Жизнь и учение господа иисуса христа кокин

О телеканале. Блог

Отец Илья: «Счастье — это когда у тебя хорошее настроение!»

Оставлять сообщения могут авторизованные пользователи

Отец Илья Кокин — автор стихов к мультфильмам «Князь Владимир», «Истории Ветхого Завета», консультант многих проектов телеканала

Родился и вырос в Москве. Лет до 13 даже не помышлял о том, что может стать священнослужителем. Время взросления совпало с перестройкой в судьбах страны и в душах людей, поэтому вопрос о выборе жизненного пути решился практически сразу после его возникновения. Окончив школу, поступил в Духовную семинарию, потом в Академию. Более 5 лет нёс иподиаконское послушание при Святейшем Патриархе Алексии II. В настоящее время служит диаконом в одном из московских храмов. Помимо службы, любит заниматься наукой, педагогикой и творчеством — при этом, как сам признается, порой трудно сказать, где заканчивается одно и начинается другое. В научной сфере два основных интереса — христианская антропология, т.е. учение о человеке (ведь, как поётся в одной детской песне, «интересней человека ничего на свете нет») и религиоведение — изучение того, как человек искал Бога на протяжении истории. Все полученные знания, помноженные на писательский дар, преобразуются в интереснейшие вещи — стихи, сценарии, учебные пособия. С телеканалом «Радость моя» сотрудничает с 2005 года, ещё до начала официального вещания. На основе его текстов созданы мультфильмы «Истории Ветхого Завета» и «Князь Владимир», пособие «Дорога к Храму». Активно общается с посетителями сайтов телеканала — «Закон Божий» и «Пасха».

— Кем мечтали стать в детстве?
— В свое время меня сильно впечатлили телепередачи о приключениях Жак Ива Кусто. В детстве я мечтал о том, что у меня будет свой корабль с вертолетом и батискафом для подводных исследований. Мне хотелось бороздить моря и искать затонувшие корабли. Да что «хотелось», мне и сейчас порой этого хочется! Прошлым летом мне довелось побывать на археологических раскопках под Керчью, там находятся развалины крепости, которая была разрушена римлянами в середине I в. по Р.Х. Фактически, эта крепость — свидетель евангельских времен. Должен признаться, я испытал сильные эмоции. Но сейчас я все больше веду «раскопки» в книгах по истории религии и культуры.

— Диапазон Ваших занятий впечатляет: Вы — и священнослужитель, и богослов, и педагог, и поэт, и автор учебных пособий. Наверняка есть еще какие-то занятия, о которых мы даже не знаем. А как бы Вы сами ответили на вопрос: кто Вы, прежде всего, по призванию?
— Да уж, «драмкружок, кружок по фото, а мне еще и петь охота…» Конечно же, я, прежде всего,— священнослужитель, и мне хочется верить, что всё, чем я занимаюсь, так или иначе является различными формами служения Богу и ближнему.

— Зрителям телеканала «Радость моя» Вы знакомы как один из авторов «Историй Ветхого Завета» и пособия «Дорога к Храму». Когда Вы поняли, что слова послушно выстраиваются в строчки?
— Поставить слова в шеренгу, как солдат, несложно. Мне кажется, что настоящее искусство заключается в том, чтобы потом сказать этим солдатам: «Вольно» и после этого они бы не разбежались, а остались в строю и начали непринужденно общаться друг с другом. Конечно же, самое интересное — это писать стихи, это более пассивная работа, чем написание прозаического текста, в ней больше чего-то «медиумического» (да не смутит никого это сравнение), но зато и результат всегда более неожиданный. А писать стихи я начал еще в детстве.

— А какова была Ваша собственная дорога к Храму?
— Мое приближение к религиозной теме, как и у многих советских людей, началось с романа «Мастер и Маргарита», потом мне захотелось прочесть Евангелие. Я считаю, мне сильно повезло в том, что мой подростковый протест был направлен в религиозное русло, а не на саморазрушение, как это порой бывает. А потом, в самый разгар моих исканий Господь сотворил чудо. Это было летом 1990 года, я был в пионерском лагере. Я тогда увлекался стрельбой из винтовки, и меня направили на олимпиаду, в которой принимали участие двенадцать пионерских лагерей — на тот момент это было самое масштабное событие, в котором мне довелось участвовать. Приехав на соревнования, я увидел, что все участники явились со своими винтовками, они тренировались, пристреливали их, а мне пришлось стрелять из местной винтовки, шансов на победу было мало. До выступления оставалось несколько минут, я пошел в парк, сел на скамеечку, набрался наглости и, наверное, первый раз в жизни помолился: «Господи, если Ты существуешь, сделай так, чтобы я занял 1-е место». Конечно, я не стал усложнять Богу задачу, я старался и честно целился, но так ни разу не попал даже в восьмерку, все пули кучно легли одна в одну, но где-то в районе семерки или шестерки. Все было кончено… Каково же было мое удивление, когда мне присудили 1-е место с результатом 49 очков из 50! Судьи учли, что прицел на винтовке был сбит и судили по кучности стрельбы. Ну как после такого можно было оставаться неверующим?!

— Вас можно поздравить — недавно по Вашему стихотворению был создан замечательный мультфильм «Князь Владимир». Когда Вы писали текст, Вы представляли результат?
— Нет, не представлял, мне было важно рассказать интересную историю. Я видел мультфильмы, которые выходили у нас до этого по житиям святых и думал, что и в этот раз будет что-то подобное, но аниматоры совершенно ошеломили меня своим неожиданным решением. Фактически «Князь Владимир» — это эстетский мультфильм в стиле «нуар», ничего похожего мы прежде не делали. Я очень надеюсь, что зрители оценят этот фильм по достоинству.

— Думалось ли Вам когда-то, что придётся принимать участие в создании мультфильмов?
— До того как начал работать на телеканале, нет. Но в детстве, когда смотрел любимые мультфильмы, конечно же, мечтал о том, чтобы оказаться за кулисами этого волшебства.

— Среди Ваших многочисленных проектов наверняка есть те, над которыми Вы работали с бОльшим воодушевлением. Какой из проектов — самый любимый?
— Только что подошла к концу работа над учебно-методическим пособием «Жизнь и учение Господа Иисуса Христа». Это пособие включает в себя учебник, хрестоматию, рабочую тетрадь и видеоматериалы. Над этим проектом я трудился больше года, и он стал определенной вехой в моей жизни, потому что мне пришлось по-новому обдумать и систематически изложить все то, во что я верю, что я усвоил из Евангелия. Еще этот проект отличался от всего того, чем я занимался прежде тем, что впервые мое слово было решающим. Мне доверили разработку концепции пособия, написание текста и даже оформление. Было очень интересно. Проект создан совместно с сотрудниками телеканала «Радость моя» и телерадиокомпании «Мироздание».

— Каковы Ваши ближайшие творческие планы? Многие телезрители, например, интересуются — ждать ли «Историй Нового Завета?»
— Для этого цикла уже написано несколько сценариев. Нужно собраться с силами, чтобы запустить этот долгожданный проект. Надеюсь, что вскоре мы к нему вплотную приступим.

— Каков он, обычный день отца Ильи?
— Знаете, я бы, наверное, никогда не смог работать в офисе, для меня важно, чтобы каждый день протекал в каком-то своем естественном ритме и имел свое особое наполнение. У меня бывают пики активности, когда я успеваю делать все и сразу, но бывают дни, когда мне нужно привести мысли в порядок и позволить себе бездействие. Хотя, конечно, от семейных хлопот меня никто на время не освобождает.

— Какие программы из «телевизора прошлого века», на Ваш взгляд, стоило бы возродить?
— Трудно сказать, телевидение должно соответствовать запросам времени. Сегодня изменилось само отношение к телевизионному продукту. Если в моем детстве показывали «Приключения Электроника» или «Гостью из будущего», то мы старались отложить все свои дела на это время, ведь неизвестно, когда «люди из телевизора» соблаговолят показать нам эти фильмы в следующий раз. Сегодня, если я хочу посмотреть какой-то фильм или передачу, можно купить диск или посмотреть все, что нужно в Интернете. Теперь мы подстраиваем жизнь под себя, а раньше мы умели подстраиваться под жизнь, это делало нас гибче, мобильнее.

— Вы преподаете в школе. Как Вам кажется, значительно ли отличается нынешнее поколение учащихся от того, к которому принадлежите Вы?
— Я учился еще в той школе, в которой нам навязывали коммунистическую идеологию, поэтому, чтобы разобраться в главных жизненных вопросах, людям моего поколения сначала нужно было избавиться от прежних идеологических установок, а уже потом с самого начала искать ответы на свои вопросы. Сегодняшним школьникам в этом плане проще, они общаются с миром без посредников, но зато и вариантов ответов на их вопросы стало больше. А вопросы не изменились: Как строить отношения с окружающими людьми? В чем смысл жизни? Что нас ждет после смерти? Если то, о чем ты говоришь детям, как-то помогает им разобраться в подобных вопросах, они будут внимательно слушать и понимать, так что, несмотря на разницу в возрасте, у нас много общего.

— Как священнослужитель Вы часто общаетесь с посетителями сайта «Пасха» и «Закон Божий». Как Вы думаете — почему некоторым людям проще задать вопрос на сайте, нежели пойти в храм?
— К сожалению, мы почти разучились общаться, глядя собеседнику в глаза. Мы боимся увидеть в них насмешку, разочарование, равнодушие или осуждение. Интернет дает нам чувство отстранённости и безопасности.

— В своих обращениях к читателям и посетителям сайтов Вы часто говорите о позитивности религиозного мышления. Не могли бы поделиться с нашими телезрителями рецептом — как избежать уныния?
— Когда я учился в 1 классе семинарии, к нам на урок пришел один пожилой учитель. Он сел за свой стол и долго смотрел в окно, потом спросил у студентов: «Как вы думаете, что такое счастье? Кто даст правильный ответ, тому я поставлю 5 в полугодии» Студенты начали наперебой отвечать: «Счастье — это когда ты знаешь, что выполняешь волю Божию», «Счастье — это когда помогаешь людям», «Счастье — это когда у тебя большая дружная семья» и т.п. Преподаватель качал головой и говорил: «Это все не то». Когда у студентов закончились варианты, он обвел взглядом класс и сказал: «Счастье — это когда настроение хорошее!» Есть много вещей, которые помогают поднять настроение, и есть много вещей, которые могут его испортить. Рецепт прост: надо пользоваться первыми и избегать вторых.

— Ваше интервью готовится в преддверии светлого праздника Пасхи. Что бы Вы хотели пожелать нашим телезрителям?
— В эти святые дни мы вспоминаем смерть и воскресение нашего Спасителя. Мне бы хотелось пожелать, чтобы в эти дни умерли наши обиды, разочарования, страхи и сомнения, а все то светлое, что живет в наших душах, возродилось бы с новой силой. Христос Воскресе!

Жизнь и учение господа иисуса христа кокин

Учебное пособие «Жизнь и учение Господа Иисуса Христа»

ISBN: 978-5-903091-28-3
Автор: диакон Ильи Кокин
Бумага: офсет
Вес: 1195 г
Год издания: 2013
Гриф: ИС14-324-2896
Издательство: Телерадиокомпания «Мироздание»
Количество страниц: Часть 1 — 183, Часть 2 — 104
Переплет: интегрированный, мягкий
Размер книг: 215 х 304 мм
  • Описание
  • Отзывы (0)
Читать еще:  Блюда на поминки после похорон

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

«Жизнь и учение Господа Иисуса Христа» — это систематизированное изложение Святого Евангелия. Книга может использоваться в качестве учебного пособия как в воскресных, так и в общеобразовательных школах, станет прекрасным подспорьем для самостоятельного изучения Священного Писания. Курс состоит из 33 уроков и делится на 4 раздела. Первые 3 раздела посвящены евангельской истории, а 4-й — учению Спасителя. Книга написана ярким, живым языком, имеет оригинальное, красочное оформление, для чего были использованы лучшие произведения православной иконописи и мировой живописи. После каждого урока имеется раздел с дополнительным чтением, в котором можно найти евангельские и богослужебные тексты (последние приводятся на церковно-славянском и русском языках), отрывки из святоотеческих творений, стихи и художественную прозу. Издание предназначено для детей среднего школьного возраста.

Содержание

Раздел I. Бог стал человеком
1 урок. Священное Писание
2 урок. Рождество и Введение во Храм Пресвятой Богородицы
3 урок. Рождество Иоанна Предтечи
Благовещение Пресвятой Богородицы
4 урок. Рождество Христово
5 урок. Сретение Господне. Избиение
Вифлеемских младенцев
6 урок. Отрок Иисус в Иерусалимском Храме
Крещение Господне
7 урок. Искушение Господа в пустыне
8 урок. Усекновение главы Иоанна Крестителя
9 урок. Опрос по разделу (в Рабочей тетради)

Раздел
II. Евангельские чудеса
10 урок. Первое чудо Христа и призвание апостолов
11 урок. Чудеса Христовы, совершённые
для укрепления веры учеников
12 урок. Чудеса Христовы, совершённые
по вере человека
13 урок. Чудеса Христовы, совершённые
после раскаяния человека
14 урок. Чудесные исцеления бесноватых
15 урок. Опрос по разделу (в Рабочей тетради)

Часть II.

Раздел III. Смерть и воскресение
16 урок. Исповедание апостола Петра
Преображение Господне
17 урок. Воскрешение Лазаря
Вход Господень в Иерусалим
18 урок. Тайная вечеря
19 урок. Суд над Христом
20 урок. Распятие и погребение Христа
21 урок. Воскресение Христово
22 урок. Вознесение Господне. Пятидесятница
Успение Богородицы
23 урок. Опрос по разделу (в Рабочей тетради)

Раздел IV. Учение Господа Иисуса Христа

24 урок. Закон и благодать
25 урок. Внешнее и внутреннее
26 урок. Богатство земное и небесное
27 урок. Пост
28 урок. Молитва
29 урок. Любовь
30 урок. Званые и избранные
31 урок. Промысл Божий
32 урок. Суд Божий
33 урок. Опрос по разделу (в Рабочей тетради)

РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ

Рабочая тетрадь является неотъемлемой частью курса «Жизнь и учение Господа Иисуса Христа», она призвана помочь закрепить полученные знания. Наряду с традиционными заданиями (репродуктивные и проблемные вопросы, задания на соответствие, ребусы, головоломки, кроссворды, тесты, сравнительные таблицы, задания на работу с источниками и словарными словами, контурные карты и пр.) в рабочую тетрадь вошло множество творческих заданий (учебные проекты, синквейн, дидактические игры), многие из них способствуют наработке навыков командной работы. Некоторые задания были специально разработаны для данного пособия. Всё это делает процесс изучения и закрепления пройденного материала живым и увлекательным. Предназначено для детей среднего школьного возраста.

Содержание

Часть I.

Раздел 1. Бог стал Человеком
Урок 1
Священное Писание
Урок 2
Рождество и Введение во Храм Пресвятой Богородицы
Урок 3
Рождество Иоанна Предтечи. Благовещение Пресвятой Богородицы
Урок 4
Рождество Христово
Урок 5
Сретение Господне. Избиение Вифлеемских младенцев
Урок 6
Отрок Иисус в Иерусалимском Храме. Крещение Господне
Урок 7
Искушение Господа в пустыне
Урок 8
Усекновение главы Иоанна Крестителя
Урок 9
Опрос по разделу

Раздел 2. Евангельские чудеса

Урок 10
Первое чудо Христа и призвание апостолов
Урок 11
Чудеса Христовы, совершённые для укрепления веры учеников
Урок 12
Чудеса Христовы, совершённые по вере человека
Урок 13
Чудеса Христовы, совершённые после раскаяния человека
Урок 14
Чудесные исцеления бесноватых
Урок 15
Опрос по разделу

Часть II.

Содержание
Раздел 3. Смерть и Воскресение
Урок 16
Исповедь апостола Петра. Преображение Господи
Урок 17
Воскрешение Лазаря. Вход Господень во Храм
Урок 18
Тайная вечеря
Урок 19
Суд над Христом
Урок 20
Распятие и погребение Христа
Урок 21
Воскресение Христово
Урок 22
Вознесение Господне.
Пятидесятница. Успение Богородицы
Урок 23
Опрос по разделу

Раздел 4. Учение Господа Иисуса Христа
Урок 24
Закон и Благодать
Урок 25
Внешнее и Внутреннее
Урок 26
Богатство земное и небесное
Урок 27
Пост
Урок 28
Молитва
Урок 29
Любовь
Урок 30
Званые и избранные
Урок 31
Промысл Божий
Урок 32
Суд Божий
Урок 33
Опрос по разделу

О телеканале. Блог

Отец Илья: «Счастье — это когда у тебя хорошее настроение!»

Оставлять сообщения могут авторизованные пользователи

Отец Илья Кокин — автор стихов к мультфильмам «Князь Владимир», «Истории Ветхого Завета», консультант многих проектов телеканала

Родился и вырос в Москве. Лет до 13 даже не помышлял о том, что может стать священнослужителем. Время взросления совпало с перестройкой в судьбах страны и в душах людей, поэтому вопрос о выборе жизненного пути решился практически сразу после его возникновения. Окончив школу, поступил в Духовную семинарию, потом в Академию. Более 5 лет нёс иподиаконское послушание при Святейшем Патриархе Алексии II. В настоящее время служит диаконом в одном из московских храмов. Помимо службы, любит заниматься наукой, педагогикой и творчеством — при этом, как сам признается, порой трудно сказать, где заканчивается одно и начинается другое. В научной сфере два основных интереса — христианская антропология, т.е. учение о человеке (ведь, как поётся в одной детской песне, «интересней человека ничего на свете нет») и религиоведение — изучение того, как человек искал Бога на протяжении истории. Все полученные знания, помноженные на писательский дар, преобразуются в интереснейшие вещи — стихи, сценарии, учебные пособия. С телеканалом «Радость моя» сотрудничает с 2005 года, ещё до начала официального вещания. На основе его текстов созданы мультфильмы «Истории Ветхого Завета» и «Князь Владимир», пособие «Дорога к Храму». Активно общается с посетителями сайтов телеканала — «Закон Божий» и «Пасха».

— Кем мечтали стать в детстве?
— В свое время меня сильно впечатлили телепередачи о приключениях Жак Ива Кусто. В детстве я мечтал о том, что у меня будет свой корабль с вертолетом и батискафом для подводных исследований. Мне хотелось бороздить моря и искать затонувшие корабли. Да что «хотелось», мне и сейчас порой этого хочется! Прошлым летом мне довелось побывать на археологических раскопках под Керчью, там находятся развалины крепости, которая была разрушена римлянами в середине I в. по Р.Х. Фактически, эта крепость — свидетель евангельских времен. Должен признаться, я испытал сильные эмоции. Но сейчас я все больше веду «раскопки» в книгах по истории религии и культуры.

— Диапазон Ваших занятий впечатляет: Вы — и священнослужитель, и богослов, и педагог, и поэт, и автор учебных пособий. Наверняка есть еще какие-то занятия, о которых мы даже не знаем. А как бы Вы сами ответили на вопрос: кто Вы, прежде всего, по призванию?
— Да уж, «драмкружок, кружок по фото, а мне еще и петь охота…» Конечно же, я, прежде всего,— священнослужитель, и мне хочется верить, что всё, чем я занимаюсь, так или иначе является различными формами служения Богу и ближнему.

— Зрителям телеканала «Радость моя» Вы знакомы как один из авторов «Историй Ветхого Завета» и пособия «Дорога к Храму». Когда Вы поняли, что слова послушно выстраиваются в строчки?
— Поставить слова в шеренгу, как солдат, несложно. Мне кажется, что настоящее искусство заключается в том, чтобы потом сказать этим солдатам: «Вольно» и после этого они бы не разбежались, а остались в строю и начали непринужденно общаться друг с другом. Конечно же, самое интересное — это писать стихи, это более пассивная работа, чем написание прозаического текста, в ней больше чего-то «медиумического» (да не смутит никого это сравнение), но зато и результат всегда более неожиданный. А писать стихи я начал еще в детстве.

— А какова была Ваша собственная дорога к Храму?
— Мое приближение к религиозной теме, как и у многих советских людей, началось с романа «Мастер и Маргарита», потом мне захотелось прочесть Евангелие. Я считаю, мне сильно повезло в том, что мой подростковый протест был направлен в религиозное русло, а не на саморазрушение, как это порой бывает. А потом, в самый разгар моих исканий Господь сотворил чудо. Это было летом 1990 года, я был в пионерском лагере. Я тогда увлекался стрельбой из винтовки, и меня направили на олимпиаду, в которой принимали участие двенадцать пионерских лагерей — на тот момент это было самое масштабное событие, в котором мне довелось участвовать. Приехав на соревнования, я увидел, что все участники явились со своими винтовками, они тренировались, пристреливали их, а мне пришлось стрелять из местной винтовки, шансов на победу было мало. До выступления оставалось несколько минут, я пошел в парк, сел на скамеечку, набрался наглости и, наверное, первый раз в жизни помолился: «Господи, если Ты существуешь, сделай так, чтобы я занял 1-е место». Конечно, я не стал усложнять Богу задачу, я старался и честно целился, но так ни разу не попал даже в восьмерку, все пули кучно легли одна в одну, но где-то в районе семерки или шестерки. Все было кончено… Каково же было мое удивление, когда мне присудили 1-е место с результатом 49 очков из 50! Судьи учли, что прицел на винтовке был сбит и судили по кучности стрельбы. Ну как после такого можно было оставаться неверующим?!

— Вас можно поздравить — недавно по Вашему стихотворению был создан замечательный мультфильм «Князь Владимир». Когда Вы писали текст, Вы представляли результат?
— Нет, не представлял, мне было важно рассказать интересную историю. Я видел мультфильмы, которые выходили у нас до этого по житиям святых и думал, что и в этот раз будет что-то подобное, но аниматоры совершенно ошеломили меня своим неожиданным решением. Фактически «Князь Владимир» — это эстетский мультфильм в стиле «нуар», ничего похожего мы прежде не делали. Я очень надеюсь, что зрители оценят этот фильм по достоинству.

— Думалось ли Вам когда-то, что придётся принимать участие в создании мультфильмов?
— До того как начал работать на телеканале, нет. Но в детстве, когда смотрел любимые мультфильмы, конечно же, мечтал о том, чтобы оказаться за кулисами этого волшебства.

— Среди Ваших многочисленных проектов наверняка есть те, над которыми Вы работали с бОльшим воодушевлением. Какой из проектов — самый любимый?
— Только что подошла к концу работа над учебно-методическим пособием «Жизнь и учение Господа Иисуса Христа». Это пособие включает в себя учебник, хрестоматию, рабочую тетрадь и видеоматериалы. Над этим проектом я трудился больше года, и он стал определенной вехой в моей жизни, потому что мне пришлось по-новому обдумать и систематически изложить все то, во что я верю, что я усвоил из Евангелия. Еще этот проект отличался от всего того, чем я занимался прежде тем, что впервые мое слово было решающим. Мне доверили разработку концепции пособия, написание текста и даже оформление. Было очень интересно. Проект создан совместно с сотрудниками телеканала «Радость моя» и телерадиокомпании «Мироздание».

— Каковы Ваши ближайшие творческие планы? Многие телезрители, например, интересуются — ждать ли «Историй Нового Завета?»
— Для этого цикла уже написано несколько сценариев. Нужно собраться с силами, чтобы запустить этот долгожданный проект. Надеюсь, что вскоре мы к нему вплотную приступим.

Читать еще:  В пост нельзя жениться

— Каков он, обычный день отца Ильи?
— Знаете, я бы, наверное, никогда не смог работать в офисе, для меня важно, чтобы каждый день протекал в каком-то своем естественном ритме и имел свое особое наполнение. У меня бывают пики активности, когда я успеваю делать все и сразу, но бывают дни, когда мне нужно привести мысли в порядок и позволить себе бездействие. Хотя, конечно, от семейных хлопот меня никто на время не освобождает.

— Какие программы из «телевизора прошлого века», на Ваш взгляд, стоило бы возродить?
— Трудно сказать, телевидение должно соответствовать запросам времени. Сегодня изменилось само отношение к телевизионному продукту. Если в моем детстве показывали «Приключения Электроника» или «Гостью из будущего», то мы старались отложить все свои дела на это время, ведь неизвестно, когда «люди из телевизора» соблаговолят показать нам эти фильмы в следующий раз. Сегодня, если я хочу посмотреть какой-то фильм или передачу, можно купить диск или посмотреть все, что нужно в Интернете. Теперь мы подстраиваем жизнь под себя, а раньше мы умели подстраиваться под жизнь, это делало нас гибче, мобильнее.

— Вы преподаете в школе. Как Вам кажется, значительно ли отличается нынешнее поколение учащихся от того, к которому принадлежите Вы?
— Я учился еще в той школе, в которой нам навязывали коммунистическую идеологию, поэтому, чтобы разобраться в главных жизненных вопросах, людям моего поколения сначала нужно было избавиться от прежних идеологических установок, а уже потом с самого начала искать ответы на свои вопросы. Сегодняшним школьникам в этом плане проще, они общаются с миром без посредников, но зато и вариантов ответов на их вопросы стало больше. А вопросы не изменились: Как строить отношения с окружающими людьми? В чем смысл жизни? Что нас ждет после смерти? Если то, о чем ты говоришь детям, как-то помогает им разобраться в подобных вопросах, они будут внимательно слушать и понимать, так что, несмотря на разницу в возрасте, у нас много общего.

— Как священнослужитель Вы часто общаетесь с посетителями сайта «Пасха» и «Закон Божий». Как Вы думаете — почему некоторым людям проще задать вопрос на сайте, нежели пойти в храм?
— К сожалению, мы почти разучились общаться, глядя собеседнику в глаза. Мы боимся увидеть в них насмешку, разочарование, равнодушие или осуждение. Интернет дает нам чувство отстранённости и безопасности.

— В своих обращениях к читателям и посетителям сайтов Вы часто говорите о позитивности религиозного мышления. Не могли бы поделиться с нашими телезрителями рецептом — как избежать уныния?
— Когда я учился в 1 классе семинарии, к нам на урок пришел один пожилой учитель. Он сел за свой стол и долго смотрел в окно, потом спросил у студентов: «Как вы думаете, что такое счастье? Кто даст правильный ответ, тому я поставлю 5 в полугодии» Студенты начали наперебой отвечать: «Счастье — это когда ты знаешь, что выполняешь волю Божию», «Счастье — это когда помогаешь людям», «Счастье — это когда у тебя большая дружная семья» и т.п. Преподаватель качал головой и говорил: «Это все не то». Когда у студентов закончились варианты, он обвел взглядом класс и сказал: «Счастье — это когда настроение хорошее!» Есть много вещей, которые помогают поднять настроение, и есть много вещей, которые могут его испортить. Рецепт прост: надо пользоваться первыми и избегать вторых.

— Ваше интервью готовится в преддверии светлого праздника Пасхи. Что бы Вы хотели пожелать нашим телезрителям?
— В эти святые дни мы вспоминаем смерть и воскресение нашего Спасителя. Мне бы хотелось пожелать, чтобы в эти дни умерли наши обиды, разочарования, страхи и сомнения, а все то светлое, что живет в наших душах, возродилось бы с новой силой. Христос Воскресе!

Союз онлайн: Есть что сказать

Аудио

Доброго дня всем, дорогие друзья! Сегодня в рамках программы “Есть что сказать” мы не только побеседуем с гостем нашей студии, но и покажем вам замечательное пособие учебного курса “Жизнь и учение Господа Иисуса Христа”. Я представляю вам автора этого курса – дьякона Илью Кокина, клирика храма Казанской иконы Божией Матери, что на Калужской площади в Москве. Отец Илья — кандидат богословия, кандидат культурологии, школьный педагог, сценарист-мультипликатор и поэт.

— Батюшка, я думаю, наши зрители очень обрадуются, узнав, что Вы имеете непосредственное отношение к работе телеканала “Радость моя”.

— Господь сподобил меня в течение 10 лет являться автором и редактором телеканала “Радость моя”, и за эти годы я поучаствовал в таких образовательных проектах, как «Дорога к храму», «Закон Божий», «Истории Ветхого Завета». Поскольку у меня с собой есть упомянутые пособия, хотелось бы пару слов о них сказать.

— Да, пожалуйста!

— Дело в том, что пособие «Дорога к храму» стало в 2013 году победителем Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя». Это пособие было создано на базе замечательной, широко известной православным родителям и педагогам книги С.Куломзиной. Оттуда был взят тематический план — десять тем, которые являются базовыми, фундаментальными для разговора с детьми о Боге, о православной традиции. Это темы о Боге, о церкви, о личности, о семье, о молитве, об историческом сознании, о православном символизме, о мире видимом и невидимом, и в каждой из них даны четыре видеосюжета из разных передач телеканала «Радость моя». Каждый из этих четырех сюжетов ориентирован на определенную возрастную категорию школьного периода (5-7, 8-10, 11-13 и 14-17 лет). Это интересный, занимательный и глубокий по своему содержанию повод для разговора с детьми о таких важных, насущных темах.

— Причем, разговор этот вести можно не только в школе, но и в семье – приобрели, посмотрели всей семьей и тут же обсудили?

— Конечно! Это пособие сопровождается буклетом, в котором даны тематические подводки к каждой из этих десяти тем. Говорится в них о том, какие смысловые акценты стоит поставить при разговоре на ту или иную тему. Также, помимо беседы с детьми у себя дома, это пособие может быть использовано и в воскресных школах, и преподавателями курса «Основы православной культуры», потому что конкурс «За нравственный подвиг учителя» проводится совместно Синодальным отделом религиозного образования и катехизации и Министерством образования. Это пособие было признано и церковными, и светскими экспертами как действительно достойное, полезное и отражающее главное – смысл и темы, которые нужно затронуть при разговоре с детьми о православной культуре.

Еще одно пособие, в создании которого мне довелось поучаствовать в качестве автора и редактора – это мультимедийный проект «Закон Божий». Пособие вышло не так давно и в 2014 году также стало победителем конкурса «За нравственный подвиг учителя». Таким образом, два года подряд наши пособия находят признание, и им дается такая высокая оценка. Вообще, «Закон Божий» – это большой телевизионный цикл, который создавался на протяжении нескольких лет и насчитывает свыше 260 тем. Он содержит блок передач, посвященных историям Ветхого и Нового Заветов, церковной истории, православному вероучению, житиям святых – то есть, это обстоятельный разговор о православной традиции. Из этого огромного числа тем и серий было выбрано 55 наиболее актуальных – квинтэссенция православной традиции, собранная на пяти дисках. Три диска посвящены теории (“Символ веры”, “Церковные таинства”, “Православные праздники»), и два диска – житиям святых, практике, непосредственному применению заповедей в жизни человека.

Изначально мы хотели экранизировать известную книгу Серафима Слободского “Закон Божий”, и первые серии были сняты именно по тексту автора. Однако вскоре мы поняли, что этот материал не очень хорошо адаптируется для телевизионного формата. Тогда были приглашены современные авторы с богословским образованием, которые смогли перевести на доступный язык с современными образами и понятными примерами те вечные темы, о которых говорил отец Серафим в своем курсе.

Ну и, наконец, мультипликационный цикл «Истории Ветхого Завета», который является самым популярным из продуктов телеканала «Радость моя». По милости Божией мне довелось участвовать в создании этого замечательного проекта. Мультфильмы с удовольствием смотрят дети, цикл широко цитируется в Интернете, и часто задают вопрос, не планируется ли создание его продолжения. Продолжение планировалось и, более того, был уже составлен тематический план, была расписана концепция, написано несколько сценариев для этого нового цикла. Из благоговения перед образом Спасителя в Евангелии мы не решились экранизировать саму евангельскую историю, а ограничились притчами. Для нас стало неразрешимой проблемой, как можно языком анимации изображать Спасителя. Нам показалось разумным компромиссом показать детям экранизированные евангельские притчи. К сожалению, этот проект находится в стадии разработки, и пока не ведется речи о его реализации. Отчасти это связано и с финансовыми трудностями, которые сейчас переживает канал. Однако, некоторые из написанных стихов к этому циклу вошли в хрестоматию учебного пособия «Жизнь и учение Господа Иисуса Христа» – они не пылятся ни у кого в письменном столе, этьот талант не был зарыт.

— Отец Илья, получается что Вам (так же, как и нам с коллегами) во время работы над этими пособиями приходилось и приходится решать для себя вопрос: как пересказать то, что тебе дорого? При этом не скатиться в сюсюканье и заигрывание, но в тоже время не говорить высоким слогом, который будет мало понятен, скучен и может только оттолкнуть.

— Вообще проблема разговора с современным человеком о Евангелии заключается в том, что события и явления, о которых мы говорим, очень далеко отстоят от дня сегодняшнего. Кроме того, Ближний Восток по менталитету, историческому сознанию, культуре очень далек от нас. Действительно, в этом и основная задача: перебросить какие-то мосты между тем временем, той культурой и днем сегодняшним так, чтобы это было понятно и доступно. В связи с этим вспоминается эпизод Гефсиманской молитвы, когда Христос обращается к Богу Отцу, просит, чтобы Господь укрепил апостолов: “…да будут едино, как Мы…”, – и потом добавляет: “…Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их… ”. Тогда Господь молился и о нас, и о наших детях. Но прочувствуйте всю меру ответственности — наши дети будут верить или не верить во Христа не со слов апостолов, а с наших слов. Мы становимся звеном в этой многовековой цепи истории христианства, но будем ли мы убедительны, говоря детям о Христе? Я старался говорить просто, образно и, по возможности, касаться каких-то глубин.

— У Вас есть возможность как-то апробировать то, что написано, смотреть на реакцию?

— Я сам преподаю по этому курсу уже второй год и действительно доволен результатом. Несмотря на то, что мое мнение субъективно, мне есть чем сравнить. Пособие «Жизнь и учение Господа Иисуса Христа» вышло год назад, оно состоит из двух частей – учебника и хрестоматии, двух частей рабочих тетрадей. Пришлось делить на 2 части потому, что пособия очень объемные, около 200 страниц каждая часть. Само возникновение пособия – это пример Промысла Божия в действии. Иногда бывает, что вынашиваешь какие-то планы, о чем-то долго думаешь, пытаешься отшлифовать свои мысли и идеи, потом пытаешься доказать тому, от кого зависит решение нужного вопроса, что это надо сейчас делать, потом собираешь команду, пытаешься с этой командой что-то сделать, остаешься недоволен, потому что все всё делают не так… С этим пособием все было наоборот. Во-первых, идея его создания принадлежала не мне. Ко мне обратились с просьбой создать пособие на тему евангельской истории, причем, сроки были очень сжатые. Разговор состоялся зимой, а пособие должно было быть готово уже к сентябрю, к новому учебном году. Все понимали, что успеть написать достойное и серьезно проработанное пособие за такие короткие сроки невозможно, поэтому решили ограничиться рабочей тетрадью к тематическому плану, по которому уже преподают этот курс. Мне было предложено придумать какие-то интересные задания, чтобы детям было интересно по этому курсу работать. Я ответил, что, если делать, то делать хорошо – должны быть учебник, хрестоматия, интересная рабочая тетрадь, которую нужно сделать цветной. Мне дали карт-бланш – впервые дали управлять процессом, и это было очень здорово. Собралась хорошая команда, все всё понимали с полуслова, и к 1 сентября была готова первая половина пособия, а ко второму полугодию мы успели сделать вторую половину.

Читать еще:  Безответная любовь православие

Я преподаю в частной православной школе, и мог наблюдать за своими учениками. Разница стала заметна даже после того, как откопированные задания из рабочей тетради были заменены полноценной цветной индивидуальной рабочей тетрадью, которую дети могли подписать своим именем. И ранее дети работали хорошо, живо включались в рабочий процесс, с большим интересом выполняли задания, слушали учителя, а с этого учебного года, получив полноценный комплект, они стремятся выполнять задания из рабочей тетради раньше изучения соответствующей темы. Недавно в школе проходил опрос на тему, какой из предметов пользуется наибольшим успехом и любовью у детей. После этого меня вызвал директор школы и сказал, что, как ни странно, мой предмет занял второе место после физкультуры.

— Это, действительно, показательно!

— По крайней мере, это интересно. О плодах можно будет судить спустя какое-то время.

— Общаясь с Вами даже столь недолгое время и зная Ваши творческие работы, можно с полным на то основанием сказать об этом проекте, что это живо и тепло. Повторю, это пособие можно использовать не только для преподавания в православных гимназиях, в воскресных школах, но и в семье. Понятно, что в первую очередь надо жить по вере и быть для детей примером в действии – но ведь и рассказывать приходится. Отец Илья, где можно приобрести курс «Жизнь и учение Господа Иисуса Христа»?

— Специально в сопровождение этого проекта был создан сайт www.detovoditel.ru. Детоводитель — буквальный перевод с греческого слова «педагог». Слоганом сайта является фраза “О христианской педагогике на понятном языке”. Пока этот сайт полностью посвящен учебному пособию, там можно прочитать отзывы православных педагогов, даже именитых профессоров…

Можно даже скачать пробный урок, от начала до конца, с тематическим разворотом, хрестоматией, заданиями. Там же можно это пособие заказать.

У меня, на самом деле, есть мечта относительно судьбы этого сайта. Он задумывался как площадка для другого образовательного проекта, и я очень надеюсь, что когда-нибудь этот проект осуществится. Это проект по методической поддержке преподавателей Основ православной культуры, который заключается в создании соответствующего видеокурса. Мы взяли бы некий усредненный курс, наиболее распространенные темы из разных пособий и проводили бы занятия с детьми с использованием специально разработанных наглядных пособий, видеоматериалов в формате открытого урока. Самое главное, что для раскрытия этих тем мы использовали бы инновационные педагогические методики, позволяющие сделать урок интерактивным, максимально вовлечь детей в учебный процесс, чтобы они не были просто пассивными слушателями, а были бы сотворцами этого процесса. Есть очень хорошая пословица, которая, как мне кажется, отражает суть главных принципов педагогики: “Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать это самостоятельно – и я пойму”. Как раз в рамках этого проекта мы бы использовали и демонстрировали педагогам методики, которые позволяли детям не только запомнить, но и понять, что такое православная культура.

Уроки от Адама и до меня. Юным челябинцам предлагают взять интервью у «ожившего» Христа

Современные магистры богословия сожалеют, что в их юности не было таких книг, в которых о христианской педагогике говорили на столь понятном языке.

Книг, в которых даются простые ответы на вопросы: почему Христос родился в семье плотника? Для чего нужны искушения? Может ли милосердие выглядеть как жестокость? Кто на самом деле богат, а кто беден? Что такое путь веры и путь разума? Автором этих книг выступил известный московский священнослужитель и писатель Илья Кокин, побывавший на днях в Челябинске.

Заходя в конференц-зале Челябинского епархиального управления, он аккуратно разложил на столе огромную стопку книг и видеофильмов. Сегодня его аудитория не только представители духовенства, но и учителя воскресных и общеобразовательных школ, родители. Не было, правда, детей, на которых тоже был рассчитан этот необычный семинар, вел его самый маститый в стране специалист по методике преподавания нового курса — «Основы православной культуры».

Сам московский священнослужитель, будучи кандидатом культурологии и кандидатом богословия, имеет уже солидный опыт преподавания этого предмета. Диакон Кокин известен как член Союза писателей Москвы, автор нескольких учебных пособий для воскресных школ. И знают его даже как автора стихов к популярным мультфильмам «Князь Владимир», «История Ветхого завета».
Известный педагог и миссионер провел открытый урок на сакральную тему «Мир видимый и невидимый. Чудо. Молитва». Зал находился под гипнозом человека в рясе, который за два часа превратился в яркого, остроумного и продвинутого лектора. И его интерактивный урок с новейшими мультимедийными пособиями воспринимался на одном дыхании. Илья Кокин представил свою новую книгу для детей с несколько «нескромным» названием «Священная история: от Адама до меня».

Как замечает сам автор, это не очередная «детская» Библия. Здесь описываются важнейшие события от библейских времен до наших дней. То есть до тебя, юный читатель. И для ребенка это очень важный психологический момент: Священная история-то, оказывается, отнюдь не закончилась, она продолжается и сегодня, и даже завтра. И каждый из нас становится героем этой большой истории. А вот каким героем, положительным или отрицательным, это уже решает каждый из нас сам.

Книги, учебные пособия и даже мультфильмы, которые привез с собой Илья Кокин, сориентированы прежде всего на школьных учителей, которые еще в большинстве своем не очень-то и понимают, как и на каком языке беседовать со своими учениками на столь сложную тему. Замечательно в его книгах то, что так высоко ценится в образовательной методике, — возможность научить ребенка мыслить самому, и самому же искать ответы на сложнейшие вопросы бытия. Помните, о чем вопрошал Понтий Пилат Иисуса Христа? Что есть истина.

Еще в 1849 году Чарльз Диккенс написал для своих домочадцев книгу «Жизнь Господа нашего Иисуса Христа», которая отнюдь не предназначалась для публикации, а лишь для семейной чтения. Возможно, что даже такого великого писателя останавливало величие героя, о котором нельзя говорить походя. Но она все же была издана. И ее читают с жадностью.

Сегодня существует немало детской православной литературы. Но, по меткому выражению писателя, доктора филологических наук Андрея Десницкого, она обращается «к маленьким православным как к будущим старичкам».

Еще в 2010 году выходил пробный учебник по основам православной культуры для 4-го класса общеобразовательной школы, автором которого выступил известный российский религиозный и общественный деятель, писатель, богослов и философ Андрей Кураев.
И вот вышел новый курс от Ильи Кокина, который, по мнению многих библеистов, создан для «живых и настоящих детей XXI века, читающих на русском языке». И тетради с творческими заданиями убеждают, что даже на эту тему вполне можно говорить просто и с юмором. Один из вопросов звучит так: «Почему постящиеся люди выглядят угрюмо?» Есть и вполне парный ответ: «Потому что сами этого хотят».

Между тем сам Кокин признается, что перед ним стояла сложнейшая задача показать Иисуса Христа как главного героя евангельской истории. Остается только позавидовать протестантам, которые берутся за эту тему почти с легкостью. А вот у будущих авторов учебного пособия «Жизнь и учение Господа Иисуса Христа» были вполне объяснимые сомнения: правильно ли они поступают и не станет ли такая книга слишком дерзкой? И вообще, насколько может быть вольна трактовка евангелических текстов? Думается, что именно такой уважительно-трепетный подход и помог создать столь необычное пособие, ориентированное на самую сложную аудиторию — подростков. Но труд, кажется, удался. По крайней мере, автор книги трижды (в 2013, 2014 и 2016 годах) становился победителем Всероссийского педагогического конкурса «За нравственный подвиг учителя».

Прорыв в педагогике?

Учебник «Жизнь и учение Господа Иисуса Христа», успешно прошедший апробацию в разных российских регионах, стал бестселлером. А для детей и их родителей и, конечно же, педагогов — настоящим открытием. Таких полноценных, глубоких, а главное, увлекательных и вовсе не скучных книг нашим детям сегодня катастрофически не хватает. В этом признаются и сами педагоги, которые успели отметить одну важную особенность книги: автор развивает у детей возможность «слышать». Слышать и видеть то самое «невидимое». И не только звуки музыки и запахи. Существует огромный духовный мир. Но он невидим. А что есть сам Бог? Самое загадочное явление! И почему об ангелах и бесах, которые тоже невидимы, мы так много знаем? А что есть чудо? Только ли то, что нельзя объяснить? А что есть вера? А если Бог нас видит и слышит отовсюду, то зачем же мы ходим в храм? Только ли потому что именно там происходит таинство? Или потому что там творится соборная молитва? На эти вопросы как раз и помогут ответить новые учебники и рабочие тетради. Их можно использовать не только для основного преподавания Закона Божия в воскресных школах, но и в качестве дополнительных учебных пособий на уроках модуля «Основы православной культуры» комплексного курса «Основы религиозных структур и светской этики».

Учителя признаются, что сами с интересом читают в этих книгах обо всем, что уже завтра понесут в класс. Например, про то, что православный храм делится на три части: алтарь, средний храм и притвор. Почему алтарь символизирует Царство Небесное? И почему христианские храмы строятся алтарем на восток?

В помощь педагогам весь учебный материал четко структурирован поурочно. Одно из заданий посвящается десяти египетским казням. Дети вырезают из тетради фрагменты с изображением соответствующих событий в необходимом порядке, что создает игровое поле. Одна (хорошая) змея символизирует жезл Ааронов. Она перебрасывает игрока вперед. А вот две другие змеи — плохие, они символизируют жезлы языческих жрецов и отбрасывают игрока назад. Так в игровой форме развенчивается несколько предвзятое представление детей о жестокости Ветхого завета.

Живой комикс, построенный по притче о блудном сыне, требуется раскрасить и подписать диалоги. На другом уроке дети могут поиграть в морской бой. При этом одни корабли символизируют какую-то определенную страсть, которую в ходе боя можно побороть. Например, уничтожил четырехпалубник — победил в себе гордость, пал трехпалубник — нет в тебе больше уныния.

А можно побыть и журналистом и взять интервью у «ожившего» Иисуса Христа. Естественно, виртуальное. Или, как следует из методики Ильи Кокина, в мире видимом и невидимом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector