарили его преподобному, но сами затоптали зеленеющие нивы, лишь бы только скорее воздвиглась церковь. Когда открылось местопребывание прп. Димитрия, братия его Переяславского монастыря стали переходить к нему, а вел. князь стал благотворить новой обители. Однажды, занимаясь с братией ручным трудом, преподобный сказал: «Мы, братия, строим земные тленные вещи, а вел. князь Димитрий Иоаннович уже от сего дня не печется о суетном сем житии». С того же дня он стал его поминать преставившимся. Оказалось, что в этот день и час вел. князь Димитрий скончался (1389).

Для себя преподобный приказал устроить пристройку близ храма для уединенной молитвы, чтобы молиться там незримо для присутствующих. Он был великим нищелюбцем: кормил и одевал нищих, принимал странных, утешал печальных, исцелял больных, посещал суды, чтобы побуждать судий к милосердию. Одетый зимой и летом в одну и ту же грубую одежду, он обходил монастырские земли в заботе о братии; о трапезе ее всегда заботился, сам же питался просфорой с водой. Обитель его была расположена на перепутье от столицы к морю и к Перми и всегда посещалась множеством странных, и он о всех них заботился. Раз принес ему один человек припасы, но он повелел ему все отнести домой и сначала накормить рабов и сирот, чтобы они не страдали от голода, и лишь с трудом и слезами умолил его этот человек взять излишек для братии. Брат прп. Димитрия разорился; тогда преподобный два раза благословлял его идти торговать к язычникам на дальний Север. Брат его разбогател и хотел идти в третий раз, но на этот раз преподобный не благословил его идти туда. Брат не послушался, пошел и был убит язычниками.

Перед кончиной преподобный поставил вместо себя игуменом Пахомия, а сам затворился, Дивное благоухание фимиама возвестило братии о преставлении его. Братия вошли в его келью и нашли его скончавшимся, как бы спящим. Вся же келья была полна благоухания. Это было 11 февраля 1392 г. Погребли его в монастырской церкви.

По кончине его постиг Вологду мор, и много больных исцелилось при гробе его. Потом напали на город и обитель вятичи, и один из них начал рвать ризы со святых икон, но когда коснулся пелены на гробе преподобного, то тут же упал мертвым. Тогда вятичи отпустили пленных, а сами в страхе бежали. Когда князь Димитрий Шемяка осадил Вологду, одна монахиня видела прп. Димитрия со светлыми мужами, обходившего город, укрепляя стены его древесами. На другой же день враги были отбиты и ушли в Галич, где их и разбили. Через некоторое время разоренная обитель вся погорела, только рака преподобного осталась невредимой. Средств для восстановления ее взять было неоткуда. Но один больной инок в жару видел прп. Димитрия, носящего в обитель целые деревья, и слышал голос «Посмотрите, сам преподобный Димитрий носит в обитель целые деревья». С тех пор строение пошло успешно.

Тому же больному иноку было видение целого сонма святых, и он подумал, что среди них и прп. Димитрий, но услышал голос: «Димитрия ты ищешь? Ныне он в Казани». Больной очнулся здоровым. А в тот же день вел. Князь Иоанн Васильевич III одержал победу над татарами под Казанью (1503), и в час победы ему явился прп. Димитрий. В память этого вел. князь Иоанн III прислал в обитель икону преподобного. Епископ Вологодский принес ее с торжественным крестным ходом из города в монастырь. С тех пор каждый год 3 июня совершался до последнего времени в память этого крестный ход из города в монастырь. В Смугное время обитель прп. Димитрия трижды была разорена врагами, и тогда ее оградили каменными стенами и башнями.

Читать еще:  Откуда появились куличи

В обители хранились следующие святыни прп. Димитрия: его черный деревянный костыль, вериги, фелонь, образ его, пожертвованный вел. князем Иоанном III после видения его, и деревянный запрестольный крест его, бывший с царем Иоанном IV при взятии Казани в 1552 г.

  • Прп. Димитрий принял постриг в Горицком монастыре Переяславля-Залесского, ныне на месте этой обители расположено городское кладбище.
  • Первый монастырь, так называемый Никольский на болоте, преподобный основал на
  • окраине города. Ныне город называется Переславль-Залесский и является районным центром в Ярославской обл. (Ярославская епархия).
  • Вся последующая жизнь св. подвижника связана с Вологодским краем и основанным им Спасо-Прилуцким монастырем близ Вологды.

Преподобный Сергий Радонежский и его ученики

Преподобный Димитрий Прилуцкий

Основным источником сведений о преподобном Димитрии Прилуцком является его Житие; некоторые известия о чудесах святого находятся в «Истории о великом князе Московском» А. М. Курбского (1-я пол. 70-х гг. XVI в.). Житие известно в нескольких редакциях. Его автором считается игумен Спасо-Прилуцкого монастыря Макарий (нач. 70-х гг. XV в.), который при составлении своего произведения основывался на рассказах игумена Спасо-Прилуцкого монастыря Пахомия.

По свидетельству одной из редакций Жития, Димитрий происходил из богатого купеческого рода Переяславля-Залесского, принял постриг в Горицком в честь Успения Богородицы монастыре. Затем он основал Переяславль-Залесский-на Болоте Никольский монастырь и стал его игуменом. Слава о Димитрии настолько распространилась, что он стал восприемником детей великого князя Дмитрия Донского. В 1354 г. Димитрий впервые встретился с преподобным Сергием Радонежским, приходившим в Переяславль к епископу Афанасию. С тех пор переяславский игумен неоднократно беседовал с преподобным Сергием, посещая Троице-Сергиев монастырь. В Никольском монастыре Димитрий положил начало книгописанию. Сохранилось несколько рукописей, созданных во время его игуменства. В ОР РНБ хранится так называемое «Переяславское» евангелие, которое, судя по записи в нем, в ХVII в. принадлежало библиотеке этого монастыря: на л. 166 об. – запись почерком ХVII в.: «Евангилье тетръ Николы Чюдотворца з боло…» (шифр: ОСРК. F.п.I. 21).

Под влиянием Сергия Радонежского Димитрий решил удалиться в глухое место и в вологодских лесах, на реке Великой, в Авнежской округе, построил храм Воскресения Христова. Он хотел основать там монастырь, но через некоторое время вынужден был оттуда уйти из-за конфликта с местным населением, опасавшимся лишиться угодий. Димитрий пришел в Вологду. Недалеко от города, на левом берегу реки Вологды, он выбрал место у ее излучины («на Прилуце»), где и основал, вероятно, между 1378 и 1382 гг., монастырь в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (Спасо-Прилуцкий монастырь). Среди первых прилуцких монахов были и те, кто перешел вслед за Димитрием из Переславль-Залесского-на Болоте Никольского монастыря.

Почитание Димитрия в Спасо-Прилуцком монастыре началось вскоре после кончины преподобного — не позже 1408 г., общерусским почитание Димирия стало к концу XV в.

Как и в Переяславль-Залесском, в Спасо-Прилуцком монастыре Димитрий организовал книгописание. В ОР РНБ, в собрании Санкт-Петербургской Духовной академии, хранится Пролог, происходящий из Спасо-Прилуцкого монастыря. Он создан в конце ХIV — начале ХV в., то есть еще при жизни преподобного Димитрия. Пролог состоит из двух массивных книг: т. 1 (на сентябрь – февраль), т. 2 (на март – август). То, что эти книги принадлежали Спасо-Прилуцкому монастырю, устанавливается по записи, сделанной скорописью на л. 2 т. 1: «Пролог Прилуцкого монастыря». Оба тома Пролога написаны на пергамене уставом, переходящим в полуустав. Имя писца — Феодот, как указано в сделанных им киноварью приписках: «Господи, помози рабу божию Феодоту написалъ Прологъ. Где буду описалсь, с другом глаголя или неподобно мысля, и вы, отци, чтите, исправливая, а не мозите кляти Бога диля. А кончанъ месяца октября въ 7 день Сергия и Вахка на память» (т. 1, л. 303 об., в т. 2 на л. 255 об. находится схожая запись того же Феодота (шифр: СПДА. А.I.264. Т.1, 2).

Пролог – это древнерусский церковно-учительный сборник, в основе которого лежат византийские Синаксари. По сути, Пролог является сводом сокращенных житий святых, расположенных в календарном порядке. Различают две редакции этой книги. Спасо-Прилуцкий пролог принадлежит ко второй редакции, которая по объему превышает первую в два раза, прежде всего за счет добавления статей назидательного характера. Однако и житийная часть была существенно переработана: в эту редакцию были включены жития некоторых русских святых. Пергаменных списков этой редакции сохранилось очень мало (около десяти), поэтому Спасо-Прилуцкий пролог имеет огромное значение для истории древнерусской книжности.

Ил. 7. Миниатюра «Спас в силах». «Переяславское евангелие». Кон. ХIV-ХV в. Переяславль-Залесский. Писец дьякон Зиновьишко.

Преподобный Димитрий Прилуцкий вологодский чудотворец

Житие вологодского чудотворца, преподобного Димитрия Прилуцкого, составил в середине XV века монах Спасо-Прилуцкого монастыря Макарий. Ценность этого текста состоит в том, что автор-составитель опирался в своем труде на рассказы старца Пахомия, бывшего духовным сыном преподобного. То есть словам жизнеописателя мы можем вполне доверять.

Мирская жизнь вологодского чудотворца Димитрия Прилуцкого

Преподобный Димитрий Прилуцкий родился в начале XIV века в семье богатых переяславских купцов. Как назвали ребенка при крещении — мы не знаем, но знаем, что отец и мать будущего святого были людьми набожными и рано начали учить своего сына грамоте. Учение давалось ему легко, и, еще будучи совсем юным отроком, он уже читал Евангелие и Псалтирь. Любовь сына к священным книгам и его отменное послушание радовали родителей. Огорчало же их его полное пренебрежение к торговым делам, для которых они его предназначали. В конце концов, они, очевидно, смирились с этим, но принять монашеский постриг преподобный Димитрий смог только после их смерти. Он отказался от своей доли наследства в пользу брата и поступил в Горицкий монастырь, чьи величественные стены по сей день возвышаются над Переславлем-Залесским.

Читать еще:  Как правильно поминать усопших в родительский день

Спустя некоторое время преподобный Димитрий вышел из Горицкого монастыря и отправился на болотистое место неподалеку от Плещеева озера. Уединиться ему здесь не удалось: вскоре к нему начали приходить те, кто желал его духовного руководства. Так появился Никольский, что «на Болоте», монастырь (ныне —женский). Было это приблизительно в 1350 году.

В 1354 году состоялась первая встреча преподобного Димитрия с преподобным Сергием Радонежским. До этого момента подвижники много слышали друг о друге, и когда Радонежский игумен пришел в Переяславль по делам своего монастыря, он не преминул посетить преподобного Димитрия. Знакомство переросло в крепкую дружбу, и не раз преподобный Димитрий отправлялся за шестьдесят верст от Переяславля к Сергию Радонежскому:

«желая утешиться его лицезрением и душеполезными с ним беседами».

Скоро весть о подвижнической жизни преподобного Димитрия Прилуцкого дошла и до Москвы, где княжил в то время Дмитрий Донской. При встрече с князем преподобный Димитрий произвел на него столь сильное впечатление, что тот воздал ему «большие почести», поставив наравне с преподобным Сергием, и упросил его стать крестным отцом своего сына (предположительно, старшего—Василия).

В 1368 году преподобный Димитрий оставил Никольский монастырь (сейчас мы бы назвали его уход «бегством от популярности») и отправился в сторону Вологды, где и основал спустя три года Спасо-Прилуцкий монастырь, установив в нем строгий общежительный устав.

Житие говорит, что преподобный Димитрий Прилуцкий был для братии примером во всем: первым шел на монастырские работы, изнурял свое тело «молитвою, постом (питался лишь просфорой и водой) и худостию ризною (то есть плохой одеждой)» и неустанно заботился как о вверенных ему иноках, так и обо всех, кто приходил в обитель за помощью. Но обильная милостыня, которую он подавал на глазах у братии, представляла собой лишь верхушку айсберга. Большую часть милостыни прп. Димитрий подавал тайно. Дело в том, что насельники монастыря время от времени выказывали недовольство теми толпами нищих, которые стекались к обители. Как и всякие слабые люди, они боялись, что «им самим не хватит». И вот, святой игумен старался творить милостыню тайно, дабы роптанием братия «не погубила мзды своея», то есть не лишилась воздаяния в Царствии Небесном.

За свою святую жизнь преподобный приобрел от Бога дар прозорливости. Так, в 1389 году он, работая вместе с братией над какой-то монастырской постройкой, вдруг остановился и сказал:

«Мы, братия, строим сии земные тленные вещи, а благоверный великий князь Димитрий Донской уже не печется вместе с нами о суетном сем житии»

а затем, к изумлению присутствующих, стал вслух молиться об упокоении души князя. Через несколько дней из Москвы пришла весть о смерти Дмитрия Донского.

Сам преподобный Димитрий Прилуцкий окончил свой земной путь в ночь на 11 февраля (по старому стилю) 1392 года. В то мгновение, когда душа его оставила тело, вся келья, а потом и весь монастырь наполнились благоуханием. Именно по нему братия узнала о кончине своего наставника.

Мощи преподобного прославились чудотворениями с начала XV века: в 1409 году в Вологде разразилась эпидемия, и многие получали исцеление от гроба прилуцкого игумена. К XVI веку уже вся Русь почитала святого Димитрия как великого чудотворца и святого России.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Икона Димитрия Прилуцкого

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Многие верующие, которые при жизни не раз доказывали свое ревностное верование в Господа, были казнены или приняли мученическую смерть за это. Но народ не забыл о них. Они почитают их память и обращаются к ним в любой сложной ситуации. Явным примером есть Димитрий Прилуцкий Вологодский Чудотворец. Он всегда помогал не только при жизни, но и отзывается на прошения после своей кончины. Немало чудес произошло по молитвам к его иконе.

Читать еще:  Паска или пасха как правильно

Житие святого

Точной даты его рождения нигде не сохранилось. Есть сведения в некоторых источниках о том, что рожден он был в богатой купеческой семье, проживавшей в Переяславе-Заллеском. По утверждению некоторых источников, житие Димитрия Прилуцкого с раннего детства было направлено на изучение главных истин христианства. Он не играл со своими сверстниками. Как только начал читать, сразу стал изучать священные писания.

В юности он пришел в Переяславский монастырь, где принял монашеский постриг. Он был примером идеального подвижничества. После этого им был основан Никольский общежительный монастырь. Многие считают, что на такое дело его сподвигла встреча с Сергием Радонежским и длительные беседы. Слава о нем и его подвигах распространялась далеко по Руси, и сам Дмитрий Донской решил взять его крестным отцом своего сына.

Те, кто встречались с ним в живую говорили о его неимоверной красоте. Но сам святой считал ее наказанием и поэтому трудился еще больше. Через некоторое время он удалился в вологодские леса, где построил на берегу реки Великой храм на честь Воскресенья Христова. Он хотел основать вокруг него обитель, но местные жители не дали ему под благое дело земель.

Далее он проследовал по Волге, где в 1371 году основал Спасо-Прилуцкий мужской общежительный монастырь. Тут он поучал как нужно жить в любви к Христу. Также он применял свои дары, которыми был награжден Господом. Своими молитвами он не раз помогал людям. О своей кончине он узнал из ведения. Мощи его хранятся в Вологодском Спасо-Прилуцком монастыре.

В чем помогает святой игумен

К данному месту его кончины ежегодно направляются толпы паломников, которые стараются своими молитвами обратить на себя благосклонность. Чаще всего у него просят помощи в долговых тяжбах. Но кроме этого он способен:

  • избавить от алкогольной зависимости;
  • помочь вернуть одолженные материальные средства;
  • избавится от телесных и душевных недугов;
  • избежать соблазнов и прочих дурных мыслей;
  • найти правильное решение в сложной жизненной ситуации.

В летописях есть много упоминаний о чудесах, которые происходили даже после смерти святого. Одно из самых часто описываемых есть то, когда грабитель пробрался в обитель и хотел ограбить гроб. Только он протянул руку, как невиданная сила отбросила его и он умер.

Лик святого

Первое изображение его не дошло до нашего времени, также как и его описание было утеряно. Икона Димитрия Прилуцкого руки Дионисия пребывает в Вологде. На ней описаны события из его жизни и чудеса. Автор был знаком лично со святым и многие считают, что лик излучает те же качества, которыми был полон исполнитель при жизни. Многие списки были написаны по его творению. И большая их часть обладает чудодейственными свойствами.

Чаще всего перед ними читают молитвы. Особенно сильными они становятся в день памяти. Их есть два и припадают они на:

Святыни в честь Димитрия

Так как его считают чудотворцем, то не удивительно, что во многих религиозных сооружениях считается за правило провести молебен на его честь. Но есть и такие, которые носят его имя. Так например, храм Димитрия Прилуцкого в Москве. Это единственное сооружение в память о нем в городе, которое было построено на деньги купца Дмитрия Сторожева.

Первое здание появилось в 1890 году. После революции его закрыли, а в его помещении затем разместилась типография, лаборатория анестезиологии. Позже его возвратили церкви и снова начали проводить службы. На них можно присутствовать и прочитать молитву.

«О священная главо, предивный чудотворче, богоносне отче наш Димитрие! Усердно припадающе к тебе, молимся: яви, нам, смиренным и грешным, многомощное твое заступление. Се бо грех ради наших, не имамы дерзновения ко Господу просити Его даров, нам благопотребных, но тебе, молитвенника к Нему благоприятного, предлагаем и просим: испроси нам у благости Его вся яже на пользу душам и телесем нашим: веру, правду, надежду несумненну, любовь нелицемерну, во искушениих мужество, в злостраданиях терпение, в молитвах постоянство, в благочестии преуспеяние, вожделенное здравие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны, житейских потреб довольство, мир во днех наших и благословение свыше на всякая благая дела наша. Не забуди, чудотворче святый, милостиво посещати обитель свою, грады и веси страны нашея православныя, сохраняя и соблюдая их молитвами твоими от всякого зла. Помяни всех, веру и любовь к тебе имущих и имя твое молитвенно призывающих, и во благих прошения их милостиво исполни, осеняя их свыше святоотеческим твоим благословением. Ей святче божий, не лиши и нас грешных твоего многомощнаго заступления, но сподоби нас кончину жития благую улучити и Царствие Небесное унаследовати. Да воспоем и прославим дивнаго во святых своих Бога нашего, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.»

Но кроме того, есть еще возможность прослушать чтение акафиста Димитрию Прилуцкому. В молитве святым важно вдумываться в слова, которые произносите и не важно, это специальное прошение или они идут от чистого сердца.

Храни Вас Господи!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом игумене Димитрие:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector